Формы воспитательной работы.
статья
Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает воспитатель.
При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novye_formy_vospitatelnoy_raboty.docx | 16.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы воспитательной работы.
Форма – внешнее выражение какого-либо содержания. Это совокупность приемов и средств, которые выбирает воспитатель.
При выборе форм необходимо обращать внимание на их название, название несет методическую подставку.
Педагогический коллектив нашей школы использует в работе с учащимися разнообразные формы. Например, торжественная линейка, спортивное соревнование, вечер, концерт, утренник, встреча, игра-путешествие, диспут, поход, экскурсия, конкурс, викторина, трудовой десант, спектакль, акция, выставка, демонстрация.
Эти формы работы можно разделить на три уровня: дело, игра, мероприятие.
Игра – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая для отдыха, обучения, развития.
Мероприятие – это событие, занятие, ситуация в коллективе, организуемая педагогом, с целью непосредственного воздействия на них. Например, знакомство с произведениями искусства, с правилами дорожного движения, лекция на определенную тему, встреча, цикл лекций, приглашение специалиста, занятие по технике безопасности, прогулки, походы и т.д.
Дело – это общая работа, важное событие, членам коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и себе.
Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при педагогически целесообразном руководстве взрослых.
Организация внеурочной деятельности детей, в том числе досуговой, в нашей школе была и остается очень важной сферой деятельности педагогов. Занятия с детьми помимо уроков, общение с ними в более или менее свободной обстановке имеют существенное, а нередко и решающее значение для их развития и воспитания. Они важны и для самого воспитателя, классного руководителя, так как помогают сблизиться с детьми, лучше их узнать и установить хорошие отношения, позволяют пережить счастливые минуты единения. Это дает учителю ощущение необходимости его работы, ее социальной значимости, востребованности, как сейчас говорят.
Однако, чтобы это происходило, надо знать, как организовать такую работу.
Выделяют пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические, образно-художественные, трудовые, игровые, психологические. Все они с успехом применяются педагогами нашей школы.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово, вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые разные темы, дискуссии, собрания, конференции, лекции и т.д. главное здесь – обмен информацией, сообщения учеников, учителей и других взрослых, обсуждение проблем.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание. Главное здесь – вызвать сильные, глубокие и облагораживающие коллективные эмоции. Большой потенциал имеют такие формы, как концерт, спектакль, праздник и т.п.
Трудовые формы внеурочной работы. Это разные виды работ в школе от ежедневного дежурства по классу в общажитии, озеленение пришкольного участка, трудовые десанты и т. д., работа в органах самоуправления. Совместный труд вдохновляет не меньше, чем эстетический праздник.
Игровые (досуговые) формы работы. Это игры, совместный отдых, содержательные развлечения. Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Все они, равно как и выше названные типы форм воспитательной работы, нередко совмещают различные средства воздействия: слово, образ, чувства, работу.
Анализируя работу педагогического коллектива нашей школы, можно выделить такие виды внеурочной деятельности, используемые в воспитательной работе: познавательная деятельность, ценностно-ориентационная, общественная, эстетическая, досуговая. Понятно, что все они тесно связаны с учебным процессом и служат достижению определенных образовательных, воспитательных целей.
Так познавательная деятельность направлена на развитие познавательных интересов, накопление знаний, формирование умственных способностей и пр. Организуется она в таких формах внеурочной работы, как экскурсии, олимпиады, конкурсы, лектории, предметные недели, недели книги и т. д.
Ценностно-ориентационная деятельность, по существу, представляет собой процесс формирования отношений к миру, формирования убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей – всего того, что называют ценностями. Классные руководители используют много разных форм внеурочной деятельности: беседы по социально-нравственной проблематике, классные или школьные собрания, лекции. Кроме того, усвоение школьниками социальных ценностей происходит и во всех других формах и видах деятельности, начиная с игры.
Общественная деятельность связана с участием учащихся школы в органах управления школой, различных ученических и молодежных объединениях в школе и вне ее, участие в трудовых и других акциях и компаниях. Это происходит в таких формах, как работа по самообслуживанию, дежурство по школе, по кабинетам, по столовой, школьные собрания, выборы и работа Совета учащихся, вечера, праздники и т.д.
Эстетическая деятельность развивает художественный вкус, интересы, культуру, способности детей. Педагоги нашей школы проводят эту работу в следующих формах: инсценировки, конкурсы, концерты, выставки, заочные путешествия и многое другое.
Досуговая деятельность включает содержательный, развивающий отдых, свободное общение, в котором инициатива принадлежит ученикам, однако учитель не является сторонним наблюдателем, помня о своих функциях воспитывающего взрослого. Сюда же можно отнести и спортивно-оздоровительную деятельность. В нашей школе досуг проходит в самых разных формах: игры, праздники, вечера, соревнования, совместные прогулки, походы, дни совместного отдыха детей и родителей.
Формы внеурочных дел, их содержание очень разнообразны и с трудом поддаются учету. Перечислю наиболее часто использующиеся педагогами нашей школы: праздники, вечера, обычно привязанные к календарной дате или связанные с традицией школы; традиционное дежурство по классу и школе; конкурсы, предметные недели, экскурсии по достопримечательностям родного края; прогулки, походы, к памятникам истории; спортивные соревнования, дни здоровья; практикум по правилам поведения и безопасности; устные журналы, игры-путешествия и многое другое.
Существует ряд форм коллективных (групповых) занятий, цель которых - духовное развитие школьников. Некоторые из них с успехом используют педагоги нашей школы.
Значение: игра помогает обрести уверенность в себе, осознать себя
как носителя достоинств, развивает эмпатию (сочувствие, сопереживание
), смягчает психологический климат в группе, переключает внимание с
недостатков на достоинства другого человека.
Дети любят участвовать в спортивных состязаниях, которые в нашей школе проходят очень часто.
Каждый педагог нашей школы в своей деятельности стремится использовать разнообразные формы воспитательной работы, но кто-то успешнее использует одни, кто-то другие. Своим опытом работы педагоги делятся на методических объединениях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья о новых формах работы с коллективом....
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....
Новая форма воспитательной работы с классом.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую форму работы с классом "Наш дом". Работаю по ней уже 5 лет.Ребятам очень нравится,они каждый день заглядывают в свои домики.Но,конечно же, все зависи...
Доклад "Своеобразие форм воспитательной работы"
Доклад "Своеобразие форм воспитательной работы"...
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в школе.
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Ола"...
"Выездная филармония" - форма воспитательной работы в хореографической школе
В издании представлена методическая разработка к программе летнего отдыха «Сириус». На базе ДДТ «Гармония»...
План работы методического мероприятия «Неделя дополнительного образования» тематической недели дополнительного образования «Калейдоскоп творческих находок и форм воспитательной работы в детских объединениях» для педагогов, работающих в системе дополнит
Мой материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам дома детского творчества....