Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы).
опыты и эксперименты по истории (10, 11 класс) на тему
Метод проекта - современная педагогическая технология, которая широко применяется преподавателями и учителями в рамках реализации ФГОС. В данной статье идет речь об опыте применения данной технологии на уроках истории и во внеурочной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_tsk_o_proekte.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
«Метод проекта на уроках истории как инновационная педагогическая технология (из опыта работы)».
Чернецкая Е.Н., преподаватель истории
Эпиграфом к проектному обучению может служить следующая китайская пословица:
“Скажи мне – и я забуду.
Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”.
Проектный метод входит в жизнь как требование времени, своего рода ответ системы образования на социальный заказ государства.
Метод проектов - один из интерактивных методов современного обучения. Он является составной частью учебного процесса. Практика использования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее”.
Под методом проектов понимается система обучения, при которой обучающийся приобретает знания и умения в процессе самостоятельного планирования и выполнения, постепенно усложняющихся, практических заданий – проектов.
Краткая историческая справка
Проект от лат. “projektus” означает буквально “выброшенный вперед”. Французское слово “projet” переводится как “намерение, которое будет осуществлено в будущем”.
Метод проектов возник в начале прошлого столетия. Основателями его считаются американские ученые Дьюи и Килпатрик. Они предлагали строить обучение на активной основе, через практическую деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес и практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни.
Сегодня метод проектов успешно развивается и приобретает все большую популярность за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами.
Уроки истории – бескрайнее поле для проектной деятельности. Можно выполнять проект по любой теме, и каждый раз будут получены новые знания, дополнены уже имеющиеся. Наших обучающихся интересуют самые разные проблемы и вопросы истории, начиная от древности и заканчивая современностью. Чаще всего эти вопросы касаются истории России. Это вполне объяснимо, так как история нашей страны очень богата, многое еще не до конца изучено, появляются новые точки зрения на известные события. Да и знать историю, пусть и краткую, своей страны должен каждый уважающий себя человек.
На своих занятиях я обязательно при изучении истории нашей страны делаю связь с событиями, которые имели место быть в это время на территории нашего края. Эта близкая обучающимся история позволяет прочнее усвоить знания по предмету. Проектная деятельность началась, когда в учебном плане был еще предмет «История Курского края». Во время изучения темы «Топонимика Курского края» обучающиеся охотно готовили материал о происхождении названия своих населенных пунктов, среди которых были и курские улицы. Поскольку тема заинтересовала обучающихся, то было решено и вынести это в тему проекта, остановившись на названиях некоторых улиц нашего города. Данный проект был групповой работой и имел продолжение в виде внеклассного мероприятия «По улицам родного города».
В этом учебном году решили продолжить проект по данному направлению. Тема исследования сузилась. Если раньше изучалась история переименования нескольких курских улиц и площадей, то сейчас решено было остановиться на истории улицы Советской и на истории расположенных на ней старинных зданий. Данный групповой проект был представлен в качестве урока-экскурсии по историческому краеведению «А ты мне, улица родная…». Судя по реакции присутствующих, они узнали новые факты об улице, по которой ежедневно ходят на занятия, о зданиях, мимо которых проходят.
Темы проекта, на мой взгляд, актуальны. В нашем учебном заведении обучается много студентов из области, иногородних. Многие из них очень плохо знают город Курск. А если говорить об истории улиц и зданий, то и куряне не всегда знают ее. Поэтому наша проектная деятельность – это возможность восполнить этот пробел, по новому взглянуть на то, что тебя окружает.
Цели данного урока: сформировать знания об истории улицы Советской и некоторых старинных зданий, расположенных на ней; пробудить интерес к исследовательской деятельности у обучающихся; рассказать им об историческом прошлом одной из курских улиц и ее объектов; научить собирать и отбирать информацию, работать с ней; продолжить развитие информационной, самоорганизаторской, учебно-познавательной и коммуникативной компетенций обучающихся; воспитание патриотизма, любви к своему краю, городу, чувства сопричастности к судьбе своей страны.
Хотелось представить собранную информацию в нетрадиционной, запоминающейся форме, чтобы не только рассказать о том, что узнали обучающиеся, которые готовили проект, но у присутствующих разжечь желание заняться подобными исследованиями.
Виртуальная экскурсия, на мой взгляд, была самой удачной формой занятия. Хотелось не только заинтересовать обучающихся фактическим материалом, сведениями, но и сделать их активными участниками данного урока-экскурсии. В данном случае хотелось бы более активной аудитории. В целом цели, поставленные перед занятием, были достигнуты. Но минусом явилось то, что только небольшое количество обучающихся были заняты проектной деятельностью. Поэтому на будущее необходимо вовлечь в нее большее число обучающихся.
Я думаю, что данная тема далеко не исчерпана, вокруг нас исторический центр города, который перекраивают, сносят, но нам еще есть что изучать и с чем знакомиться. Поэтому, надеюсь, данный проект будет продолжен в будущем учебном году.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Метод проекта на уроках музыки как современная педагогическая технология».
Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает выражение учащимися своих собственных мнений, чувств, активное включение в реальную деятельностьЗная запросы учащихся...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Метод проектов на уроках музыки как современная педагогическая технология
В данном материале рассматриваются цели и задачи уроков музыки в современном образовательном процессе, описаны современные подходы к использованию метода проектов и обобщен собственный опыт работы в э...
обобщение опыта по теме "Использование метода проектов на уроках истории и во внеклассной деятельности"
Тема «Использование проектной деятельности в обучении и во внеклассной работе с учащимися в современной школе» становится все более актуальной, так как при помощи проекта можно реализова...
Применение метода проектов на уроках английского языка в 9 классе /из опыта работы/
Проектная деятельность значительно расширяет и углубляет знания учащихся, учит взаимодействовать друг с другом, овладевать умением пользоваться языком, работать с информацией на английском языке.Вашем...
Применение метода ассоциаций на уроках истории (из личного педагогического опыта)
Методика ассоциаций, выделенная из системы опорных сигналов В.Ф. Шаталова помогает развивать память и нестандартное мышление учащихся...
Статья "Метод проектов на уроках истории как современная педагогическая технология."
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. ФГОС – принципиально новый для отечественной школы документ, который определяе...