Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.
статья на тему
Один из симптомов аутизма - это дефицит в развитии социальных навыков. Так, ребенок с РАС может не знать, как здороваться, как делиться игрушкой, как начать разговор, как близко стоять к человеку, с которым разговариваешь. Социальная история является одним из способов обучения ребенка с РАС социальным навыкам. Социальная история просто и понятно объясняет ребенку, как действовать в той или иной ситуации. Формат и структура предложений социальных историй делает их настолько привлекательными для ребенка, что он хочет читать или слушать эти истории опять и опять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sots_istorii.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра с помощью социальных историй.
Социальные истории для детей с РАС – это одна из эффективных обучающих методик, которая позволяет решить многие задачи не только у малышей или подростков, но даже у взрослых людей.
Социальная история-это краткий рассказ с подробными иллюстрациями. В связи с использованием картинок социальные истории входят в методы визуальной поддержки. В группу этих методов входят многие виды печатных (или электронных) материалов. Ярлыки и указатели. Причинно-следственные картинки, например, для изучения эмоций. Расписание «Сначала-потом» — для изучения режима или адекватных норм поведения с другими людьми.
Кроме того, система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS и коммуникативные доски также фундаментально опирается на визуальную поддержку. Это связано с тем, что визуализация при обучении очень эффективна для людей с РАС, так как использует самый сильный канал восприятия.
Поэтому создание социальных историй может существенно помочь во многих знаниях и навыках:
- В изучении рутинных комплексных действий при самообслуживании (в т.ч. приучение к горшку, мытьё головы, чистка зубов, отход ко сну и пр.)
- В подготовке к предстоящим неизвестным до сих пор событиям (перелёт, поездка на поезде, поход в бассейн, в цирк, празднование дня рождения, Нового года и т.п.)
- В освоении правил поведения в детском саду и школе, на приёме у врача, в магазине, в аптеке или при переходе улицы.
Социальная история, написанная индивидуально — о том, что не удаётся понять именно вашему ребёнку — часто помогает лучше других методов, потому что:
- Она способна исчерпывающе, наглядно и последовательно сопроводить ребёнка через то дело, которое пока что трудно поддаётся к самостоятельному выполнению.
- При этом она не исчезает, как родительский рассказ, а постоянно находится в поле зрения, что даёт ребёнку время, чтобы усвоить материал.
Значительным плюсом социальных историй является и то, что можно использовать фотографии самого ребёнка, его близких и окружающих предметов. Это выручает в тех случаях, когда у ребёнка ещё не сформирован тот высокий уровень абстракции, который позволяет понимать рисованные картинки или схематические символы.
1. Одна история - одна идея.
Это означает, что надо чётко выделить тему, и она должна быть максимально однородной. Например, как вести себя на площадке (качели, горка, ждать своей очереди), а не обобщённое — как вести себя с другими детьми. Визит к стоматологу, а не вообще к врачу. Идём в супермаркет за ежедневными покупками. Подготовка ко сну. Как чистить зубы. Как разогреть себе завтрак в микроволновке. Как сходить в туалет по-большому. Как мыть руки.
2. Формируем положительные установки.
В процессе написания текста не привлекайте осуждение и грубый запрет без объяснений. Помните, социальная история – это плацдарм для формирования уверенности в себе и позитивных ожиданий от самостоятельной деятельности.
3. Объясняем просто и доступно.
Для этого необходимо собрать всю информацию о процессе, который вы будете описывать в истории. Когда происходит событие, как долго длится, кто участвует, какие чувства и ожидания у главных участников, какие действия должен выполнить ребёнок, какие результаты будут получены.
4. Простой и точный язык изложения.
Лёгкий к пониманию язык позволяет составить историю для любого возраста. Для малышей выгодно использовать рассказ от 1-го лица. Школьникам и подросткам может быть понятно повествование от 3-го лица.
Будучи кратким рассказом, социальная история, тем не менее, может включать до 3-х типов предложений.
Вид первый – Описательные предложения общего порядка
Эти предложения отвечают на вопросы Кто? Что? Когда? Где? Зачем?
Например: «Стоматолог будет осматривать мои зубы с помощью зеркальца. Оно закреплено у него на голове».
Вид второй – Описание эмоций и чувств участников = Что произойдёт
Чаще всего перечисляются реакции людей: эмоции, чувства и настроение.
Например: «Мама и папа будут гордиться мной».
Вид третий – Директивное предложение = Что должен делать ребёнок
Позитивная подача ожидаемого поведения, которое должен продемонстрировать главный герой социальной истории
Например: «Я должен буду держать свой рот широко открытым, запрокинуть голову и не двигать ею. В это время стоматолог будет осматривать мои зубы»
5. Иллюстрация – залог успеха.
Подбирая иллюстрации для своей истории, учитывайте способность ребёнка к пониманию разных уровней абстракции. Перечислим от самого простого уровня – до самого взрослого варианта визуализации:
- Цветные фотографии самого ребёнка и всего, что его окружает
- Цветные фотографии других людей в обстоятельствах, соответствующих тексту
- Чёрно-белые фотографии
- Цветные рисунки со значительной детализацией и натуральностью
- Цветные рисунки в игрушечном или мультяшном стиле
- Чёрно-белые рисунки
- Схематическое обозначение (символьные иконки)
6. Упрощаем и сокращаем вид страницы.
Не более 2-х коротких предложений под каждой картинкой.
7. Положите историю в быстром доступе.
Рассматривать и читать социальные истории можно в разное время дня. Наиболее удобно, если они будут лежать в папке, которая доступна ребёнку. Тогда он сможет попросить вас о чтении не только устно, но и принеся папку вам в руки. Часто листая папку, он быстро научится сам выбирать актуальную в данный момент страницу, что ещё раз продемонстрирует вам, насколько не напрасны ваши усилия для развития самого любимого ученика!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-развивающее обучение детей с расстройствами аутистического спектра в условиях специальной (коррекционной) школы
Цели и задачи проекта:Цель:Задачи:Обоснование значимости проекта3.4.J Ожидаемые результаты и э...
Опыт работы учителя – дефектолога МБДОУ №110 Безруковой Е.С.: «Использование визуальной поддержки при обучении детей с расстройствами аутистического спектра»
Использование визуальной поддержки является необходимым компонентом обучающей программы для ребенка с РАС. Вследствие серьезных нарушений социального взаимодействия, социальной коммуникаци...
Обучение детей с расстройствами аутистического спектра МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ББК 74.3 О 26ББК 74.3Обучение детей с расстройствами аутистического спект, ра. Методические рекомендациидля педагогов и специалис& тов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехи& на//...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"
Понимание сенсорных проблем.Чтение "знаков"...
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 2)
Консультации/стратегии для родителей и специалистов. УСПОКАИВАЮЩИЕ СТРАТЕГИИ....
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения"(ЧАСТЬ 3)
Пробуждающие стратегии.Сенсорные стратегии для личного ухода за собой....
Практическое пособие для родителей и специалистов по организации среды и обучения детей с расстройством аутистического спектра в домашних условиях "Извлекая смысл из сенсорного поведения" (ЧАСТЬ 4)
Общие стратегии.Стратегии для более спокойного приема.Общие успокаивающие стратегии....