Конспект учебного занятия по теме «Упражнения на координацию движения» (ИУП – ребёнок с ОВЗ)
план-конспект

Дубовцева Марина Викторовна

Данный конспект разработан к авторской дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Звуки музыки" для учащегося с ограниченными возможностями здоровья. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект учебного занятия по теме

«Упражнения на координацию движения»

 (ИУП – ребёнок с ОВЗ)

©

                                                                               Дубовцева Марина Викторовна,

                                                                               педагог дополнительного образования

                                                                               МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского

                                                                               района Белгородской области»

Введение

В школьном возрасте закладывается основной объем естественных двигательных навыков, формируется уровень развития двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Значительное место в целевых установках на этот период занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствование.

 Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Это особенно важно для детей, которые недостаточно имеют развитие со стороны координации (дети с ограниченными возможностями).

Анализ литературных данных свидетельствует, о том, что хорошо развитая координация движений оказывает существенное влияние на показатели внимания и памяти, а, следовательно, положительно влияет на усвоение детьми учебного материала. 

Координация - это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.

В связи с этим были введены в адаптированную дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) модифицированную программу «Звуки музыки» для учащейся с ограниченными возможностями здоровья учебные занятия на развитие координации.

Тема учебного занятия

«Упражнения на координацию движения»

Дата проведения занятия: 27.03.2019г.

Цель: Активизация мыслительной деятельности посредством выполнения двигательных действий.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить учащуюся с понятием «координация», «баланс», скорость, темп и контрастность движения.

- овладение учащейся разными темпоскоростями двигательных действий.

Развивающие:

- развить координацию движения частей тела;

- развить физические возможности тела через пластический тренинг;

- развить фантазию, воображение, память, творческое мышление.

Воспитательные:

- воспитывать навык контроля над собственным телом;

- воспитать целеустремлённость.

Необходимое обеспечение:

  • просторный класс, застеленный ковровым покрытием;
  • зеркало;
  • музыкальный центр.

Педагогические принципы:

  • Активности и сознательности обучения – создание творческой атмосферы на занятии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в упражнениях, тренингах и этюдах;
  • Сотрудничества – в процессе работы педагог и учащейся выступают в качестве партнеров. Здесь чаще всего используется принцип творческой мастерской (создаём вместе);
  • Систематичность и последовательность – обучение ведется по усвоению и овладению учащимся простейших учебных действий, затем более сложных (упражнения на развитие концентрации внимания, ритма).
  • Индивидуализации - учитывать психологические особенности обучающейся, для максимального усвоения учебного материала и раскрытия индивидуальных творческих способностей.

Методы обучения:

по источнику передачи и восприятию информации:

- словесный (беседа, рассказ, диалог);

- наглядный (показ педагога);

- практический (упражнения, этюды).

по дидактическим задачам:

- приобретение знаний через знакомство с терминологией, усвоение новых знаний;

- применение знаний через выполнение упражнений, этюдов;

- закрепление через совместное обсуждение, рефлексию.

по характеру деятельности:

- объяснительно-иллюстративный -  объяснение и показ;

-репродуктивный- действие по образцу (выполнение упражнений);

-частично-поисковый - во время занятия даются задания где учащийся самостоятельно выбирает действие, ищет варианты.

Ход учебного занятия:

1 этап - организационно-подготовительный.

Задачи этапа: подготовка педагога и учащегося к занятию.

Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата на творческую учебную деятельность, активизация внимания учащейся.

Педагог: Добрый день Даша, я очень рада тебя видеть на учебном занятии, и я верю, что ты готова к совместной, творческой и интересной работе, которую нам предстоит выполнить сегодня. Перед тобой на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотри на них внимательно и выберите ту, которой соответствует твоему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то «новое». И так мы выбрали эмоциональное настроение и начинаем занятие.

Учащаяся: Выбирает цвет в соответствии с настроением.

2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.

Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащейся нового учебного материала.

Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащейся на основе теоретического материала, введение практических творческих упражнений, заданий, развивающих определенные умения учащейся.

Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение учащейся нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.

Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающейся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме. Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение учащейся тренировочных упражнений, заданий,

Результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение учащейся нового материала.

Педагог: Тема нашего занятия «Упражнения на координацию движения». Как ты думаешь, что такое координация движения?»

Учащаяся: Озвучивает свой вариант ответа.

Педагог: Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Координация движений дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Координация значительно помогает нам в жизни, как ты думаешь в каких случаях?

Учащаяся: Перечисляет варианты ответа.

Педагог: Благодаря хорошо развитой координации движений мы осваиваем различные виды спорта (езда на велосипеде, катание на коньках, сноубординг и многие другие) снижаем риск получения травм в повседневной жизни (например, при ходьбе по скользкой дорожке зимой, при езде в транспорте) и т.д. Однако у всех координация развита по-разному. Встречаются и взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, у них все падает из рук. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен подчинить себе самого себя. Мы слышим иногда такие выражения «Ноги, руки не слушаются меня». Координация движений тренируема и поддается воздействию. Вот это нам сегодня предстоит с тобой подтвердить или опровергнуть. Я предлагаю тебе выполнить упражнение «Стена».

Упражнение № 1

Исходное положение: ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая и левая рука согнуты в локте, пальцы сжаты в кулак. Необходимо резко распрямить пальцы, напрячь ладони. Рука как будто упирается в невидимую стену, ходим вдоль невидимой стены, пытаемся найти выход в стене. Постепенно комната сужается: опускается потолок, сдвигаются стены. Комната превращается в маленькую коробочку. Теперь постепенно все расширяется.

Педагог: Молодец, ты справилась легко с этим заданием. Даша ты любишь рисовать? (Да).

Педагог: Мы сейчас с тобой будем рисовать, давай представим, что наша кисть руки - это кисточка. Аккуратно кисточку макаем в краску и начинаем закрашивать ее воображаемый забор. (Обращаем внимание на плавность движения кисти руки). Ну а теперь я думаю нам можно нарисовать картину цветными красками. Упражнение № 2.Мысленно представь рисунок, который хочешь нарисовать, и начинаешь рисовать, а я попробую увидеть, то, что ты нарисовала. Включается музыка и учащаяся выполняет рисунок.

Педагог: Ты отлично справилась и со вторым заданием. Теперь нужно себя похвалить. Есть восточная забава: правой рукой быстро похлопываем себя по животу, а левой рукой медленно гладим себя по затылку. И затем наоборот левой рукой гладим медленно живот, а правой рукой легкими движениями постукиваем затылок.

Педагог: Теперь мы подготовились с тобой к новому этапу выполнения более сложных упражнений (постепенное усложнение заданий, разнообразие движений, ускорение темпа выполнения упражнений).

Педагог: Упражнение № 3.Теперь я предлагаю тебе правой рукой в воздухе написать цифру 7, а левой ногой выписывать на полу цифру 8 (если учащаяся испытывает трудности сделать движения с начало руки, потом ноги раздельно и затем соединить их). Мозг отдает “приказ”, а тело выполняет. Но не всегда тело подчиняется таким “приказам” и это упражнение послужило нам наглядным примером.

Педагог: Итак, перейдём к новым упражнениям.

     Упражнение № 4. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".

     Упражнение № 5. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения учащаяся должна почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.

     Упражнение № 6. Сначала педагог показывает рисунок движений на счёт 4 для ног, затем отдельно для рук, затем действия рук и ног соединяются и выполняются учащимся одновременно. Когда движения освоены учащимся, полностью, педагог усложняет задачу, задаёт вопросы во время движений и учащийся должен отвечать на вопросы и продолжать движения без остановки.

Педагог: Даша ты успешно справилась с нелегкими порой даже трудными заданиями. И сейчас я предлагаю тебе выполнить творческое задание - театральный этюд «На цыпочках!». Представьте себе, что ты сидишь за дверью и подслушиваешь, что происходит в соседней комнате. Но вот тебе понадобилось выйти, ни в коем случае нельзя выдавать своего присутствия!

Тебе необходимо пройти через всю комнату, стараясь не производить ни одного звука, имея в качестве объекта внимания происходящее за дверью. 
Как бы вы сделали это, если бы за дверью происходило следующее:
1. Контрольная работа.
2. Вызов вашего товарища к директору за какую - нибудь провинность.
3. Огромная собака пытается вырваться из -за двери.

Педагог: Вот и закончилась основная часть нашего учебного занятия.

Я предлагаю тебе отдохнуть (время для отдыха).

3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.

 Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.

Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.

Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка учащихся к самооценке, собственной деятельности.

Задачи рефлексивного этапа: самооценка учащимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.

Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена учащейся).

Подведение итогов учебного занятия

Беседа с учащейся, контрольные вопросы:

  1. Что такое координация?
  2. Отчего зависит координация движения?
  3. Самое трудное сегодня было для меня было……

Рефлексия: Дать возможность учащейся выбрать карточки, на которых написаны комплементы, обязательно необходимо озвучить их в слух. Сказав: «Я» трудолюбивая, целеустремлённая и т.д.

Педагог: Да, да именно эти качества есть в тебе, спасибо тебе за активное участие и трудолюбие! Буду с нетерпением ожидать нашего нового совместного занятия! До новых встреч! 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального занятия в старшей группе «Правила дорожного движения»

Конспект фронтального занятия в старшей группе «Правила дорожного движения»...

Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"

Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...

Конспект урока на тему "Упражнения на развитие координации движений" УМК "Физическая культура", под редакцией В.И Ляха (4 кл.)

В документе вы можете ознакомиться с конспектом урока на тему "Упражнения на развитие координационнии движений"...

Конспект учебного занятия по теме: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности».

Занятие для обучающихся 9 класса с использованием образовательной робототехники....

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"

Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...

Конспект занятия по теме: "Упражнения для коррекции осанки"

В настоящее время огомной проблемой для здоровья является больная спина, которая прослеживается  уже и у подростков. К этому приводит малоподвижный образ жизни, сутулость за партой и слабость мыш...