Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
методическая разработка

Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»

Автор составитель: учитель-логопед Таратынова Галина Петровна

Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Актуализация словаря по теме: «Дикие животные»;
  • Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;
  • Совершенствовать навыки построения предложений;

Коррекционно-развивающие:

  • Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.
  • Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.
  • Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;
  • Воспитывать речевую активность, чувства языка.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:

  • демонстрационный материал: картинки по теме «Дикие животные»;
  • демонстрационный материал: конверт с загадками;
  • демонстрационный материал: конверты с разрезными картинками;
  • мнемотаблица;
  • мяч;
  • персональный компьютер (ноутбук);
  • презентация « Microsoft Power Pont».

Использование современных образовательных технологий:

  • здоровьесберегающая технология (развитие правильного дыхания);
  • технология сотрудничества (реализация партнерства в отношениях педагога и ребенка);
  • полисенсорная технология (воздействие на разные анализаторы ребенка);
  • технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);
  • технология игры (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);
  • мультимедийные технологии (презентация)

 Примерный ход занятия

Название этапа занятия, продолжительность

(в минутах)

Деятельность

логопеда

Деятельность

детей группы

1

Организационный момент

Минута релаксации

(дыхательная гимнастика)

Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра!

Солнце ярче светит,

Дует свежий ветер.

Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения.

Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить.

Дети:

Доброе утро!

Дети осуществляют вдох и выдох три раза

2

Отгадывание загадки и объявление темы

Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, домашними бывают и помогают людям. Кто это?

Ответы должны быть полными. Домашних животных мы встречаем каждый день, а где мы можем увидеть диких животных?

Правильно, дети!

Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие.

Это животные

Диких животных мы можем увидеть в лесу, в зоопарке, в цирке, по телевизору, компьютеру.

3

Основной этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с картой

(зрительная гимнастика)

 

 

 

 

 

 

 

Развитие мелкой моторики пальцев рук (конструирование вертолета)

 

 

 

Работа с ноутбуком

Показ слайдов

(по щелчку)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Б) Развитие общей моторики, координации движений, зрительного внимания, восприятия.

 

 

 

Интеллектуальная разминка

Игра с мячом «Кого видел в лесу?»

 

Построение предложений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хоровое проговаривание предложений.

 

 

 

 

 

 

 

Просмотр видео о рыси

30 секунд

Ознакомительный рассказ о рыси по плану-схеме (мнемотаблице)

Чтобы составить рассказ о животном, мы отправимся в заповедный лес, в котором можно встретить много разных животных, которые не боятся людей. В заповедном лесу их охраняют лесники, охота там запрещена.

Ребята, посмотрите на карту Кавказа (вот где мы сейчас с вами находимся, а вот куда нам предстоит отправиться)

Заповедник находится очень далеко, а мы с вами доберемся за считанные минуты.

У вас на столах лежат фигурки. Сложите их.

Посмотрите, что у вас получилось?

 

На чем мы полетим?

 

В добрый путь!

Приземляемся

Я вижу из иллюминатора вертолета следы животных.

Выходим из вертолета.

Нас встречает лесник. Он проведет вас по тропинке, покажет диких животных.

 

Вспоминаем правила поведения на природе.

 

 

 

По следам идем осторожно, след в след.

Идем по лесу тихо и наблюдаем за животными. Мы их не должны напугать.

 

 

Ух, устали ходить по снегу, замерзли? Давайте зайдем в домик лесника, согреемся и поиграем.

 

Игра называется «Кого видели в лесу?».

Дети и логопед стоят в кругу.

Логопед просит назвать животных, которых видели в лесу. Например: «В лесу видели лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч (у меня был массажный), дает свой ответ и передает мяч следующему игроку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название животного, логопед помогает ему наводящими вопросами. Например: «Назови животное, у которого уши с кисточками и коротким хвостом».

Логопед:

Спасибо за интересную игру, присаживайтесь на стульчики.

 

Дети, кто из диких животных похож на кошку?

(просмотр видео)

Правильно, рысь-это дикая кошка.

Рассказ логопеда о рыси.

По размеру рысь больше кошки. Как и другие кошки, она предпочитает одиночество. У рыси есть голова, туловище. Лапы высокие, широкие, покрытые густой шерстью; как на лыжах ходит она по снежному покрову. У рыси короткий хвост. Уши треугольные, заканчиваются   кисточками. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Шерсть у рыси дымчато-желтая, густая, теплая, поэтому она спит спокойно на снегу. Рысь рычит, когда сердится, а когда сытая, мяукает. Питается она зайцами и птицами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, ловко прыгать, высматривать добычу.

Рысь днем и ночью отдыхает, а вечером или рано утром охотится.

У нее отличный слух и зрение.

Детеныши рыси-рысята, они очень похожи на домашних котят, только хвостики у них короткие, лапы длинные и на ушах кисточки. Рысята очень ловкие, подвижные и отлично прыгают. Рысь является санитаром леса. Она ловит ослабленных животных, у нее красивый и ценный мех.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети складывают целое изображение

 У нас получился вертолет.

Мы полетим на вертолете.

Мы пролетаем над лесом.

Мы пролетаем над полем.

Мы пролетаем мимо гор.

Мы пролетаем над рекой.

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Дети идут цепочкой след в след.

 

В лесу мы видели белку, волка, зайца, кабанов, лису, лося, рысь.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Рысь похожа на кошку.

 

4

Закрепление материала.

Составление рассказа по мнемотаблице.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Звукоподражание мотору

 вертолета.

Произнесение звука «Р»

Как много интересного вы сегодня увидели и узнали.

 

 

 

- Дети, вы сегодня видели многих диких животных, но про одно из них смотрели видеофильм. О ком был видеофильм?

Составьте, пожалуйста, рассказ о рыси.

Вы будете рассказывать о рыси, а лучший рассказ я отправлю на конкурс.

С помощью плана-схемы вы сможете самостоятельно рассказать о рыси.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ребята, вы составили отличный рассказ, нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем леснику спасибо за экскурсию.

Возвращаемся на вертолете .

Наш вертолет совершил посадку.

Мы вернулись в детский сад.

 

 

 

Мы составляем рассказ о диком животном.

 

 

Мы смотрели видеофильм о рыси.

 

 

 

 

 

 

 

Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами. У рыси морда короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Рысь умеет рычать. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотиться. Детеныши у рыси – рысята. Рысь является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех.

Оценка и рефлексия

 

Учитель-логопед подводит детей к  активному обсуждению:

Что мы с вами сегодня делали?

Для чего мы это делали?

Что получилось, а что не получилось?

Что узнали нового?

Что больше всего понравилось?

Что вызывало затруднения?

 

Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют какие задания выполняли, что узнали нового. Дети перечисляют,  что они делали. Рассуждают, доказывают что получилось,  и почему?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж

Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема:     Сказочный верниса...

МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...

КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»

Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития

Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ОНР3)...

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"

Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями....

Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием мнемотехники.

Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): дети с тяжелыми нарушениями речиТема: «Наши папы»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой деяте...