Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в школе.
методическая разработка по теме
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Ола"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
innovaciolnnye_formy_vospitatelnoy_raboty.docx | 30.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Олы»
Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих способностей обучающихся является важнейшей задачей современной школы. Этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативность и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для того чтобы богатый творческий потенциал детей мог актуализироваться, нужно создать определенные условия, прежде всего, ввести ребенка в настоящую творческую деятельность. Ведь именно в ней, как давно утверждает психология, из предпосылок рождаются и развиваются способности.
Целенаправленная деятельность по организации совместной жизнедеятельности взрослых и детей наиболее полно реализуется через воспитательную систему. Воспитательная система школы включает в себя воспитание обучающихся на уроках, внеклассных и внешкольных мероприятиях.
В настоящее время уже никто не оспаривает тот факт, что использование инновационных форм оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Воспитательная система нашей школы строится на принципах, заложенных в Уставе школы, закона РФ «Об образовании». В основе развития новой образовательной системы лежат современные технологии обучения: Интернет-технологии, технология электронной почты, компьютерные обучающие программы, Web-технологии, тренинговые технологии, технология обучения с применением метода проектов и т.д. Сейчас мы не можем представить себе проведение уроков и внеклассных мероприятий без использования информационно – куммуникационных технологий. Повышение качества образования зависит от повышения информационной культуры всех участников образовательного процесса и активное использование ИКТ.
Основными целями информатизации внеучебной и внеурочной деятельности школьников являются:
- вовлечение школы в построение единого информационного пространства (создание школьного сайта; хронограф)
- формирование отношения к компьютеру как к инструменту для общения, обучения, самовыражения, творчества
- развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий (классные газеты, классные уголки, информационные стенды, тематические открытки к знаменательным датам, информационные листовки, буклеты);
- развитие и формирование устойчивого познавательного интереса школьников к интеллектуально-творческой деятельности и творческой активности обучающихся (интерактивные интеллектуальные игры, диспуты, ученические конференции, проводимые в рамках работы школы толерантности, участие в научно – практических конференциях, участие в выставках, конкурсах, проектах школьного, городского, регионального, всероссийского, международного масштаба);
- внедрение средств информационно – коммуникационных технологий в социально-воспитательную работу;
- осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками (уроки с компьютерной поддержкой);
- развитие способности свободного культурного общения (объединения по интересам, встречи с интересными людьми, сотрудничество со школами города, области, бывшими выпускниками;
- оперативное информирование родителей о ходе и результатах обучения. Использование средств информатизации для привлечения родителей и общественности к обучению школьников
Всё это способствует всестороннему развитию личности ребенка и его организации содержательного досуга детей и молодежи, способствует повышению уровня воспитанности учеников.
Наши классные руководители научились делать компьютерные презентации, позволяющие использовать на классном часе большое количество качественного иллюстративного материала, заранее подготовленные таблицы, опорные схемы, практические задания, проецирующиеся с экрана. Интерактивные возможности программы Power Point позволяют учителю использовать появление, исчезновение какой-либо информации в соответствии с ходом мероприятия. Эффективность практической работы обьучающихся на классных часах значительно возросла, поскольку нужные задания учитель готовит заранее, не тратя на написание их на доске бесценное время. Повысился интерес учеников к тем внеклассным мероприятиям, на которых учитель использует компьютер. С большим интересом ребята стали выполнять различные творческие домашние задания. Повысилась общая учебная мотивация, улучшились взаимоотношения с учителем, «говорящим» с подростками на одном языке.
Сам подход к подготовке внеклассного мероприятия для учителя становится инновационным, поскольку, помимо традиционных источников, он может пользоваться различными сетевыми ресурсами, готовыми разработками мероприятий.
Сегодняшние успехи и достижения лишь старт. Как известно, кто не идет вперед, тот идет назад: стоячего положения нет. Мы приступили к разработке перспективной Программы информатизации школы. В рамках этой программы уже сейчас начали реализовываться следующие проекты:
- Единое информационное пространство школы
(Нормативные документы, методические разработки, фотохроника, результаты учебной и внеурочной деятельности, выпуски школьной газеты и т.д.)
- Фотохроника школы
- Электронные пособия по предметам
- «Выпускники школы»
- «Методическая копилка» по внеклассной работе.
Наши ученики имеют высокий уровень владения компьютерными технологиями. Так для создания видео- и фотохроники к вечеру встречи с выпускниками в 2011г. были созданы проекты, в ходе подготовки которых была проделана следующая работа:
- Сканирование
- Графическая и художественная обработка архивных фотографий
- Оцифровка старых видеоматериалов
- Работа с аудио редакторами, наложение звука
- Монтаж комбинированной презентации.
Всё более популярной среди школьников становится научно-исследовательская работа, вытекающая в подготовку проекта.
Практически в каждом образовательном учреждении выработана своя система работы над проектами. В нашей школе ежегодно (нынче 8 год) проводиться научно-практическая конференция «Шаг в науку».
Подготовка к научно – практической конференции ведется с начала учебного года. В сентябре научное общество учителей и обучающихся определяет направления, по которым будет вестись работа, разрабатывает положения. Эти направления доводятся до коллектива школы и по ним готовятся проекты.
Проектные работы оценивает независимое жюри. В него входят: директор школы, заместители, учителя от каждой ступени обучения и приглашённые эксперты: из администрации города - Новосёлов Ярослав Юрьевич, Управления образования – Панкова Галина Павловна.
Уникальность проектной работы с использованием ИКТ заключается в том, что в создании проектов может участвовать каждый ученик, развивая свой творческий потенциал. Проектная деятельность способствует приобретению опыта выступления перед аудиторией и повышает самооценку обучающегося. Презентация проекта - завершающий этап выполнения практической деятельности, когда обучающиеся докладывают о проделанной ими работе. Защита проектов осуществляется в форме выставки, коллекции, макета, стенгазеты, экскурсии, спектакля, книжки-раскладушки. Одной из форм представления выполненной работы является презентация проекта в ходе научно-практической конференции. Очень важно сделать момент презентации праздником науки и создать атмосферу всеобщей заинтересованности в результатах деятельности детей.
По итогам школьной конференции победители участвуют в НПК городских, республиканских, межрегиональных и даже Всероссийских конкурсах. Следует отметить, что качество научно – исследовательских работ ежегодно повышается.
Процесс информатизации образования в нашей школе осуществляется весьма активно и в самых разных направлениях и формах. Мы все - активные пользователи интернета. Наше первое знакомство с Интернетом как раз было связано с поиском сайтов, в которых предлагался бы дидактический материал. Как много образовательных сайтов в Интернете? Очень много. Хороших, плохих – разных.
Администрация школы, предложила учителям задуматься о создании своего персонального сайта.(1 слайд) Конечно, существует подсознательный страх и неуверенность в своей компетенции.
На вопрос «Нужен ли учителю персональный сайт?»(2 слайд) ответили утвердительно-15 чел, из 35 опрошенных, 11 чел сказали своё «нет», остальные задались вопросами: «А откуда у меня столько времени, чтобы сайт вести?», «А что я туда буду класть, у меня ничего особенного нет», «А если кто-то придет и начнет критиковать или будет писать гадости?» Оставим сомнения: (3 слайд)
Если хочешь получить то, чего у тебя никогда не было - делай то, чего никогда не делал!
Зачем учителю сайт?
На слайде я предлагаю похожие причины для создания сайта. (4 слайд) Они могут быть у каждого свои.
Для кого создаётся сайт учителя?
Сайт учителя – это, продукт, рассчитанный на определённую аудиторию.
(5 слайд)
1.Прежде всего, это наши ученики. Что интересует учеников? Например:
- получение информации на сайте учителя о расписании консультаций, о домашнем задании, о специальной литературе, справочниках, словарях, терминах, о возможности провести тестирование на сайте;
- дополнительные занятия, в том числе по Интернету (дистанционно).
2.Родители учеников. Что интересует родителей?
- информация об успеваемости и поведении ребёнка по данному предмету;
- общение с учителем посредством функций сайта (выбрать время для посещения учителя работающим родителям - проблематично).
3.Руководители МО и учителя предметники. Что их интересует?
- обмен мнением;
- просмотр методической, дидактической литературы;
- разработки с использованием ИКТ;
- выступления на семинарах;
- портфолио;
4. Службы управления образованием.
- просмотр методической, дидактической литературы;
- выступления на семинарах.
5.Министерство образования.
- портфолио;
6. Случайные посетители.
- их интересует содержание сайта.
Вот примерный перечень аудитории, для которой строится сайт учителя.
Типы сайтов (6 слайд)
Где создать бесплатный сайт? (7 слайд, ссылки на бесплатные сервисы)
Сегодня интернет предоставляет учителю большое количество ресурсов и инструментов для создания своего сайта и использования его в образовательном процессе. Примеры сайтов, дающих возможность создать свой сайт быстро и бесплатно с помощью конструктора сайтов:
1.Очень удобный сервис - Ucoz.ru – http://www.ucoz.ru/(8 слайд)
Буквально через 10 минут вы получаете в свое распоряжение готовый сайт с отличным дизайном и функционалом.
Достоинства:
- Очень много шаблонов оформления.
- Есть все необходимые модули, которые можно как подключить, так и отключить от своего сайта.
2. Самый известный и существующий уже давно – Народ.ру – http://www.narod.ru/(9слайд)
Создать сайт на народе легко. В настоящее время дает возможность как выбрать готовые модули и дизайн для сайта, так и создать собственную структуру сайта и макет страницы с помощью конструктора.
Я создала свой сайт в социальной сети работников образования nsportal.ru. (10 слайд)
3. С помощью конструктора nsportal.ru вы можете легко и быстро создать свой сайт. Если у Вас есть готовые тексты и фотографии это займет не более часа. В отличие от других систем здесь можно хранить видео и аудио записи.
. Сайт создается автоматически при регистрации.
После заполнения сайта можно оформить заявку на:
- Свидетельство о публикации,
- Сертификат о создании сайта,
- Сертификат о размещении электронного портфолио,
- Свидетельство на творческие работы обучающихся
- Свидетельство о публикации учебных видеоматериалов,
- Свидетельство об окончании Виртуального университета,
- Сертификат о создании сайта образовательного учреждения.
(11 слайд) От администратора социальной сети работников образования по почтовому переводу я получила сертификат о создании сайта и сертификат о размещении электронного портфолио.
Процесс информатизации образования в нашей школе осуществляется весьма активно и в самых разных направлениях и формах. Достигнутая успешность инновационной деятельности в нашей школе зависит не только от активного использования ИКТ в образовательном процессе, но и от того, что в нашем коллективе царит творческая атмосфера и позитивный эмоциональный фон взаимодействия учителей, а также конструктивная совместная работа с учениками и их родителями.
Развитие и совершенствование воспитательной работы, использование и внедрение инновационных технологий было бы невозможным без серьёзной методической работы учителей. Результаты проведённой диагностики «Мои ориентации в методике воспитательной работы», показали, что 59% классных руководителей стараются быть в курсе педагогических новаций, но не всегда стремятся их реализовать в своей практике, но имеют потенциальные возможности для более эффективной творческой работы. Диагностика «Могу ли я организовать воспитательный процесс» показала, что 63% классных руководителей имеют большой опыт организации воспитательной деятельности, которым щедро делятся со своими коллегами, у них множество новаторских идей и они готовы к их реализации. Все эти результаты свидетельствуют о высоком потенциале педагогов, кропотливом планомерном последовательном труде, дающим высокие показатели и способствующий повышению уровня воспитанности наших выпускников.
Внеурочная деятельность 1 – х классов в рамках реализации федерального государственного образовательного стандарта организуется в школе по направлениям. Значительное внимание Сусикова С.О. – педагог – психолог, воспитатель ГПД 1-х классов большое внимание уделяет проектной деятельности. Со своей ученицей Леухиной Дашей они представят свой первый проект.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Выездная филармония" - форма воспитательной работы в хореографической школе
В издании представлена методическая разработка к программе летнего отдыха «Сириус». На базе ДДТ «Гармония»...
Доклад по теме:"Новые формы воспитательной работы в школе"
В данном докладе описываются формы воспитательной работы...
Доклад по теме:"Новые формы воспитательной работы в школе"
В данном докладе описываются формы воспитательной работы...
Формы и методы воспитательной работы направленной на подготовку учащихся школы-интерната к жизни в современных условиях.
Воспитание в системе специального образования имеет свои особенности, т.к. неразделимо связано со специальным обучением, коррекционной работой, включается во все элементы жизнедеятельности ребёнка на ...
Методическая разработка "Массовые мероприятия, как эффективная форма воспитательной работы"
При планировании воспитательной работы учитываю проведение традиционных мероприятий.Реализация мероприятий, и традиционных, и единовременных в рамках комплексно-целевых воспитательных программ являетс...
Театрализованная деятельность как форма воспитательной работы с обучающимися в коррекционной школе
Театрализованная деятельность в коррекционной школе...
Эффективные формы воспитательной работы с подростками
Правильный выбор эффективных форм работы со школьниками среднего звена играет важную роль в воспитании классного коллектива. Воспитательные мероприятия должны соответствовать интеллектуаль...