Доклад на Педагогическом совете школы "Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ."
статья ( класс) на тему

Чернобаева Ольга Анатольевна

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhkovaya_rabota_doklad.docx16.79 КБ

Предварительный просмотр:

Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся с ОВЗ.

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей. Активная работа любого кружка способствует воспитанию эстетической культуры и трудолюбия учащихся, расширению их политехнического кругозора, развитию способности воспринимать и чувствовать прекрасное. Занимаясь в кружке, ребята могут углубить знания и умения по интересующему их делу и применить в общественно полезном труде в школе и дома. Кружки в коррекционной школе могут быть самыми разнообразными. Однако, прежде всего следует подумать о создании таких кружков, занятия в которых помогли бы умственно отсталым учащимся подготовленными вступить в самостоятельную жизнь. Сюда относится кружки, ставшие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков всестороннего физического и эстетического воспитания.

Трудно переоценить воспитательное и образовательное значение деятельности детей по их интересам, которая организуется и проводится в различных кружках. Практика работы показывает, что рациональная организация внутришкольной кружковой работы способствует более глубокому и всестороннему развитию учащихся, помогает положительно решать задачи коррекции и компенсации различных дефектов развития. Наиболее результативной кружковая работа может стать для детей 5-8 классов, так как они уже в определённой мере владеют необходимыми навыками коллективной работы. У этих учащихся более четко определились интересы и наклонности. Однако отдельные кружки организованы и для учащихся 3-4 классов. Кружки могут быть самыми разнообразными. Существуют кружки, ставящие перед собой задачу углубления и совершенствования трудовых умений и навыков, всестороннего физического и эстетического воспитания. Для учащихся в нашей школе организованы кружки вышивания, работы с бумагой, бисероплетения и т.п. Этот вид деятельности весьма полезен для детей, так как способствует воспитанию усидчивости, четкости и аккуратности в работе. Организованы кружки по изготовлению мягкой игрушки, персонажей для кукольного театра. Для учащихся старших классов существуют кружки на основе профессионально-трудовых навыков и знаний, которые они приобрели на уроках труда. Это кружок художественной резьбы по дереву, компьютерная грамотность.

В школе организован кружок театрального искусства. Дети принимают активное участие в различных смотрах-конкурсах, концентрах. Многим детям доступны массовые виды художественной самодеятельности. Целесообразна такая организация педагогического коллектива, при которой большинство учителей и воспитателей оказывают практическую помощь в организации своему коллеге, ведущему кружок. Этому важному участку воспитательной работы руководству школы и методическим объединениям следует уделять серьезное внимание. Перед каждым учителем и воспитателем необходимо поставить задачу, чтобы он умел во внеурочной работе заинтересовать детей, стремился передать им свой опыт, знания и умения, которые необходимы его воспитанникам в жизни. Важность и значимость кружковой работы в школе - интернате, как и всех других видов внеклассной воспитательной работы, определяются тем, что для умственно отсталых детей школа – единственное учебно-воспитательное учреждение. Во внеклассной воспитательной работе мы стремимся максимально расширять кругозор учащихся доступными видами практической деятельности во внеурочной обстановке, в занимательной форме воспитываем и прививаем жизненно необходимые навыки и привычки.

Работа кружков в школе проводится во второй половине дня. В зависимости от условий школы – наличия помещений, режима и распорядка работы – организационные формы могут быть различными. Но следующие условия должны быть обязательны:

 занятия кружков должны проводиться не ранее, чем через 2-3 часа после окончания учебных занятий;

  если занятие кружка проводится после подготовки домашних заданий, то и здесь предварительно должно быть отведено время для отдыха;

 не следует проводить кружковую работу в вечерние часы (после ужина). Исключение могут составлять такие занятия, на которых дети делают какие- либо простые поделки и эта работа не требует от них дополнительной мыслительной нагрузки и усвоения новых операций и приемов;

  одно занятие кружка продолжается не более 1 часа.

Во время работы следует организовывать небольшой перерыв либо для всей группы, либо для отдельных учащихся. Количество учащихся в одном кружке (за исключением хоровых) не должно превышать десяти. Однако в школе VIII вида могут быть и кружки в составе 3-5 человек. Такими малочисленными бывают в основном кружки, более сложные для основной массы умственно отсталых детей. Это, например, кружки художественной обработки дерева, а также кружки для ознакомления с рядом других видов деятельности. Весьма важное значение имеет организационная работа по комплектованию кружков. Она предполагает глубокий анализ способностей и склонностей детей и терпеливую деятельность педагогического коллектива с тем, чтобы очень тактично помочь ученику выбрать именно тот кружок, в котором могут наиболее полно раскрыться его способности и проявиться склонности, или тот кружок, который поможет ему в компенсации того или иного дефекта развития. Эту работу проводят без всякого нажима, не вызывая у ученика чувства протеста, так, чтобы совет, который дают ученику педагоги, он воспринимал как свое собственное желание. Кружки с первых дней из работы не могут быть укомплектованы полностью стабильным составом учащихся. В процессе занятий возможен переход детей из одного кружка в другой. С соответствующим желанием детей следует считаться и всегда удовлетворять его в тех случаях, когда ребенок проявляет подлинный интерес или же когда для него переход в другой кружок целесообразен. В общей системе внеклассной воспитательной работы следует отвести определенное место и время для систематической информации всех учащихся школы о работе кружков. Это могут быть различные тематические мероприятия, которые организуют и проводят члены того или иного кружка, вечера-отчеты кружковцев о своей работе, выставки поделок, изготовленных участниками кружков. Подобные мероприятия являются эффективной формой агитации и будут способствовать вовлечению в кружковые занятия детей, еще не участвующих в кружковой работе. В то же время такая гласность положительно влияет на закрепление у детей уже сложившегося желания заниматься в кружке, а всякие поощрения в процессе проведения этих мероприятий делают желание заниматься кружковой работой более устойчивым и способствуют формированию у ребенка стремления и дальше совершенствовать приобретенные им в кружке умения и навыки. Уже в самом начале деятельности в кружке детям надо в общих чертах рассказать, чем они будут заниматься, чему научатся и какую полезную для всех работу они смогут сделать. Один из видов полезной для школы деятельности – изготовление наглядных пособий или помощь в их создании. Руководители школ и педагоги должны видеть в практической деятельности детей общую пользу и огромный источник эффективного воспитательного воздействия. В труде у детей воспитывается чувство коллективизма, умение трудиться для других и ощущать радость от этой работы. В связи с этим очень важно придавать работе общественно-полезный характер, создать в школе положительный эмоциональный настрой для такой работы. Целесообразно участвовать детям в городских и областных мероприятиях, организовывать различные экскурсии. Велико коррекционно-воспитательное значение кружков художественной самодеятельности. Здесь в процессе работы у ребенка преодолевается чувство скованности, неуверенности в своих силах. Практика работы школы показывает, что педагогически оправдана такая организация внеклассной работы, когда дети принимают участие в отдельных городских мероприятиях совместно со школьниками массовых школ. Отбираются, конечно, только те мероприятия, которые доступны умственно отсталым учащимся. Это могут быть праздники: песни и танца, различные трудовые дела школьников. Для участия в этих мероприятиях можно организовать группы детей от школы, скомплектованные из детей, занимающихся в соответствующих кружках, так как именно они имеют наилучшую подготовку. И другие виды деятельности в процессе кружковой работы в школе надо использовать для воспитания положительных личностных качеств детей. Кружки художественной самодеятельности должны так организовать свою работу по развитию и воспитанию учащихся, чтобы они могли выступать не только перед учащимися школы, но и в других аудиториях вне школы.

 Организуя работу кружков, не следует забывать, что они решают проблемы эстетического воспитания, являющегося составной частью общей системы воспитания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кружковая работа и ее значение в воспитании учащихся специальной школы VII - VIII вида.

Творчество – это преобразующая деятельность, в результате которой создается нечто новое. Творчество является высшим проявлением человеческих способностей.Активная работа любого кружка способствует вос...

Доклад на педагогическом совете на тему: «Формирование навыков делового письма у учащихся с ОВЗ»

Раздел программы по письму и развитию речи “Деловое письмо” в коррекционной школе представляет систему коррекционного воздействия, направленного на формирование у учащихся с ОВЗ умения сос...