Процесс реализации инклюзивного образования в Российской Федерации.
учебно-методический материал

Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и во все его помещения (это и пандусы, и подъёмники, и лифты для инвалидов). Во-вторых, должна быть сформирована особая образовательная среда. Дети с ОВЗ требуют особого внимания и подхода. Далеко не каждый педагог может справиться с ними. Это тяжёлый и ответственный труд, который должен высоко цениться, ведь педагог, работая с, по сути, больными детьми, несёт ответственность не только за их образование и воспитание, но и за поддержание правильной атмосферы в классе. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, и даже психиатром. Осуществить эту проблему в одиночку практически невозможно. На помощь учителям должны прийти и федеральные законы (не только на бумаге, но и на деле), руководство и коллектив школы, и сами родители.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Процесс реализации инклюзивного образования

в Российской Федерации.

Демидова Нина Семёновна,

учитель математики

МБОУ «СОШ № 5» г. Обнинска

Сам термин «инклюзии» означает процесс вовлечения, включения. ЮНЕСКО понимает под инклюзией процесс «обращения и реагирования на разнообразие потребностей всех обучающихся через участие в обучении, культуре и сообществах и сокращении отказа от поступления в школы и исключении из них»[1]. Цель такого процесса – создание свободной среды обучения и профессиональная подготовка людей с ограниченными возможностями здоровья. При этом следует отличать инклюзию от интеграции (которая, в свою очередь, является частью инклюзии). Зачастую в нашей стране эти два понятия путают. Под интеграцией подразумевается обучение детей с ОВЗ совместно с обычными детьми, т.е. при этом образовательная программа остаётся неизменной и дети вынуждены адаптироваться, стараться идти в ногу со всем классом. Подразумевается, что в процессе инклюзии могут участвовать люди с когнитивными, физическими и ментальными отклонениями, инвалиды, дети трудовых мигрантов, дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации и пр. В нашей стране это направление только начинает развиваться, в то время как странах Европы и США уже давно используется целый комплекс образовательных подходов. К таким подходам можно отнести, например, интеграцию (когда, как было отмечено выше, дети с ОВЗ обучаются совместно со сверстниками, при этом образовательная программа остаётся неизменной и никак не приспособленной под их нужды); инклюзию (когда образовательные заведения реформируются под нужды детей с ОВЗ, происходит перепланировка учебных помещений, изменятся школьная программа); мэйнстиминг (в этом случае дети с ОВЗ временно обучаются со своими сверстниками, встречаются с ними на праздниках, вместе проводят досуг).

Ввести инклюзивное образование в России пытались ещё с 80-х – 90-х годов, когда в 1991 г. в Москве открылась первая школа инклюзивного образования «Ковчег» по инициативе Центра лечебной педагогики и родительской общественной организации. С тех пор прошло почти тридцать лет, однако до сих пор приходится сталкиваться с рядом серьёзных проблем при интеграции детей с ОВЗ в общеобразовательный процесс. Это и, элементарно, отсутствие подъёмников и пандусов, звуковых светофоров и парковочных мест для инвалидов рядом со школами и пр. Условно все проблемы можно разделить на ресурсные и социальные. К ресурсным проблемам относится нехватка материальных средств для удовлетворения потребностей особенных учащихся, с одной стороны, и с другой – нехватка специальных знаний и отсутствие чёткой политики школы в отношении инклюзии. Ресурсные проблемы, в свою очередь, можно поделить на два фактора: материальные ресурсы (отсутствие или нехватка материальных средств и специального оборудования, низкая заработная плата педагогов), а также информацию и знания. Отсутствие эффективной образовательной программы, непонимание того, как дети с ОВЗ будут сдавать ЕГЭ практически наряду со своими здоровыми сверстниками, отсутствие психологов и так называемых «коучеров» (инструкторов), которые должны отвечать за интеграцию особенных детей в общеобразовательный процесс, и пр.

К социальным проблемам относится несовершенство федерального закона по отношению к образовательному процессу детей с инвалидностью, отсутствие единой государственной политики по отношению к инклюзии.В эту же группу мы можем отнести отсутствие программ по сопровождению ребёнка с инвалидностью, а также наличие культурных стереотипов к людям с ОВЗ, когда детей изолируют если не физически, то морально от нормальной социальной активности и совместного досуга со здоровыми детьми.

Инклюзивное образование требует комплексного подхода. Во-первых, здание школы должно быть готово принять детей, например, с двигательными нарушениями, должен быть свободный доступ в школьное здание и во все его помещения (это и пандусы, и подъёмники, и лифты для инвалидов). Во-вторых, должна быть сформирована особая образовательная среда. Дети с ОВЗ требуют особого внимания и подхода. Далеко не каждый педагог может справиться с ними. Это тяжёлый и ответственный труд, который должен высоко цениться, ведь педагог, работая с, по сути, больными детьми, несёт ответственность не только за их образование и воспитание, но и за поддержание правильной атмосферы в классе. Он должен быть не просто педагогом, но и психологом, и даже психиатром. Осуществить эту проблему в одиночку практически невозможно. На помощь учителям должны прийти и федеральные законы (не только на бумаге, но и на деле), руководство и коллектив школы, и сами родители.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. – М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013. – 33 с.
  2. Голубева Л. В. Инклюзивное образование: идеи, перспективы, опыт. – Волгоград: "Учитель", 2014. – 95 с. 
  3. Дебра Лич. Прикладной анализ поведения. Методики инклюзии учащихся с РАС. — М.: "Оперант", 2015. – 176 с.
  4. Дэвид Митчелл. Эффективные педагогические технологии специального и инклюзивного образования. – М.: РООИ «Перспектива», 2011. –  137 с. 
  5. Инклюзивное образование / Гусева Т. Н.. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
  6. Инклюзивное образование в России. – М.: «Бэст-принт», 2011. — 85 с. 
  7. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие. Ахметова Д.З., Нигматов З. Г., Челнокова Т. А. и др. / Ахметова Д. З. – Казань: Познание, 2013. – 204 с.
  8. Перфильева М. Ю., Симонова Ю. П., Прушинский С. А. Участие общественных организаций инвалидов в развитии инклюзивного образования / Туркина Т. Г. – М.: Министерство экономического развития Российской Федерации, 2012. – 60 с.
  9. Развитие инклюзивного образования: сборник материалов / Составители: С. Прушинский, Ю.Симонова. – М., Перспектива, 2017.
  10.  Сигал Н. Г. Инклюзия сегодня: за и против. – Казань: Отечество, 2017. –  200 с. 

[1]Алёхина С. В. Инклюзивное образование: история и современность. — М.: Педагогический университет "Первое сентября", 2013. — 33 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Выступление на родительском собрании  "ЗАКОН ОБ ОБРАЗОВАНИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"...

Выступление на муниципальном семинаре по технологии по теме "Концепция развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации"

В проекте Концепции развития технологического образования в системе общего образования Российской Федерации представлена система взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные напра...

РЕАЛИЗАЦИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В СРЕДНЕ-ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Одной из главных  задач образования  является создание условий для достижения высокого качества образования путем обеспечения доступности, индивидуализации, дифференциации обучения.Основным ...

2010г. Почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", за заслуги в области образования, приказ Минобрнауки России.

2010г. Почетное звание "Почетный работник общего образования Российской Федерации", за заслуги в области образования, приказ Минобрнауки России....