Конспект учебного занятия по теме «Упражнения на координацию движения» (ИУП – ребёнок с ОВЗ)
план-конспект
Данный конспект разработан к авторской дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе "Звуки музыки" для учащегося с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект учебного занятия по теме
«Упражнения на координацию движения»
(ИУП – ребёнок с ОВЗ)
©
Дубовцева Марина Викторовна,
педагог дополнительного образования
МУ ДО «Центр детского творчества Белгородского
района Белгородской области»
Введение
В школьном возрасте закладывается основной объем естественных двигательных навыков, формируется уровень развития двигательных способностей, воспитываются личностные, морально-волевые и поведенческие качества. Значительное место в целевых установках на этот период занимает развитие тех физических качеств и психомоторных способностей, которые в будущем послужат фундаментом для овладения сложными по координации движениями и их совершенствование.
Большое место среди физических упражнений в этот период займут те из них, которые способствуют выработке умения правильно, в соответствии с заданием перемещать тело в пространстве, точно воспроизводить заданные траектории, направление, скорость и темп движений. Это особенно важно для детей, которые недостаточно имеют развитие со стороны координации (дети с ограниченными возможностями).
Анализ литературных данных свидетельствует, о том, что хорошо развитая координация движений оказывает существенное влияние на показатели внимания и памяти, а, следовательно, положительно влияет на усвоение детьми учебного материала.
Координация - это почти всегда движение. Также в это понятие входит умение сохранять равновесие в неудобных положениях, чувствовать ритм, ориентироваться в пространстве.
В связи с этим были введены в адаптированную дополнительную общеобразовательную (общеразвивающую) модифицированную программу «Звуки музыки» для учащейся с ограниченными возможностями здоровья учебные занятия на развитие координации.
Тема учебного занятия
«Упражнения на координацию движения»
Дата проведения занятия: 27.03.2019г.
Цель: Активизация мыслительной деятельности посредством выполнения двигательных действий.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить учащуюся с понятием «координация», «баланс», скорость, темп и контрастность движения.
- овладение учащейся разными темпоскоростями двигательных действий.
Развивающие:
- развить координацию движения частей тела;
- развить физические возможности тела через пластический тренинг;
- развить фантазию, воображение, память, творческое мышление.
Воспитательные:
- воспитывать навык контроля над собственным телом;
- воспитать целеустремлённость.
Необходимое обеспечение:
- просторный класс, застеленный ковровым покрытием;
- зеркало;
- музыкальный центр.
Педагогические принципы:
- Активности и сознательности обучения – создание творческой атмосферы на занятии предполагает развитие всесторонних способностей детей, активное и сознательное участие в упражнениях, тренингах и этюдах;
- Сотрудничества – в процессе работы педагог и учащейся выступают в качестве партнеров. Здесь чаще всего используется принцип творческой мастерской (создаём вместе);
- Систематичность и последовательность – обучение ведется по усвоению и овладению учащимся простейших учебных действий, затем более сложных (упражнения на развитие концентрации внимания, ритма).
- Индивидуализации - учитывать психологические особенности обучающейся, для максимального усвоения учебного материала и раскрытия индивидуальных творческих способностей.
Методы обучения:
по источнику передачи и восприятию информации:
- словесный (беседа, рассказ, диалог);
- наглядный (показ педагога);
- практический (упражнения, этюды).
по дидактическим задачам:
- приобретение знаний через знакомство с терминологией, усвоение новых знаний;
- применение знаний через выполнение упражнений, этюдов;
- закрепление через совместное обсуждение, рефлексию.
по характеру деятельности:
- объяснительно-иллюстративный - объяснение и показ;
-репродуктивный- действие по образцу (выполнение упражнений);
-частично-поисковый - во время занятия даются задания где учащийся самостоятельно выбирает действие, ищет варианты.
Ход учебного занятия:
1 этап - организационно-подготовительный.
Задачи этапа: подготовка педагога и учащегося к занятию.
Содержание этапа: создание педагогом положительного благоприятного микроклимата на творческую учебную деятельность, активизация внимания учащейся.
Педагог: Добрый день Даша, я очень рада тебя видеть на учебном занятии, и я верю, что ты готова к совместной, творческой и интересной работе, которую нам предстоит выполнить сегодня. Перед тобой на столе лежат цветные полоски: красная, синяя, зеленая. Посмотри на них внимательно и выберите ту, которой соответствует твоему эмоциональному настроению именно сейчас. Красный цвет – вы полны энергии, готовы активно работать. Зеленый цвет – вы спокойны, вам всё равно, что будет происходить на уроке. Синий цвет – вы хотите узнать что-то «новое». И так мы выбрали эмоциональное настроение и начинаем занятие.
Учащаяся: Выбирает цвет в соответствии с настроением.
2 этап - конструирующий, состоящий из 3-х этапов: основного, систематизированного, контрольного.
Задачи основного этапа: обеспечение восприятия учащейся нового учебного материала.
Содержание основного этапа: максимальная активизация познавательной деятельности учащейся на основе теоретического материала, введение практических творческих упражнений, заданий, развивающих определенные умения учащейся.
Результат деятельности на основном этапе: осознанное усвоение учащейся нового учебного материала и первоначальное развитие практических умений.
Задачи систематизированного этапа: формирование у обучающейся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме. Содержание систематизированного этапа: самостоятельное выполнение учащейся тренировочных упражнений, заданий,
Результат деятельности на систематизированном этапе: системное, осознанное усвоение учащейся нового материала.
Педагог: Тема нашего занятия «Упражнения на координацию движения». Как ты думаешь, что такое координация движения?»
Учащаяся: Озвучивает свой вариант ответа.
Педагог: Координация (от лат. coordinatio — взаимоупорядочение) — процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Координация движений дана человеку для того, чтобы он мог выполнять четкие движения и управлять ими. Координация значительно помогает нам в жизни, как ты думаешь в каких случаях?
Учащаяся: Перечисляет варианты ответа.
Педагог: Благодаря хорошо развитой координации движений мы осваиваем различные виды спорта (езда на велосипеде, катание на коньках, сноубординг и многие другие) снижаем риск получения травм в повседневной жизни (например, при ходьбе по скользкой дорожке зимой, при езде в транспорте) и т.д. Однако у всех координация развита по-разному. Встречаются и взрослые и дети, которые ведут себя неуклюже, у них все падает из рук. У кого-то не развит вестибулярный аппарат, а кто-то просто не тренирован, не способен подчинить себе самого себя. Мы слышим иногда такие выражения «Ноги, руки не слушаются меня». Координация движений тренируема и поддается воздействию. Вот это нам сегодня предстоит с тобой подтвердить или опровергнуть. Я предлагаю тебе выполнить упражнение «Стена».
Упражнение № 1
Исходное положение: ноги на ширине плеч, тело расслаблено. Правая и левая рука согнуты в локте, пальцы сжаты в кулак. Необходимо резко распрямить пальцы, напрячь ладони. Рука как будто упирается в невидимую стену, ходим вдоль невидимой стены, пытаемся найти выход в стене. Постепенно комната сужается: опускается потолок, сдвигаются стены. Комната превращается в маленькую коробочку. Теперь постепенно все расширяется.
Педагог: Молодец, ты справилась легко с этим заданием. Даша ты любишь рисовать? (Да).
Педагог: Мы сейчас с тобой будем рисовать, давай представим, что наша кисть руки - это кисточка. Аккуратно кисточку макаем в краску и начинаем закрашивать ее воображаемый забор. (Обращаем внимание на плавность движения кисти руки). Ну а теперь я думаю нам можно нарисовать картину цветными красками. Упражнение № 2.Мысленно представь рисунок, который хочешь нарисовать, и начинаешь рисовать, а я попробую увидеть, то, что ты нарисовала. Включается музыка и учащаяся выполняет рисунок.
Педагог: Ты отлично справилась и со вторым заданием. Теперь нужно себя похвалить. Есть восточная забава: правой рукой быстро похлопываем себя по животу, а левой рукой медленно гладим себя по затылку. И затем наоборот левой рукой гладим медленно живот, а правой рукой легкими движениями постукиваем затылок.
Педагог: Теперь мы подготовились с тобой к новому этапу выполнения более сложных упражнений (постепенное усложнение заданий, разнообразие движений, ускорение темпа выполнения упражнений).
Педагог: Упражнение № 3.Теперь я предлагаю тебе правой рукой в воздухе написать цифру 7, а левой ногой выписывать на полу цифру 8 (если учащаяся испытывает трудности сделать движения с начало руки, потом ноги раздельно и затем соединить их). Мозг отдает “приказ”, а тело выполняет. Но не всегда тело подчиняется таким “приказам” и это упражнение послужило нам наглядным примером.
Педагог: Итак, перейдём к новым упражнениям.
Упражнение № 4. "Ухо-нос". Левой рукой берёмся за кончик носа, а правой - за противоположное ухо, т.е. левое. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот".
Упражнение № 5. "Зеркальное рисование". Положите на стол чистый лист бумаги, возьмите по карандашу. Рисуйте одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения учащаяся должна почувствовать расслабление глаз и рук, потому что при одновременной работе обоих полушарий улучшается эффективность работы всего мозга.
Упражнение № 6. Сначала педагог показывает рисунок движений на счёт 4 для ног, затем отдельно для рук, затем действия рук и ног соединяются и выполняются учащимся одновременно. Когда движения освоены учащимся, полностью, педагог усложняет задачу, задаёт вопросы во время движений и учащийся должен отвечать на вопросы и продолжать движения без остановки.
Педагог: Даша ты успешно справилась с нелегкими порой даже трудными заданиями. И сейчас я предлагаю тебе выполнить творческое задание - театральный этюд «На цыпочках!». Представьте себе, что ты сидишь за дверью и подслушиваешь, что происходит в соседней комнате. Но вот тебе понадобилось выйти, ни в коем случае нельзя выдавать своего присутствия!
Тебе необходимо пройти через всю комнату, стараясь не производить ни одного звука, имея в качестве объекта внимания происходящее за дверью.
Как бы вы сделали это, если бы за дверью происходило следующее:
1. Контрольная работа.
2. Вызов вашего товарища к директору за какую - нибудь провинность.
3. Огромная собака пытается вырваться из -за двери.
Педагог: Вот и закончилась основная часть нашего учебного занятия.
Я предлагаю тебе отдохнуть (время для отдыха).
3 этап - итоговый, состоящий из аналитического, рефлексивного и информационного.
Задачи аналитического этапа: анализ качества и уровня усвоения учащимися теоретических и практических знаний, умений, анализ и оценка достижения цели занятия.
Содержание аналитического этапа: подведение итогов деятельности, методы поощрения детей.
Результат деятельности на аналитическом этапе: подготовка учащихся к самооценке, собственной деятельности.
Задачи рефлексивного этапа: самооценка учащимися собственной деятельности, оценка сотрудничества.
Результат деятельности на рефлексивном этапе: подготовка, осмысление самостоятельной домашней работы (если она будет предложена учащейся).
Подведение итогов учебного занятия
Беседа с учащейся, контрольные вопросы:
- Что такое координация?
- Отчего зависит координация движения?
- Самое трудное сегодня было для меня было……
Рефлексия: Дать возможность учащейся выбрать карточки, на которых написаны комплементы, обязательно необходимо озвучить их в слух. Сказав: «Я» трудолюбивая, целеустремлённая и т.д.
Педагог: Да, да именно эти качества есть в тебе, спасибо тебе за активное участие и трудолюбие! Буду с нетерпением ожидать нашего нового совместного занятия! До новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект фронтального занятия в старшей группе «Правила дорожного движения»
Конспект фронтального занятия в старшей группе «Правила дорожного движения»...
ПЛАН – КОНСПЕКТ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ по учебной дисциплине ОУД(п).10 Математика: алгебра и начала математического анализа; геометрия Тема урока: Производные суммы, разности, произведения, частного
Урок с применением элементов АМО-технологий и дифференцированного обучения...
Презентация: План-конспект учебного занятия по учебной дисциплине Математика "Перпендикулярность двух плоскостей"
Презентация нацелена на расширение представления обучающихся о трехмерном пространстве, формирование понятий: двугранный угол, линейный угол двугранного угла, перпендикулярность двух плоскостей,...
Конспект урока на тему "Упражнения на развитие координации движений" УМК "Физическая культура", под редакцией В.И Ляха (4 кл.)
В документе вы можете ознакомиться с конспектом урока на тему "Упражнения на развитие координационнии движений"...
Конспект учебного занятия по теме: «Прямолинейное и криволинейное движение. Движение тела по окружности».
Занятие для обучающихся 9 класса с использованием образовательной робототехники....
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"...
Конспект занятия по теме: "Упражнения для коррекции осанки"
В настоящее время огомной проблемой для здоровья является больная спина, которая прослеживается уже и у подростков. К этому приводит малоподвижный образ жизни, сутулость за партой и слабость мыш...