Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
статья по географии
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследовательской деятельности в географии, да и в других предметах, в большой мере зависит от организации процесса обучения.
Обобщение опыта работы «Формирование исследовательской позиции школьников на уроках географии и во внеурочное время» было представлено на муниципальном этапе конкурса "Учитель года"
2. В современном школьном образовании все более явно проявляется интерес к исследовательскому обучению. Связано это с возрастающим потоком информации, которым человеку необходимо овладеть, осуществлять уверенную в нем ориентировку, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки. Из опыта работы "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
г. Невинномысска
Тема: «Региональный компонент
на уроках географии»
(доклад)
Шкиренок Людмила Григорьевна,
учитель географии,
второй категории
ноябрь 2012 года
План:
- Понятие регионального компонента.
- Цели регионального компонента.
- Задачи.
- Формы реализации
- Темы уроков в 6 – 11 классах с региональным компонентом.
- Формы реализации регионального компонента .
- Результативность работы.
- Приложения (презентации, содержание).
ВВЕДЕНИЕ (Везде исследуйте всечасно, что есть велико
и прекрасно, чего еще не видел свет! (М.В.Ломоносов)
В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.
Как известно, понятие "Родина" имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот уголок земли, где ты родился и рос, где ты познал первые радости и неудачи.
Закон РФ "Об образовании" закрепил понятие федерального и регионального компонента географического образования.
Под национально-региональным компонентом понимается педагогически отобранный географический материал, раскрывающий историческое, куль-турное, национальное, географическое, демографическое, природно-экологическое своеобразие Ставропольского края и г. Невинномысска.
С этой целью региональный компонент на уроках географии формирует у учащихся целостное представление о Ставропольском крае как географическом объекте, так как является в тоже время частью единого природно-хозяйственного комплекса нашей страны. Нельзя рассматривать природу и хозяйство России оторвано от конкретной территории. Из практики знаю, что ученику легче изучать географические явления на конкретных примерах, которые он видит рядом с собой, использовать свой, пусть и небольшой, жизненный опыт.
Основными формами реализации регионального компонента в содержании географического образования являются:
- Включение разделов и тем регионального компонента в учебные программы.
- Ведение факультативных занятий.
- Внеурочная и внешкольная исследовательская, краеведческая деятельность учащихся.
Все мы знаем, что основной формой работы учителя и ученика в школе является урок, который мы начинаем изучать с 6 по 11 класс, а География Ставропольского края изучается за счет регионального компонента. на который отводится 10-15 % учебного времени. Вот некоторые примеры тем с изучением регионального компонента:
Темы уроков в 6 – 11 классах с реализацией НРК.
6 класс – региональный компонент – 8 часа.
Темы:
- План местности.
- Составление плана своей местности.
- Приемы ориентирования на местности.
- Главные формы рельефа.
- Рельеф Ставропольского края.
- Общая характеристика сезонов года и фенологические наблюдения.
- Наблюдения погоды.
- Наблюдения погоды и других явлений природы.
7 класс – региональный компонент – 8 часов.
Темы:
- Карта – особый источник географических знаний. Карты Ставропольского края.
- Климаты Земли. Климаты Ставропольского края.
- Природные комплексы. Природные комплексы Ставропольского края.
- Внутренние воды Евразии и Ставропольского края.
- Население и политическая карта Евразии. Население Ставропольского края.
- Сейсмичность. Эрозия, выветривания, оползни, влагообразование.
- Неблагоприятные и опасные атмосферные и гидрологические явления.
- Охрана природных ресурсов: вод, земель, недр, воздуха, растительности, животного мира.
8 класс – региональный компонент – 9 часов.
Темы:
- Географическое положение. Границы Ставропольского края.
- Рельеф и минеральные ресурсы Ставропольского края.
- Климат (факторы) и агроклиматические ресурсы Ставропольского края
- Внутренние воды и водные ресурсы Ставропольского края.
- Почвенно-растительный покров, животный мир. Почвенные ресурсы. Биологические ресурсы Ставропольского края.
- Природные комплексы (2 ч.)
- Памятники природы Ставропольского края и их охрана.
- Обобщение знаний по природе Ставропольского края.
9 класс – региональный компонент – 8 часов.
Темы:
- История формирования современной территории и населения г. Невинномысска и Ставропольского края. Население и трудовые ресурсы. Национальный состав населения г. Невинномысска и Ставропольского края. Особенности городского и сельского расселения.
- Общая характеристика хозяйства г. Невинномысска и Ставропольского края.
- Ведущие отрасли промышленности г. Невинномысска и Ставропольского края.
- Агропромышленный комплекс г. Невинномысска и Ставропольского края.
- Ставропольский край в экономике страны.
- Город Невинномысск.
- Города Кавказских Минеральных вод.
- Население города Невинномысска, национальный, религиозный состав. Наши соседи.
10 класс – региональный компонент – 4 часа.
Темы:
- Перспективы развития г.Невинномысска и Ставропольского края.
- Взаимодействие природы и общества. Антропогенные изменения природных условий. Экологические и хозяйственно-экономические последствия загрязнения окружающей среды.
- Межнациональные отношения.
- Топонимика географических названий.
11 класс – региональный компонент – 4 часа.
Темы:
- Россия в мировом хозяйстве и международном географическом разделении труда. Роль Ставропольского края .
- География отраслей и международной специализации России и Ставропольского края.
- Экологические проблемы и пути их решения. Экологические проблемы Ставропольского края.
- Рекреационные возможности Ставропольского края.
Уровни познавательной работы учащихся
На школьных уроках использую три условно выделяемых уровня познавательной работы учащихся, все они в реальной практике связаны друг с другом:
1.Получение учащимися «готовых» знаний о крае со слов учителя и из региональных учебников.
2.Самостоятельное приобретение знаний (школьники в процессе учебного исследования делают «открытия для себя», фактически заново уже известные факты и события прошлого, явления и закономерности окружающей жизни).
3.Углубленный исследовательский поиск, где ученики фактически выступают в роли «юных учёных» - исследователей.
Большинство исследовательских заданий в школе – небольшие поисковые задачи, требующие, однако, всех этапов исследования: наблюдения и изучения факторов и явлений; выдвижения гипотез, решения задач, делать выводы.
В процессе урока можно выделить следующие виды исследований:
1) экскурсии;
2) опыты с предметами и их свойствами;
3) путешествие по карте.
4)путешествие « по ленте времени».
5) информационный мини проект
Рассмотрим их подробнее
1 Экскурсии.
На уроках географии мы вместе с детьми можем совершить экскурсию виртуальную, и побывать в разных уголках нашей малой Родины: в лесу, на цветущей поляне, у реки или озера с помощью компьютера и мультимедийного устройства. Ребята наблюдают за удивительным миром природы с экрана, который не может передать запаха полевых цветов, дуновения ветерка, услышать стрекотания кузнечиков.
Экскурсия в мир природы и наблюдение за ней способствуют экологически грамотному, безопасному для природы поведению детей.
Часто они изучают природу по книгам, могут определить названия растений, животных, изображенных на картинках, но не узнают их в природе. Решением проблемы, я считаю, может помочь исследовательская работа в рамках экологических проектов. Учащиеся разных классов с удовольствием и большим интересом участвуют в такой работе, естественно, на разных для них уровнях. Так появился проект «Школьный парк». В качестве объекта исследований детей был выбран школьный двор и его благоустройство. Дети младшего, среднего и старшего возраста предлагали свои идеи по преобразованию малопродуктивного школьного двора в полноценную экологическую систему. В соответствии с замыслом наш парк разделен на зоны, каждая из которых несет свою обучающую функцию. Уроки, проведенные здесь, будут воспитывать любовь к природе, научат тому, что ее надо беречь и охранять. Данный проект находится в процессе реализации. Ножкина Анна ученица 10 класса начавшая проект «Школьный парк» является победителем научно-практической конференции 2012 г в секции «Экология», победителем конкурса социальных проетов «Парк моей мечты», участницей 13 ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ «СОЗВЕЗДИЕ - 2012» научно – исследовательских и учебно - исследовательских проектов детей и молодежи по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос». За творческий подход к выполнению исследовательского проекта и актуальность выбранной темы Анна награждена Грамотой Краевого центра экологии туризма в номинации «Город, в котором я живу».
2. Опыты и практические работы.
Когда наблюдений и экскурсий оказывается недостаточно для раскрытия сущности явлений, прибегаю к проведению опытов и практических работ. Считаю что это один из лучших приемов развития мышления детей, который является гарантией осознанности и прочности знаний.
В методике проведения опыта можно выделить три этапа:
1.Подготовка к опыту: подведения учащихся к необходимости узнать посредством опыта то или иное свойство, воспроизвести природное явление, выявить закономерности, понять сущность; подбор необходимого для опыта оборудования, установка его и проверка.
2. Проведение опыта: постановка цели и определение задачи опыта; проверка оборудования и материалов, необходимых для опыта и наблюдений; непосредственное проведение опыта (самим учителем или учащимися).
3. Анализ полученных результатов.
Проведение опыта и получение результатов, является толчком к привлечению учащихся к научно-практической деятельности.
Следующий вид исследований:
3. Путешествие по карте.
На уроках географии учащиеся знакомятся с физической картой Ставропольского края.
Навыки, приобретенные детьми при работе с картой, наряду с навыками письма, чтения, счета, относятся к элементарным и являются неотъемлемой частью начального образования.
Всю учебную работу с картой можно свести к решению трех основных задач: научить детей понимать карту, добиться, чтобы дети хорошо знали её, и научить их читать карту.
Очень важно научить детей по изображениям на плане и карте видеть реальную природную действительность.
Очень интересным на мой взгляд является :
4. Путешествие по « реке времени».
Каждый город, сельский населенный пункт края по-своему интересен, он имеет свою историю. Изучая тему «население» я знакомлю учащихся с тем, как шел процесс заселения нашего края, как возник наш город, чем и кем он гордится. Дети с удовольствием сбирают материалы о том, как давно их семья проживает в городе, кто из предков первым обосновался в нем, почему переехали из других мест, на каких предприятиях работают и др.
Исследования легко проводить по темам, связанных с историческим временем, где в рамках прошлого – настоящего располагаются вещи с их назначением и люди с целями и характером их деятельности, событиями с ними происходящими.
Именно так началась в 2010 году исследовательская работа Оленева Ивана, решившем узнать о своём дедушке- ветеране ВОВ, освобождавшем Ставрополье и наш город от фашистских захватчиков, встретивший там в это время свою будущую супругу. Работа Ивана переросла в исследование своей родословной. Вместе с членами своей семьи он путешествовал по «реке времени» по разным городам, в которые забрасывала судьба его родных, изучал семейный архив, много нового и интересного узнал о своих родственниках. Он стал победителем городского, призером краевого и в 2012 году участником финала Всероссийского конкурса исследовательских работ по программе туристско-краеведческого движения «Отечество».
5. «Мини проекты»
С первых дней моей работы в школе моим девизом стали слова: « Чем больше знает учитель, тем лучше знания учеников».
И чем больше мне приходилось учиться работать, тем больше я понимала, что главное – не в количестве выданной информации. Главное – в качестве усвоения того, что действительно важно.
Я считаю, что любая тема на уроке достойна исследования. Стремясь дать детям, самые полные знания по теме предлагаю им задания поискового характера. С начального курса географии я начинаю вовлекать своих учеников в мини-исследования, при этом работы часто носят коллективный характер. Тематика определяется мной на уроке, но каждый ученик старается внести свой вклад в работу. Именно первое исследование приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, что в наше время очень важно, т.к. дети в лучшем случае читают только учебники. Дети увлечены компьютером, который детям заменяет друзей, улицу. Своей работой стараюсь направить своих учеников в нужное русло. Одни ищут материал в библиотеке, другие - втягивают в работу родителей.
Так в 6-7 классе объектами исследования стали флора и фауна нашего города. Изучив тему «Разнообразие живых организмов» на уроках географии, познакомившись с Атласами – определителями растений и животных, проведя наблюдения во время экскурсии в лес, каждый ученик получил перечень заданий, которые выполнил в течении года.
1.Выбрать растение (животное) для исследования.
2.Сделать рисунок, гербарий фотографию.
3.Провести наблюдения в природе за растением (за поведением представителя фауны)
4.Найти литературу о растении (животном).
5.Семейный рецепт использования растения.
6.Составить экологическую листовку.
Собранные работы, защищались каждым учеником на уроках географии , биологии, природоведения, использовались при проведении классных часов.
Лучшие работы ребята защищали на ежегодном городском конкурсе «Наблюдая - Охраняй». Так, ученица школы Магеррамова Алина участвовала в этом конкурсе три года подряд дважды являлась его победителем ( 2011, 2012 год). Материалы конкурса ребятами оформляются в переносные экспозиции и могут использоваться другими учителями для проведения заочных экскурсий в мир природы, бесед, лекций, уроков о флоре и фауне нашего города.
Компьютерные технологии на уроке.
Важной составляющей информатизации образовательного процесса является накопление опыта использования ИКТ на уроке и во внеклассной работе.
Используя возможности ПК, провожу уроки - «виртуальные экскурсии», обращаясь за помощью к материалам, размещённым на CD и в Internet, видеоучебникам По Географии СК , создаю совместно с учащимися старших классов компьютерные презентации и использую их для проведения уроков и внеклассных мероприятий. Создаю педагогическую копилку для себя, которой охотно делюсь с коллегами на МО школы .
Такая форма урока очень продуктивна, так как подготовка к ней заставляет очень чётко структурировать излагаемый материал, продумывать логику повествования до мельчайших подробностей, отбирать наиболее содержательный, важный материал, продумывать аудио- и видеосопровождение, чтобы создать единый эмоциональный образ, что способствует более полному и осмысленному восприятию учащимися излагаемого материала. У меня собрана обширная фильмотека, в которой представлены видеофильмы о путешествиях по Кавказу, России, другим странам. Кроме этого есть достаточное количество электронных ресурсов, которые я использую в своей работе. Уроки с применением информационно-коммуникативных технологий провожу в системе. Они интересны ученикам, и, как правило, результативность их выше, чем традиционных.
Формы реализации регионального компонента во внеурочной деятельности.
Но изучение родного края продолжается и во внеурочное время. Большую помощь в организации изучения природы и истории края оказывает туристско-краеведческий кружок "Юные туристы-краеведы", которым я руковожу уже 5 год. У учащихся школы, которые занимаются в кружке, во время походов и экспедиций формируются уважение к своему Отечеству, знание истории и природы своего края, воспитывается чувство долга и ответственности. Проводя наблюдения в природе, знакомясь с историей края, у ребят формируется целостное географическое представление о своем крае, стране и, в конечном счете, мире в целом. Знания, полученные на уроках, юные туристы используют в походах.
Каждый поход — это не только новые знания и открытия, но и совершенствование туристического мастерства, здоровый образ жизни и хорошее настроение. Юные туристы-краеведы нашей школы ежегодно учувствуют в массовых восхождениях на гору Малое седло в г.Кисловодске, на гору Невинномысскую, путешествуют в горах Карачаево-Черкессии, побывали в пещерах Лаго-Наки. С краеведческими экскурсиями побывали в городах Ставрополе, Пятигорске, Кисловодске, республике Калмыкии. Ребята изучали буддийские храмы в Элисте, реки Аксаут, Зеленчук, Кубань. Все знания, полученные во время экспедиций, экскурсий и походов учащиеся используют на уроках географии, биологии, истории. При изучении «Малой Родины» собран большой материал о нашем городе и его окрестностях, о людях, проживающих на территории города Невинномысска, об истории нашей школы и ее выпускниках, оформлены экспозиции в школьном музее. На основе собранных материалов пишутся научно-исследовательские работы, и старшеклассники выступают с ними на научно-практических и краеведческих конференциях в городе и крае, проводят экскурсии в школьном музее для малышей. Так побывав на одной экскурсии ученик 7б класса Балаян Эдуард заинтересовался историей жизни выпускника нашей школы –Василия Антонова, пропавшего без вести в 1943 году под Ельней. Будучи руководителем школьного музея я стала руководителем его работы «Помните, каким он парнем был». В результате, которой была найдена достоверная информация о жизни выпускника нашей школы, участника Великой Отечественной войны Василия Максимовича Антонова, был установлен его боевой путь от первого дня в Таганрогском авиационном училище до его последнего боевого вылета под Ельней.
В поисках места гибели и останков экипажа самолета В.М.Антонова, были изучены результаты поисковой деятельности на территории Смоленской области. Установлена связь с поисковым отрядом «Гвардия» Глинковского района, поднявшего в 2010 году штурмовик, подбитый в 1943 году под Ельней, написана статья в «Смоленской газете», ожидаются отклики и ответ на запросы из Центрального архива Министерства обороны г. Подольска.
Поиск места гибели и останков экипажа самолета пока продолжается, и хотя работа до конца не закончена, Эдуард проделал немало. Но главное -уважительное отношение к памяти погибших при защите . Результат данной работы интересен на уроках истории, классных часах о мужестве, подвиге и славе, позволит сохранить память о Василии Антонове в сердцах многих учеников нашей школы.
Жажда открытия, стремление проникнуть в самые сокровенные тайны бытия рождаются еще на школьной скамье. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поисков науки в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности, а этому как мне кажется, способствует изучение регионального компонента
Результативность работы.
Наименование конкурса | Год | Секция | Количество участников/ Результат | ||
Городской уровень | Краевой уровень | Всероссийский уровень | |||
Городская конференция научно-исследовательских работ | 2011 | «Краеведение» | 1 чел/ 1место | ||
2012 | «Краеведение» «Экология» | 1 чел/ участие 1 чел/ 1место | |||
Конкурс исследовательских работ по программе Всероссийского туристско-краеведческого движения «Отечество» | 2011 | «Родословие» | 1 чел | 1 чел/ 1место | |
2012 | «Поиск» «Родословие» | 1чел/ 1место | 1 чел/ 3место | 1чел/ участие | |
Всероссийская олимпиада «СОЗВЕЗДИЕ - 2012» научно – исследовательских проектов по проблемам защиты окружающей среды «Человек-Земля-Космос» | 2012 | «Город в котором я живу» | 1 чел/ участие/ | ||
Научно-практическая конференция школьников «Эколого-краеведческие проблемы Ставрополья» | 2010 2011 | Экологическое краеведение «Историческое краеведение» | 1 чел/ участие/ | 1 чел/ участие/ | |
Городской конкурс «Наблюдая - охраняй» | 2010 | «Фауна» | 4 чел/ участие | ||
2011 | «Фауна» | 1 чел/ 1место | |||
2012 | «Флора» «Фауна» | 1 чел/ участие 1 чел/ 1место |
Предварительный просмотр:
Городской этап Всероссийского конкурса «Учитель года России - 2018» Шкиренок Людмила Григорьевна, учитель географии МБОУ гимназии № 9 г. Невинномысска
|
Конкурсное задание «Методический семинар»
ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ
В настоящее время личность стоит на первом месте, как в социальном, так и в учебном пространстве. Умение добиваться успеха – одно из самых ценных качеств личности. В новых условиях жизнедеятельности формируются ценностные ориентации школьников, а также умения ориентироваться в потоке информации и творчески решать возникающие проблемы. Такими умениями обладают люди со сформированной исследовательской позицией. Это проявляется в таких их качествах как гибкость, оригинальность, глубина, подвижность. С точки зрения положений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего общего образования, развитие исследовательской позиции учащихся создает основу для достижения метапредметных образовательных результатов, то есть формирования «инструментальных» знаний, которые, в свою очередь, рассматриваются как наиболее важный личностный результат. Формирование исследовательской позиции учащегося возможно только через системное применение инновационных педагогических средств и методов.
Понятие «исследовательская позиция» вошло в научный обиход с психологических работ А. С. Обухова. Автор рассматривает ее как составляющую исследовательской деятельности и как комплексную личностную характеристику, которая проявляется в различных аспектах:
- готовность к исследовательскому реагированию в нетипичных ситуациях;
- поливерсионное видение мира;
- самостоятельность суждений как способность выходить за рамки общепринятых стереотипов;
- осознанное и целенаправленное овладение способами исследовательской деятельности;
- рефлексия как возможность выходить за рамки ситуации и самого себя.
Пользуясь словами С.Л. Рубинштейна, я придерживаюсь позиции, что учение вообще есть «совместное исследование, проводимое учителем и учеником». Анализ работ, посвященных организационно-педагогическим вопросам исследовательской деятельности учащихся, показывает, что в настоящее время в педагогике исследовательская деятельность понимается не только в конкретно-организационных рамках работы над заданной проблемой, а значительно шире. Применение этого вида деятельности, в качестве основы при построении образовательных технологий, дает возможность развития у школьников важного инструмента - методов освоения новых знаний. При этом у самого педагога должна быть сформирована исследовательская позиция – такое видение педагогической практики, когда педагог, прежде всего, прогнозирует свою деятельность, мысленно проигрывает различные варианты образовательного процесса, оценивая его эффективность и результативность. Исследовательская позиция учителя позволит ему решить такие педагогические задачи как создание образовательной среды, которая будет стимулировать школьников к исследовательской деятельности.
В настоящее время наблюдается низкая заинтересованность, снижение значимости и востребованности географии среди обучающихся и их родителей, да и в целом у общественности. Это связано с недостаточным пониманием мировоззренческой, синтезирующей роли географии, аккумулирующей в себе не столько знания, сколько формирование умений прикладного характера, связь научного с человеческими потребностями. Многие ученики старших классов считают уроки географии ненужными, второстепенными. Такое отношение вполне правомерно: с возрастом у учащихся увеличивается школьная нагрузка, они заняты подготовкой к ГИА, и, соответственно, ничем не поддерживаемый интерес детей к географии гаснет. Очевидно, что в любом образовательном учреждении есть группы учащихся, проявляющих открытую пассивность в учебной работе. По мнению А.С. Савичева, творческая активность учащихся напрямую связана с используемыми на занятиях средствами, методами и формами обучения. Таким образом, использование инновационных форм и методов обучения, направленных на создание особой образовательной среды, будет способствовать развитию интереса к предмету и мотивации к исследовательской деятельности.
В учебном плане специального предмета «Исследовательская деятельность» нет. Разрозненные попытки учителей применять методы исследовательской деятельности, к сожалению, не приводят к формированию у учащихся исследовательской позиции. Выход вижу в системной работе по организации исследовательской деятельности. Выделяю три направления в деятельности по формированию исследовательской позиции учащихся.
1. Выделение ряда уроков, содержанием которых является обучение учащихся исследовательским приемам. К сожалению, это требует значительных затрат учебного времени, которым мы часто не располагаем.
2. Включение в учебное занятие таких приемов исследовательской деятельности, которые вытекают из темы урока и являются его составной частью, образуя необходимое единство содержания и деятельности. Используемые в учебных исследованиях задания чаще всего имеют проблемный характер.
3. Во внеурочное время участие школьников в олимпиадах, конкурсах, конференциях, работа учащихся в клубах интеллектуальной направленности.
Такая работа будет способствовать созданию условий по формированию у обучающихся потребности в постоянном приобретении и обновлении знаний; формированию у них потребности в поисковой активности, в осуществлении исследовательского взаимодействия с окружающим миром, ценностного отношения к исследовательской деятельности, то есть сформированной исследовательской позицией.
При реализации вышеуказанных подходов в своей деятельности выделяю две основные проблемы.
- Практическую: есть потребность в повышении эффективности образовательной деятельности, но количество учебных часов не позволяет в полной мере использовать исследовательскую деятельность для эффективного развития мыслительной деятельности детей.
- Теоретическую: есть потребность в систематизации методов, форм и приемов работы, направленных на формирование исследовательской позиции на уроках географии.
Обобщение в 2016 году опыта работы по теме «Формирование исследовательской компетентности учащихся на уроках географии и во внеурочное время», натолкнуло на мысль, о том, что эффективность исследовательской деятельности связана с развитостью и устойчивостью исследовательской позиции личности. Разделяя понятия исследовательская деятельность (ряд последовательных операций определенного рода) и исследовательская позиция (свойство и проявление личности), можно увидеть неоднозначность взаимосвязи. С одной стороны, мы придерживаемся идеи, что личность развивается в деятельности, а деятельность осуществляется личностью. Но с другой стороны, не всегда в процедуре организации исследовательской деятельности развивается именно исследовательская позиция. Думаю, что она вырабатывается только во взаимосвязи с условиями развития и в ходе осуществления деятельности. Тема моего дальнейшего направления работы и была этим обусловлена.
Цель опыта работы: создание условий для формирования у учащихся исследовательской позиции.
Исходя из проблемы и цели, были сформулированы задачи:
- разработать информационную модель исследовательского пространства курса географии 5-6 класса на основе учебника В.П. Дронова с учетом теоретических основ исследовательской деятельности за счет:
- внесения изменения в Рабочие программы с целью увеличения количества часов, связанных с исследовательской деятельностью;
- выделения в темах возможных направлений исследовательской деятельности для формирования исследовательской позиции учащихся на уроке;
- изучить технологии, интерактивные методы, апробировать их на практике;
- организовать работу клуба «Исследователь»;
- организовать экскурсии, экспедиции, практикумы для расширения кругозора, связанные со сбором материалов для дальнейших исследований;
- выстроить социальные отношения с родителями по вовлечению учащихся в исследовательскую деятельность во внеурочное время;
- организовать сотрудничество с психологом для проведения диагностики по оценке уровня сформированности универсальных учебных действий как залога формирования исследовательской позиции;
- разработать дидактический материал: по параграфам учебника географии 5-6 класса В.П. Дронова, рекомендации к проведению поисковых и исследовательских работ;
- внедрить использование на уроках и при подготовке учащихся по домашним заданиям исследовательского метода.
На уроках географии может формироваться исследовательская позиция учащихся через применение проблемного и развивающего обучения, эвристических, исследовательских, проектных методов.
География - один из немногих школьных предметов, где ученик способен самостоятельно добывать информацию, принимать нестандартные решения, находить пути решения локальных, региональных и даже глобальных проблем современного развития цивилизации. Эта особенность может быть успешно использована при организации исследовательской деятельности. Познавательную деятельность организую как на уроке, так и вне его и направляю на формирование устойчивого интереса учащихся к изучению географии.
Формирование исследовательской позиции - это поэтапный процесс.
В основе можно выделить следующие основные этапы:
• подготовительный,
• основной,
• завершающий.
Для эффективного формирования исследовательской позиции на каждом из перечисленных этапов необходимо создание особой исследовательской среды, которую я понимаю, как совокупность педагогических условий организации исследовательской деятельности.
Данная технология требует:
1. Специальной организации процесса обучения.
2. Специального содержания учебного материала.
На основе многолетнего опыта учителей географии сегодня уже сформировалась общая точка зрения на организацию исследовательской деятельности.
Новизна реализуемого представленного опыта состоит в системном подходе к организации учебно-воспитательного процесса.
Методика обучения исследовательской деятельности в географии, да и в других предметах, в большой мере зависит от организации процесса обучения. На учебном занятии использую применение исследовательских приемов и методов обучения, нетрадиционные формы занятий, домашнее задание исследовательского характера.
Во внеурочное время реализую программу внеурочной деятельности, с 1 сентября 2016 года провожу занятия в клубе «Исследователь», где осуществляется обучение приемам исследовательской деятельности. Летом организую работу профильного экологического отряда, исследовательские экспедиции, экскурсии. Кроме того, мои ученики активно участвуют в разнообразных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях, создают учебные проекты.
Новизна реализуемого подхода состоит в изменении структуры выдаваемого материала. Приведу примеры:
1.Самостоятельное открытие законов природы. В ходе учебной задачи, изменяя температуру и давление воздуха на разных высотах по фотографии горы, ученики самостоятельно открывают закон изменения с высотой температуры и давления в тропосфере – раздел «Атмосфера».
2.Поиск закономерностей между параметрами погоды, практическая работа с доступными приборами. Ребята могут измерить температуру, давление, влажность воздуха, направление ветра, виды осадков за 30 дней одного реального месяца в своем городе, составить графики. Сравнивая графики температуры и влажности, шестиклассники делают гениальный вывод о зависимости содержания влаги в воздухе от его температуры, что в учебниках дается в готовом виде. Сравнивая температуру и давление воздуха, убеждаются, что холодный воздух давит сильнее. Сравнивая графики влажности и давления, ребята открывают основной климатический закон: «Чем выше давление – тем ниже влажность». Раздел «Атмосфера»
3. Свободное моделирование, При изучении темы «План местности» предлагаю ученикам самостоятельно собирать из предложенных условных знаков разнообразные планы. Возникают самые невероятные сочетания условных знаков и природных ситуаций, в которых приходится разбираться совместно с учениками, вызывая процесс рефлексии. Раздел «Земля во Вселенной».
4. Исследование различных карт, фотографий созданных в разный период. Раздел «Накопление знаний о Земле».
5.Прогноз вмешательства в природу. На территории микрорайона школы в сухом овраге предлагается изменить природный комплекс. Создать пруд или построить стадион, или засыпать овраг и построить новый микрорайон, ученики анализируют вновь предложенное состояние местности и дают свою оценку. Раздел «Биосфера».
6.Прогноз развития природных комплексов при изменении некоторых его компонентов (при вмешательстве человека). Основой анализа является исследование связей в пищевых цепях. Формируется понимание тесной взаимосвязи компонентов в природном комплексе. Раздел «Географическая оболочка».
7.Комплексное исследование и описание природного объекта. Учащиеся проводят исследование неизвестного острова путем анализа его рельефа, измерения в разных точках острова зимних и летних температур воздуха, количества осадков, выявление закономерности их изменения по сторонам горизонта, знакомство с разными типами растений и животных, с наиболее характерными природными стихийными явлениями. Раздел «Биосфера».
8.Ретроспективный анализ геологического прошлого. Ученики могут реконструировать по предложенным разрезам горных пород палеоклиматическую ситуацию далекого прошлого. Раздел «Литосфера»
9.Решение проблем выживания в экстремальных полевых условиях. Учащиеся проверяют умения находить стороны горизонта по 8 основным признакам – Полярной звезде, часам Солнцу и Луне, муравейникам, снеговым остаткам, ветвям деревьев, мху, крестам куполов. Такое занятие лучше проводить на уроке-экскурсии. Раздел «Географические модели Земли»
10.Работа с аэрофотоснимками местности. На космических снимках на ученики проводят измерения определяют и масштаб, распознают в сравнении с картами, объекты на местности. Расставляют правильные названия, рисуют, выносят объекты и выполняют прочие учебные задания. Раздел «Гидросфера»
11.Построение круговых диаграмм разнообразия растений и животных в океане и на суше по табличным данным. Раздел «Биосфера».
12.Комбинирование раскраской. По разному «раскрашивая» разные участки Земли, создаются новые образы географического районирования мира с последующим обоснованием критериев. Раздел «Географическая оболочка».
Критерии оценки результативности данного подхода в обучении: повышение качественной характеристики обучения школьников по сравнению с прошлыми учебными годами, успешность в изучении курса 5-6 класса «География. Землеведение» в сравнении с другими, преподаваемыми с применением классических подходов обучения. Качество знаний в данной параллели по географии 72%. Диагностика базовых способностей учащихся, проводимая психологической службой гимназии, свидетельствуют об эффективности учебного организованного учебного процесса. Была отмечена положительная динамика уровня самооценки инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности учащихся. Немаловажное значение имеют внутренние результаты – личностный рост школьников: научившись планировать и организовывать свою деятельность, они самостоятельно принимают решения, оценивают сильные и слабые стороны работы. Ученики в процессе исследования ощущают потребность в помощи товарищей: учатся привлекать к решению различных задач детей и взрослых. Учащиеся участвуют в школьных, городских, краевых и всероссийских научно-практических конференциях, творческих конкурсах с результатами своих исследований, темы которых отличаются большим разнообразием. Вот некоторые из тем: «Лекарственные растения микрорайона №9 г. Невинномысска», «История семьи в истории страны», «Природно - культурное наследие города Невинномысска: парк культуры и отдыха «Шерстяник»», «История жизни и подвигов М.С. Пономаренко», «История шерстомойной фабрики г.Невинномысска», «Исследование состояния древесных насаждений школьного двора», «Мемориальная доска - память людская», «Помните, каким он парнем был» и др. Приведу результаты участия учащихся в наиболее значимых научно-практических конференциях, олимпиадах, конкурсах всероссийского и краевого уровней:
Всероссийский уровень :
Всероссийских конкурс генеалогических исследований "Моя родословная", 1 призер (2017-2018 уч. год.).
Всероссийский конкурс исследовательских работ им. В.И. Вернадского, 1 победитель (2015-2016 уч. год.).
Всероссийские краеведческие чтения юных краеведов, 1 призер (2014-2015 уч. год.).
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 1 призер (2012-2013 уч. год.).
Региональный уровень :
Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 призер (2016-2017 уч. год.)
Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 призер (2015-2016 уч. год.)
Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 2 участника, 1 призер (2014-2015 уч. год.)
Краевой конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «ОТЕЧЕСТВО», 1 призер (2012-2013 уч. год.)
Научно-практическая конференция «Шаг в науку» 1 призер (2016-2017 уч. год.) и др.(приложение 1).
Дополнительным результатом реализации является получение учителем и учениками удовольствия от необычности полученного результата на уроке и во внеурочной деятельности. Дети общаются, спорят, получают новые знания не методом назидания, а в результате инсайта.
Реализуемый подход апробирован в 2016-2017 учебном году в 6 классе на УМК В.П.Дронова.
Результатом-продуктом реализации считаю: разработанные информационные структуры ко всем разделам курса «География. Землеведение» 5-6 класса, 8 комплексных исследовательских домашних заданий, программа работы клуба «Исследователь».
Продолжается работа в 2017-2018 учебном году.
Среди трудностей могу выделить: затратный во времени процесс подготовки на начальном этапе реализации, материальные расходы при подготовке раздаточного дидактического материала.
Я думаю, что представленный мною опыт понятен и опытному педагогу-новатору, и начинающему специалисту. Механизм его внедрения не сложен, а результативность высока.
Ведущая идея опыта – максимальная помощь ученику в познании и самоутверждении.
Литература.
- Козачкова, О.В. Формирование исследовательской позиции учащихся лицея в учебно-воспитательном процессе на этапе довузовской подготовки [Текст]: автореф. дисс. канд. пед. наук/ О.В. Козачкова. - Хабаровск, 2009. — 24 с.
- Корженкова, А.А. Развитие исследовательской позиции подростков в про цессе исследовательской деятельности [Текст] / А.А. Корженкова // Научно-методический сборник «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» / под общ. ред. А.С. Обухова. — М.: Народное образование, 2005. - Режим доступа: http://www.redu.гu/ свободный.
- Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. – 2003. – № 4. – С. 12–17. Обухов, А.С. Исследовательская позиция личности [Текст] / А.С. Обухов // Исследовательская работа школьников. — 2006. - № 1. — С. 61-75.
- Романовская, И.А. Формирование исследовательской позиции будущих учителей в процессе профессионально-педагогической подготовки [Текст]: дисс.канд.пед.наук [Текст] / И.А. Романовская —Астрахань, 2006. - 150 с.
- Савенков А.И. Психологические основы исследовательского подхода к об- учению: учеб. пособ. – М., 2006.
- Савичев, А.С. Проектно-исследовательская позиция или содержательная компетентность в естественнонаучном образовании [Текст] / А.С. Савичев // Научно-методический сборник в двух томах «Исследовательская деятельность учащихся: теория, методика, практика организации» / под общ. ред. А.С. Обухова. - Т.1.: Теория и методика организации исследовательской деятельности учащихся. — М.: Библиотека журнала «Исследовательская работа школьников», 2007. -Режим доступа: http://www.redu.ru/свободный.
- Шумакова, Н.Б. Исследовательская позиция ребенка как фактор развития одаренности [Текст] / Н.Б. Шумакова // Начальная школа: до и после. - 2006. - №10. - С 3 —10.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Приложение 2
Динамика изменения количества участников различных конкурсов, смотров, выставок, соревнований, научно-практических конференций и т.д.
Годы | Количество участников различных конкурсов, смотров, выставок, соревнований, научно-практических конференций и т.д. | |
чел. | % | |
2014-2015 | 95 | 37 |
2015-2016 | 95 | 37 |
2016-2017 | 210 | 84 |
Приложение 3
Динамика уровня самооценки инициативности и самостоятельности в познавательной деятельности учащихся 6 классов 2016-2017 у/год
Уровень | 1 этап (сентябрь 2016 года) | 2 этап (апрель 2017) |
Высокий | 16 % | 36 % |
Средний | 60 % | 64 % |
Низкий | 24% | 0% |
Приложение 4
Результаты обучения предмету география в 6 классах
2015-2016 уч. год - успеваемость 100%, качество 60%
2016-2017 уч. год - успеваемость 100%, качество 72%
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий.
Из опыта работы Шкиренок Л.Г., учителя географии МБОУ гимназии №9 города Невинномысска.
В современном школьном образовании все более явно проявляется интерес к исследовательскому обучению. Связано это с возрастающим потоком информации, которым человеку необходимо овладеть, осуществлять уверенную в нем ориентировку, уметь отбирать и использовать полученные знания, умения и навыки. Школьники должны самостоятельно находить противоречия в изучаемом явлении или предмете, формулировать проблему, способы её решения, проводить эксперимент, обрабатывать и интерпретировать его результаты, делать соответствующие выводы и обобщения, т.е. должны овладеть умениями самостоятельно добывать знания об окружающем мире — исследовательскими умениями.
Решение этих задач становится возможным только при систематическом и поэтапном включении учащихся в исследовательскую деятельность: «от современного образования требуется уже не простое фрагментарное включение методов исследовательского обучения в практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского поиска.
Однако, на деле, в настоящее время наблюдается низкая заинтересованность, снижение значимости и востребованности географии среди обучающихся и их родителей, да и в целом у общественности. Это связано с недостаточным пониманием мировоззренческой, синтезирующей роли географии, аккумулирующей в себе не столько знания, сколько формирование умений прикладного характера, связь научного с человеческими потребностями. Многие ученики старших классов считают уроки географии ненужными, второстепенными. Такое отношение вполне правомерно: с возрастом у учащихся увеличивается школьная нагрузка, они заняты подготовкой к ГИА, и, соответственно, ничем не поддерживаемый интерес детей к географии гаснет. Очевидно, что в любом образовательном учреждении есть группы учащихся, проявляющих открытую пассивность в учебной работе. По мнению А.С. Савичева, творческая активность учащихся напрямую связана с используемыми на занятиях средствами, методами и формами обучения. Таким образом, использование инновационных форм и методов обучения, направленных на создание особой образовательной среды, будет способствовать развитию интереса к предмету и мотивации к исследовательской деятельности.
С точки зрения положений Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) среднего общего образования, развитие исследовательской позиции учащихся создает основу для достижения метапредметных образовательных результатов, то есть формирования «инструментальных» знаний, которые, в свою очередь, рассматриваются как наиболее важный личностный результат. Формирование исследовательской позиции учащегося возможно только через системное применение инновационных педагогических средств и методов. На мой взгляд, на уроках географии может формироваться исследовательская позиция учащихся через применение проблемного и развивающего обучения, эвристических, исследовательских, проектных методов. Остановлюсь на методологических аспектах проектной и исследовательской деятельности школьников.
Ключевое отличие проектной и исследовательской деятельности заключается в том, что в исследовании результат неизвестен, а в проекте результат определяется заранее. Целью исследования являются новые знания о явлении (объекте), а целью проекта – реализация проектного замысла (продукт).
Основные этапы проектной и исследовательской деятельности.
Этапы проектной деятельности:
1. Концептуализация (выбор области проектирования, выделение
проблемы).
2. Целеполагание (создание идеального образа результата, постановка
целей, задач).
3. Ресурсообеспечение (определение необходимых средств,
возможностей).
4. Планирование (поэтапный план реализации).
5. Реализация.
6. Рефлексия
Основные этапы исследовательской деятельности:
1. Сбор фактов. Выявление противоречий, формулировка проблемы.
Постановка исследовательской задачи.
2. Построение модели исследуемого явления. Выдвижение гипотез.
3. Планирование решения задачи.
4. Реализация разработанного плана.
5. Анализ и оценка результатов, построение обобщений, формулировка
выводов.
Выполнение научно-практического исследования — процесс поисковый, творческий, однако, его осуществление предполагает знание основных методологических подходов, умение определить методологические характеристики исследования. К таким характеристикам, прежде всего, относятся: проблема исследования, выбор и формулирование темы работы.
Наиболее сложным этапом для самостоятельной работы учащихся является постановка исследовательской задачи. Умение видеть проблему, определить противоречие – это сложная задача не только для учащихся, но и для ученого. Чтобы определить проблему исследования, необходимо ответить на вопрос «Что надо изучить, что раньше не было изучено или было изучено недостаточно?». В условиях школы не приходится рассчитывать на исследование научной проблемы, педагог с учащимися в процессе исследования изучает известную науке проблему, однако она может быть открыта как субъективно новая.
Следующий этап – выдвижение гипотез, что является одним главных исследовательских умений. Это умение, как и любое другое необходимо формировать в ходе самой деятельности, поэтому сначала необходимо с учащимися выработать требования к результату действия (гипотеза должна быть обоснованной и проверяемой). Для выполнения этого действия очень удобна работа в группах – каждая группа предлагает рабочую гипотезу (гипотезы) на общее обсуждение и обосновывает их. Для обоснованного выдвижения гипотез часто необходимо дополнительно собрать факты, выполнить наблюдения. Для этого также можно продумать задания в группах. В некоторых случаях этот этап также может быть осуществлен учителем.
Разработка плана решения исследовательской задачи – одно из исследовательских действий, которые составляют операциональную составляющую исследовательской деятельности. Сначала необходимо научить школьников определять последовательность действий, которые позволят проверить гипотезу и найти решение поставленной задачи. На наш взгляд, в этом случае оптимальным методом обучения является эвристическая беседа. Учитель, формулируя вопросы, наводит учащихся на соответствующую поставленной задаче последовательность действий, не отвергая ошибочные предложения, а подводит к пониманию ошибок. «Если нас, как исследователей интересует (формулируется гипотеза, предложенная 67 ранее), с чего нужно начать исследование?». Выдвинутые предложения обсуждаются фронтально, затем следует вопрос о следующем шаге и т.д. В дальнейшем, в зависимости от сложности и новизны задачи, следует для этого эта использовать работу в группах, с обязательным фронтальным обсуждением выдвинутых разными группами вариантов решений. При таком обсуждении учащиеся поочередно выступают как в роли разработчиков, так и в роли экспертов.
Выбор и формулирование темы. Сформулировать тему правильно, четко весьма важно, так как это во многом определяет направленность и конкретность работы исследователя.
При выборе темы исследования:
- необходимо учитывать интересы, проблемы, которые должны быть понятными и волнующими учащегося (но тема должна быть не только интересна, но и требовать от учащегося значительных усилий);
- задачи исследования должны соответствовать возрасту и быть посильными для обучающихся (необходимо учитывать интеллектуальные способности). Сами учащиеся могут предлагать слишком узкие темы, охватывающими небольшую область знания; или уже исследованные вопросы; или настолько глобальные и сложные, что для учащихся они неподъемны;
Очень часто в формулировании темы исследования целесообразно идти от указания на исследуемый процесс и на условия, в которых он изучается (табл. 1.):
Таблица 1
Изучаемый процесс (ключевое слово) | Предмет исследования | Условия (конкретизация) |
диагностика... | познавательных способностей... | на уроках... |
изучение... | познавательной активности ... | в классе... |
исследование... | воображения... | во внеурочной деятельности... |
развитие... | творческих способностей... | на экскурсиях в природу... |
формирование... | исследовательских умений... | в процессе изучения... |
становление... | логического мышления... | в процессе знакомства... |
воспитание... | любознательности... | и т.д. |
анализ... | самостоятельности... | |
разработка... | эстетического вкуса... | |
организация... | личностных качеств... | |
влияние... | умений (что-либо делать)... | |
подготовка... | аналитических способностей... | |
активизация... | и т.д. |
Также к методологическим характеристикам относятся: актуальность, цель, объекты и предметы исследования, гипотезы (защищаемые положения).
Структура исследовательской работы стандартна и включает следующее:
− титульный лист,
− содержание,
− введение,
− обзор литературы по теме исследования,
− место, материал и методика исследования,
− результаты исследований,
− обсуждение результатов исследования,
− выводы и предложения,
− список использованных источников и литературы,
− приложения.
Текст научно-исследовательской работы обязательно должен содержать ссылки.
Примеры из работ учащихся…
О работе в рамках проекта Большая перемена.
Мамедова Людмила, ученица 11 –Б класса гимназии №9 стала участницей полуфинала всероссийского конкурса для школьников "Большая перемена», одного из проектов президентской платформы "Россия - страна возможностей», который проходил в Махачкале.
Участники решали командные кейсы. «Большая перемена». Конкурс- это не только шанс выиграть крутые призы (оплата обучения, путевки в «Артек», баллы в портфолио для поступления в вузы и не только), но и возможность определиться с будущей профессией. Кроме учеников 20 школ получат финансовую поддержку!
Как попасть в финал? Надо в начале попасть в полуфинал, решив кейсовое задание
Кейсовое задание – это практическая задача, которую нужно выполнить командой или в одиночку. Задание состоит из нескольких частей.
ПРИМЕР- Кейс Мамедовой Людмилы на проекте Большая перемена».
1. Сначала проанализируй!
Чтобы разобраться с кейсовым заданием, стоит понять, кто уже анализировал эту проблему и что они думают на этот счет. Обращай̆ внимание на разные позиции! И опиши, как ты к ним относишься.
Задача кейсового задания
Диабет первого типа – это пожизненное аутоиммунное заболевание. Сахарный диабет 1-го типа это аутоиммунное заболевание эндокринной системы, основным диагностическим признаками которого являются повышенный уровень сахара в крови, потеря веса, чрезмерный либо сниженный аппетит, сильное общее утомление организма. При длительном проявлении болезни и отсутствии диагностики заболевания начинается отравление организма продуктами распада жиров.
Диабет первого типа характеризуется абсолютной (а не относительной) недостаточностью инсулина и может развиться в любом возрасте, но наиболее часто заболевают лица молодого возраста.
И хотя лекарства для излечения диабета еще не изобрели, данное заболевание можно успешно контролировать. Для этого людям с диабетом требуется ежедневно вводить инсулин при помощи шприц-ручки, шприца или инсулиновой помпы, а также постоянно контролировать уровень глюкозы в крови.
Люди с сахарным диабетом, как и все остальные, хотят вести полноценный образ жизни, путешествовать, есть разнообразную пищу и заниматься спортом. В этом кейсе тебе предстоит разобраться, с какими трудностями люди с сахарным диабетом первого типа сталкиваются ежедневно, и предложить им решения для того, чтобы вести полноценный образ жизни.
Проанализируй блоги о жизни людей с диабетом, записи на форумах и комментарии к записям, возьми интервью. Итог задания: опиши, какие манипуляции ежедневно проводит человек с диабетом первого типа. С какими сложностями сталкивается?
2. Замысли!
Предложи свою идею или концепцию решения кейса. Изобрази ее графически с помощью схемы, таблицы или модели.
Придумай несколько идей о том, как облегчить жизнь человека с сахарным диабетом.
Выбери идею, которая кажется тебе самой нужной? Как в реализации твоей идеи могут помочь фармацевтические компании?
Ответ покажи в тексте и на схеме.
Пример:
Ингаляционный инсулин – продукт, который очень желанен со стороны пациентов (т.к. не надо проводить инъекции) и который при этом был крайне сложен в разработке. Инсулин вдыхается (а не вводится подкожно), действует быстро и недолго, подходит для сиюминутного снижения глюкозы в крови, но не для длительного поддержания ее нормального уровня. В настоящий момент инсулин зарегистрирован в США, но стоит дорого и не может применяться изолированно – пациентам всё равно приходится проводить инъекции других инсулинов из-за слишком недолгого действия ингаляционного инсулина.
3. Продумай шаги!
Как достичь цели и реализовать твою идею? Спланируй основные шаги и распиши, кто чем будет заниматься.
4. Собери команду!
Команда имеет 2 контура: внутренний и внешний. Ты можешь решать кейсовое задание самостоятельно или пригласить в команду от 1 до 5 участников (школьников 8-10 классов) и одного педагога-наставника. Расскажи, кто в какой роли работает и каким вы видите основной результат. Внешний контур – это те эксперты, с которыми вы поговорили, чтобы обеспечить экспертизу своего проекта. Может быть, с директором школы? Или с профессором в вузе? А может, ты написал ученому или взял интервью у всемирно известного эксперта?
5. Покажи, что получается!
Выполняй каждую часть задания на отдельных слайдах и расскажи нам максимально подробно о том, что получается. Даже если это не итоговый результат. Нам интересно посмотреть, что удалось сделать за отведенное для решения время!
6. Что осталось за кадром?
Если ты хочешь поделиться с нами и показать, как происходила работа присылай фото с яркими моментами рабочего процесса – фото видеоконференций, неформальные фото твоей разработки, или видео. Этот раздел не оценивается, но поможет чуть лучше понять тебя и твою команду.
Основная миссия конкурса «Большая перемена-создать условия для развития способностей старшеклассников и активного включения их в деятельность по преобразованию и развитию среды вокруг себя. Участие в таком проекте – уникальная возможность для взаимодействия и диалога между школьниками и педагогами для совместного творчества и реализации проектов различной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Материал включает в себя текст к выступлению....
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Большую популярность в практике преподавания географии набирает технология исследовательской деятельности. В современной школе такое обучение рассматривается как процесс целенаправленного поиска....
Проектно- исследовательская деятельность как способ формирования универсальных учебных действий на уроках географии и во внеурочной работе
Сегодня обучение должно иметь системно -деятельностный подход, основой которого является исследовательская и проектная деятельность. Главная цель исследовательской и проектной деятельности...
«ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ»
Понятие универсальных учебных действий. Виды УУД. Формирование УУД на уроках английского языка....
"Формирование универсальных учебных действий на уроке и во внеурочной деятельности"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056...
Статья по теме "Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами технологии развития критического мышления "
Цель данной работы: описать приемы технологии развития критического мышления как средство формирования универсальных учебных действий на уроках.Объект исследования: процесс формирования универсальных ...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии средствами инновационных педагогических технологий
Сегодня деятельностная направленность обучения школьной географии - это не только педагогическая и методическая категория, это принцип обучения и, в свою очередь, емкое понятие, включающее овладение т...