Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
статья на тему
финансовая грамотность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_3.docx | 15.93 КБ |
vystuplenie_3.docx | 15.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
Шмакова Екатерина Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школы №37 города Москвы
В последние годы в средствах массовой информации обсуждаются проблемы, связанные с некомпетентностью населения в области финансовой грамотности. Это связано с тем, что достаточно большая доля населения не может просчитать финансовые риски, становится участником пирамид и других видов финансового мошенничества, имеет на руках пять и более кредитов одновременно. Взрослое население России имеет трудности в вопросах планирования личного бюджета, распоряжения сбережениями, не имеет представлений о современных финансовых инструментах. Это одна из причин, которая негативно влияет на благосостояние Россиян, создаёт дополнительные «дыры» в государственном бюджете.
Пилотные проекты по преодолению финансовой безграмотности стартовали пять лет назад в школах Калининградской и Волгоградской областях. «Для того, чтобы вовлечь как можно более широкие слои населения России в работу по повышению собственной финансовой грамотности, необходимо уже со школьной скамьи давать детям базовые знания и навыки в этой области» [1, с. 5]. Сейчас в нашей стране реализуется одновременно несколько проектов посвященных финансовой грамотности самый крупный из которых курирует Министерство финансов России. В них принимает участие порядка 8 регионов. Занятия проходят на факультативной основе, но в дальнейшем они будут преподаваться в рамках ряда предметов – обществознания, математики, ОБЖ, истории, географии. Обучение начинается с начальной школы (со второго класса) по одиннадцатый. Цель курса – сформировать основные финансовые компетенции, необходимые для жизни в современном мире [3]. Школьники научатся планировать семейный бюджет, распоряжаться личными деньгами, получат информацию об инвестировании накопленных средств, предостережения о различных мошеннических схемах.
Большая ответственность в процессе ликвидации финансовой неграмотности ложится на учителя математики, так как большинство тем курса связано с решением математических задач. Уже сейчас в профильном ЕГЭ содержится большая подборка задач, связанных с кредитованием, расчётом прибыли, заработной платы [2]. В открытом банке ОГЭ также присутствуют задания, которые связаны с налогами на прибыль, на покупку товаров на распродажах, использование дисконтных карт. В этом году в Центре педагогического мастерства стартовала олимпиада по финансовой грамотности, задания которой мог решить только школьник, компетентный в математике. А олимпиады по финансовой грамотности, которые проводят различные ВУЗы на 90% сводятся к решению специфических задач, требующих глубоких математических знаний.
Сформулируем задачи, которые поставлены перед учителем математики в рамках реализации проекта по финансовой грамотности:
1. При планировании работы в параллелях 5-11 классов необходимо в рамках уроков выделять время на решение финансовых задач. Создавать задачи вместе с детьми, учитывая тематику курса «финансовой грамотности».
2. Проводить уроки, интегрированные с обществознанием, экономикой, позволяющие школьникам увидеть практическое приложение математики.
3. Проводить консультации по решению экономических задач для учащихся при подготовке к олимпиадам по «финансовой грамотности».
4. Осуществлять руководство и соруководство проектами, тематика которых связана с «финансовой грамотностью».
5. Проводить факультативные занятия по математике, интегрированные с курсом «финансовой грамотности».
Если первые четыре задачи укладываются в рамках привычной деятельности, то проведение факультативных занятий доступно для учителя математики, прошедшего курсы повышения квалификации по «финансовой грамотности». Такие курсы проводятся как очно, так и заочно. Есть методическая поддержка, которая позволит проводить занятия, интересные для школьников. В приложении к статье содержится методическая разработка факультативного занятия.
Литература:
- Берзон, Н. И. Финансовая грамотность – необходимый навык современного человека / Н. И. Берзон // Информационный бюллетень проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности». – 2016. - №1. – С. 4-6.
- Колесникова, С. И. Экономические задачи ЕГЭ / С.И. Колесникова, - М.: ООО «Азбука – 2000», 2016. – 32 с.
- Кузина, О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Т. 4. № 92. С. 157 - 177.
Предварительный просмотр:
Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
Шмакова Екатерина Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школы №37 города Москвы
В последние годы в средствах массовой информации обсуждаются проблемы, связанные с некомпетентностью населения в области финансовой грамотности. Это связано с тем, что достаточно большая доля населения не может просчитать финансовые риски, становится участником пирамид и других видов финансового мошенничества, имеет на руках пять и более кредитов одновременно. Взрослое население России имеет трудности в вопросах планирования личного бюджета, распоряжения сбережениями, не имеет представлений о современных финансовых инструментах. Это одна из причин, которая негативно влияет на благосостояние Россиян, создаёт дополнительные «дыры» в государственном бюджете.
Пилотные проекты по преодолению финансовой безграмотности стартовали пять лет назад в школах Калининградской и Волгоградской областях. «Для того, чтобы вовлечь как можно более широкие слои населения России в работу по повышению собственной финансовой грамотности, необходимо уже со школьной скамьи давать детям базовые знания и навыки в этой области» [1, с. 5]. Сейчас в нашей стране реализуется одновременно несколько проектов посвященных финансовой грамотности самый крупный из которых курирует Министерство финансов России. В них принимает участие порядка 8 регионов. Занятия проходят на факультативной основе, но в дальнейшем они будут преподаваться в рамках ряда предметов – обществознания, математики, ОБЖ, истории, географии. Обучение начинается с начальной школы (со второго класса) по одиннадцатый. Цель курса – сформировать основные финансовые компетенции, необходимые для жизни в современном мире [3]. Школьники научатся планировать семейный бюджет, распоряжаться личными деньгами, получат информацию об инвестировании накопленных средств, предостережения о различных мошеннических схемах.
Большая ответственность в процессе ликвидации финансовой неграмотности ложится на учителя математики, так как большинство тем курса связано с решением математических задач. Уже сейчас в профильном ЕГЭ содержится большая подборка задач, связанных с кредитованием, расчётом прибыли, заработной платы [2]. В открытом банке ОГЭ также присутствуют задания, которые связаны с налогами на прибыль, на покупку товаров на распродажах, использование дисконтных карт. В этом году в Центре педагогического мастерства стартовала олимпиада по финансовой грамотности, задания которой мог решить только школьник, компетентный в математике. А олимпиады по финансовой грамотности, которые проводят различные ВУЗы на 90% сводятся к решению специфических задач, требующих глубоких математических знаний.
Сформулируем задачи, которые поставлены перед учителем математики в рамках реализации проекта по финансовой грамотности:
1. При планировании работы в параллелях 5-11 классов необходимо в рамках уроков выделять время на решение финансовых задач. Создавать задачи вместе с детьми, учитывая тематику курса «финансовой грамотности».
2. Проводить уроки, интегрированные с обществознанием, экономикой, позволяющие школьникам увидеть практическое приложение математики.
3. Проводить консультации по решению экономических задач для учащихся при подготовке к олимпиадам по «финансовой грамотности».
4. Осуществлять руководство и соруководство проектами, тематика которых связана с «финансовой грамотностью».
5. Проводить факультативные занятия по математике, интегрированные с курсом «финансовой грамотности».
Если первые четыре задачи укладываются в рамках привычной деятельности, то проведение факультативных занятий доступно для учителя математики, прошедшего курсы повышения квалификации по «финансовой грамотности». Такие курсы проводятся как очно, так и заочно. Есть методическая поддержка, которая позволит проводить занятия, интересные для школьников. В приложении к статье содержится методическая разработка факультативного занятия.
Литература:
- Берзон, Н. И. Финансовая грамотность – необходимый навык современного человека / Н. И. Берзон // Информационный бюллетень проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности». – 2016. - №1. – С. 4-6.
- Колесникова, С. И. Экономические задачи ЕГЭ / С.И. Колесникова, - М.: ООО «Азбука – 2000», 2016. – 32 с.
- Кузина, О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Т. 4. № 92. С. 157 - 177.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.
Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....
Статья по теме : Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования
В данной статье представлен опыт реализации программы внеурочной деятельности «Основы ...
Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"
Статья "Формирование финансовой грамотности как средство успешной социализации учащихся при получении среднего общего образования"...
Решение прикладных задач на уроках математики, как средство формирования мотивации при изучении предмета.
Статья по теме формирования мотивации на уроках математики посредством решения прикладных задач...
Решение прикладных задач на уроках математики как средство формирование математических навыков
Использование прикладных задач обеспечивает более осознанное овладение математической теорией, знакомит с широкими возможностями для реализации общедидактических принципов в обучении математик, учит ш...
Решение прикладных задач на уроках математики как средство формирование математических навыков
Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса, обеспечивающего достижение ...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-8 КЛАССАХ...
Комментарии
Финансовая грамотность
Как и в рамках чего обучать финансовой грамотности? На уроках математики на это время не выделено.Успеть бы реализовать то, что заложено в программе.Нужно либо на внеурочной деятельности это изучать, либо в рамках факультатива "Выбор профессии"