Конспект занятия с детьми подготовительной группы по духовно-нравственному и речевому развитию на тему "Что такое хорошо и что такое плохо"
план-конспект
Цель занятия: побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно находить выход через понимание «хорошо-плохо».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
satylbaeva_chto_takoe_horosho_i_chto_takoe_ploho._konkurs_mdou_ped_sunduchok.docx | 24.14 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №9 «ЖУРАВУШКА»
Конспект занятия с детьми подготовительной группы по духовно-нравственному и речевому развитию на тему:
«Что такое хорошо и что такое плохо»
Подготовила: педагог-психолог О.А.Сатылбаева
г. Стрежевой, 2020
Пояснительная записка
Действующий ФГОС ДО, закрепляет приоритет духовно - нравственного воспитания дошкольников. Одним из основных принципов, дошкольного образовательного учреждения ,является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства. Из числа многих обозначенных задач Стандарт направлен на решение следующей задачи: объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых, в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. В соответствии с целевыми ориентирами духовно-нравственная культура дошкольников складывается из способности оценивать поступки людей и следовать социальным нормам и правилам; установки положительного отношения к миру; адекватного проявления своих чувств во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками.
Следовательно, ФГОС ДО дает нам возможность более углубленно и целенаправленно заниматься проблемой духовно-нравственного воспитания дошкольников.
В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Приобретенные ребенком в дошкольном возрасте формы поведения и отношения к взрослым и сверстникам, духовно – нравственные знания и чувства являются фундаментом.
Младший дошкольный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат. Предметом для подражания для младшего школьника, помимо его семьи, педагогов, сверстников, и т.д. могут быть и дети из старших групп детского сада. В этом и заключается актуальность данной разработки. Преемственность нравственных качеств детей от одной возрастной группы к другой.
Цель занятия: побуждать детей ориентироваться в нравственных ситуациях, самостоятельно находить выход через понимание «хорошо-плохо».
Задачи: закрепить стремление совершать хорошие, добрые поступки, аргументировать свои ответы.
Развивать речь, фантазию и творческое воображение, использовать пословицы и поговорки о добре и зле.
Воспитывать чувство вежливости, доброты, стремление к дружелюбию, умение сорадоваться.
Методы и приемы, активные формы обучения: беседа, сюрпризный момент (гость), художественное слово,, дидактическая игра, словесная игра, объяснение пословиц, игра – тренинг, психогимнастика.
Материал: сюжетные картинки, солнышко, тучка.
Предварительная работа: Чтение русских сказок о добре и зле, заучивание пословиц и поговорок, беседы на нравственные темы.
Ход занятия
Педагог: Ребята, посмотрите, к нам на занятие пришел интересный гость. Вы знаете этого мальчика? (ответы детей)
Верно, это Данил. Он тоже воспитанник нашего детского сада. Он очень любознательный и активный.
Поздоровайтесь с ним. (дети здороваются друг с другом).
Удивительно, у него разное выражение лица. То оно такое улыбчивое, веселое, а то вдруг грустное, даже сердитое. Интересно, что с ним случилось? Данил, с какой просьбой ты сегодня хочешь обратиться к нашим ребятам.
Данил читает стихотворение :
Я погороду прошел,
Видел, что хорошо,
Я по городу ходил,
Плохо тоже находил.
Вот и стал я такой,
Не веселый, грустный, злой.
Если встречу я добро,
Улыбается лицо!
Ну, а если зло увижу,
Я сердит,
И на всех готов кричать,
Я запутался совсем,
И совсем стал никакой,
Рассудите, помогите,
Добро от зла мне отделите.
Педагог: Дети, поможем нашему гостю разобраться в том что такое хорошо и что такое плохо? (ответ детей)
Данил, наши ребята скоро пойдут в школу, и они многое знают и умеют. Я думаю, они смогут тебе помочь.
Дидактическая игра «Выбираем хорошие поступки”
Педагог: Ребята, обратите внимание на картинки, которые лежат на столе. На картинках показан путь человечка. Наша задача провести человечка до его дома, но при этом дорогу нужно выбрать так, чтобы она проходила только по картинкам, где дети совершают хорошие поступки. Давайте очень внимательно рассмотрим картинки и решим где хорошо, а где плохо.Все ответы аргументируются.
(картинки заранее подобраны воспитателем)например:
1.Девочка кормит кошку.
Аргумент: Какая хорошая девочка она заботиться о своей кошечке, хороший поступок.
2. Девочка рвет на клумбе цветы и собирает их в букет.
А: Это очень плохо! Цветы на клумбе растут, чтобы было красиво всем, клумбы украшают улицы, аллеи, парки, а сорванные цветы уже не порадуют никого своей красотой.
3. Мальчик читает книжку маленькому братишке.
А: Это замечательно! Ведь братишка еще очень мал и сам читатьне умеет.
4. Мальчик моет посуду.
А: Очень хороший поступок! Мама придет уставшая с работы, а посуда уже чистая!
5. Девочка и мальчик ухаживают за больной бабушкой.
А: Они очень заботливые.
6. Мальчик залез в лужу и топает ногами.
А: Это очень плохо, ведь он весь испачкается и маме придется его отмывать и все стирать, а еще он может простудиться и заболеть!
7. Большая девочка отобрала игрушки у малышей.
А: Как стыдно обижать маленьких.
8. Девочка в парке насыпает семечки в кормушку.
А: Какая хорошая девочка! Она понимает, что птицам зимой холодно и голодно!
Педагог: Дети, а теперь давайте предложим Данилу выложить дорогу к домику. (по той,где обозначены добрые поступки) мальчик читает книжку, дети моют посуду, девочка кормит кошку, дети дарят цветы Ветерану.
Педагог: Ребята, мы правильно разобрались в картинках, а теперь давайте все картинки с плохими поступками разложим за грустной тучкой, а картинки с хорошими, добрыми поступками разложим за веселым солнышком.
Ребята, приглашаю вас немного отдохнуть.
Физкультминутка:
Что для жизни нужно? (шагают на месте)
Солнце! ( резко вытягивают руки вверх)
Что для дружбы нужно? ( шагают на месте)
Сердце! (прикладывают руки к сердцу)
Что для сердца нужно? ( хлопают руками)
Счастье! (руки разводят в стороны)
Что для счастья нужно?( хлопают в ладоши)
Мир! (проводят руками круг)
Настроение упало, дело валиться из рук, (приседают, наклоняют голову)
Но еще не все пропало, если есть хороший друг. (обнимаются с соседом)
С делом справимся вдвоем, с облегчением вздохнем.( пожимают друг другу руки, весело вздыхают.)
Словесная игра «Хорошо и плохо»
Педагог: Ребята, а сейчас приготовьте цветные круги. Я буду читать отрывки из знакомых вам литературных произведений, а вы определять, хорошо или плохо поступают герои. Если вы считаете, что хорошо, то покажите желтый кружок, если плохо – синий.
- «Колобок, Колобок я тебя съем!» (синий)
- «Шла, шла Маша по лесу – деревце за деревцем, кустик за кустиком и заблудилась!» (синий)
— «Построили звери теремок лучше прежнего и стали в нем все вместе дружно жить» (желтый)
— «Битый не битого везет, битый не битого везет!» (синий)
— «Посадил дед репку, выросла репка большая – пребольшая!» (желтый)
— «Повадилась лиса в курятник кур таскать…» (синий)
— «Золушка была добрая, трудолюбивая девочка.» (желтый)
— «Всю зиму ухаживала Дюймовочка за больной ласточкой.» (желтый)
Воспитатель: «Молодцы, ребята, вы правильно справились с заданием.»
А теперь послушайте стихотворение:
Быть добрым- значит понимать
И близких и чужих.
И радости порой не знать,
Заботясь о других.
Конечно доброму трудней,
И все же посмотри:
Как много у него друзей, а злой совсем один.
Педагог:
О чём это стихотворение? Ответы детей.
Данил, а как ты думаешь, почему злой человек остается совсем один и у него нет друзей? Хорошо ли это?
Работа с пословицами.
А какие пословицы вы знаете о добре?
О добром подумаешь, плохое на ум не пойдет.
Доброе слово лечит, а плохое колечит.
Все любят добро, но всех любит оно.
Даёшь добро другому- приобретаешь себе.
Доброму человеку везде добро.
Добро поощряй, а зло порицай.
Воспитатель: Как вы понимаете последнюю пословицу.
Молодцы, ребята много пословиц знаете о добре.
Игра – тренинг «Волшебный цветок добра»
Педагог: Ребята, сейчас я вас попрошу выйти всех сюда и встать кружок. Вытяните ручки , ладошками вверх , закройте глазки. Я сейчас каждому из вас положу волшебный цветочек добра. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше сердечко. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вас доброе, согревающее душу настроение. Откройте глазки. Что вы почувствовали? (ответы детей)
Педагог: Скажите, что больше всего вам понравилось из нашего занятия? Ответы детей. Спасибо дети.
Данил, легче ли тебе стало узнавать и понимать где хорошо, а где плохо. (ответ ребенка)
Мы сегодня помогли еще одному человеку, который нуждался в нас. Вы согласны со мной? (ответы детей)
Психогимнастика.
Педагог: А теперь давайте возьмемся за руки и пригласим нашего гостя с нами в хоровод. Наши ладошки тёплые и ласковые. Чувствуете как мы передаем тепло друг другу? Для того чтобы хорошего и доброго становилось на земле все больше и больше необходимо совершать добрые поступки.
Ребята, я очень благодарна вам за вашу помощь, вы очень много знаете о хорошем и плохом. Только где же живут такие дети, которые всегда приходят на помощь?
Дети: В городе Стрежевом, в детском саду «Журавушка».
Занятие закончено.
Список литературы
- Алябьева Е. А.Занятия по психогимнастике с дошкольниками. //Сфера. – 2009г.
- Буре Р.С. Формирование представлений о нормах морали у детей дошкольного возраста // Ребенок в детском саду. – 2006. - №5. – С.16-17.
- «Духовно – нравственное воспитание дошкольников в условиях ФГОС», интернет-источник https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2017/09/28/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov-v
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему: "Что такое хорошо и что такое плохо"
Программные задачи: • Формировать представление, о том , что дети в классе зависят друг от друга. • Научить быть доброжелательными и терпимыми друг к другу, проявлять внимание, сочувст...
Конспект урока по чтению В. Маяковский "Что такое хорошо и что такое плохо"
Разработан для учащихся 1-х классов, обучающихся по общеобразовательной программе....
Речевой праздник "Что такое хорошо и что такое плохо"
Конспект речевого праздника для детей с нарушением слуха....
Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов....
Конспект группового занятия воспитательного характера «Что такое хорошо и что такое плохо?» (для детей 10-12 лет)
Данный материал рекомендуется к использованию на классных часах, во внеурочной деятельности, а так же подобное мероприятие преемлемо для проведения с детьми , организованными на непродолжительно...
Конспект урока для детей с интеллектуальным недоразвитием по речевой практике на тему: «Что такое хорошо, а что такое плохо?»
Конспект к уроку речевой практики. Знакомство со стихотворением....
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ОНР3)...