Методическая разработка Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
методическая разработка
Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового коррекционного занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы с ОНР – III уровня речевого развития. Тема: «Дикие животные»
Автор составитель: учитель-логопед Таратынова Галина Петровна
Цель: Развитие связной речи через мнемотаблицу. Актуализация активного словаря через употребление прилагательных и глаголов.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Актуализация словаря по теме: «Дикие животные»;
- Закреплять знания о рыси, ее детенышах, познакомить детей с ее жилищем;
- Совершенствовать навыки построения предложений;
Коррекционно-развивающие:
- Формирование навыков речевого общения, речевой коммуникации.
- Совершенствовать умение составлять рассказ, опираясь на заданную схему.
- Формирование высших психических функций: внимания, мышления, памяти;
- Воспитывать речевую активность, чувства языка.
Коррекционно-воспитательные:
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование:
- демонстрационный материал: картинки по теме «Дикие животные»;
- демонстрационный материал: конверт с загадками;
- демонстрационный материал: конверты с разрезными картинками;
- мнемотаблица;
- мяч;
- персональный компьютер (ноутбук);
- презентация « Microsoft Power Pont».
Использование современных образовательных технологий:
- здоровьесберегающая технология (развитие правильного дыхания);
- технология сотрудничества (реализация партнерства в отношениях педагога и ребенка);
- полисенсорная технология (воздействие на разные анализаторы ребенка);
- технология моделирования (перевод сенсорного материала в знаково-символический язык);
- технология игры (ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста);
- мультимедийные технологии (презентация)
Примерный ход занятия
№ | Название этапа занятия, продолжительность (в минутах) | Деятельность логопеда | Деятельность детей группы |
1 | Организационный момент Минута релаксации (дыхательная гимнастика) | Настал новый день. Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра! Солнце ярче светит, Дует свежий ветер. Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. Отгадав загадку, вы узнаете, о ком мы будем говорить. | Дети: Доброе утро! Дети осуществляют вдох и выдох три раза |
2 | Отгадывание загадки и объявление темы | Они бывают дикими, живут в лесу дремучем, домашними бывают и помогают людям. Кто это? Ответы должны быть полными. Домашних животных мы встречаем каждый день, а где мы можем увидеть диких животных? Правильно, дети! Ребята, скажу вам по секрету, что сегодня у нас необычное занятие. | Это животные Диких животных мы можем увидеть в лесу, в зоопарке, в цирке, по телевизору, компьютеру. |
3 | Основной этап
Работа с картой (зрительная гимнастика)
Развитие мелкой моторики пальцев рук (конструирование вертолета)
Работа с ноутбуком Показ слайдов (по щелчку)
Б) Развитие общей моторики, координации движений, зрительного внимания, восприятия.
Интеллектуальная разминка Игра с мячом «Кого видел в лесу?»
Построение предложений.
Хоровое проговаривание предложений.
Просмотр видео о рыси 30 секунд Ознакомительный рассказ о рыси по плану-схеме (мнемотаблице) | Чтобы составить рассказ о животном, мы отправимся в заповедный лес, в котором можно встретить много разных животных, которые не боятся людей. В заповедном лесу их охраняют лесники, охота там запрещена. Ребята, посмотрите на карту Кавказа (вот где мы сейчас с вами находимся, а вот куда нам предстоит отправиться) Заповедник находится очень далеко, а мы с вами доберемся за считанные минуты. У вас на столах лежат фигурки. Сложите их. Посмотрите, что у вас получилось?
На чем мы полетим?
В добрый путь! Приземляемся Я вижу из иллюминатора вертолета следы животных. Выходим из вертолета. Нас встречает лесник. Он проведет вас по тропинке, покажет диких животных.
Вспоминаем правила поведения на природе.
По следам идем осторожно, след в след. Идем по лесу тихо и наблюдаем за животными. Мы их не должны напугать.
Ух, устали ходить по снегу, замерзли? Давайте зайдем в домик лесника, согреемся и поиграем.
Игра называется «Кого видели в лесу?». Дети и логопед стоят в кругу. Логопед просит назвать животных, которых видели в лесу. Например: «В лесу видели лису», и передает мяч ребенку справа. Ребенок берет мяч (у меня был массажный), дает свой ответ и передает мяч следующему игроку. Игра проводится в быстром темпе, поэтому дети должны быть внимательными. Ответы детей не должны повторяться. Если ребенок не может подобрать название животного, логопед помогает ему наводящими вопросами. Например: «Назови животное, у которого уши с кисточками и коротким хвостом». Логопед: Спасибо за интересную игру, присаживайтесь на стульчики.
Дети, кто из диких животных похож на кошку? (просмотр видео) Правильно, рысь-это дикая кошка. Рассказ логопеда о рыси. По размеру рысь больше кошки. Как и другие кошки, она предпочитает одиночество. У рыси есть голова, туловище. Лапы высокие, широкие, покрытые густой шерстью; как на лыжах ходит она по снежному покрову. У рыси короткий хвост. Уши треугольные, заканчиваются кисточками. Глаза золотисто-желтые, в темноте отсвечивают зеленым. Шерсть у рыси дымчато-желтая, густая, теплая, поэтому она спит спокойно на снегу. Рысь рычит, когда сердится, а когда сытая, мяукает. Питается она зайцами и птицами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, ловко прыгать, высматривать добычу. Рысь днем и ночью отдыхает, а вечером или рано утром охотится. У нее отличный слух и зрение. Детеныши рыси-рысята, они очень похожи на домашних котят, только хвостики у них короткие, лапы длинные и на ушах кисточки. Рысята очень ловкие, подвижные и отлично прыгают. Рысь является санитаром леса. Она ловит ослабленных животных, у нее красивый и ценный мех. |
Дети складывают целое изображение У нас получился вертолет. Мы полетим на вертолете. Мы пролетаем над лесом. Мы пролетаем над полем. Мы пролетаем мимо гор. Мы пролетаем над рекой.
Дети идут цепочкой след в след.
В лесу мы видели белку, волка, зайца, кабанов, лису, лося, рысь.
Рысь похожа на кошку.
|
4 | Закрепление материала. Составление рассказа по мнемотаблице.
Звукоподражание мотору вертолета. Произнесение звука «Р» | Как много интересного вы сегодня увидели и узнали.
- Дети, вы сегодня видели многих диких животных, но про одно из них смотрели видеофильм. О ком был видеофильм? Составьте, пожалуйста, рассказ о рыси. Вы будете рассказывать о рыси, а лучший рассказ я отправлю на конкурс. С помощью плана-схемы вы сможете самостоятельно рассказать о рыси.
Ребята, вы составили отличный рассказ, нам нужно возвращаться в детский сад. Давайте скажем леснику спасибо за экскурсию. Возвращаемся на вертолете . Наш вертолет совершил посадку. Мы вернулись в детский сад.
|
Мы составляем рассказ о диком животном.
Мы смотрели видеофильм о рыси.
Рысь дикое животное. Она дымчато-желтая с черными пятнами. У рыси морда короткая, глаза золотисто-желтые, в темноте зеленые. Тело рыси покрыто густой, теплой шерстью, поэтому она зимой спит на снегу. Рысь умеет рычать. Питается рысь зайцами, птицами, мелкими грызунами. Живет в лесу под корнями деревьев. Она умеет быстро бегать, прыгать, охотиться. Детеныши у рыси – рысята. Рысь является санитаром леса, у нее красивый и ценный мех. |
Оценка и рефлексия |
Учитель-логопед подводит детей к активному обсуждению: Что мы с вами сегодня делали? Для чего мы это делали? Что получилось, а что не получилось? Что узнали нового? Что больше всего понравилось? Что вызывало затруднения? |
Дети вспоминают, чем занимались, перечисляют какие задания выполняли, что узнали нового. Дети перечисляют, что они делали. Рассуждают, доказывают что получилось, и почему? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНР III уровня II года обучения Тема: Сказочный вернисаж
Конспектоткрытого занятия по коррекции лексико – грамматического строя языка и развитию связной речи с детьми с ОНРIII уровня II года обучения Тема: Сказочный верниса...
МЕТОД КОМПЛЕКСНОЙ СКАЗКОТЕРАПИИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ, НАПРАВЛЕННОЙ НА РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕЙ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
В статье представлен метод комплексной сказкотерапии, используемый в рамках логопедической работы, направленной на развитие связной речи у детей старшей группы детского сада компенсирующего вида. Данн...
КОНСПЕКТ коррекционно-развивающего занятия по развитию связной речи с детьми старшего возраста «Весенние посиделки»
Занятие посвящено знакомству дошкольников с народными промыслами нижегородского края и автоматизации звука ц в связной речи....
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико – грамматических категорий для детей старшей группы с ОНР 3 уровня по лексической теме «Дикие животные».
Занятие по лексической теме "Дикие животные" для детей старшего дошкольного возраста с ОНР 3 уровня...
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы с ОНР 3 уровня речевого развития
Конспект подгруппового логопедического занятия с детьми подготовительной группы (ОНР3)...
Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия: "Слово и его лексическое значение"
Цель занятия: закрепить у учащихся систему понятий (слово, лексическое значение, однозначные и многозначные слова), отрабатывать умение пользоваться словарями....
Конспект подгруппового занятия по развитию связной речи с детьми старшей группы компенсирующей направленности с использованием мнемотехники.
Нозологическая группа (психолого-педагогическая характеристика детей): дети с тяжелыми нарушениями речиТема: «Наши папы»Цель: Создание социальной ситуации развития в процессе речевой деяте...