Организация и проведение игры по формированию финансовой грамотности "Заработать за 45 минут" (8-9 классы)
методическая разработка
Сценарий игры по формированию финансовой грамотности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_igry_zarabotat_za_45_minut.docx | 74.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий игры
«Заработать за 45 минут»
(для учащихся 8-9 классов)
Описание мероприятия
Игра помогает повысить уровень своей финансовой грамотности обучающихся.
Для игры «Заработать за 45 минут» разработаны 10 игровых ситуаций, на которых команды могут зарабатывать игровые деньги – «финики» (от слова «финансы»). Вход в ситуацию платный, что отражает необходимость вкладывать деньги для получения дохода в реальной жизни. Особенности оплаты участия в каждой ситуации различны. В среднем вход на станцию стоит 50 фиников. В начале игры у каждой команды есть 150 фиников.
В игре представлены следующие ситуации:
- «Необыкновенная выставка» – игроки получают деньги за изображение скульптуры или сценки, отражающей суть одной из ключевых идей финансовой грамотности. В процессе выполнения задания участники размышляют и усваивают основы финансовой грамотности.
- «Паззл» – команды должны собрать плакат о финансовых услугах из маленьких кусочков. Для задания используется плакат «Страхование». Разбирая детали паззла, участники изучают плакат и важную информацию на нем.
- «Помни меня» - игрокам предлагается в течение 1 минуты изучить буклеты «Хочу Могу Знаю» по теме «Платежные услуги» и постараться запомнить 12 правил платежной безопасности. После этого школьники должны воспроизвести как можно больше правил своими словами. По итогам конкурса игроки существенно улучшают свое понимание правил финансовой безопасности.
- «Поймай меня, если сможешь» - ведущий прячет в классе игровые деньги, которые команды могут искать в течение определенного времени. Сколько нашли – столько и заработали. Задание отражает некоторые реалии, в условии которых для большого заработка требуется внимательность, удача и упорство, нежели расчеты.
- «Бешеные деньги» - игрокам нужно с помощью чайной ложечки перенести как можно больше монет достоинством 50 копеек из тарелки в одном конце класса в стаканчик в другом конце. Из столов выстроен лабиринт. Данный конкурс не только дает школьникам возможность повеселиться, но также вынуждает их выбирать между желанием собрать побольше монет (и больше времени провести около тарелки) и возможностью сразу бежать по лабиринту (время ограничено). Также игрокам приходится выбирать между скоростью и аккуратностью (просыпанные монеты не учитываются, но если бежать быстрее, то можно успеть сбегать еще раз). Таким образом, школьники учатся выбирать оптимальную стратегию в условиях ограниченного времени.
- «Кто кого» - соревнование по принципу «кто больше назовет» происходит между ведущим и командой на одну из двух тем: «пословицы и поговорки о деньгах» и «национальные валюты».
- «История о мечте» - игроки должны придумать и разыграть историю под названием «История о мечте» со следующими действующими лицами: Рассказчик, Школьник, Цена, Мысль, Сбережения. История должна быть логичной и связной, а каждое действующее лицо должно быть отыграно одним из членов команды. При выполнении данного задания участники тренируются в стратегическом мышлении и придумывают разные варианты развития событий.
- «Своя игра» - на данной станции команды отвечают на вопросы о банковских услугах по правилам телешоу «Своя игра»: при правильном ответе игроки получают соответствующую сумму денег, а при неправильном – теряют. Больше половины задач - счетные.
- «Финансовый Alias» - любимая школьниками игра, в которой нужно за определенное время объяснить доставшиеся на бумажке слова своей команде без использования однокоренных. Это задание позволяет структурировать финансовые термины в голове школьников, а также познакомить их с новыми понятиями или скорректировать неверное понимание.
10. «Вижу цель, не вижу препятствий!» - более сложное задание на планирование возможных путей по достижению финансовой цели предполагаемой семьи.
Маршрутный лист
№ задания | Название | Среднее время | Средний заработок |
Необыкновенная выставка | 5 минут | 500 фиников | |
Паззл | 5 минут | 200 фиников | |
Помни меня | 2 минуты | 150 фиников | |
Поймай меня, если сможешь | 5 минут | 250 фиников | |
Бешеные деньги | 2 минуты | 200 фиников | |
Кто кого | 5 минут | 400 фиников | |
Иди за своей мечтой | 7 минут | 400 фиников | |
Своя игра | 4 минуты | 150 фиников | |
Финансовый крокодил | 5 минут | 300 фиников | |
Вижу цель, не вижу препятствий | 5 минут | 500 фиников |
Памятка «Необыкновенная выставка»
Стоимость входа– 50 фиников.
Задача игроков – придумать скульптуру (застывшее изображение), отражающую суть одной из пяти фраз:
- Береженого страховка бережет.
- Ипотека передается по наследству.
- Присматривай за кредитом, вырастет – не узнаешь!
- Маленькие проценты – маленькие риски.
- Храни деньги на карте, а ее данные – в голове.
Все пять фраз написаны на листочках, которые лежат на столе текстом вниз. Один из членов команды вслепую тянет листочек и зачитывает вслух доставшуюся фразу. Игроки могут поменять листочек, если есть свободные листочки, но в таком случае предыдущий листочек аннулируется.
После получения задания, игроки совещаются, как они хотят изобразить скульптуру, и постепенно выстраивают ее. При выполнении задания игроки могут использовать сподручные материалы (столы, стулья), могут делать надписи на листочках и пр. Возможно также исполнение «оживших скульптур», презентация которых сопровождается комментариями и передвижениями игроков.
Когда скульптура построена, ведущий оценивает, насколько понятная скульптура получилась. Возможная оценка: от 50 до 700 фиников. Нормальная оценка – 500 фиников.
Повторное участие в конкурсе возможно, но только при наличии фраз, по которым команда еще не строила скульптуру.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Памятка «Паззл»
Стоимость входа– 50 фиников.
На столе разложен разрезанный на кусочки плакат «Хочу Могу Знаю» для школьников о страховых услугах. Задача игроков - собрать его вместе. За полностью собранный паззл команда получает 200 фиников.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Памятка «Помни меня»
Стоимость входа – 50 фиников.
Игрокам предлагается в течение 1 минуты изучить предложенные буклеты «Хочу Могу Знаю» по теме «Платежные услуги» и постараться запомнить 12 правил платежной безопасности. После этого они должны их воспроизвести. На воспроизведение правил отводится не больше 2 минут. За каждые 4 правила команда получает 50 фиников.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Памятка «Поймай меня, если сможешь»
Стоимость входа– 50 фиников.
Ведущий прячет по классу 50 купюр по 50 фиников. Задача игроков – найти их. Все, что они найдут - могут забрать.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Памятка «Бешеные деньги»
Стоимость– 50 фиников.
В одном конце класса стоит тарелка с горкой 50-копеечных монет, а в другом конце – пустой стаканчик. Игрокам нужно с помощью чайной ложечки перенести как можно больше монет в пустой стаканчик за 1 минуту, которую засекает ведущий. Игроки бегают в формате эстафеты, передавая друг другу ложечку, после того как она опустошается.
За каждые 4 принесенных монетки команда получает 50 фиников (потерянные по дороге монетки не считаются).
Рекомендуется построить в классе «лабиринт» из парт и стульев – так будет интереснее.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Памятка «Кто кого»
Стоимость входа – 50 фиников.
Соревнование между командами происходит по принципу «кто больше назовет». Есть 2 типа заданий, каждое оценивается и оплачивается отдельно. В каждом «баттле» победитель получает 400 фиников, а проигравший – ничего. На ответ дается 10 секунд, по истечении времени без предоставления ответа команда считается проигравшей.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Вопросы конкурса
- Кто больше назовет пословиц о деньгах
Шпаргалка:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
- Кто больше назовет соответствий типа «страна – национальная валюта»
Шпаргалка:
боснийская марка
франк
|
франк
франк
доминиканское песо
доллар
рупия
франк
франк
колон
франк
|
|
|
|
рэнд
|
Памятка «Иди за своей мечтой»
Стоимость входа – 50 фиников.
Задача детей - придумать и разыграть историю под названием «История о мечте» со следующими действующими лицами:
• Рассказчик, • Школьник, • Цена, • Мысль, • Сбережения
У команды есть 2-3 минуты на совещание между собой, после чего Рассказчик рассказывает историю, а остальные игроки ее визуализируют.
Например:
В одном городе жил Школьник. Как-то раз, зайдя в магазин, он увидел Ноутбук, о котором давно мечтал. Школьник долго разглядывал Ноутбук, рассмотрел его со всех сторон. Рядом с Ноутбуком лежала Цена, которая, как говорят в народе, «кусалась». Школьник ещё раз с любовью посмотрел на Ноутбук, окинул взглядом Цену. И вдруг ему пришла в голову Мысль: У меня же в банке есть Сбережения, которые я откладывал на всякий случай. Пошёл Школьник в банк, снял часть Сбережений. Всю обратную дорогу он прижимал к себе Сбережения и Мысль о том, что сейчас он осуществит свою мечту, не покидала его. Вернувшись в магазин, Школьник в последний раз посмотрел на Цену, которая лежала рядом с Ноутбуком, приготовил свои Сбережения, поцеловал их на прощание. Потом без всякого сожаления «оставил» Сбережения в магазине, купив заветный Ноутбук. Домой Школьник шёл с Мыслью: Как хорошо, что у меня есть Сбережения и как здорово, что теперь у меня есть Ноутбук, о котором я мечтал!
Игроки могут получить 250 фиников максимум за логичность повествования и упоминание всех действующих лиц и 150 фиников максимум за артистичность (возможный шаг – 50 и 100 фиников). Использование дополнительных персонажей премируется в +50 фиников за персонажа; отказ от использования одного из персонажей штрафуется в -50 фиников за персонажа.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Памятка «Своя игра»
Стоимость входа – 0 фиников.
Перед игроками есть 6 карточек: 2 по 50 фиников, 1 карточка за 150 фиников и 2 карточки по 200 фиников. Под каждой карточкой скрывается текстовая задача по теме банковских вкладов.
Каждая команда самостоятельно решает, какие карточки она берет. Если команда берет карточку, то она обязана представить свое решение через 2-3 минуты. Если решение верное – команда получает столько денег, сколько указано на карточке. Если решение неверное или не сдано – команда должна заплатить эту сумму ведущему. Для решения задач разрешается пользоваться любыми вспомогательными средствами (калькулятором, бумагой, таблицей Excel, интернетом и пр.).
Команды решают задачи на выданных ведущим чистых листах бумаги. Во время игры общение между командами запрещено. По окончании решения команды озвучивают свои ответы.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Условия и решение задач
- Задача 50-А
Какая сумма вклада гарантируется государством и будет возвращена Агентством по страхованию вкладов в случае банкротства банка?
Ответ: до 1 400 000 рублей.
- Задача 50-Б
Если за полгода вкладчик получает 160 рублей в виде процентов по вкладу, то сколько он получит за полгода при простом начислении процентов?
Ответ: 80 рублей.
Т.к. проценты простые, то для расчета величины процентного дохода за полгода необходимо 160 рублей поделить на 2.
- Задача 150-А
Ответьте на вопрос, какими банковскими услугами вы можете пользоваться, начиная с:
С 6 лет –? С 14 лет – ? С 18 лет – ?
Ответ:
С 6 лет – можно иметь банковскую карту, правда, не самостоятельную, а дополнительную к родительской;
С 14 лет – с согласия родителей можно иметь личную карту, а также вносить вклады без согласия родителей, самостоятельно управлять своими сбережениями. Вы также уже можете не только получать карманные деньги от родителей, но и работать, иметь собственные источники доходов;
С 18 лет – можно брать кредит. Это можно сделать без согласия родителей, но необходимо понимать, что кредит придется возвращать и это может отразиться на всей семье. Поэтому такие важные финансовые решения лучше принимать, согласовав их с родственниками.
- Задача 200-А
Антонина Ильинична положила на банковский депозит 50 000 рублей под 10% годовых. Проценты по вкладу начисляются строго в конце года, а пополнять его, согласно договору, она не может. Инфляция за год составила 15%.
Сколько составил реальный доход Антонины Ильиничны с учетом инфляции?
Ответ: около 4347,83 рублей. Допускаются округления или, наоборот, более точные данные.
Чтобы посчитать доход, необходимо 50 000 рублей умножить на 0,1. Получится 5000 рублей, которые Антонина Ильинична получила в виде процентов. Т.к. инфляция составила 15%, то для подсчета реального дохода необходимо 5000 рублей поделить на 1,15.
- Задача 200-Б
Предприниматель Иннокентий решил откладывать деньги себе на пенсию и класть их на пополняемый вклад под 10% годовых. Иннокентий открыл вклад на 200 000 рублей и решил в начале каждого года пополнять его на ту же сумму. Он выбрал вклад с ежегодной капитализацией процентов.
Сколько денег накопит Иннокентий через 4 года?
Ответ: 1 021 020 рублей.
Сумма денег на вкладе на конец первого года вычисляется по формуле: 200 000, которые Иннокентий внес на вклад, умноженные на 1,1.
Сумма денег на вкладе на конец каждого последующего года вычисляется по формуле: (сумма вклада на конец предыдущего года + 200 000 рублей, которые Иннокентий дополнительно внес в начале данного года) *1,1.
Удобнее всего процесс увеличения вклада можно увидеть в следующей таблице:
Изначальный вклад | 200 000 |
На конец 1 года | 220 000 |
На конец 2 года | 462 000 |
На конец 3 года | 728 200 |
На конец 4 года | 1 021 020 |
Памятка «Финансовый Alias»
Стоимость входа– 50 фиников.
Нужно объяснять финансовые термины членам своей команды. Формат игры как в Alias – объяснение словами без использования однокоренных в течение 1 минуты. Каждая минута считается отдельным входом и оплачивается отдельно. За каждое угаданное слов команда получает 50 фиников.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
Список слов:
|
|
Памятка «Вижу цель, не вижу препятствий»
Стоимость входа – 50 фиников.
Игрокам объявляется, что теперь они - семья. Им нужно придумать 1 финансовую цель, которую они хотят достичь через 5 лет, и придумать, как ее достичь. Цель должна стоить не менее 1 миллиона рублей.
На листе бумаги игрокам нужно:
- Сформулировать финансовую цель (например, купить 2-хкомнатную квартиру в Москве за МКАД стоимостью 2 500 000 рублей).
- Придумать и описать свою семью: роли и источники ежемесячного дохода. Можно придумывать больше членов семьи, чем пришли на станцию (например, мама – врач, получает зарплату 30 000 рублей и еще ездит ежемесячно осматривать собственных пациентов +20 000 рублей; папа – переводчик, ежемесячный заработок от 40 000 до 100 000, в зависимости от количества письменных и устных переводов).
- Нарисовать дерево целей, то есть от общей финансовой цели нарисовать как можно больше вариантов достижения цели (например, взять ипотечный кредит на 20 лет / откладывать N рублей и класть их на депозит в банк под 14% годовых / одолжить у друзей по Х рублей / открыть собственное переводческое бюро отца и увеличить его заработок / перевести маму на работу в международную клинику – для этого выучить английский язык, и пр.)
За выполнение всех 3х задач команда получает 500 фиников.
Команда № | Получила фиников |
1 | |
2 | |
3 | |
4 | |
5 | |
6 | |
7 | |
8 | |
9 | |
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ЛИЦЕЯ № 6 Г. НЕВИННОМЫССКА ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДРУГИХ ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Экономическое образование является одним из важнейших факторов успешной социализации обучающихся....
Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
финансовая грамотность...
Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс
Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знаком...
Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...
Мастер - класс по теме: "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"
Мастер- класс по теме : "Формирование финансовой грамотности с помощью кейс- технологии на примере финансового мошенничества"...
Открытый урок 8(9) класс "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" (ФГОС).
Открытый урок "Формирование финансовой грамотности на уроках математики" проводился в формате обновлённого ФГОС для учащихся 8 класса как урок отработки знаний, умений и навыков решения зада...
Формирование функциональной (финансовой) грамотности на уроке обществознания в 7 классе "Домашнее хозяйство"
Материал поможет учителю подготовить урок обществознания, применив задания по формированию функциональной (финансовой) грамотности. На этом уроке обучающиеся учатся сопоставлять свои потре...