Доклад "Своеобразие форм воспитательной работы"
статья по теме
Доклад "Своеобразие форм воспитательной работы"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_svoeobr_form.docx | 33.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Слайд №1 – Республиканская конференция педагогических
работников СКОУ РТ
Слайд №2 – Секция воспитателей СКОУ;
Слайд №3 - Доклад на тему
«Своеобразие организации форм ВР с детьми с ОВЗ».
Зам.по ВР СКОШИ 1 вида Донгак Н.О.,
высшая категория.
20 октября 2013 года
Личность школьника с отклонениями в здоровье развивается по тем же психологическим закономерностям и возрастным этапам, что и личность нормального. Вместе с тем, как объект воспитания личность ребенка с ОВЗ несет в себе черты определенного своеобразия, детерминированного объективными депривационными условиями развития, к которым относятся речевая, коммуникативная, информационно-культурная, эмоционально-волевая, социальная депривация.
Именно исходя из этого обстоятельства в основе организации современного коррекционно-образовательного процесса в специальной школе лежит понятие «компенсация». Специальное воспитание являются компенсирующе направленным. Компенсация – это замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций. В процессе компенсации выделяют две составляющие: психофизиологическую и социально-психологическую.
Психофизиологическая компенсация связана с внутренней перестройкой и мобилизацией функциональных систем организма как биологической системы. Она предполагает внутрисистемное использование сохранных элементов пострадавшей функции (например, развитие остаточного слуха) или межсистемную мобилизацию, включение в работу других сохранных структур, которые начинают выполнять ранее им несвойственные функции (например, для глухих важным дистантным анализатором становятся вибрационные ощущения, функции которых в норме носят вспомогательный характер; для слепоглухих ведущими дистантными анализаторами становятся вибрационные ощущения и обоняние).
Социально-психологическая составляющая компенсации связна с социально-личностным уровнем развития, социальной адаптацией лица с отклонениями в развитии.
Психологический уровень компенсации основан на работе защитных механизмов личности и копинг-стратегий поведения. Копинг – это деятельность лица по поддержанию баланса между требованиями среды и собственными ресурсами.
При компенсирующем воспитании школьника с ОВЗ принято обращать серьезное внимание на содержание воспитания и область воспитательных дел.
Содержание воспитания – совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Область воспитательных дел – важнейший канал всестороннего развития личности с ограниченными возможностями здоровья. Именно через них коррекционная (специальная) школа имеет шанс обеспечить социальное воспитание, расширить взаимодействие воспитанников с ограниченными возможностями здоровья с окружающим миром. Нельзя говорить о том, что школьников с отклонениями в здоровье развитии воспитывают качественно по-особому, еще Л.С Выготский подчеркивал, что воспитание таких детей ничем не отличается от воспитания нормального ребенка. Вот почему в коррекционных есть специфические методы и формы обучения, но формы и методы воспитательной работы применяются те же, что и в массовой школе.
По разным основаниям выделяют несколько классификаций форм работы с детьми, которые отражены в таблице.
Слайд № 4. Таблица «Классификация форм ВР с детьми с ОВЗ».
Основа ние | Тип формы | Состав форм |
Индивидуальная | Беседа, консультация. | |
Количество участников | Групповая (временная группа, класс) | Кружок, клуб, экскурсия, поход, собрание, сбор, лекция, встреча, субботник, КВН, КТД и т.д. |
Массовая (несколько классов, школа, район, страна) | Праздники, недели, конференции, шествия, слеты, месячники, акции, сбор, линейка, встреча, субботник, олимпиада и т.п.. | |
Основной вид деятельности | Познавательная | Внеклассное чтение, экскурсия, предметные кружки, олимпиады, недели, бюллетени и стенды, конкурсы и клубы знатоков и т.п. |
Общественно полезная трудовая | Бытовой труд, самообслуживание, дежурство, трудо-вой, экологический десант, субботники, ремонтные работы, озеленение, шефство над памятниками и т.п. | |
Эстетическая | Прогулки и экскурсии, выставки, походы в кино, теат-ры, музеи, творческие кружки, литературные клубы, школьный спектакль, оформительская работав школе и т.п. | |
Физкультурно-оздоровительная | Спортивные кружки, соревнования, игры, состязания, утренняя зарядка, походы, спортивные праздники | |
Ценностно-ориентационная | Традиции школы, школьный музей, шефство над старыми, младшими, гуманитарные,патриотические, экологические акции, участие в общественных движениях. | |
Средство воздействия | Словесно-логическая (обмен информацией) | Беседа, дискуссия, диспут, собрание, лекция, конференция, внеклассное чтение и т.п. |
Образно-художественная | Концерт, спектакль, праздник, конкурс «Мисс школа», походы в музеи, театры,кино и т.п. | |
Деятельностная | Разные виды общественно полезного труда, акций, десантов и т.д. | |
Досугово-игровая | Конкурсы, игры, совместный отдых, дискотеки, все виды развлечений | |
психологическая | Тренинги, консультации, игры, включающие сеансы психогимнастики, арттерапия |
В педагогике возможен категориальный взаимопереход метода в форму и наоборот. Так, методы беседы, лекции, диспута, дискуссии, тренинга, игры могут стать самостоятельной формой организации воспитательной работы.
А своеобразие организации форм воспитательной работы в коррекционных школах заключается в основном в задачеполагании и в некоторых особенностях организации деятельности детей.
Слайд №5. Типы специальных (коррекционных) школ.
Задача воспитательного дела в специальных школах, таких как школы
"I вида" - для глухих; "II вида" - для слабослышащих и позднооглохших;
"III вида" - для слепых; "IV вида" – для слабовидящих и поздноослепших;
"V вида" - для имеющих тяжелые нарушения речи; "VI вида" - для имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата; "VII вида" - для детей с ЗПР; "VIII вида" - для умственно отсталых;
всегда должно быть дихотомичной, т.е. включать основную – собственно воспитательную задачу
и задачу коррекционно-развивающую.
Ведущая (основная) задача воспитательного дела соответствует основной деятельности, организуемой в его рамках.
Слайд №6. Формы воспитательной работы.
Познавательное дело (внеклассное чтение, экскурсия, предметные кружки, олимпиады, недели, бюллетени и стенды, конкурсы и клубы знатоков и т.п.) нацелено на расширение кругозора, углубление предметных знаний, формирование материалистического мировоззрения.
Трудовое дело (бытовой труд, самообслуживание, дежурство, трудо-вой, экологический десант, субботники, ремонтные работы, озеленение, шефство над памятниками и т.п.) направлено на воспитание ценностного отношения к труду, формирование трудовых качеств личности (трудолюбия, организованности, настойчивости)
Эстетические дела (прогулки и экскурсии, выставки, походы в кино, театры, музеи, творческие кружки, литературные клубы, школьный спектакль, оформительская работатв школе) ориентированы на воспитание способности к восприятию и пониманию прекрасного, эстетических знаний, вкусов, чувств, творческости.
Задача физкультурно-оздоровительных дел (спортивные кружки, соревнования, игры, состязания, утренняя зарядка, походы, спортивные праздники) состоит в укреплении здоровья, развития физических качеств, ценностного отношения к здоровому образу жизни.
Ценностно-ориентационные формы ВР (традиции школы, школьный музей, шефство над старыми, младшими, гуманитарные, патриотические, экологические акции, участие в общественных движениях) призваны формировать нравственное сознание учащихся, их моральные качества, активную общественную позицию, формировать социализированность учащихся.
Специфическая (своеобразная) коррекционно-развивающая задача предполагает учет структуры дефекта: профилактику и преодоление вторичных дефектов развития учащегося.
В познавательных делах специфической задачей будет развитие словесно-логического мышления в целях преодоления диспропорций в мышлении (длительного преобладания наглядных форм мышления);
В трудовых делах - развитие работоспособности, координации движений, мелкой моторики, часто отстающих у детей с отклонениями в развитии, совершенствование качеств внимания (концентрации, переключаемости), технического и пространственного воображения;
В эстетических делах обогащение обедненной эмоциональной сферы, расширение ограниченного чувственно-эмоционального опыта, формирование слаборазвитых у детей с ОВЗ процессов воображения и творческого мышления, развитие всей сенсорной сферы;
Физкультурно-оздоровительные мероприятия нацелены на восстанавливающее развитие нарушенных координации и равновесия, физических качеств, выносливости;
Ценностно-ориентационные дела нацелены на ликвидацию последствий социально-коммуникативной депривации; на расширение ограниченного жизненного опыта; на повышение социализированности, на активизацию процесса самоидентификации во имя сознательного выбора своего социального статуса, на формирование особо сложных нравственных, правовых, экологических, идейно-политических понятий.
Специфика (своеобразие) собственно организации деятельности детей во всех формах воспитательной работы предполагает следующее:
- Обеспечение в процессе воспитательного дела заданного в коррекционной школе специфического режима, например в школе 1,2 вида (слухоречевого режима); воспитатель должен сделать ведущим средством общения слухозрительное восприятие речи и говорение.
- несколько иначе, чем в массовой школе, центрирована схема взаимодействия педагога и воспитанника, более широко используются и специально организуются коммуникативные и диалогические отношения с целью формирования словесно-коммуникативной активности. Именно в этих условиях учащиеся с ОВЗ «поднимаются на уровень инициативного общения с окружающими, через язык и общение перестраивается все их сознание», успехи в данных направлениях «достаточно убедительно свидетельствуют о личностном развитии детей с ОВЗ»
- специфичны критерии дифференцированного и индивидуального подхода при организации взаимодействия детей. Кроме традиционного учета темперамента, коммуникабельности, социометрического статуса, лидерских устремлений и общего развития ребенка, воспитатель СКОУ должен при распределении деятельности и социальных ролей учитывать границы возможностей ребенка, определяемые природным дефектом: состояние психологического, психического, интеллектуального развития (наличие сочетанного дефекта: ЗПР, нарушением зрения, ЗПР, ТНР, ОПДА, УО или другие)
- в процессе организации воспитательных мероприятий обеспечивается усиленная предметно-знаковая(наглядно-дидактический и наглядно-раздаточный материал) и визуальная среда (например, использование возможностей мультимедийной технологии) для создания для «людей зрения» эмпирической ориентировочной основы действий.
Слайд № 7. Формы ВР в школе 1 вида.
Слайд № 8. «Благодарю за внимание».
Решение республиканского секционного занятия преподавателей дополнительного образования и воспитателей СКОУ РТ
от 20 октября 2011 года
На секционном занятии присутствовало 36 человек, из семи специальных (коррекционных) школ республики: МСКОУ №10 VIII вида г. Кызыла, ГОУ РТ СОШ-интернат для неслышащих детей I вида г. Кызыла, г. Ак-Довурак VI вид, СКОУ УШ вида Усть-Элегест, п. Черби 8 вид,, п. Хондергей 8 вид, Кызыл-Арыг УШ вид.
На базе на базе ГОУ РТ специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната I вида для неслышащих детей работала секция воспитателей, руководителей дополнительного образования, вожатых под руководством зам. дир. по воспитательной работе: Курыгиной Т.В. и Донгак Н.О. Было заслушано 3 доклада по следующей тематике:
I. Секция преподавателей дополнительного образования
1.Тема: «Дополнительное образование – структурная единица воспитательной системы» - Курыгина Т.В., заместитель директора
по ВР МС(К)ОУ № 10
2.Тема:«Развитие творческих способностей детей с нарушениями
слуха на занятиях дополнительного образования в СКОУ»-
руководитель МО учителей дополнительного образования
СКОШИ 1 вида Щербакова ОН
II. Секция воспитателей СКОУ
1. Тема: «Своеобразие организации форм ВР с детьми с ОВЗ».
Зам.директора по ВР СКОШИ 1 вида Донгак Н.О
2.Тема «Проблема социализации, адаптации и трудоустройства
выпускников СКОУ»
Айыжы Чодураа Чойган-ооловна –воспитатель 2 группы
Беляева Азиада Борисовна - зам. по ВР Усть-Элегестиной СКО
школы-интерната 8 вида
Ш. Обмен опытом.
Решение: Отметили положительную организацию секционного занятия.
Пришли к единому выводу:
- Необходимо переходить на новые формы работы по организации
дополнительного образования, воспитательной работы, также
социализации, адаптации и трудоустройства выпускников СКОУ после
окончания учебных заведений.
- Обобщить опыт создания условий для занятия детей в различных творческих , спортивных объединениях в подготовке общешкольных мероприятий.
- Отметить положительную организацию секционного занятия.
- Одобрить доклады и проводимую работу.
- Повысить роль дополнительного образования, активно внедрять
разнообразные формы воспитательной работы с учетом их современного
своеобразия в условиях С(К)ОУ VIIIвида и ГОУ РТ СКОШИ 1 вида.
- взять под контроль сложившуюся ситуацию по трудоустройству
выпускников СКОУ и внести вопрос о необходимости решения данной
проблемы на уровне Министерства образования и науки РТ, Министерства
молодежной политики РТ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья о новых формах работы с коллективом....
Новые формы воспитательной работы с коллективом.
Статья "Новые формы воспитательной работы с коллективом....
Новая форма воспитательной работы с классом.
Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию новую форму работы с классом "Наш дом". Работаю по ней уже 5 лет.Ребятам очень нравится,они каждый день заглядывают в свои домики.Но,конечно же, все зависи...
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в школе.
Об инновационных формах воспитательной работы и их эффективности в МБОУ "Средняя общеобразовательная школа №13 г.Йошкар - Ола"...
"Выездная филармония" - форма воспитательной работы в хореографической школе
В издании представлена методическая разработка к программе летнего отдыха «Сириус». На базе ДДТ «Гармония»...
План работы методического мероприятия «Неделя дополнительного образования» тематической недели дополнительного образования «Калейдоскоп творческих находок и форм воспитательной работы в детских объединениях» для педагогов, работающих в системе дополнит
Мой материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам дома детского творчества....
доклад по воспитательной работе "Формы воспитательной работы с детьми девиантного поведения"
Продуманы формы работы с детьми девиантного поведения в школе-интернате, с трудными подростками, вовлечение их коллективное общее дело в классе, школе, на селе....