Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников
статья на тему

Шмакова Екатерина Геннадьевна

финансовая грамотность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_3.docx15.93 КБ
Файл vystuplenie_3.docx15.93 КБ

Предварительный просмотр:

Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников

Шмакова Екатерина Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школы №37 города Москвы

          В последние годы в средствах массовой информации обсуждаются проблемы, связанные с некомпетентностью населения в области финансовой грамотности. Это связано с тем, что достаточно большая доля населения не может просчитать финансовые риски, становится участником пирамид и других видов финансового мошенничества, имеет на руках пять и более кредитов одновременно.   Взрослое население России имеет трудности в вопросах планирования личного бюджета, распоряжения сбережениями, не имеет представлений о современных финансовых инструментах. Это одна из причин, которая негативно влияет на благосостояние Россиян, создаёт дополнительные «дыры» в государственном бюджете.

Пилотные проекты по преодолению финансовой безграмотности стартовали пять лет назад в школах Калининградской и Волгоградской областях. «Для того, чтобы вовлечь как можно более широкие слои населения России в работу по повышению собственной финансовой грамотности, необходимо уже со школьной скамьи давать детям базовые знания и навыки в этой области» [1, с. 5]. Сейчас в нашей стране реализуется одновременно несколько проектов посвященных финансовой грамотности самый крупный из которых курирует Министерство финансов России.  В них принимает участие порядка 8 регионов. Занятия проходят на факультативной основе, но в дальнейшем они будут преподаваться в рамках ряда предметов – обществознания, математики, ОБЖ, истории, географии. Обучение начинается с начальной школы (со второго класса) по одиннадцатый. Цель курса – сформировать основные финансовые компетенции, необходимые для жизни в современном мире [3]. Школьники научатся планировать семейный бюджет, распоряжаться личными деньгами, получат информацию об инвестировании накопленных средств, предостережения о различных мошеннических схемах.

Большая ответственность в процессе ликвидации финансовой неграмотности ложится на учителя математики, так как большинство тем курса связано с решением математических задач.  Уже сейчас в профильном ЕГЭ содержится большая подборка задач, связанных с кредитованием, расчётом прибыли, заработной платы [2]. В открытом банке ОГЭ также присутствуют задания, которые связаны с налогами на прибыль, на покупку товаров на распродажах, использование дисконтных карт. В этом году в Центре педагогического мастерства стартовала олимпиада по финансовой грамотности, задания которой мог решить только школьник, компетентный в математике. А олимпиады по финансовой грамотности, которые проводят различные ВУЗы на 90% сводятся к решению специфических задач, требующих глубоких математических знаний.

Сформулируем задачи, которые поставлены перед учителем математики в рамках реализации проекта по финансовой грамотности:

1. При планировании работы в параллелях 5-11 классов необходимо в рамках уроков выделять время на решение финансовых задач. Создавать задачи вместе с детьми, учитывая тематику курса «финансовой грамотности».

2. Проводить уроки, интегрированные с обществознанием, экономикой, позволяющие школьникам увидеть практическое приложение математики.

3.  Проводить консультации по решению экономических задач для учащихся при подготовке к олимпиадам по «финансовой грамотности».

4.  Осуществлять руководство и соруководство проектами, тематика которых связана с «финансовой грамотностью».

5.  Проводить факультативные занятия по математике, интегрированные с курсом «финансовой грамотности».

Если первые четыре задачи укладываются в рамках привычной деятельности, то проведение факультативных занятий доступно для учителя математики, прошедшего курсы повышения квалификации по «финансовой грамотности». Такие курсы проводятся как очно, так и заочно. Есть методическая поддержка, которая позволит проводить занятия, интересные для школьников. В приложении к статье содержится методическая разработка факультативного занятия.

Литература:

  1. Берзон, Н. И.   Финансовая грамотность – необходимый навык современного человека / Н. И. Берзон // Информационный бюллетень проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности». – 2016. - №1. – С. 4-6.  
  2. Колесникова, С. И. Экономические задачи ЕГЭ / С.И. Колесникова, - М.: ООО «Азбука – 2000», 2016. – 32 с.
  3. Кузина, О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Т. 4. № 92. С. 157 - 177.



Предварительный просмотр:

Задачи по финансовой математике, как средство формирования финансовой грамотности у школьников

Шмакова Екатерина Геннадьевна, учитель математики ГБОУ школы №37 города Москвы

          В последние годы в средствах массовой информации обсуждаются проблемы, связанные с некомпетентностью населения в области финансовой грамотности. Это связано с тем, что достаточно большая доля населения не может просчитать финансовые риски, становится участником пирамид и других видов финансового мошенничества, имеет на руках пять и более кредитов одновременно.   Взрослое население России имеет трудности в вопросах планирования личного бюджета, распоряжения сбережениями, не имеет представлений о современных финансовых инструментах. Это одна из причин, которая негативно влияет на благосостояние Россиян, создаёт дополнительные «дыры» в государственном бюджете.

Пилотные проекты по преодолению финансовой безграмотности стартовали пять лет назад в школах Калининградской и Волгоградской областях. «Для того, чтобы вовлечь как можно более широкие слои населения России в работу по повышению собственной финансовой грамотности, необходимо уже со школьной скамьи давать детям базовые знания и навыки в этой области» [1, с. 5]. Сейчас в нашей стране реализуется одновременно несколько проектов посвященных финансовой грамотности самый крупный из которых курирует Министерство финансов России.  В них принимает участие порядка 8 регионов. Занятия проходят на факультативной основе, но в дальнейшем они будут преподаваться в рамках ряда предметов – обществознания, математики, ОБЖ, истории, географии. Обучение начинается с начальной школы (со второго класса) по одиннадцатый. Цель курса – сформировать основные финансовые компетенции, необходимые для жизни в современном мире [3]. Школьники научатся планировать семейный бюджет, распоряжаться личными деньгами, получат информацию об инвестировании накопленных средств, предостережения о различных мошеннических схемах.

Большая ответственность в процессе ликвидации финансовой неграмотности ложится на учителя математики, так как большинство тем курса связано с решением математических задач.  Уже сейчас в профильном ЕГЭ содержится большая подборка задач, связанных с кредитованием, расчётом прибыли, заработной платы [2]. В открытом банке ОГЭ также присутствуют задания, которые связаны с налогами на прибыль, на покупку товаров на распродажах, использование дисконтных карт. В этом году в Центре педагогического мастерства стартовала олимпиада по финансовой грамотности, задания которой мог решить только школьник, компетентный в математике. А олимпиады по финансовой грамотности, которые проводят различные ВУЗы на 90% сводятся к решению специфических задач, требующих глубоких математических знаний.

Сформулируем задачи, которые поставлены перед учителем математики в рамках реализации проекта по финансовой грамотности:

1. При планировании работы в параллелях 5-11 классов необходимо в рамках уроков выделять время на решение финансовых задач. Создавать задачи вместе с детьми, учитывая тематику курса «финансовой грамотности».

2. Проводить уроки, интегрированные с обществознанием, экономикой, позволяющие школьникам увидеть практическое приложение математики.

3.  Проводить консультации по решению экономических задач для учащихся при подготовке к олимпиадам по «финансовой грамотности».

4.  Осуществлять руководство и соруководство проектами, тематика которых связана с «финансовой грамотностью».

5.  Проводить факультативные занятия по математике, интегрированные с курсом «финансовой грамотности».

Если первые четыре задачи укладываются в рамках привычной деятельности, то проведение факультативных занятий доступно для учителя математики, прошедшего курсы повышения квалификации по «финансовой грамотности». Такие курсы проводятся как очно, так и заочно. Есть методическая поддержка, которая позволит проводить занятия, интересные для школьников. В приложении к статье содержится методическая разработка факультативного занятия.

Литература:

  1. Берзон, Н. И.   Финансовая грамотность – необходимый навык современного человека / Н. И. Берзон // Информационный бюллетень проекта «Содействие в создании кадрового потенциала учителей, методистов, администраторов образовательных организаций в области финансовой грамотности». – 2016. - №1. – С. 4-6.  
  2. Колесникова, С. И. Экономические задачи ЕГЭ / С.И. Колесникова, - М.: ООО «Азбука – 2000», 2016. – 32 с.
  3. Кузина, О. Финансовая грамотность молодежи // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. Т. 4. № 92. С. 157 - 177.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование финансовой грамотности личности школьников в урочной и внеурочной деятельности.

Воспитание нового поколения финансово грамотных людей. Из опыта работы....

Мастер - класс "Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования"

Данный материал раскрывает методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования...

Решение прикладных задач на уроках математики, как средство формирования мотивации при изучении предмета.

Статья по теме формирования мотивации на уроках математики посредством решения прикладных задач...

География и финансы. Формирование финансовой грамотности школьников

Статья на районную педагогическую конференцию "Педагог и инновации: идеи, опыт, практика"...

Решение прикладных задач на уроках математики как средство формирование математических навыков

Использование прикладных задач обеспечивает более осознанное овладение математической теорией, знакомит с широкими возможностями для реализации общедидактических принципов в обучении математик, учит ш...

Решение прикладных задач на уроках математики как средство формирование математических навыков

Введение новых федеральных государственных образовательных стандартов актуализировало решение вопросов, связанных с проектированием и реализацией образовательного процесса, обеспечивающего достижение ...


 

Комментарии

Петрунина Вера Андреевна

Как и в рамках чего обучать финансовой грамотности? На уроках математики на это время не выделено.Успеть бы реализовать то, что заложено в программе.Нужно либо на внеурочной деятельности это изучать, либо в рамках факультатива "Выбор профессии"