Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"
методическая разработка

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-_klass_dyakovoy_s.a.doc75 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер - класс

«Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования»

Подготовила:

 Дьякова Светлана Александровна,

педагог дополнительного образования

 МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.

Задачи:

1. Познакомить участников мастер-класса с активными методами, формами обучения финансовой грамотности младших школьников.

2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.

3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.

«Нажить много денег - храбрость; сохранить их - мудрость,

  а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах

Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.

Программы обучения действующей сегодня системы российского
образования охватывают практически все сферы жизнедеятельности
современного человека, что обеспечивает качественную подготовку
молодежи к взрослой жизни. Дополнительное образование детей даёт возможность  практически  подготовить  учеников к нынешним экономическим условиям, то есть формировать финансовую  грамотность  у школьников.

Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.

Необходимость основ финансовой грамотности в школах
обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно
самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и
мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Цели изучения курса «Финансовая грамотность»:

  • развитие экономического образа мышления;
  • воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье;
  •  формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи

Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.

Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:

  1. Связь с жизнью
  2. Чтение бизнес – новостей
  3. Пословицы и полезные высказывания о деньгах
  4. Решение финансовых задач
  5. Онлайн – уроки по финансовой грамотности

Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением творческого элемента в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализаи представления информации и публичных выступлений.

  1.  Работа над проектной задачей

(умение конкретизировать способы действий для новых ситуаций)

 Этапы работы над проектной задачей:

1)Анализ проблемной ситуации (в чем стоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить);

2)Постановка цели (чего нужно достичь);

3)Составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности нужно сделать);

4) Выявление возможных вариантов решения проектной задачи;

5) Представление и оценка результатов и процесса решения проектной задачи (  достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).

Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?

Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.).  Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»

Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается  подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности,  рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:

 1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».

2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.

3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.

 Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.

Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Чтобы получить желаемое, нужно было произвести обмен. Это было не всегда удобно.

Поэтому люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Так появились деньги.

Экономическая задача

Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр.Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?

Ответ: Если папа поедет один,  он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30X20=600р.

Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400x3=1200р.

Учебная экскурсия

Это проведение занятий  в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.

Занятие – экскурсия в банк

Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)

Мини- исследование

1.Мотивирование (через создание проблемной ситуации)

2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы

3. Представление индивидуальных результатов исследования

Практическое занятие

Это занятие предполагает выполнение учащимися практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.

Эти задания выполняются в рабочей тетради. Она включает:

  • выполнение тестовых заданий;
  • решение и составление задач с денежными расчетами;
  •  обобщение и систематизацию новых знаний;
  • разгадывание кроссвордов и анаграмм;

выполнение творческих работ

Кейс (работа в группах)

СЕМЬЯ

Задание

Заполните таблицу «Доходы».

Заполните таблицу «Расходы».

Определите, к какому виду относится  бюджет семьи.

Семья Сидоровых

 Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы - 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей. На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей,  лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.

Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным. Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и сделать сбережения нельзя.

Семья Соловьевых

 Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей. Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа– 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машины - 1000 рублей. Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни?

а) Экономия ресурсов

На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).

 - А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)

 б) Поиск дополнительных источников дохода.

- Какие дополнительные источники дохода может найти семья?

1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;

 2. Иметь личное подсобное хозяйство;

3. Сдавать в аренду лишнее помещение.

4. Изготавливать на продажу различные вещи.

Семья Петровых

Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы - 1200 рублей, на оплату жилищно  - коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.

Обсуждение. В семье Петровых доходы превысили расходы. Такой бюджет называется профицитным. Давайте подумаем,  как можно распорядиться излишками средств? Где лучше хранить сбережения?

Метод «Кластер»

Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем  то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.

Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Группы составляют кластер «Деньги».

Игра

Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.

Игра требует определенных средств ( правила, карточки, описание ситуаций).

В рамках игры учащиеся выполняют:

- отыгрыш ролей;

- игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;

- замещение реальных вещей игровыми, условными;

- проживание реальных отношений с другими игроками;

- конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности

Формы работы на занятиях по финансовой грамотности

Это фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.

• устный опрос;

• тестовые задания;

      •  викторина;

• решение практических задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

Ожидаемые результаты

Добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.

С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.

Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.

-А где вы предпочитаете хранить сбережения?

(В сбербанке, дома под подушкой, закопать в огороде)

       У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.

Кому  мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.

А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.

Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.

Использованные источники:

  1. https://infourok.ru/masterklass-po-teme-vospitivaem-v-detyah-finansovuyu-gramotnost-3586868.html
  2. http://nnovschool183.narod.ru/work/1/dengi.pdf
  3. https://fmc.hse.ru/data/2016/08/03/1119866369/Для%20учителей.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья «Коррекционная работа по формированию мыслительных процессов у младших школьников с задержкой психического развития»

Выявление психологических особенностей внимания, памяти, мышления школьников с диагнозом ЗПР....

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Цель деятельности педагога, реализующего инклюзивную практику, -создать оптимальные условия для развития потенциала каждого ребёнка с ОВЗ. Для достижения этой цели педагог в своей профессиональнойдеят...

Статья «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования»

В статье «Вокальные упражнения как средство развития вокальных навыков младших школьников в системе дополнительного образования» уделено внимание развитию одаренной личности на примере вок...

Формы работы по формированию читательской грамотности в работе с текстом

Участники мастер-класса получат знания о разных типах заданий по формированию читательской грамотности школьников и смогут использовать приобретённые знания в своей практике. ...

Презентация опыта работы по формированию финансовой грамотности

Работа содержит методические рекомендации по формированию и развитию финансовой грамотности....