Доклад"Инновационные педагогические технологии в кружковой работе"
статья
Время стремительно бежит вперёд. Наступил мир технологий, компьютеров, гаджитов. И обычным занятием творчества ребёнка не удивить. И для того, чтобы детям было интересно и возникло желание трудиться необходимо внедрение инновационных технологий в работу кружков, объединений, секций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsion._opyt.doc | 96.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Декоративно прикладное творчество как средство развития гармоничной личности.
Условия формирования опыта
Опыт формировался и апробировался на базе МБУ ДО «Дом детского творчества» Чамзинского муниципального района республики Мордовия. Он основан на переработке и творческом анализе материала, представленного в педагогической литературе, изучении опыта коллег и внедрение в работу форм и методов, способствующих развитию гармоничной личности ребёнка.
Данный опыт работы может быть использован педагогами дополнительного образования, педагогическая деятельность которых направлена на развитие гармоничной личности учащихся.
Актуальность
«Ребенок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество — верная дорога к сердцу ребенка».
В.А. Сухомлинский
Одной из основ развития гармоничной личности ребёнка является декоративно-прикладное искусство.
Декоративно – прикладное искусство это народное творчество. А народное творчество – источник чистый и вечный. Он благотворно влияет на детей, развивает их творчество, вооружает знаниями, «несет детям красоту». Это идет от души, а душа народная добра и красива.
Познавая красоту народного творчества, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Образуются образные представления, мышления, воображения. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы народно-прикладного искусства, которые им понравились, у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируются эстетические чувства и художественный вкус. У детей формируются разнообразные способности – как художественные, так и интеллектуальные, которые проявляются в интересе к красивым вещам и манере красиво одеваться, знакомят их с произведениями народного искусства, дают им необходимые творческие знания, развивают трудовые умения и навыки, т. е осуществляют психологическую и практическую подготовку к труду, к выбору профессии
Занятия рисованием, аппликацией и конструированием, вышивкой и квиллингом – замечательные способы повлиять как на развитие творческих способностей детей так и на гармоничное развитие личности
Подводя итог к выше сказанному, можно с уверенностью утверждать, что развитие гармоничной личности обучающихся с творческим мышлением имеет особую актуальность и является одной из главных целей системы образования.
Разбудить в каждом ребёнке стремление к самовыражению и творчеству, добиться того, чтобы работа вызывала чувство радости и удовольствия. Это касается всех обучающихся, ведь в кружок принимаются дети с разной степенью одарённости и различным уровнем базовой подготовки, что обязывает педагога учитывать индивидуальные особенности детей, обеспечивать индивидуальный подход к каждому ребёнку. Для развития личности и творческих способностей детей необходимо создавать соответствующие условия: раннее начало, создание специальной обстановки и атмосферы свободного и радостного творчества, разнообразия творческой деятельности и умелое руководство. Поэтому в процессе обучения реализуется дифференцированный подход.
Сегодня многие забытые виды декоративно-прикладного искусства возрождаются снова, и тесно переплетаются с самым молодым видом искусства - дизайном. Новизна программы заключается в том, что она объединяет в себе обучение основным приёмам работы в разных техниках и выполнение изделий с использованием тенденций современного дизайна.
Педагогические технологии
При выборе педагогической технологии учитываю уровень подготовки детей, возраст, индивидуальные особенности и способности детей.
Технология сотрудничества – технология совместной развивающей деятельности взрослых и детей, скреплённой взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, совместным анализом хода и результата этой деятельности.
Личностно-ориентированное обучение – в центре внимания - личность ребёнка, который должен реализовать свои возможности. Содержание, методы и приёмы личностно-ориентированных технологий обучения направлены, прежде всего, на то, чтобы раскрыть и развить способности каждого ребёнка.
Игровые технологии – в основу положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта.
Здоровье сберегающие технологии – система по сохранению и развитию здоровья всех участников – взрослых и детей, представлены в виде комплексов упражнений и подвижных игр для физкультминутки.
Модульное обучение – направленность – индивидуальное обучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей.
Развивающее обучение – создание условий для развития психологических особенностей: способностей, интересов, личностных качеств и отношений между людьми, при которых учитываю и использую закономерности развития, уровень и особенности индивидуума
Ведущая педагогическая идея
Ввести обучающегося в мир творчества, дать ему возможность поверить в себя, в свои силы и возможности, в свои способности, развитие которых выступает своеобразной гарантией социализации личности ребёнка в обществе, является ведущей педагогической идей опыта Чтобы воплотить мою идею в жизнь, необходимы следующие условия:
- внедрение новых педагогических технологий и форм работы с детьми:
- создание благоприятной атмосферы, эмоционального фона, для каждого ребенка, творческое содействие;
- постоянный творческий поиск методов, форм и приемов, которые будут вносить многообразие и многогранность в творческую деятельность детей;
- накопление и систематизирование собственного опыта работы, изучение опыта коллег, постоянное расширение кругозора и изучение всех вновь появляющихся тенденций и направлений в этой области воспитания.
Технология опыта.
Целью является - формирование у учащихся художественной культуры как составной части материальной и духовной культуры, развитие художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративно- прикладного искусства.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
Раскрыть истоки народного творчества;
Формировать образное, пространственное мышление и умение выразить свою мысль с помощью эскиза, рисунка, объемных форм;
Приобретение навыков учебно-исследовательской работы.
Развивать смекалку, изобретательности и устойчивый интерес к творчеству художника, дизайнера;
Формирование творческих способностей, духовной культуры;
Развивать умение ориентироваться в проблемных ситуациях;
Развивать способность к синтезу и анализу, гибкость и мобильность в поисках решений и генерирования идей.
Осуществлять трудовое, политехническое и эстетическое воспитание обучающихся;
Воспитывать в детях любовь к своей родине, к традиционному народному искусству;
Добиться максимальной самостоятельности детского творчества.
Занятия в кружке «Секреты мастерства» ведутся по модифицированной программе, рассчитанной на два года обучения. В своей работе я использую разнообразные методы ведения занятий:
Словесные (беседа, рассказ - объяснение);
Наглядные (наглядные пособия, демонстрация приёмов работы, самостоятельное наблюдение);
Практические (выполнения заданий, овладения приёмами работы, приобретения навыков).
Формы подведения итогов
Подведение итогов осуществляется в виде составления альбомов готовых работ; книжек – раскладушек с работами; проведение выставок; участие в конкурсах детского творчества на муниципальном и региональном уровнях.
Создание портфолио является эффективной формой оценивания и подведения итогов деятельности обучающихся.
Содержание работы
Знакомство ребенка с русским народным декоративно-прикладным искусством опирается на принцип общей дидактики - связи с жизнью, систематичности и последовательности, индивидуального подхода в обучении и художественном развитии детей, наглядности.
Развитие личности ребёнка нельзя себе представить без творческих его способностей, которые он приобретает на занятиях декоративно-прикладного искусства. Это в предварительном создании эскизов на бумаге; в продумывании элементов узора; в расположении их на объемах; в создании предметов декоративного характера; умения найти способ изображения и оформления предмета; в перенесении задуманного декоративного узора на изделие. На занятиях кружка у детей пробуждается вера в своих творческих способностях, индивидуальности, неповторимости, вера в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость. Разная организация занятий, использование наглядного материала, художественного слова, музыки – все это помогает детям попасть в необычный мир искусства. На занятиях большое внимание уделяю игровым моментам, викторинам, загадкам, ребусам. Провожу беседы на разнообразные темы.
Это делает занятия живыми и интересными
Учитывая, что работа требует от детей большой усидчивости, приводящей к их утомляемости, особое значение придается здоровьесберегающим технологиям. На занятиях проводятся физкультминутки, упражнения для пальцев рук, глаз, помогающие снять статическое утомление мышц, ослабить умственное напряжение, снять зрительное утомление.
Большое внимание уделяю работе с родителями. Информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.
Результативность опыта
Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.
Выставочная деятельность является важным итоговым этапом занятий
Выставки могут быть:
- однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
- постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
- тематические - по итогам изучения разделов, тем;
-итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Контроль за усвоением воспитанниками программы осуществляется с помощью следующих методов: педагогическое наблюдение, педагогический анализ результатов тестирования, опросов, выполнения учащимися диагностических заданий, решения задач поискового характера, активности обучающихся на занятиях , а также взаимопроверки и самопроверки
Итоги практических занятий подводятся самоанализом и самооценкой своих работ, а также сверстников и педагогов.
Одна из форм результативности – это выставки детских работ. Совместно с детьми отбираются лучшие работы, при этом учитываются мнение ребят. Данная форма работы помогает сформировать у детей способность объективно оценить свою работу и работу товарищей, т.е. учитывать положительные и отрицательные стороны, развивает стремление к более качественному выполнению работ. Высоким показателем результативности является достижения обучающихся. Творческие работы моих воспитанников участвовали в муниципальных, республиканских, фестивалях и выставках. Неоднократно становились призёрами, награждены дипломами и грамотами.
Возможность тиражирования
Своим педагогическим опытом работы я охотно делюсь с коллегами, выступаю с сообщениями на педагогических советах, методических объединениях, провожу открытые занятия, для родителей и обучающихся. Провожу беседы на родительских собраниях, групповые и индивидуальные консультации. Материалы опыта можно найти на сайте МБОУДОД «Дом детского творчества» http://chamzddt.weebly.com, на страничке в социальной сети работников образования NS-портала
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.
Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры
Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных техн...
Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."
Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способств...
Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).
Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии ...
«ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВМЕСТНОЙ РАБОТЕ ПЕДАГОГА И РОДИТЕЛЯ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ РЕБЕНКА С ТЯЖЕЛЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ»
Данная статья посвящена технологиям организации учебного процесса ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА), позволяющим оптимизировать его работу за компьютером с целью сохранения ег...
Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя
Практика успешного применения кейс-технологий на уроках английского языка...