Семинар-практикум "Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
план-конспект
Цель: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; совершенствование коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Семинар-практикум | 45.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа – Югры; муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №2» 628260, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Тюменская область, Мира ул., д. 85, г. Югорск; Галиева Сария Николаевна, учитель начальных классов, Юрьева Анжелика Викторовна, учитель-логопед
ФИО педагогов: Галиева Сария Николаевна, учитель начальных классов; Юрьева Анжелика Викторовна, учитель-логопед
Целевая аудитория: педагоги, работающие с детьми ОВЗ, обучающимися с задержкой психического развития, обучающимися с РАС, родители, дети с ОВЗ, тьютор
Класс: 1 (дополнительный)
Программа: адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с задержкой психического развития, адаптированная основная общеобразовательная программа обучающихся с РАС
Раздел программы: коррекционно-развивающая область
Тип занятия: методологической направленности (обобщение и систематизация знаний)
Форма занятия: семинар-практикум
Тема занятия: «Межведомственное взаимодействие как эффективная практика помощи детям с расстройством аутистического спектра и другими ментальными нарушениями»
Цель занятия: согласование ресурсов и решений проблем обучения и воспитания детей с ОВЗ участниками межведомственного взаимодействия; повышение психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей; совершенствование коммуникативных умений и навыков детей с ОВЗ.
Задачи занятия: знакомство педагогов и родителей с технологиями фасилитации, процессинга; расширение представлений об окружающем мире, развитие речи и мышления, фонематического восприятия, зрительного, целенаправленного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений, координации речи с движениями; совершенствование игровых технологий; развитие творческого воображения; воспитание нравственно-волевых качеств.
Условия проведения: соблюдение санитарно-гигиенических условий, температурного режима, проветривания кабинета перед занятием, рациональность освещения кабинета и доски, отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей; чередование поз участников; динамические паузы, подвижная игра, релаксация; психологический климат, наличие эмоциональных разрядок; виды преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная, коллективная работа, создание эмоционального фона восприятия материала (использование музыки, загадок, стихов, наглядного и раздаточного материала).
Материально-техническое обеспечение, оборудование, инвентарь: буклеты, живой кролик, плоскостное изображение домашних птиц, раздаточный материал, крупа (3-4 видов), аттрибуты, костюмы.
Предварительная работа: оформление зоны, выставки детских работ, предварительная беседа для подготовки детей к восприятию произведения, рассматривание иллюстраций к сказке, просмотр мультфильма «Петух и краски», знакомство с домашними птицами, разучивание стихов и песенного материала, лепка фигуры петуха.
I. Встреча гостей
- Эй, люди добрые!
Вам ли сегодня по домам сидеть,
Да в окна глядеть, грустить да печалиться.
Здесь для вас, гостей дорогих,
Будет проходить заседание.
II. Регистрация гостей мероприятия
III. Выставка детских творческих работ «И мир улыбнётся …»
IV. Открытие семинара
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
На завалинках, в светёлке
Иль на брёвнышках каких
Собирались посиделки
Пожилых и молодых.
При лучинушках сидели,
Отдыхали от забот –
Говорили, песни пели, кто о чём и как живёт!
Вот и мы, по обычаю, по-старинному посиделки устроили. Удобно ли вам гости дорогие, всё ли видно? Всем ли слышно? Всем ли места хватило? Вижу, что вам поговорить захотелось, а какой же разговор без знакомства. К разговору приглашаются…(Представление участников семинара)
- Вы гости, дорогие и наши замечательные дети.
- Слово для приветствия предоставляется….
- Инструкция к проведению семинара: уважаемые участники семинара, предлагаем вам вспомнить краткие характеристики детей с особыми образовательными потребностями:
- отставание или/и искажение всех психических функций;
- кратковременная память;
- механическое запоминание;
- ограниченный словарный запас;
- выраженное недоразвитие двигательной сферы (блиндесмены);
- внимание малоустойчивое;
- неумение пользоваться анализаторами;
- нарушение мелкой моторики;
- низкая скорость восприятия;
- бедность предметных представлений;
- речь ограничена.
Для данной категории детей в коррекционных целях необходимо создать специальные условия, а в работе использовать специальные приемы и методики, согласно коррекционным задачам, которыми пронизан каждыми элемент урока или занятия. У вас в руках буклеты с перечнем коррекционных задач. Предлагаем Вам выделить коррекционные задачи.
V. Ход семинара
Ведущие: Кто сказал, что не бывает
В наши дни чудес на свете
Чудеса бывают в сказках
Знают взрослые и дети
Недаром люди любят сказку,
Ведь сказка тем и хороша,
Что в ней счастливую развязку
Уже предчувствует душа
И на любые испытания,
Согласны храбрые сердца,
В нетерпеливом ожидании
Благополучного конца
Веточка сосновая на ветру качается
Наши приключения в сказке начинаются.
(Звучит народная музыка, в зал входят дети в сопровождении тьютора и родителей)
Ведущий: - Здравствуйте девчонки, здравствуйте мальчишки! Не знаю как вы ребята, а я больше всех на свете люблю рисовать! И сегодня я вам нарисовала…. (снимает занавес с доски)
- Кто же это? (ответ детей) Но он какой-то странный… Какой он? (ответ детей: пустой, не настоящий, бесцветный) Чего же не хватает Петуху? (ответ детей: краски, цвета, яркости) Конечно, конечно, он не раскрашенный.
- Поглядите вокруг, все и все имеют свой цвет: подсолнух желтый, а листочек зеленый, небо голубое, а солнце желтое. Ах, бедный, бедный Петух, жаль Петуха? (ответ детей: да!) Что мы можем сделать для него? (ответ детей: раскрасить) Не печалься, тебя просто забыли раскрасить. Наши дети обязательно помогут тебе. Вы готовы отправиться в путешествие? (ответ детей: да!) В него могут пойти только храбрые молодцы, и красны девицы.
(Звучит музыка, родители и тьютор помогают детям надеть костюмы)
Ведущий А.В.Ю.: - Знаете что, дети, идите к краскам. Справитесь, не побоитесь? (ответ детей: да! нет!). Прямо, прямо 10 шагов, а там поляна (дети проходят к первому испытанию, их встречают педагоги «Василисы»).
1 и 2 полянка
Тьютор: тук-тук.
Василисы: кто там?
Тьютор и дети: это мы, дети!
Василисы: что нужно?
Тьютор и дети: краски.
Василисы: зачем?
Тьютор и дети: для раскраски.
Василисы: проходите.
Тьютор: добрые люди, помогите нам, не хорошо петуху ходить не раскрашенным.
1 полянка «Рано-рано поутру» (проводит учитель начальных классов).
- Вышла курочка гулять, свежей травки пощипать.
А за ней ребятки, жёлтые цыплятки.
Ко-ко, не ходите далёко,
Лапками гребите, зёрнышки ищите.
- Мы попали на птичий двор. Какой тут шум, гвал. Все кричат по своему.
Ку-ка-реку – кричит, кто …? Ко-ко, кудкудахтахтах – квохчет и кудахчет …? Пи-пи-пи – пищат…? (дети подражают голосам птиц).
- Все домашние птицы любят зерно (пшено, просо, горошек).
Игра средней подвижности «Курочки и петушки». (Дети в течение одной минуты собирают зёрна, разбросанные по полу).
Пальчиковая гимнастика. Инструкция: делать массаж ладоней с помощью горошины (катать горошины между ладонями с внутренней и внешней стороны; придавливать горошину к столу и вращать её каждым пальчиком).
- Следующее испытание «Накорми цыплят» (дидактическая игра). Возьмите зернышко и прикрепите к тарелочке. Тарелочка должна быть полная.
2 полянка «Птичий двор»
(проводит педагог-психолог, фоном звучит музыка)
На птичьем дворе,
Шум и гам на заре:
Кричит петушок –
Золотой гребешок.
Рядом курица –
Кудахчет, жмуриться.
Крякают утки –
Набили желудки.
Гогочут гуси –
Просто так от грусти.
На птичьем дворе,
Шум и гам на заре.
(На доске картинки домашних птиц, птичника, птичницы).
- Ребята, вы пришли на «птичий двор» к домашним птицам.
- как называется дом, где живут птицы? (Дом, где живут птицы – называется птичник).
- как вы думаете, почему этих птиц называют «домашними»? (Этих птиц называют домашними, потому что они живут рядом с человеком).
- как человек ухаживает за домашними птицами? Что он для них делает? (Человек их кормит, дает им воды, чистит их жилище.)
- чем питаются домашние птицы? (Домашние птицы питаются специальным кормом, крупой, крошками хлеба, насекомыми, червяками, пшеном, зерном, овсом).
- Молодцы, дети! Правильно. Переходим с вами к следующему заданию.
Дидактическая игра «Детки потерялись»
- Помогите малышам: потеряли дети мам. Без родителей, одни, попадут в беду они. Помогите малышам! Поскорей найдите мам!
- Ребята, я раздаю вам картинки, на которых изображены птенцы домашних птиц. Необходимо, с помощью стихов - подсказок догадаться о какой домашней птице говорится и прикрепить на доску (поставить на фланелеграф) рядом с мамой птенца (дети выполняют задание).
- Какие вы молодцы! Каждому птенчику нашли свою маму!
Стихи-подсказки:
Шею вытянул гусенок, озирается спросонок,
Еле-еле крошку сына под крыльцом нашла…гусыня.
Что стряслось у индюшонка? Почему же он спешит?
У сарая за кадушкой червяка нашла …индюшка.
Эй, утенок, ты куда? Здесь собачья будка
Ждет тебя около пруда твоя мама…утка.
Ну-ка марш, назад цыпленок,
Залезать нельзя на грядки
Ищет тебя, волнуется твоя мама…курица.
Дидактическая игра «Чья тень»
- Ребята, обратите внимание. У вас на столах лежат картинки с заданием.
- Рассмотри картинку.
- Кто изображен на картинке? (Домашние птицы)
- Найди тень каждой домашней птицы, соединяя их линиями.
- Спасибо, дети. Вы все очень хорошо отвечали на мои вопросы, внимательно меня слушали, выполняли задания. Я очень рада, что вы многому научились.
- По заслуге и награда, чтобы не грустил петушок вот вам бородка и гребешок. (Педагог дает детям элемент фигуры петушка).
3 полянка «Развернись душа»
(проводит второй педагог-психолог «Аленушка»)
Тьютор: тук-тук.
Василисы: кто там?
Тьютор и дети: это мы, дети!
Василисы: что нужно?
Тьютор и дети: краски.
Василисы: зачем?
Тьютор и дети: для раскраски.
Василисы: проходите.
Тьютор: добрые люди, помогите нам, не хорошо петуху ходить не раскрашенным.
Алёнушка: Знаю я, нужна игра:
Распотешиться пора,
Становитесь в хоровод,
К нам Маланьюшка идёт.
(Подвижная игра «У Маланьи, у старушки…»)
Алёнушка:- По заслуге и награда, чтоб не грустил Петушок, возьми крылышко, дружок….(Педагог дает детям элемент фигуры петушка).
- Солнце улыбается, сказка продолжается.
4 полянка «В гостях у красок»
(мастер-класс по интуитивной живописи,проводит преподаватель изобразительной деятельности с детьми и родителями)
Тьютор: тук-тук.
Василисы: кто там?
Тьютор и дети: это мы, дети!
Василисы: что нужно?
Тьютор и дети: краски.
Василисы: зачем?
Тьютор и дети: для раскраски.
Василисы: проходите.
Тьютор: добрые люди, помогите нам, не хорошо петуху ходить не раскрашенным. (Педагог дает детям элемент фигуры петушка).
«Раскрашивание петуха» (дети собирают пазл из частей тела петуха)
Ведущий: - Пришло время помочь Петуху. Теперь мы точно знаем, что гребешок и бородка будут красными, грудка – жёлтая, крылышко – зелёное, а перья на хвосте синие (дети и родители накладывают детали, на контур изображения) Ну, вот совсем другое дело. Получилось очень красиво! Какой теперь Петух? (ответ детей: настоящий, яркий) Какое у него настроение? (ответ детей: веселое, радостное, счастливый).
- Вы теперь уже не герои сказки «Петух и краски», а дети… Все здесь? Никто не потерялся?
(Музыкальное сопровождение, дети снимают костюмы)
5 полянка «Волшебная свеча». Релаксация
(проводит студентка ЮГУ. Дети садятся на коврик по кругу, скрестив ноги. В центре зажженая свеча. Дети выполняют дыхательные упражнения, самомассаж)
Ведущий: - Но вот уж наш петух поет, дорога в дом вас всех зовет.
Расставаться нам пора, до свиданья детвора!
6 полянка. Общение с контактным животным
(проводит лектор-экскурсовод ДЮЦ «Прометей»)
Ведущий:- Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
(Подведение итогов работы семинара. Сбор пазла «Палитра задач»)
Ведущий: - Как же было приятно и необычно видеть вас уважаемые педагоги, гости на наших посиделках, немного чудных, немного серьезных. От всей души желаем вам крепкого здоровья, профессиональных достижений и весеннего тепла. Любите своих детей, уделяйте им больше времени, и тогда окружающие вас люди обязательно скажут: «Какой у вас замечательный ребенок!» До свидания, до новых встреч!
Литература:
1. Агеева И.А. Обучение с увлечением. - М.: Лайда, 1995.
2. Адшова М.Ш. Особенности психомоторики детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Дефектология. - 1988.- №4.
3. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. - М. 1982.
4. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. / Под ред. Л.С. Цветковой. - Москва-Воронеж.,2001.
5. Боряева Л.Б., Зарин А. Обучение сюжетно-ролевой игре детей с проблемами интеллектуального развития. - С-П., Союз, 2001.
6. Венгер А.Л. "Психологическое консультирование и диагностика". Практическое руководство. - М., "Генезис", 2001.
7. Венгер Л.А. и др. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. - М.: Просвещение, 1998.
8. Венгер Л.А. и др. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989.
9. Винникова Е.А., Слепович Е. С. О психологических механизмах становления морального поведения у детей с задержкой психического развития. Дефектология. 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционной помощи и психолого-педагогического сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра
В статье расскрываются особенности построения работы с обучающимися с РАС...
Культурно-просветительский проект для детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями "В гостях у музыки"
В 21 веке одной из задач социума является предоставление каждому ребенку права на образование, в том числе и детям, имеющим расстройства аутистического спектра и другие ментальные нарушения, что закре...
Комплексная модульная коррекционно-развивающая программа помощи детям с расстройствами аутистического спектра, нарушениями коммуникации и поведения, тяжелыми и множественными нарушениями раннего и дошкольного возраста
Аутизм – это первазивное нарушение, которое затрагивает все стороны жизни и развития ребенка. Поэтому и подход к работе с таким ребенком должен быть единым и комплексным со стороны разных специа...
Семинар - практикум для педагогов: "Организация коррекционно -развивающей работы по формированию навыков социальной игры у детей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями"
Игра- ключевой фактор в развитии любого ребенка, а также и детей с расстройствами аутистического спектра (далее РАС), ведущий вид детской деятельности. В ходе игры у ребенка активно развиваются основн...
«Прикладной анализ поведения (АВА) для коррекции проблемного поведения, обучения и социальной адаптации детей с расстройствами аутистического спектра и другими нарушениями развития».
Материал рекомендутся для учителей-дефектологов, логопедов, психологов, педагогов коррекционных групп ДОУ...
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир» для детей с расстройствами аутистического спектра»
Семинар-практикум для педагогических работников, родителей детей с расстройствами аутистического спектра Использование авторского методического пособия «Альбом «РАСкрой мир&raq...