Отмена крепостного права в России. Выкупная операция (методическая разработка урока истории с элементами формирования финансовой грамотности), 9 класс
методическая разработка по истории (9 класс)
Урок ориентирован на детальное изучение процесса отмены крепостного права в России. Особый акцент сделан на формировании финансовой грамотности школьников, изучение теории о вкладах и кредитах, знакомство с простым и сложным процентом, понятием капиализации, проведении исторических параллелей с современностью.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korenevskaya_vykupnaya_operatsiya.docx | 28.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок разработала: Ю.А Кореневская | ||||||||||||||
Технологическая карта урока | ||||||||||||||
Название предмета | История | Класс 9 | ||||||||||||
Тема урока Отмена крепостного права в России. Выкупная операция | ||||||||||||||
Класс | 9 класс | |||||||||||||
Цели урока | ||||||||||||||
Образовательные | сформировать знания о характере проведения реформы | |||||||||||||
сформировать навыки расчетов вкладов и кредитов | ||||||||||||||
Развивающие | учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия | |||||||||||||
учить устанавливать межпредметные связи | ||||||||||||||
формировать умение работать с историческими источниками | ||||||||||||||
формировать умение вести дискуссию | ||||||||||||||
Воспитательные | содействовать в ходе урока формированию мировоззренческих понятий | |||||||||||||
осуществлять нравственное воспитание | ||||||||||||||
Планируемые результаты | ||||||||||||||
Личностные | способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом | |||||||||||||
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений | ||||||||||||||
способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе | ||||||||||||||
Метапредметные | способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность | |||||||||||||
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах | ||||||||||||||
способность и готовность к общению и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной деятельности | ||||||||||||||
умение систематизировать информацию, анализировать и обобщать фактический материал | ||||||||||||||
Предметные | способность применять математические расчеты для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; | |||||||||||||
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; | ||||||||||||||
способность делать выводы на основе полученной информации, выявлять причинно-следственные связи | ||||||||||||||
Место урока в разделе | второй урок по теме "Отмена крепостного права в России" | |||||||||||||
Тип урока | Урок усвоения новых знаний | |||||||||||||
Основные термины отрезки, прирезки, усадьба, полевой надел, | ||||||||||||||
и понятия | вклад, капитализация оброка, кредит, процент | |||||||||||||
Межпредметные связи | математика | |||||||||||||
Наглядность | Презентация по теме с исторической картой, с задачами, видеофрагмент | ПК | ||||||||||||
Формы работы на уроке | групповая, фронтальная | Проектор | ||||||||||||
Оборудование | ПК, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал | |||||||||||||
№ | Этапы урока | Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Результаты | ||
Предметные | Личностные | Метапредметные | ||||||
1 | Организационно-целевой | 2 минуты | Просмотр отрывка из фильма "Александр II. Часть 1" (проект Л.Парфенова) про восстания крестьян | Приветствует учащихся | Приветствуют учителя | Понимание причин отмены крепостного права | Учиться проявлять себя гражданином России, замечать и объяснять свою причастность к интересам и ценностям своего ближайшего общества, своего народа и своей страны – России. | Умение развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение владеть приёмами монологической и диалогической речи |
Мотивирует учащихся, предлагает определить тему урока | Смотрят видеофрагменты и определяют тему урока | |||||||
Создает эмоциональный настрой | Высказывают своё мнение о том, почему могли происходить восстания после отмены крепостного права. | |||||||
2 | Ориентационный. Актуализация субъектного опыта учащихся | 5 минут | Чтение и анализ фрагментов из "Положения о выкупе крестьянами, вышедшими из крепостной зависимости" | Предлагает вспомнить, кто был собственником земли, подумать, что такое усадьба и полевой надел | Читают текст, отвечают на вопросы учителя | Умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, знакомство с основной терминологией, знание положений реформы | Осознавать долг и ответственность перед людьми своего общества, своей страной. | Умение определять и формулировать цель деятельности. Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение владеть приёмами речи |
Задает вопросы. Какие категории населения затронула реформа. Важно ли было, в какой части России проживают крестьяне. | Вспоминают сословия, типы повинностей, традиционное деление на черноземную, нечерноземную степную полосы. Делятся на группы | |||||||
Создает проблемную ситуацию. | Отвечают на вопросы учителя. | |||||||
3 | Содержательно-операционный. Изучение новых знаний и способов деятельности | 25 минут | Приводятся статистические факты. | Выдвигает проблему. |
| Способность применять математические расчеты для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, знание исторического контекста отмены крепостного права. Умение анализировать историческую статистику | Осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе, способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом | Умение осуществлять действия по реализации плана. Умение извлекать информацию, умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение работать индивидуально и в группе. Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение. |
Предлагается на основе решения задач рассчитать, как проходила выкупная операция для крестьян и дворян. Формулы расчета | Формулирует задание, выдает тексты задач (по группам) | Работают в группах, решают контекстные задачи | ||||||
Процесс выкупа для крестьян - по сути своей - кредит, для дворян - аналог вклада. В обоих случаях агентом, связующим сословия, выступает государство. | Отмечает степень вовлеченности учащихся | Решают задачи, делают выводы | ||||||
Обманули ли крестьян? А дворян? Выкупные платежи не привязаны к ценам на землю. Государство взыскало с дворян недоимки. | Организует оценочные высказывания обучающихся | Формулируют выводы, выступают | ||||||
| Помогает выявить причинно-следственные связи | Определяют причины | ||||||
Анализ исторического контекста реализации реформы | Выдвигает проблему. Подумайте, кто на первый взгляд больше всего выиграл от реформы, кто проиграл. Почему? | Обсуждают в группах. Формулируют аргументы. Отвечают на вопрос. | ||||||
Записывают | ||||||||
4 | Контрольно-оценочный. Закрепление и применение изученного | 8 минут | Краткая характеристика реалий прохождения реформы. Предлагается на основе полученных знаний определить причины волнений крестьян. | Рассказывает кратко о реакции крестьян и дворян, приводит исторические факты | Записывают | Понимание интересов различных социальных групп | Объяснять отличия в оценках одной и той же ситуации, поступка разными людьми. | Умение осуществлять действия по реализации плана. Умение сравнивать, выделять причины и следствия, строить логические рассуждения, умозаключения и делать выводы. Умение понимать другие позиции |
Формулирует задание | Отвечают на вопросы учителя. | |||||||
Организует беседу по закреплению знаний |
| |||||||
5 | Рефлексия | 2 минуты | Предлагает обучающимся выделить ключевые слова, характеризующие изученный период | Формулирует задание | Формулируют понятия | Закрепление материала темы | Воспитывать в себе чувство патриотизма – любви и уважения к людям своего общества | Владение основами самоконтроля, самооценки. Умение определять понятия, устанавливать аналогии. Умение осознанно использовать речевые средства |
6 | Домашнее задание | 1 минута | Д/з: подумать, где отмена права была более честной – в основной части России или Прибалтике | Комментирует домашнее задание. | Записывают д/з |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс
Урок истории по теме «Крестьянская реформа 1861 года. Отмена крепостного права в России» 8 класс Используемые технологии: 1) технологии дифференцированного обучения2) информационно-коммуника...
Разработка урока по теме "Отмена крепостного права в России" для 8 класса
В данной разработке урока рассматриваются причины, этапы и последствия отмены крепостного права в России. Также отмечены исторические личности, повлиявшие на процесс отмены крепостного права. Урок пос...
Методическая разработка урока "Отмена крепостного права в России".
Тема урока: Отмена крепостного права в России. (Урок в рамках темы «Россия при Александре II», Всего уроков по теме: 5; № урока: 2).УМК: УМК «История России. ХIХ век». 8 класс. Данилов А.А., Косулина ...
Методическая разработка урока истории. Тема: «Отмена крепостного права в России»
Отмена крепостного права в России...
Презентация и разработка урока по истории отмена крепостного права в россии
Презентация предназначена для урока истории . Презентация помогает учащимся самим обозначить тему урока. Определить цели. А также с помощью документов определить основные положения Манифеста об отмене...
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА урока истории по кейс-технологии в 5 классе «Индийские касты»
Цели: учиться выделять проблему, лежащую в основе жизненных ситуаций; «добывать» необходимую информацию посредством изучения и анализа материалов кейса; вырабатывать коллективные реш...