Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя
методическая разработка по английскому языку (6 класс)
Практика успешного применения кейс-технологий на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovatsionnye_pedagogicheskie_tehnologii_v_praktike_raboty_uchitelya.docx | 280.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационные педагогические технологии в практике работы учителя
(из опыта работы).
Педагогическое сопровождение учащихся при решении учебного кейса.
Довбенко Вадим Викторович
учитель английского языка ГБОУ школы № 355
Московского района Санкт-Петербурга
Причины внедрения новых образовательных технологий и модернизация образовательной системы предлагают иное содержание, подходы, поведение, педагогический менталитет; поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?». Таким образом, возникла необходимость в применении технологий обучения, ориентированных на личностно-деятельностный подход в образовании.
Кейс -метод выступает как технология формирования образа мышления, которая позволяет думать и действовать в рамках компетенций, развить творческий потенциал; действия в кейсе либо даются в описании, либо предложены в качестве способа разрешения проблемы, в результате должна быть сформирована модель практического действия. Данный метод обучения достаточно легко может быть соединен с другими. Кейс-метод позволяет демонстрировать теорию с точки зрения реальных событий. Он позволяет заинтересовать учащихся в изучении предмета, способствует активному усвоению знаний и навыков самостоятельного сбора, обработки и анализа информации, характеризующей различные ситуации, для последующего ее обсуждения в коллективе с показом своего варианта решения вопроса или проблемы. Данный метод относят к современным педагогическим технологиям, поэтому его освоение педагогами актуально для повышения эффективности учебно-воспитательного процесса. Процесс подготовки у учащихся к решению кейса основан на навыках и умениях работы с информационными средствами, что позволяет актуализировать имеющиеся знания, активизирует научно-исследовательскую деятельность.
Вместе с тем, следует отметить, что процесс обучения с использованием кейс-метода наряду с преимуществами, сопряжен с комплексом трудностей и проблем, среди которых отсутствие у учащихся навыков самостоятельной работы, проблема обратной связи, наличие психологических трудностей у обучающихся дистанционно. Затруднения и неудачи, которые испытывают учащиеся в ходе работы с кейсами могут снижать мотивацию. В связи с указанным, возникает необходимость педагогического сопровождения учащихся.
В ГБОУ школе 355 Московского района Санкт-Петербурга методика обучения с помощью кейс-метода получила особую значимость, т.к. в данной школе обучается достаточное количество учащихся, которые по разным причинам не могут быть полноценно включены в образовательный процесс. Была проведена внутришкольная дифференциация учащихся с разделением их на 5 целевых групп:
- Малые группы;
- Творческие группы;
- Дети с особыми потребностями;
- Профильные группы;
- Одаренные дети.
Приведенное деление, с одной стороны, полностью соответствует заданию Комитета по образованию Санкт-Петербурга «на выполнение образовательными учреждениями опытно-экспериментальной работы по решению актуальных задач развития системы образования Санкт-Петербурга» в 2018 году, а с другой, по нашему мнению, полностью охватывает категории учащихся, требующих особых условий получения образования.
Наш кейс разработан для учащихся «малых групп». В этот профиль включаются: спортсмены, участники творческих коллективов и дети, сопровождающие родителей в длительных командировках.
Понятно, что в периоды выступления на соревнованиях, творческих конкурсах такие учащиеся практически полностью отдают все свое время этим мероприятиям, и речь может идти только о периодах между выступлениями – периодах подготовки. В случае родительских командировок речь может идти об обучении по профилю «малой группы» во время самой командировки.
Отличительной особенностью данных групп является высокая степень индивидуализации образовательной траектории, т.е. малая численность и невозможность членов группы регулярно объединяться для проведения занятий и выполнения заданий. Важной особенностью является территориальная разобщенность обучающихся и педагогов. Дополнительные ограничения на организацию образовательного процесса для таких групп накладывает структура занятости, что обуславливает ещё одну особенность построения кейсов для данной группы: использование технологий тайм-менеджмента для построения учебных расписаний и графиков в условиях дискретного учебного дня. При построении кейсов для данной группы обучающихся следует строго следить за хронометражем заданий, уделяя внимание компактным дидактическим формам. В таком случае учащиеся должны иметь большой ряд ресурсов для возможности самостоятельного освоения учебных предметов. В их дифференцированный дистанционный образовательный маршрут могут входить:
- большой набор различных элементов: ресурсов, форумов, тестов, заданий, глоссариев, опросов, анкет, чатов, лекций, семинаров, баз данных, редактора "ленты времени", построения схем и другого;
- должна быть обеспечена возможность загрузки курсов, в том числе в формате СДО Moodle;
Для обеспечения достаточной информацией детей малой группы возможно использовать разнообразные дистанционные платформы, МООС-курсы, ресурсы предметных областей, в зависимости от возможностей и потребностей учащихся малой группы
Профиль «малой» целевой группы характеризуется:
- высокой долей (свыше 80%) занятий с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения;
- дискретностью учебных занятий как в течение одного учебного дня, так и в течение учебного периода;
- неравномерностью длительности одного занятия;
- смещение фокуса целеполагания с учебных предметов на внеучебные достижения (спортивные результаты, творческие достижения и т.п.);
- низкой мотивацией к равномерному освоению основной образовательной программы.
Структура кейса для «малой» целевой группы должна отвечать следующим условиям:
- Кейс должен быть нелинейным. Более всего для реализации нелинейной структуры кейса в данном случае подходит технология Longgrid.
- Все материалы кейса должны быть чётко нормированы по критерию времени.
- Среди имеющихся материалов при формировании кейса для данной целевой группы следует выбирать материалы наименьшего объёма и длительности.
- Предпочтительными являются форматы анимированных схем, коротких видео, аудиотекста.
- Целесообразно включение в состав кейса коллективных сетевых офлайн проектов для развития коммуникативных УУД.
- ЭОР, используемые при формировании такого кейса должны носить метапредметный характер.
- Проблематика формируемого кейса должна актуализировать предметную область, выбранную обучающимся личностной реализации.
Также при формировании кейсов для подобных целевых групп мы считаем необходимым включать в состав кейса участие в конференциях и конкурсах (предпочтительно в дистанционном формате).
Концептуальное обоснование предлагаемых решений.
Решение кейса и педагогическое сопровождение.
Как мы уже раньше отмечали, ученик, обучающийся по кейс-технологии стоит перед множеством путей достижения цели. Кейс- метод – это обучение в непрерывно меняющихся условиях, работа с большим количеством информации и умение формулировать проблему и доказывать свою точку зрения. Поэтому здесь особую роль играет педагогическое сопровождение учащегося на всех этапах его работы с кейсом.
Е. И. Казакова дает следующее определение сопровождению: «Сопровождение – это помощь субъекту в принятии решения в ситуациях жизненного выбора. Это сложный процесс взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, результатом которого является прогресс в развитии ребенка».
При использовании кейс-метода необходимо создавать определенные условия, учитывать особенности работы с кейсом разных групп обучающихся, соблюдать организационные правила работы над кейсом и, кроме того, должна быть правильно определена роль учителя, которая существенно отличается от традиционной.
Далее мы хотим показать пример успешного педагогического сопровождения учащихся на материале разработанного нами кейса по английскому языку, посвященному теме «Семья и семейные отношения».
Цель выполнения кейса – создание условий для формирования универсальных учебных действий учащихся, развития их творческих способностей и логического мышления, для демонстрации учащимися своих достижений в самостоятельном освоении содержания и методов избранных областей знаний и видов деятельности, способности проектировать и осуществлять целесообразную и результативную деятельность (учебно-познавательную, конструкторскую, социальную, художественно-творческую, иную).
Задачами выполнения педагогического сопровождения кейса являются:
- обучение планированию;
- формирование навыков сбора и обработки информации, материалов;
- развитие умения анализа, креативности и критического мышления;
- формирование и развитие навыков публичного выступления;
- формирование у учащегося способности к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику.
Для формирования кейса педагогу сначала необходимо создать когнитивную карту, которая будет сопровождать учителя, осуществляющего педагогическое сопровождение на любом этапе (формирование проблемного поля, создание точек входа и формулирование задач, организация текущего и итогового контроля). Для каждой из точек входа могут быть выбраны любые из представленных ограничителей и расширителей. Например, для получения результата - написания письма зарубежному другу можно взять как 2 расширителя, так и 1 ограничитель.
Наш кейс настроен для участников, принадлежащих к «малой» группе. Особенностью данных групп является высокая степень индивидуализации образовательной траектории. Кейс-метод следует отнести к методам активного проблемного обучения, требующий предложить решение конкретных практических задач. Заключается он в том, что обучающимся предлагают осмыслить и найти решение для ситуации, имеющей отношения к реальным жизненным проблемам, с которыми человек может всегда столкнуться. Педагог в свою очередь не вправе оставлять учащегося наедине с кейсом, т.к. это достаточно сложный вид учебной деятельности, тем более учитывая характеристику данной целевой группы, куда входят в основном мало мотивированные на учебные достижения дети.
Этапы работы с кейсом заключаются в следующем:
- Определение проблемной ситуации.
На данном этапе учащимся предлагается аудиотекст и видеоролики, исходя из которых можно догадаться о проблематике кейса.
- Цели и задачи нашего кейса:
- установить смысл слов «люди, живущие рядом»;
- составить перечень домашних обязанностей;
- составить перечень семейных традиций;
- определить критерии счастливой семьи.
3. Выбор модели решения проблемной ситуации.
Педагогическое сопровождение, которое проводит учитель заключается в следующем: с учащимися совместно обсуждается информационный материал, с которым он ранее ознакомился. Выслушиваются его точки зрения на возможный круг проблем и путей их решения. При необходимости вносятся коррективы, даются необходимые пояснения.
- Промежуточный контроль.
Промежуточный контроль выполнения каждого этапа кейса проводится с помощью тестовых заданий разного типа на онлайн платформах, например LearningApps. Только после успешного выполнения заданий учащийся получает доступ к следующему блоку учебного материала.
5. Представление результата.
Представление результата работы над кейсом может быть разным (учащиеся выбирают свой вариант). Это может быть написание письма зарубежному другу, эссе на конкурс (используя текстовый редактор Ворд) или диалог (монолог) с зарубежным другом в форме записи на диктофон (либо любой компьютерной программы по выбору учащегося).
Управление задачами (и педагогический контроль) проходит при помощи встроенного в кейс Гугл-календаря.
Таким образом, в ходе работы учащиеся смогут научится делать выводы и заключения, расширить свой кругозор, овладеть новыми технологиями, проявить себя, показать публично достигнутый результат, что способствует саморазвитию и самосовершенствованию, но при решении кейса учащимся должно быть оказано педагогическое сопровождение. Педагог не вправе оставлять ребёнка наедине с кейсом, т.к. это достаточно сложный вид учебной деятельности, тем более учитывая характеристику данной целевой группы, куда входят в основном мало мотивированные на учебные достижения дети.
Литература
- Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение индивидуального образования и идея свободного воспитания // Новые ценности образования: свободное воспитание: отечественные традиции и инновации, 2003. № 3(14).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование ИКТ технологий в практике работы учителя истории
Обобщение опыта работы по применению ИКТ на уроках истории в сельской школе...
Использование инновационных педагогических технологии в системной работе учителя физической культуры.
Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика в области физической культуры, так как у многих учеников отсутствует мотивация заниматься...
«Инновации в области образования и педагогических технологий в практике молодого учителя»
Выступление на тему:«Инновации в области образования и педагогических технологий в практике молодого учителя» В нашей профессиональной жизни прочно утвердилось понятие "инновации". Русский...
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии и внеурочное время средствами инновационных педагогических технологий. Из опыта работы.
1. В условиях перехода современной школы на новые образовательные стандарты актуальным направлением современной географии продолжает оставаться изучение своего родного края.Методика обучения исследова...
Использование инновационных педагогических технологий в системной работе учителя физической культуры
Программа обучения физической культуре предусматривает большой объем теоретического материала, на который выделяется минимальное количество часов, поэтому использование современных информационных техн...
«Современные педагогические технологии в практике работы учителя математики.»
laquo;Современные педагогические технологии в практике работы учителя математики.»...
Педагогические технологии в практике работы объединения дополнительного образования в урочной и внеурочной деятельности по музыке
В современном мире традиционная школа, реализующая классическую модель образования не решает всех запросов образования. Главной целью для педагога сейчас является превратить традиционное обучение, нап...