Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
методическая разработка по теме
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование методики Н. А. Зайцева в работе с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения
Цель нашего сообщения — показать возможность использования методики обучения чтению и письму детей с особыми познавательными нуждами.
Методика Зайцева однозначно положительно зарекомендовала себя в работе со здоровыми детьми. Дети с ограниченными возможностями здоровья, поступая в школу, обучаются по специальным программам, основанным на традиционных методах. Поэтому им приходится преодолевать все трудности обучения, которыми грешит наша школа. Методики обучения дошкольников с проблемами развития практически отсутствуют.
Среди детей, занимающихся по методике Зайцева, особую группу составляют дети с глубоким нарушением зрения.
Анализируя возможности методики, пришли к выводу о том, что она может быть использована при обучении чтению слепых и слабовидящих детей, так как основополагающие её принципы дают возможность не только обучать, но и коррегировать проблемы развития, предупреждать их. Для успешного использования методики необходимо адаптировать инструментарий, исходя из психофизических особенностей детей с нарушением зрения.
Научными работами кафедры тифлопедагогики РГПУ установлено, что дети с глубоким нарушением зрения по познавательным возможностям, степени адекватности отражения окружающей действительности не только отличаются от нормально видящих, но и внутри группы имеют большой разброс индивидуально-типологических особенностей. Наиболее значимыми считаются офтальмологический и нейрофизиологический аспекты проблемы.
Зрение — самый мощный источник информации о внешнем мире. Получение этой информации обеспечивается зрительным анализатором, выполняющим основные зрительные функции. Центральное зрение предназначено для восприятия цвета и формы, объектов малых размеров. Периферическое зрение позволяет ориентироваться в сумерках, воспринимать фон и крупные объекты. Бинокулярность — способность пространственного восприятия, удалённости, объёма и рельефа предметов.
Ребёнок с нарушением зрения — термин, касающийся незрячих, частично зрячих и слабовидящих. Такая градация обусловлена прежде всего клиническими формами и степенью глазной патологии. При этом к глубоким нарушениям относят нарушения зрения, связанные со значительным снижением таких важнейших функций, как острота зрения и поле зрения, имеющих ярко выраженную органическую зрительную депривацию. В зависимости от степени нарушения этих функций может наступить слепота или слабовидение. К неглубоким зрительным нарушениям относятся нарушения глазодвигательных функций (косоглазие, нистагм), нарушение цветоразличения (дальтонизм, дихромазия), бинокулярности, снижение остроты зрения, связанное с расстройством оптических механизмов зрения (миопия, гиперметропия, астигматизм, амблиопия).
Исследователями отмечается увеличение количества детей с врождённым характером зрительных заболеваний, наличием нескольких зрительных заболеваний, а также дополнительными нарушениями различных систем организма, сочетающимися со зрительной патологией. Следовательно, индивидуальный подход должен учитывать весь комплекс данных: степень поражения зрительного анализатора, характер нарушения ЦНС.
Прямой зависимости качества зрительного восприятия от остроты зрения и характера заболевания не установлено, но доказана зависимость скорости восприятия и других показателей деятельности зрительного анализатора от индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности (подвижности нервных процессов). Причём эти индивидуально-типологические особенности в процессе воспитания и обучения могут маскироваться, искажаться. Проявление взаимосвязи социальных, биологических, аномальных факторов сложно и многообразно.
У каждой категории детей возникают свои проблемы. Слабовидящие дети используют в отражательной деятельности поражённое зрение. Отсюда пониженная чувствительность при взаимодействии с предметной средой. Показатели, характеризующие эмоции, у них также ниже. У детей быстрее наступает утомление. Страдает правильность узнавания.
У частично зрячих детей наблюдается взаимодействие остаточного зрения и осязания. У слепых происходит замена одного анализатора другими. Нарушения в зрительной системе приводят к обеднению информации, поступающей из внешнего мира, что влечёт за собой множество явных и неявных ограничений в развитии познавательных способностей ребёнка, его эмоциональной и личностной сферы. Дети нуждаются в ранней коррекции и компенсации нарушений всех трёх уровней психического отражения: сенсорно-перцептивного, вербально-логического и уровня представлений. Эффективным фактором коррекции и компенсации может быть деятельность ребёнка в условиях развивающей среды. Использование методики и пособий Зайцева позволяет организовать развивающее пространство для детей с глубокими сенсорно-перцептивными нарушениями.
Существует проблема обучения чтению по системе Брайля поздноослепших и лиц с прогрессирующим слабовидением.
Учитывая особенности восприятия, потенциальные возможности для развития функций сохранных органов чувств, мы сделали попытку адаптировать инструментарий игротеки.
Кубики.
- Рекомендуем увеличить цветовой контраст за счёт использования более светлого тона серого и коричневого фона.
- Увеличить наполнение больших кубиков для распознавания их величины по силе звука.
- Для тактильного восприятия отметить первую грань кубика и направление поворотов (верхняя левая общая вершина для складов ПУ-ПО-ПА, нижняя левая общая вершина для складов ПЭ-ПЫ-П).
- Нанести на правый нижний угол каждой грани склад по Брайлю.
Таблица складов
- Наряду с настенными таблицами использовать таблицы складов меньшего размера для работы с детьми с нарушенным полем зрения.
- В таблицах уменьшенного размера усилить контраст за счёт высветления фона.
- Использовать записи складов в виде бегущей строки, горизонтальной и вертикальной.
- Таблицы складов, выполненные по системе Брайля, настенные (с расположением складов горизонтально — длиной 2 метра), настольные (с расположением складов вертикально — длиной 0,8 метра).
- Использование таблицы складов как тренажёра для развития зрительных функций (фиксация взора, локализация, прослеживание, зрительно-моторные координации).
Читай и пой.
- Отмечаем эффективность использования пособия:
- для развития интонационной стороны речи, ритмичности, музыкальности;
- для формирования фонематического и стилистического слуха;
- для постановки интуитивной грамотности;
- для развития эстетического вкуса;
- для развития чувства сопереживания, эмоциональной чуткости.
- Целесообразно использование бегущей строки при исполнении попевок и песенок.
- На наш взгляд, есть резон применять материал пособия со знакомыми произведениями, обучая чтению поздноослепших.
Пишу красиво
- Пособие может быть с успехом использовано для развития:
- зрительно-моторной координации;
- освоения схемы тела;
- ориентировки на своём теле;
- развития двигательной памяти;
- предупреждения проблем почерка, дисграфии;
- профилактика стресса на буквы;
- создания ситуации успеха и положительного отношения к чистописанию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми, имеющими речевые нарушения
Современные здоровьесберегающие технологии, применяемые на логопедических занятиях....
Использование методик развития интеллектуальной сферы в работе с детьми, имеющими речевые нарушения.
Для обеспечения нормального развития ребенка в целом в программу обучения включается комплекс заданий, направленных на развития когнитивных процессов: памяти, внимание, мышления, воображения, и предпо...
Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми, имеющими речевые нарушения (охрана зрения).
Глаз человека – удивительный дар природы. Он способен различать тончайшие оттенки и мельчайшие размеры, хорошо видеть днем и неплохо ночью. Одни ученые говорят, что 70% всей информации от окружа...
презентация «Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
В презентации представлен опыт работы с технологией В.В. Воскобовича...
«Использование технологии В.В. Воскобовича в коррекционно-развивающей работе с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи»
Использование игровых технологий В.В. Воскобовича в развитии речи детей...
Использование наглядных средств обучения на уроках истории как одно из условий оптимизации учебного процесса в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения
Наглядным называется такое обучение, при котором представления и понятия формируются у учащихся на основе непосредственного восприятия изучаемых явлений или с помощью изображений.Образное преподавание...
Консультация для педагогов «Использование традиционных и нетрадиционных форм здоровьесбережения при работе с детьми, имеющими речевые нарушения»
В статье даны рекомнндации по традиционным и нетрадиционным формам здоровьесбережения....