Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования
статья
Статья рассказывает о проблеме готовности студентов педагогического колледжа к реализации инклюзивного образования в своей будущей работе.
Инклюзивное образование– процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gotovnost_budushchih_pedagogov_k_realizatsii_inklyuzivnogo_obrazovaniya.docx | 19.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Готовность будущих педагогов к реализации инклюзивного образования.
Инклюзивное образование – процесс совместного воспитания и обучения всех детей, независимо от своих физических, психических, интеллектуальных и любых иных особенностей в общей системе образования вместе со своими сверстниками, где учитываются их особые образовательные потребности, создаются условия в соответствии с особыми потребностями и оказывается необходимая специальная поддержка.
Инклюзия - это гибкая система, которая учитывает потребности всех детей, не только с проблемами развития, но и разных этнических групп, пола, возраста, принадлежности к той или иной социальной группе. Система обучения подстраивается под ребёнка, а не ребёнок под систему.
Мы провели анкетирование студентов Некрасовского педагогического колледжа с целью проверить, готовы ли студенты колледжа к реализации инклюзивного образования в своей будущей работе. В анкете приняло участие 34 человека в возрасте от 17 до 22 лет.
По результатам анкетирования можно сделать вывод, что большинство студентов педагогического колледжа знают о том, что образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организованно совместно с другими обучающимися. Это прописано в Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" в 3 статье, где указаны основные принципы в сфере образования - обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования; гуманистический характер образования и инклюзия. А также в 11 статье этого же документа указано, что в целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или специальные требования включаются в федеральные государственные образовательные стандарты.
Но, несмотря на знание закона, лишь малая часть студентов знакома с отечественным опытом организации инклюзивного образования, а с зарубежным опытом вовсе не ознакомлены.
Большая часть студентов уверена, что в зарубежных странах внедряется инклюзивное образование, чуть меньше студентов считает, что инклюзивное образование активно внедряется в России. Мы можем предположить по результатам предыдущего вывода, что на данные вопросы студенты ответили субъективно, не зная, что есть на самом деле.
В зарубежных странах и вправду очень распространен опыт инклюзии, но и в нашей стране есть такие примеры. Первые инклюзивные образовательные учреждения появились в нашей стране на рубеже 1980 – 1990 годов. В Москве в 1991 году. Начиная с 2006 года и в Санкт-Петербурге реализуется программа инклюзивного образования.
Так же мы задали студентам вопрос - что, по их мнению, необходимо для эффективной реализации инклюзивного подхода в российском образовании, и составили общий рейтинг, исходя из ответов всех опрашиваемых студентов:
- наличие в школе узких специалистов для работы с детьми с ОВЗ (дефектолог, логопед, тьютор и др.)
- современное материально-техническое и программно-методическое
обеспечение образовательного учреждения.
- наличие закона, обязывающего осуществлять инклюзивное образование
- совершенствование системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ.
По мнению студентов, наибольшую трудность при совместном обучении представляют дети с нарушениями общения и поведения, а также дети с нарушением интеллекта. Для работы с такими детьми, по мнению студентов колледжа, педагог должен знать: особенности детей с ОВЗ и приемы, методы работы с ними.
По результатам анкетирования, очень небольшая часть студентов считают, что они на данный момент готовы к работе с детьми с ОВЗ, с точки зрения недостаточной профессиональной квалификации, большинство затруднилось ответить на данный вопрос или же ответили, что не готовы к данному виду работы, также объясняя это тем, что недостаточно подготовлены профессионально. И, по мнению большинства опрошенных студентов, образование детей с ОВЗ лучше осуществлять в специализированных классах общеобразовательных школ и в специализированных образовательных организациях. Можно предположить, что студенты просто опасаются брать на себя такую огромную ответственность, как обучение детей с ОВЗ.
Также в анкете был вопрос о положительном влиянии инклюзивного образования не только на развитие и социализацию детей с ОВЗ, но и на развитие толерантности и эмпатии (сопереживания) их сверстников с обычными образовательными потребностями. Большинство студентов не смогли ответить на этот вопрос, так как, скорее всего им трудно представить
плюсы и минусы инклюзивного образования. Ведь даже когда мы опрашивали одногруппников, многие задавали вопрос - что означает инклюзивное образование. То есть, многие студенты даже не знакомы с этим понятием.
Тем не менее, на вопрос: «Если бы Вам предложили работать в классах, где дети с ОВЗ будут обучаться вместе со сверстниками?», большинство бы согласилось, хотя, конечно, почти половина согласилась бы на условиях достаточной доплаты. И это несмотря на то, что большинство студентов считают себя не готовыми к данному виду работы. Значит, они готовы учиться, повышать свою квалификацию и уверены, что смогут добиться в этом успеха. Категорически отказались бы работать в «смешанных» классах лишь 30% опрошенных.
В одном из вопросов студенты должны были поставить себя на место родителей, в классе которых учится ребёнок с ОВЗ и большинство студентов отнеслись к данному предложению положительно.
По этим данным мы можем сделать общий вывод о том, что студенты считают себя на данном этапе обучения не готовыми к реализации инклюзивного образования. Но при соблюдении условия совершенствования системы повышения квалификации для подготовки педагогических кадров к работе с детьми с ОВЗ, готовы учиться и пробовать свои силы в этой сфере образования.
Инклюзию соотносят с учениками с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью, или с теми, у которых есть, так называемые, особые образовательные потребности. Во всех странах мира и в любых социальных группах общества имеются люди с ограниченными возможностями здоровья, те, кого в нашей стране принято называть инвалидами. Их число в мире значительно и продолжает расти. Очень хорошо, что последнее время всё чаще поднимается вопрос об инклюзивном образовании. Это попытка придать уверенность в своих силах детям с ограниченными возможностями здоровья. Ещё Л.С. Выготский писал: «Необходимо создать такую систему обучения, которой удалось бы органично увязать специальное обучение с обучением детей, имеющих нормальное развитие. При всех своих достоинствах наша специальная школа отличается тем основным недостатком, что замыкает своего воспитанника – слепого, глухого или умственно отсталого ребёнка – в узкий круг коллектива, создаёт такой мир, в котором всё фиксирует его внимание на своём недостатке, а не вводит его в настоящую жизнь. Дети с особыми
образовательными потребностями нуждаются не только в особом отношении и поддержке, но также в развитии своих способностей и достижении успехов при обучении в школе».
Инклюзия предполагает включение абсолютно всех участников образовательного процесса. Это достаточно сложно, так организовать работу, чтобы все без исключения участвовали в деятельности, особенно сложно это сделать начинающим учителям.
По нашему мнению, необходимо ввести курс лекций для студентов средних и высших педагогических заведений на тему инклюзивного образования, в которых бы рассказывалось о методах работы не только с детьми с ОВЗ, но и тех методах, которые используются непосредственно в системе инклюзивного образования, в смешанных классах. Ведь наши старшие коллеги, нынешние педагоги, уже сейчас проходят курсы повышения квалификации по теме инклюзивного образования. И нам тоже необходимо идти в ногу со временем.
Литература:
- Статья «Интеграция, инклюзия: плюсы и минусы» Автор: Комлева Г.М.
- Концепция образования детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном пространстве Санкт-Петербурга (Приложение 2 – глоссарий)
- Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" N 273- ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 31 июля 2020 года
- Выготский Л.С. Основы дефектологии. -СПб.: Лань, 2003
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»...
Цель и задачи реализации инклюзивного образования в образовательной организации
Цель: Создание целостной, эффективно действующей системы инклюзивного образования детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.Для достижения поставленной цели необхо...
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Одной из главных задач образования является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения.Основным ...
Процесс реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.
Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и ...
Реализация инклюзивного образования в работе классного руководителя
В МБОУ «Малокамалинская ООШ № 5» реализуется инклюзивное образование через работу классных руководителей в основной школе, т.к. учебная деятельность осуществляется в отдельны...
«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.1. Срав...