«Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)
статья

Пороховская Марина Ивановна

Роль учителя - предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ.

1. Сравнение ООП ООО и АОП ООО.

2. Пакет документов, представляемый педагогом - предметником на консилиум.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon Работа с детьми ОВЗ по АОП ООО387.38 КБ

Предварительный просмотр:

27.01.2023г.  Выступление  Пороховской М.И.

Семинар: «Стратегия и тактика педагогов службы сопровождения инклюзивного образования в работе по смене образовательного маршрута обучающихся с ОВЗ (ЗПР)

Тема: «Роль учителя – предметника основной школы в процессе подготовки доказательной базы при смене образовательного маршрута  обучающихся с выраженными трудностями в освоении образовательных программ».

План:

1. Вступительное слово.

2. Сравнение ООП ООО и АОП ООО.

3. Пакет документов,  представляемый педагогом - предметником на консилиум.

        

1. Здравствуйте уважаемые коллеги: гости и педагоги школы

Классы инклюзивного обучения объединяют самых разных детей, заметно отличающихся друг от друга. Учителю важно понимать и принимать каждого ребенка, учитывая его индивидуальные особенности, структуру дефекта, правильно относиться к имеющимся между детьми различиям.

Приняв  детей  из начальной школы  педагог должен пристальным вниманием окружить каждого ребенка, для того чтобы сформировать представление об их образовательной возможности. Инструментами педагога в этой деятельности является не только наблюдение, но и активные формы обучения: игра, применение ребусов, конкурсы и др. Если каждый ребенок сможет высказаться на уроке или хотя бы попытаться это сделать только тогда учитель сможет сформировать представление о его личностных и метапредметных и предметных  возможностях.

Как же сделать так, чтобы ребенок с ОВЗ, занимающийся по АОП ООО в общеобразовательном классе (инклюзивно) не был потерян, а стал успешным.

Согласно нормативным документам ребенку с ОВЗ

 необходима  постоянная  помощь  в преодолении трудностей в овладении  предметным содержанием, обусловленными недостатками познавательной и эмоционально-личностной сферы, особенно при выполнении контрольных работ по основным предметам (разрешение использовать калькулятор, набирать текст на
ПК с функцией проверки орфографии, пользоваться таблицей умножения, памятками и схемами, облегчающими решение задач определенного типа и т.п.).

2. В каждом классе, которые переходят со ступени начального образования в основное звено есть дети ОВЗ.  В современных условиях инклюзивного образования,  каждый педагог в своей работе должен,  знать две образовательные программы: ООП ООО и АОП ООО.

Обратим внимание на то в чем  глобальное различие двух программ, но в начале отметим, что ни в коем случае АООП  не  нарушает прав детей с ОВЗ на получение доступного и  качественного  образования.

Различия в цели образования. Согласно ООП педагоги работают с базовым потенциалом сформированной личности обучающегося над его развитием. Адаптированная программа предусматривает создание условий для формирования разносторонней личности, тем самым каждый педагог должен понимать, что личность ребенка ОВЗ не сформирована и в том  как она будет формироваться есть ответственность каждого педагога основной школы.

Основные особенности АОП ООО это то, что в ней прописаны особенности обучения детей с ОВЗ и в частности указаны:

  • Особенности психического развития обучающихся с ЗПР обусловливают дополнительные коррекционные задачи учебного предмета, направленные на развитие мыслительной и речевой деятельности, стимулирование познавательной активности, повышение коммуникативной компетентности в разных социальных условиях.
  • Примерные виды деятельности обучающихся с ЗПР, обусловленные особыми образовательными потребностями и обеспечивающие осмысленное освоение содержания образования.
  • Особенности отбора и адаптации учебного материала. Многократное его повторение.
  • Курсивом обозначены темы, изучение которых проводится в ознакомительном плане. Педагог самостоятельно определяет объем изучаемого материала.
  • Примерные контрольно-измерительные материалы
  • Для организации проверки, учета и контроля знаний обучающихся с ЗПР по предметам предусмотрен контроль в виде: контрольных и самостоятельных работ, зачетов, практических работ, письменного ответа по индивидуальным карточкам-заданиям, тестирование.
  • Для обучающихся с ЗПР возможно изменение формулировки заданий на «пошаговую», адаптация предлагаемого обучающемуся тестового (контрольно-оценочного) материала: использование устных и письменных инструкций, упрощение длинных сложных формулировок инструкций, решение с опорой на алгоритм,  использование справочной информации.
  • Предметные результаты освоения АООП ООО ЗПР соответствуют требованиям, заявленным в ФГОС ООО, и раскрываются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с ЗПР.
  • осваивать под руководством педагога и применять знания;
  • классифицировать после предварительного анализа по разным признакам
  • сравнивать по опорной схеме понятия
  • решать с опорой на алгоритм учебных действий познавательные и практические задачи

Если учитель предметник будет правильно реализовывать АОП то  ребенок ОВЗ всегда будет успешным.

 

3.  В основной школе идет усложнение программного материала, и как следствие в 5-6 классах некоторые обучающиеся могут утратить учебный потенциал, перестают быть успешными, замыкаются в себе, устраняется от ответов, затрудняется в решении логических задач.  Педагог предметник должен вовремя увидеть таких обучающихся. Для этого:

1.  При распределении заданий учитель обращает внимание все ли обычные  дети приступили к выполнению своего задания, или некоторые вместе с особенными детьми еще раз прорабатывают тему урока.

 2. В выявлении предметных способностей обучающихся, основным инструментом педагога  являются разноуровневые  задания в тестовых и контрольных работах, при составлении которых  педагоги ориентируются на материалы ВПР и  КИМы ОГЭ. Именно тесты станут основной доказательной базой для родителей, в вопросе смены образовательной программы.

Обучающимся регулярно не справляющимися с тестами имеющими задания повышенного и высокого уровня не выставляются отметки «2», а  предоставляется возможность выполнить задания базового уровня с опорой на схемы, таблицы, алгоритмы.  Анализ, выполняемости работ базового уровня позволяют  педагогу сделать вывод об образовательных возможностях ребенка.

Если ребенок успешно справляется с заданиями базового уровня, у него появляется уверенность в себе. А следующим шагом педагога должно быть коллегиальное обсуждение возможностей и способностей данного обучающегося на других учебных предметах.   Межинформационный обмен позволяет педагогам собрать необходимый материал и подготовить представление на школьный консилиум по смене образовательного маршрута ребенка.

Вывод. Педагог сформирует  пакет документов из образовательных результатов обучающегося, причем в данном пакете должны быть представлены не только отрицательные, но и положительные  результаты, которые в первую очередь будут убедительным фактом для родителей в том, что  их ребенок может быть успешным, а его обучение может стать не стрессом, а интересным и увлекательным занятием.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося и педагога

Методическая разработка предназначена для создания комплекса методических рекомендаций по созданию и сопровождению индивидуально-образовательный маршрутов обучающегося и педагога. Создание «...

Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению Индивидуального образовательного маршрута обучающегося старшей школы

laquo;Мастерство - это то, чего можно добиться, и как может быть известный мастер-токарь, прекрасный мастер-врач, так должен и может быть известным мастером  педагог...  И каждый из педагог...

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося как одно из условий повышения качества образования

Индивидуальный образовательный маршрут обучающегося   как одно из условий повышения качества образования...

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, КАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РЕСУРСНОГО ЦЕНТРА СОПРОВОЖДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье рассматривается деятельность муниципального ресурсного центра сопровождения инклюзивного образования в связи с введением Федерального государственного стандарта. Автор актуализирует внимание ...