Публикация "Творческая деятельность как фактор социальной интеграции детей с нарушением слуха"
статья на тему

Хайретдинова Эльмира

Описываются  формах и видах работы в образовательном учреждении, способстаующие социализации учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Творческая деятельность как фактор социальной интеграции детей с нарушением слуха

        Актуальным направлением помощи ребёнку с ограниченными возможностями  здоровья  является его включение в совместную деятельность с  обычно развивающимися детьми, в том числе интегрированное обучение с целью его социальной адаптации.  Интеграция предполагает активное освоение личностью или группой новой для неё  социальной среды. Это особый путь поддержки  и помощи ребёнку в решении задач развития, воспитания, обучения, социализации, соответствующих его возможностям. В качестве источников социализации индивида выступает передача культуры через семейные и другие социальные институты, прежде всего через систему воспитания и образования, а в дальнейшем – через взаимное влияние людей в процессе общения и совместной деятельности.

        Отсюда и возникают различные формы и  виды работы  с целью эффективной организации учебно-воспитательного процесса и социальной адаптации детей  в условиях интеграции.

        Творческая реализация является неотъемлемой частью развития человека, как личности. И особенно разнообразные виды творческой деятельности важны для формирования личности ребёнка: его умений, способностей, интересов и таланта. В творческой деятельности ребёнок развивается, воспитывается и обучается. Главной целью таких занятий является создание комфортной среды для каждого ученика,  исключение негативной оценки его действий, поощрение фантазии, творческой и речевой активности.

         В рамках творческой деятельности в образовательном учреждении проводятся конкурсы чтецов, на которых большое внимание уделяется внятности и выразительной стороне речи. Тематика конкурсов разнообразна: учащиеся читают  стихи  Г. Тукая,  М. Джалиля,  о временах года  и  т.д.  Конкурсы чтецов благоприятно влияют на эмоциональное и речевое развитие  всех обучающихся - как глухих, так и слабослышащих.

        Очень эффективны музыкальные занятия, на которых формируются инструментальные оркестры учащихся. Дети с интересом играют на музыкальных инструментах. Несмотря на значительную  ограниченность музыкально-слуховых возможностей глухих и слабослышащих детей, использование и развитие остаточного слуха создает возможности для восприятия музыки, для воспитания эмоциональной отзывчивости и эстетического вкуса. Творческие коллективы школы активно участвуют в различных танцевальных  и музыкальных конкурсах.

        Развитие социальных навыков у детей даёт возможность посещать им другие образовательно-воспитательные учреждения. Некоторые учащиеся школы-интерната  с интересом посещают детскую художественную школу, где обучаются в группах со слышащими сверстниками. Данные занятия способствуют развитию коммуникативных навыков, учащиеся приобретают бесценный опыт социального взаимодействия, и обогащают свой личный опыт, посещая новые места за пределами школы.

        В любой деятельности во главу угла ставится принцип максимальной успешности. Создаётся ситуация успеха, которая может быть достигнута в разных видах деятельности, и поиск той сферы, где ребёнок получает признание, необходимое для его личностного роста является первоочередной задачей педагогов для успешной социальной интеграции детей с нарушением слуха.

Список использованной литературы:

1. Малахова Т.А. Опыт интегрированного обучения детей с нарушениями слуха в специальной  (коррекционной) школе I вида /Т.А. Малахова // Воспитание и обучение детей с нарушениями  развития. - 2010.- №2.- С.51-57.

2. Малофеев Н.Н., Шматко Н.Д. Интеграция и специальные образовательные учреждения: необходимость перемен // Дефектология. – 2006. - №1. – С.30-35.

3.Шипицина Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья  /Л.М.Шипицина //Воспитание и обучение детей с нарушениями  развития. -2004.-№2.- С.7-9.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музейная работа как фактор развития и воспитания детей с нарушениями слуха

Систематическое посещение музеев делает жизнь глухого подростка эмоционально насыщенной и интересной, повышает уровень его культуры, расширяет кругозор, повышает интеллект, формирует его уверенность в...

МОДУЛИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Мероприятия, направленные на формирование социального развития детей, имеющих нарушения слуха....

Применение ИКТ на уроках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха."Проект исследовательской работы

Учебный проект "Применение ИКТ на урках биологии для развития речи и слуха в целях реабилитации и социальной адаптации учащихся с нарушением слуха" позволит учащимся совершенствовать знания, уме...

Социальная реабилитация детей с нарушением слуха и методы её осуществления

В статье представлены основные виды и средства реабилитации инвалидов с нарушениями слуха....

Формирование диалогической речи, как одно из направлений интеграции и социальной адаптации детей с нарушениями речи.

Краткое содержание: представленные в данном пособии методические рекомендации направлены на создание системы работы по формированию и развитию навыков диалогической речи у учащихся с недостатками слух...

Методическая статья «Организация и проведение вокально-музыкального проекта, как метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения»

В статье рассмотрен метод социальной интеграции детей с глубоким нарушением зрения на примере организации и проведения вокально-музыкального проекта «Поколение»....