Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
учебно-методический материал по психологии
Муниципальный семинар педагогов-психологов «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта занятия
Занятие Тренировка зрительной памяти. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных
операций. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
Класс: 2 «В»
Тема занятия: Занятие 22. Тренировка зрительной памяти. Развитие быстроты реакции. Совершенствование мыслительных операций. Развитие аналитических способностей и способностей рассуждать.
Цель занятия: Создать условия для развития познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих заданий.
Задачи:
1. Развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения.
2. Формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи.
3. Развивать навыки контроля и самоконтроля.
4. формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников
Планируемые результаты:
Содействовать развитие у детей познавательных интересов, возникновение (у кого-то закрепление) интереса к учёбе; снижение тревожности;
Формирование УУД
ЛИЧНОСТНЫЕ самооценка работы своей и работы группы, смыслообразование (какое значение, смысл имеет учение).
РЕГУЛЯТИВНЫЕ: определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ: ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
КОММУНИКАТИВНЫЕ: уметь слушать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме.
Технологии, применяемые на уроке: работа в группах, парами, технология подготовки ребёнка к активной познавательной деятельности, технология развития творческих способностей, информационные и здоровьесберегающие технологии, технология интерактивного обучения.
Оборудование: интерактивная доска, компьютер основной, второй компьютер для слабовидящего ученика, лампа настольная для слабовидящего ученика , презентация к уроку, для самооценки- человечки.
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
I.Организационный момент Создания благоприятного климата в коллектив, развитие интереса к занятию. Обеспечить мотивацию обучающихся на совместную деятельность. | Я очень рада вас видеть сегодня. Улыбнитесь друг другу, гостям и мы начинаем наше занятие. | Проявляют заинтересованность. эмоционально готовятся к занятию.
| Коммуникативные УУД: - слушать и понимать речь других. Регулятивные УУД Обеспечение учащимся организации их учебной деятельности. Эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия. |
II.Мозговая гимнастика Здоровьесберегающая технология Улучшить мозговую деятельность и профилактика нарушений зрения | - Чтобы на занятии нам лучше работалось, выполним «Мозговую гимнастику». 1. Качания головой (упражнение стимулирует мыслительные процессы): дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд. 2. «Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания): нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками. 3. «Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь): «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза. 4. «Зоркие глазки» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): глазами нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки. 5. «Стрельба глазами» (упражнение служит для профилактики нарушений зрения): двигайте глазами вправо-влево, вверх-вниз по 6 раз. | Выполняют упражнения под руководством учителя. | Регулятивные (действия под руководством учителя): - уметь с достаточной полнотой и точностью выполнять упражнения для развития психических процессов. |
III. Самоопределение к деятельности | Откройте тетради на стр.10-11. Рассмотрите задания сегодняшнего занятия. Интересные задания нас ждут. Всем желаем мы удачи! | Открывают тетради, рассматривают задания. Определяют цель своей деятельности.
| Познавательные УУД. Самостоятельное формулирование познавательной цели. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование. Коммуникативные УУД. Сотрудничество с учителем и детьми, высказывание своего мнения, обсуждение. |
IV.Разминка Информационные технологии Подготовка учащихся к активной познавательной деятельности. Развитие сообразительности, быстроты реакции. | С чего начинаем работать. - Он возвещает начало школьной перемены. Что это? (звонок) - Чем пишут на доске? (мелом) - «Дождик» из шланга. Что это? (душ) - Как называются колеса у самолета? (шасси) -Самый толстый друг незнайки. Кто это? (Пончик) -Что такое салочки? (игра) -Что накладывают при переломе? (гипс) - Какое любимое лакомство мышки? (сыр) -Как называется площадка для бокса? (ринг) - У зверушки - на макушке, а у вас- сбоку от глаз. Что это? (уши) | С разминки. Ответы детей | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач Познавательные УУД Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция |
V. Тренировка зрительной памяти Развитие зрительной памяти, произвольного внимания, развитие умений и навыков индивидуальной работы. | Задание №1. Игра «Внимание». Сначала в течение 5 секунд (на счёт: один, два, три, четыре, пять - про себя) взрослый показывает карточки из приложения 22 ( инд. Карточку для млабовидящей учащейся или инд. компьютер). Установка: запомните как можно точнее увиденные, изображения и зарисуйте в рамках. Аналогично проводится работа с другими карточками. Проверка: учителем еще раз демонстрируются карточки. - Проверьте и оцените себя. | Предположительно: внимательно рассмотреть изображения, данные учителем, запомнить их и нарисовать) Дети «рисуют» каждую фигуру в воздухе, а затем - на бумаге. Самопроверка Дети проверяют себя. | Регулятивные: выполнение работы в соответствии с заданным планом; участие в обсуждении и формулировании алгоритма выполнения конкретного задания; контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном; оценка – оценивание качества и уровня усвоения; коррекция. |
VI. Тренировка концентрации внимания, совершенствование воображения | Задание 2 Игра «Шифровальщик». - Представьте, что вы – секретные агенты и получили указание из центра, но оно зашифровано. Используя шифр, как можно быстрее расшифруйте его. Ответ: Агент ждет тебя около Большого театра, завтра вечером. Бонд. Задание №3. Как можно быстрее из каждой строчки выбери лишь те буквы, которые не повторяются, и составь из них пожелание. Ответ: Будьте всегда счастливы. А что еще принято желать?
| Учащиеся под руководством учителя выполняют задания: - рассматривают, запоминают, зарисовывают и дорисовывают до целого изображения. Самостоятельная работа. Взаимопроверка. Расшифровывают слова. Составляют пожелание. | Регулятивные: - выполнять действия, оценка результатов работы. Познавательные: -анализ, сравнение. Коммуникативные: -сотрудничать с товарищами; - осуществлять взаимопроверку. Личностные: - в предложенных ситуациях общения и сотрудничества; - делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога. Познавательные: -анализ, сравнение. Коммуникативные: -сотрудничать с товарищами; - осуществлять взаимопроверку; - участвовать в диалоге; - высказывать свою точку зрения; - оформлять свои мысли в устной речи. |
IX. Коррегирующая гимнастика для глаз. Профилактика нарушений зрения. | Смотрим на экран Зарядка для глаз.
«Зоркие глазки» глазами нарисуйте 6 кругов по часовой и 6 кругов против часовой стрелки. «Стрельба глазами». Двигайте глазами из стороны в сторону, смотря как можно дальше влево, затем вправо, затем вверх и вниз. Повторить 5 -6 раз не спеша. | Выполняют задания. | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения |
VIII. Логически-поисковые задания. Технология применения нового материала. Обучать детей умению наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы, «добывать» новую информацию; развивать речь. | Задание №4. Игра « Так же, как…». А) Проверка: какое слово получилось при перестановке? Ответ: слово «СНЕТА». Почему? Б) Проверка: какая перестановка была сделана в слове «КОФТА»? Что получилось при перестановке из слова «НОСИК»? Ответ: «КОСИН». В) Проверка: что получилось, когда выполнили такую же перестановку в слове «ЛОДКА»? Ответ: «ЛОАКД». Задание №5 Бабушка сварила варенье из малины. При этом на каждые 2 стакана ягод она брала 3 стакана сахару. Сколько стаканов ягод бабушка взяла для варенья, если всего она израсходовала 12 стаканов сахара? Ответ: 8 стаканов ягод взяла бабушка для варенья. Задание №6. Носатики живут в другой Галактике. Их деньги отличаются от наших. Давайте поможем им ответить на вопросы. Проверка: сколько же нанупов в одном дукле? (два) Почему? (8 – это 4 и 4, то есть два раза по четыре). Сколько пого в одной дукле? (четыре) Сколько пого в одном нанупе? (два) Задание №7. Рисунок стр.12. Ответ: 4 треугольника. Задание №8. -Давайте подберем нужные антонимы к многозначным словам. Ответ: Свободный стул - занятый. Свободный костюм – тесный. Мягкий хлеб – черствый. Мягкий шаг – тяжелый. Мелкий дождь – частый. Мелкий ручей – глубокий. Крупный орех – мелкий. Крупный ребенок – мелкий. Худой человек – толстый. Худой карман – целый. | Работа в группах. Ответы детей
Выполняют задание | Познавательные: - находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт; - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; -учиться вместе с учителем и другими учениками давать оценку своей деятельности на уроке. Коммуникативные: - доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной форме; - слушать и понимать речь других. |
VII.Физкультминутка Здоровьесберегающая технология | - Молодцы, мы справились с важными заданиями. Чтобы дальше быть внимательными мы сделаем гимнастику для глаз: «Письмо носом». Можно, например, написать различные буквы, названия предметов, небольшое письмо знакомому. Можно, например, нарисовать какую-то геометрическую фигуру, домик и прочие желаемые элементы. | Выполняют упражнения. | Регулятивные: действия под руководством учителя Личностные: овладение приемами здоровьесбережения. |
X. Логические задачи на развитие аналитических способностей и способности рассуждать. | Задание №9. Давайте выберем верный ответ. Сережа, Миша, Коля, Катя и Галя занимались спортом: трое играли в волейбол, а двое – в теннис. Кто во что играл, если Миша с Катей и Миша с Сережей занимались разными видами, а Коля и Галя – одним видом спорта? Ответ: Миша, Коля, и Галя играли в волейбол, Сережа и Катя – в теннис. Задание № 10. Найди закономерность, впиши номер нужной фигуры. Ответ: №5. | Групповая работа по два ребуса на группу. | Познавательные: -перерабатывать, систематизировать полученную информацию: - делать выводы в результате совместной работы. Регулятивные: -учиться высказывать своё предположение на основе работы с наглядностью. |
XIII. Итог. Рефлексия | - Молодцы, ребята. Вы настоящие умницы умники: дружные, смелые, находчивые, сообразительные. - Какое задание показалось вам наиболее сложным? - Какое задание было самым легким? - А сейчас предлагаю вам оценить свою работу с помощью человечка и цветной лестницы. - Вы работали очень хорошо, мы много сделали . Даже если у кого-то не получилось, это не беда. На следующем занятии всё получится! | Высказывают своё мнение. Высказывают свои впечатления от работы Оценивают себя Ученик помещает человечка (себя) на соответствующую цветовую ступеньку: получилось все отлично хорошо только часть заданий выполнена верно не получилось так, как хотелось | Личностные УУД понимание и оценивание собственного вклада в решение общих задач; Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Познавательные: общенаучные: умение структурировать знания, оценка процесса и результатов деятельности. Коммуникативные: умение выражать свои мысли. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование. |
Предварительный просмотр:
Муниципальный семинар педагогов – психологов «Психолого- педагогическое сопровождение детей с ОВЗ и детей инвалидов в условиях реализации инклюзивного образования»
Выступление педагога-психолога МБОУ «СОШ №2»
Ковылиной Анастасии Михайловны
31.01.2018г.
Психолого-педагогические аспекты проектирования инклюзивной образовательной среды
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) направлен на обеспечение государством равенства возможностей для каждого обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и создания оптимальных специальных условий для получения качественного школьного образования.
Создание всеобъемлющих условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей следует рассматривать в качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Соответствующие условия реализации прав на получение образования детьми с ОВЗ закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации «Об образовании», Федеральных законах от 24 ноября 1995 г. 181ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 24 июня 1999 г. № 120ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», от 24 июля 1998 г. № 124ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», «Конвенции о правах ребенка», Декларации прав ребенка, «Конвенции ООН о правах инвалидов», Программе «Доступная среда для инвалидов», Концепции непрерывного образования.
(Слайд 8). Наш мир переживает коренную смену подходов к образованию и к социокультурной политике в целом. К этим изменениям можно отнести, понятие «инклюзивное образование».
(Слайд 8). Инклюзивное (включенное) образование понимается как процесс совместного воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями и нормально развивающихся сверстников. Инклюзивное образование будет иметь позитивные эффекты лишь в случае создания в образовательном учреждении качественно новой, инклюзивной образовательной среды, содержащей условия для развития и социализации обучающегося с ОВЗ, соответствующие его индивидуальным возможностям и особым образовательным потребностям.
(Слайд 9). Говоря об инклюзивном образовании, следует отметить, что это не только создание технических условий для беспрепятственного доступа детей-инвалидов в ОУ, но и специфика учебно-воспитательного процесса, который должен строиться с учетом психофизических возможностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Включение в учебно-воспитательный процесс инклюзивного образования напрямую затрагивает педагога-психолога. Его роль в данном процессе - создание целостной системы поддержки, объединяющей отдельных детей и педагогов, целые классы и местное сообщество, делающей акцент на возможностях, а не на ограничениях детей.
(Слайд 10). Суть психологической работы с детьми с ОВЗ состоит в снятии нервно-психического напряжения; коррекции самооценки; развитии психических функций - памяти, мышления, воображения, внимания; преодолении пассивности; формировании самостоятельности, ответственности и активной жизненной позиции; преодолении отчужденности и формировании коммуникативных навыков.
(Слайд 11). В своей работе педагог-психолог использует следующие методы психологической реабилитации: беседы, индивидуальные психологические консультации, психологическую помощь, ролевые игры, тренинговые упражнения, группу психологической взаимопомощи и взаимной поддержки, как для детей с ОВЗ, так и для членов их семей.
Создание модели психолого-педагогического сопровождения в инклюзивной образовательной среде можно рассматривать как одно из основных условий и составляющих успешной адаптации всех обучающихся: детей с ОВЗ, детей, не имеющих проблем в развитии, и детей группы риска с трудностями адаптации.
(Слайд 12). Психолого-педагогическое сопровождение в образовательном учреждении строится на принципах:
- Непрерывности. Психолого-педагогическое сопровождение функционирует на всех ступенях образования, благодаря чему и обеспечивается непрерывность процесса сопровождения.
- Системности. Значимость и продуктивность сопровождения определяется его системностью, вниманием к широкому кругу вопросов. Среди них семья, обустройство образовательной среды, обучение и воспитание, взаимодействие детей, вопросы самопознания и личностной самореализации.
- Обеспечения положительного эмоционального самочувствия всех участников образовательного процесса. На всех этапах инклюзивного образования сопровождение обеспечивает положительное эмоциональное самочувствие воспитанников, положительную динамику в развитии и положительные учебные достижения, способствует развитию взаимодействия детей. В этих условиях у детей с особенностями психофизического развития формируется социальная компетентность.
- Индивидуального подхода. Им руководствуются специалисты психолого-педагогического сопровождения – индивидуальный подход к каждому ребенку и его семье.
(Слайд 13). Существуют три основные формы при осуществлении инклюзивного обучения в школе:
- Полная и комбинированная интеграция, где в одной группе, осваивая образовательные программы, совместно обучаются дети с ОВЗ.
- Частичная интеграция показана детям, которые по тем или иным причинам не способны овладеть образовательным стандартом, поэтому они вливаются в группу на часть дня.
- Временная интеграция предполагает объединение всех учащихся компенсирующего назначения с типично развивающимися школьниками не реже двух раз в месяц для проведения различных мероприятий воспитательного характера.
(Слайд 14). Инклюзия помогает развивать у здоровых детей терпимость к психическим недостаткам сверстников, чувство взаимопомощи и стремление к сотрудничеству. Инклюзия способствует формированию у детей с особыми образовательными потребностями положительного отношения к сверстникам и адекватного социального поведения, а также более полной реализации потенциала развития в обучении и воспитании. Инклюзивное обучение реализует обеспечение равного доступа к получению того или иного образования и создание необходимых условий для достижения успеха в образовании всеми детьми.
(Слайд 15). Основными направлениями деятельности педагога-психолога инклюзивного образования являются:
1. Психодиагностика.
2. Психологическая реабилитация.
3. Психологическое консультирование.
4. Развивающая и психокоррекционная работа.
Основными показателями эффективности образовательного учреждения, реализующего инклюзивное образование являются:
- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, показывают положительную динамику в развитии (особенно в развитии социальных навыков);
- все дети, включенные в инклюзивный образовательный процесс, адаптированы и приняты детской группой, с желанием посещают образовательное учреждение, получают помощь и поддержку в овладении образовательной программой;
- родители детей с ОВЗ понимают, как перспективу развития их ребенка, так и актуальные задачи и ответственность, стоящие перед ними в процессе включения ребенка в образовательную среду.
(Слайд 16). Большая проблема при работе с детьми с ОВЗ и инвалидов – это выявление семейных психологических механизмов, которые оказывают влияние на особенности поведения и психическое здоровье детей, поэтому очень важно психолого-педагогическое образование родителей. Родители детей с ОВЗ не только значительно дольше несут ответственность за своего ребенка, чем родители здоровых детей, но и лучше, чем кто-либо, знают его личностные особенности.
Задачей психологической работы с родителями детей с ОВЗ и инвалидов является выявление и развитие индивидуальных ресурсов членов семей, внутрисемейных ресурсов. Все поставленные задачи решаются через различные формы взаимодействия с семьей. Используя традиционные формы и методы работы с родителями (классные и общешкольные родительские собрания, индивидуальные консультации, лекции, родительские тренинги), а также относительно новые формы взаимодействия - психологические разминки, практикумы, выпуск информационных буклетов, памяток).
Практика показала, что наиболее эффективной формой работы с родителями в ОУ являются родительские собрания в активных формах с участием учителей. На таких собраниях-тренингах родители размышляют о психофизических закономерностях развития ребенка; учатся понимать мотивы поведения ребенка, расширяют личный арсенал средств взаимодействия с ребенком; получают профессиональную психолого-педагогическую поддержку в поиске эффективных способов воспитания.
(Слайд 17). В нашем общеобразовательном учреждении учатся 15 детей-инвалидов. Из них: с нарушением зрения 1 учащийся, с нарушением опорно-двигательного аппарата - 7 учащихся и другие заболевания - 7 учащихся. Одним из них является учащаяся 2в класса (ребенок инвалид - с глубоким нарушением зрения).
(Слайд 18). Слабовидящие дети имеют различные отклонения в психофизическом развитии, нуждаются в специальной коррекционной помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей со зрительной патологией. Раннее выявление отклонений в развитии ребенка, своевременное начало коррекционно-развивающей работы, психолого-педагогическая и медицинская поддержка семьи слабовидящего ребенка - все это позволяет принципиально изменить всю дальнейшую жизненную траекторию развития такого ребенка, улучшить качество жизни его семьи, предотвратить ограничения деятельности.
Обучающимся данной группы характерно: снижение общей и зрительной работоспособности; замедленное овладение письмом и чтением, снижением координации движений, их точности, трудностями зрительного контроля; затруднение выполнения зрительных заданий, требующих согласованных движений глаз, многократных переводов взора с объекта на объект; возникновение трудностей в овладении измерительными навыками, выполнение заданий, связанных со зрительно-моторной координацией и зрительно-пространственным анализом и синтезом.
При слабовидении наблюдается своеобразие становления и протекания познавательных процессов, трудностях реализации мыслительных операций, в развитии основных свойств внимания.
(Слайд 19). В рамках программно-методического обеспечения обучения и воспитания и психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями зрения, а также по запросу родителей для данного ученика был разработан индивидуальный образовательный маршрут (план), который включает в себя не только освоение основной образовательной программы, но и оказание психологической помощи, направленной на развитие познавательных способностей по программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам». Данный ребенок занимается в классе второй год, в ученическом коллективе 1 раз в неделю в групповой форме. Для нее организуется дополнительное освящение, выделяются индивидуальный компьютер и индивидуальные карточки. Также для данного обучающегося проводится коррекционная работа по развитию осязания и мелкой моторики, зрительной ориентировки в пространстве.
(Слайд 20). Результатом реализации данного индивидуального образовательного плана за текущий период может являться положительная динамика показателей достижений данным учеником, за 2016-2017 учебный год.
(Слайд 21). Таким образом, включение ребенка в инклюзивную образовательную среду – это сложный процесс взаимодействия как педагогического коллектива, так и родительского сообщества. И одним из ключевых способов воздействия на микроклимат в детском коллективе является психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного процесса, которое способствует максимальному раскрытию потенциальных возможностей различных категорий обучающихся, учитывая индивидуальные возможности и образовательные потребности каждого обучающегося.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ СРЕДСТВАМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИ»
Инклюзия в дополнительном образовании....
Логопедическое сопровождение детей с ТНР и детей-инвалидов в условиях реализации ФГОС ДО
Презентация...
Проект «Развитие системы поддержки детей с ОВЗ и детей-инвалидов средствами дополнительного образования»
Дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья традиционно рассматриваются как одна из наиболее уязвимых категорий детей с точки зрения их социальной усп...
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДНЕВНИКОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (УРОВЕНЬ ООО)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАБОТЕ С ДНЕВНИКОМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ (УРОВЕНЬ ООО)...
Презентация выступления на районной конференции педагогов «Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра»
laquo;Система комплексного психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов в условиях Ресурсного центра» Презентация на районной августовской конференции педагогов П...
Программа психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение детей-инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) можно рассматривать как комплексную технологию психолого-педагогической поддержки и по...
Доступность дошкольного образования для детей с ОВЗ и детей-инвалидов: тенденции и перспективы
Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детьми-инвалидами образования – ключевое условие их успешной социализации, а также обеспечения их полноценного участия в жизни общ...