РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
методическая разработка
Одной из главных задач образования является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения.Основным и неотъемлемым условием успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, самореализации в будущей профессиональной деятельности является получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) качественного образования. Для этого необходимо создание благоприятной среды, в которой будут созданы условия для формирования общих и профессиональных компетенций.Применение активных методов, форм и приемов обучения являются необходимым условием организации обучения и повышения эффективности образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_inklyuzivnogo_obrazovaniya_na_urokah.docx | 69.87 КБ |
Предварительный просмотр:
РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ
МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ
Долгина Галина Петровна, почетный работник среднего профессионального образования, преподаватель высшей категории, БУ СПО «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»,
Нижневартовск, galina290560@mail.ru
Загитова Гульфия Анатольевна, преподаватель высшей категории, БУ СПО «Нижневартовский социально-гуманитарный колледж»,
г. Нижневартовск,dtnhjujyuekz@mail.ru
Одной из главных задач образования является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения. В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Основным и неотъемлемым условием успешной социализации, полноценного участия в жизни общества, самореализации в будущей профессиональной деятельности является получение детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) качественного образования. Для этого необходимо создание такой среды, в которой будут созданы условия для формирования общих и профессиональных компетенций.
Группа студентов с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Прежде всего, это определяется особенностями здоровья: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержка и комплексное нарушение развития. Что и является безусловным приоритетом в работе педагога для организации индивидуального подхода с учетом их особенностей.
Специалисты выделяют следующие принципы работы с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья:
- индивидуальный подход к каждому студенту;
- предупреждение утомляемости (используются разнообразные средства: чередование умственной и практической деятельности, преподнесение материала небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности);
- использование методов, активизирующих познавательную деятельность учащихся, развивающих их устную и письменную речь и формирующих необходимые учебные навыки.
- проявление педагогического такта, постоянное поощрение за малейшие успехи, своевременная и тактическая помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности.
Применение данных принципов способствует созданию ситуации успеха, развитию веры студента в собственные силы и возможности, за счет чередования умственных и практических видов деятельности, преподавания изучаемого материала небольшими дозами, использования средств наглядности, ИКТ.
Недостаточный уровень познавательной активности, низкий уровень учебной мотивации и работоспособности, сложности саморегуляции отмечается у большинства лиц с ОВЗ. Применение активных методов, форм и приемов обучения являются необходимым условием организации обучения и повышения эффективности образовательного процесса. Использование данных методов и приемов возможно на любом этапе учебного занятия. Приведем некоторые примеры (см. таб.1).
Таблица 1.
Этапы урока | Методы и приемы работы на уроках математики | Примечание | |
Студенты с ДЦП (нарушением опорно-двигательной системы) | Глухие (слабослышащие) студенты | ||
Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению нового материала | 1)«Исключение понятий». Развитие процессов обобщения и отвлечения. Предлагается ученикам следующее задание: «Из пяти предложенных слов четыре сходны между собой и их можно объединить одним названием. Найдите неподходящее слово и скажите, как можно назвать остальные четыре». 2)Упражнение «Слова». Придумать слова, относящиеся к теме, которые начинаются или оканчиваются определенным слогом (приложение1) | 1)Графические диктанты 2)Таблицы, плакаты, записи на доске, слайды, презентаций | Развитие процессов обобщения Формирование устных вычислительных навыков |
1)Игры для устного счета: «Найди пропущенное число (слово)», «Вставь пропущенное число» (приложение 1) 2) Сигнальные карточки (красного и зеленого цветов) | Развитие внимания, памяти | ||
Этап усвоения новых знаний и способов действий | 1) Использование таблиц, карточек, содержащих подробное изложение алгоритмов решения основных задач по темам курса 2) Уроки с использованием ИКТ, медиа-ресурсов | ||
Этап закрепления нового материала. | Выполнение компьютерного теста на первичное закрепление | 1)Составление опорных конспектов, логико-структурных схем, памяток. 2)Карточки-опоры, дающие возможность переносить способ решения стереотипных основных задач в новые условия( приложение 2) | Создание ситуации успеха |
1) Задания с пропуском элементов, нахождение лишнего элемента, исправление ошибок 2) Зашифрованные пословицы; кроссворды, ребусы, логические задачи. 3) Упражнение: «Выражение». «Слово». 4) Задания в виде шаблонов, где часть письменной работы выполнена, например, напечатано условие, начало решения, которое следует закончить (приложение 1) | Развитие внимания, памяти | ||
Этап контроля | 1) Самостоятельная работа с самопроверкой по шаблону (не более 3-5 типовых заданий) 2) Создание презентации по изученной теме 3)Организация работы в парах, группе с последующей взаимопроверкой | Формирование навыков самоконтроля |
Так как группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то задачей преподавателя является отбор содержания в каждой конкретной ситуации и адекватных этому содержанию и возможностям обучающихся методов и форм организации обучения. Наиболее приемлемыми методами в практической работе преподавателя со студентами, имеющими ОВЗ, считаем коммуникативный, информационно-коммуникационный, частично поисковый; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля.
Современные компьютерные технологии позволяют сделать работу педагога более эффективной и продуктивной. Применение ИКТ расширяет возможности организации образовательного процесса.Использование цифровых образовательных ресурсов дают возможность использовать разнообразный наглядный материал, чертежи, схемы, рисунки. Работая на компьютере обучающийся с ОВЗ получает возможность довести решение задачи до конца, опираясь на необходимую помощь, которую может получить из компьютерных программ без участия педагога. Компьютер проверит все ответы, укажет на ошибки, подскажет, как их исправить. Компьютер способствует формированию у обучающихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Использование информационных технологий позволяет освободиться от нудного традиционного курса обучения, даёт возможность решать более интересные и сложные проблемы.
Умение распознавать геометрические фигуры на рисунках, в моделях, в окружающих предметах, владение графическими умениями формирует пространственное представление человека.
Для лиц с ОВЗ трудностью является процесс овладения материалом по геометрии и тригонометрии, необходимость выполнять построение геометрических фигур, графиков. Использование учебно-методического комплекса (УМК) «Живая математика» способствует повышению успеваемости студентов по данным темам. Данный методический комплекс содержит материал по темам: «Планиметрии», «Стереометрии», динамические чертежи. Используя в процессе обучения данный УМК студенты усваивают новые понятия, определения, теоремы, самостоятельно, без посторонней помощи решают задачи на построения, одним нажатием клавиш, что создает ситуацию успеха и уверенности в своих силах.
Для активизации деятельности учащихся с ОВЗ мы используем следующие активные методы и приёмы обучения:
1. Использование сигнальных карточек при выполнении заданий (с одной стороны на ней изображены геометрические фигуры, с другой – их свойства). Студенты выполняют задание, либо оценивают его правильность. Карточки можно использоваться при изучении любой темы с целью проверки знаний обучающихся, выявления пробелов в пройденном материале. Удобство и эффективность их заключаются в том, что сразу видна работа каждого студента.
2. Использование вставок на доску (число, слово) при выполнении задания, разгадывания кроссворда и т. д. Студентам нравится соревновательный момент в ходе выполнения данного вида задания, т.к. необходимо правильно ответить на вопрос, или выполнить предложенное задание лучше других.
3. Использование активных методов рефлексии. В современной педагогической науке под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов.
В заключении необходимо подчеркнуть, что при специально организованной учебно-воспитательной работе, при благоприятных условиях комплексного и профессионального окружения специалистов общеобразовательной системы, компенсаторные возможности детей оказываются довольно значительными. Большинство из них усваивают элементарные трудовые и социальные навыки, овладевают определёнными знаниями по общеобразовательным предметам. Поэтому необходима педагогическая работа с детьми-инвалидами по специальным программам, с использованием соответствующим им принципам и методам.
Приложение 1.
Задание | Пример |
«Исключение понятий». | Тетраэдр, параллелограмм, параллелепипед, трапеция. Уравнение, неравенство, равносильность, система |
Упражнение «Слова». | Придумать слова, относящиеся к теме, которые оканчиваются определенным слогом «ЛА»: (парабола, числа, гипербола, формула, шкала….) |
«Закономерности» | 198 (32) 356 183 (__) 3622, 4, 6, 8, …1, 4, 9, 16, 2…. |
«Найди ошибку и объясни ее появление» | |
«Математические ребусы» | (линейка)(диаметр) |
«Выражения – слова» | « ЛЕЫЕПАЛАРЛЬН МРЯПЕЫ» - « Параллельные прямые» |
Шаблоны заданий | Продолжи решение неравенства: Продолжи определение: Геометрическое место точек пространства, равноудаленных от данной точки, называется ___________________ Правильный многогранник, состоящий из 4 граней называется _________ Если две параллельные плоскости пересечены третьей, то их линии пересечения _______________ |
Приложение 2.
Самостоятельная работа по теме: «Абсолютная погрешность».
Методические рекомендации | Задание |
Модуль (абсолютная величина) разности между точным числом х и его приближенным значением а называется абсолютной погрешностью приближенного значения числа х и обозначается через α, т.е.׀х-а׀=α. Число а называется приближенным значением точного числа х с точностью до ∆а, если абсолютная погрешность приближенного значения а не превышает ∆а, т.е. ׀х-а׀≤ ∆а Число ∆а называется границей абсолютной погрешности приближенного числа а. По известной границе абсолютной погрешности ∆а находятся границы, в которых заключено точное значение числа х: (х=а±∆а)<=>(а - ∆а≤ х ≤ а +∆а) | 1.Даны приближенные значения числа х= ; а1=0,6; а2=0,66; а3=0,67. Какое из этих приближений является лучшим? 2.Площадь квадрата равна 24,5 ±0,4 (см2). Найти границы измерения площади квадрата. |
Самостоятельная работа по теме: «Логарифмические выражения».
Методические рекомендации | Задание |
Основные формулы, которые надо знать, чтобы справиться с логарифмами:
Кроме того, надо уметь заменять корни и дроби на степени с рациональным показателем, иначе в некоторых выражениях выносить из под знака логарифма будет просто нечего. Формулы замены: | Найти значения выражений: 2) log5 775 − log5 6,2; 3) |
Список использованной литературы
- Закон об образовании - режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
- Ладейщикова Г. Л. «Современные подходы к организации коррекционно –развивающего обучения детей с ОВЗ на уроках математики в основной школе».
- Методические особенности урока математики в классе с детьми с ОВЗ – режим доступа: http://uchitelya.com/
- О современных подходах к профессиональному образованию инвалидов и лиц с ОВЗ – режим доступа: http://nsportal.ru/
- ФЗ о социальной защите инвалидов в РФ – режим доступа: http://www.consultant.ru/
- Кулагина И.Ю. Личность школьника от задержки психологического развития до одаренности: Учебн. Пособие для студентов и преподавателей. – М.: ТЦ «Сфера», 1999. – 192 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация возможностей информационных технологий в преподавании в среднем профессиональном образовании
Статья освещает возможности и специфику реализации информационных технологий в учебном процессе в среднем профессиональном образовании...
Реализация ФГОС общего образования на уроках математики.
В статье рассмотрены составляющие общего приема решения задач....
Реализация экологического образования через уроки математики
Задачи с экологическим содержанием по отдельным темам курса 5-6 классов основной школы. ...
Выступление на РМО учителей математики: «Развитие компетентностно - ориентированного образования на уроках математики, используя проектную технологию».
Глобальные изменения в информационной, коммуникационной профессиональной и других сферах современного общества требуют изменения методических приемов образования, пересмотра прежних ценностных приорит...
Статья: «Особенности преподавания математики в среднем профессиональном образовании»
В статья рассматривается вопрос выбора приёмов и методов формирования и развития общих компетенций....
Организация инклюзивного образования на уроках математики в среднем профессиональном образовании
В данной статье рассмотрены вопросы организации работы с детьми-инвалидами и лицвми с ОВЗ. Описаны принципы работы,приведены практические задания для повышения уровня познавательной деятельности...
ЭЛЕМЕНТЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ
В статье рассмотрены основные элементы инклюзивного образования на занятиях по математике....