Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
план-конспект
Конспект учебного занятия "Жанры русского народного танца: движения и манера исполнения"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhanry_russkogo_narodnogo_tantsa.docx | 29.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Центр развития творчества детей и юношества им. А. Гайдара»
Конспект учебного занятия
Жанры русского народного танца:
движения и манера исполнения.
Облётов С.В.,
педагог дополнительного образования
1 квалификационной категории
.
г. Арзамас
2019г.
Цель: Приобщение к русскому танцевальному искусству через знакомство
с основными жанрами русского народного танца (хоровод, пляска).
Задачи: - отрабатывать навыки техничного исполнения движений различных
жанров;
- развивать манеру исполнения движений разных жанров русского
танца;
- самостоятельное сочинение комбинаций.
Оборудование: станок, зеркала, баян, фотографии женских русских
национальных костюмов, презентация «Русский национальный
костюм».
Характеристика группы.
Психолого-педагогическая характеристика детей 9-10 лет:
Период младшего школьного возраста. В этот период активно развивается самолюбие, чувство ответственности, чувство доверия к людям, способность к сопереживанию. Характерная особенность младшего школьного возраста - эмоциональная впечатлительность, отзывчивость на всё яркое, необычное, красочное. Но при этом ребёнок находится в большой, эмоциональной зависимости от педагога. В этом возрасте ребёнок приходит к пониманию необходимости работать на себя, свою память.
Дети научились видеть не только чужие недостатки, но и свои. Они знают, что отличаются от других и осознают свою индивидуальность, стремятся утвердить себя среди взрослых и сверстников. Практически отпадает необходимость использования игровых моментов для поддержания интереса к занятиям.
- 25 человек;
- 9 – 10 лет;
- IV год обучения.
Место учебного занятия в разделе «Народный сценический танец».
Данное занятие продолжает занятия по разделу «Народно-сценический танец».
Дети ранее уже разучили основные движения и ходы русского танца необходимые для занятия:
- простой танцевальный шаг с носка;
- шаг на полупальцах;
- шаг с притопом;
- переменный шаг;
- «припадание»;
- «ковырялочка»;
- «моталочка»;
- «каблучное»;
- «молоточки»;
- дроби простые, двойные, «ключ»;
- повороты.
Тип учебного занятия.
Комбинированный урок с элементами творчества, творческим применением знаний.
Сложность занятия.
Используя ранее известные движения, попытаться самому сочинить небольшие комбинации из 3-4 движений в разных жанрах под предлагаемую музыку. Педагог может помочь детям, давая рекомендации, задавая наводящие вопросы.
Форма организации учебного занятия.
Практическое занятие с элементами беседы. Мини – лекция. Творческое задание.
План
и хронометраж учебного занятия.
Два урока по 45 мин., перемена 10 мин.
I. Организационный этап. 2 мин.
Поклон.
II. Подготовительный этап.
1. Разминка. 8 мин.
2. Станок. 10 мин.
3. Диагональ. 10 мин.
III. Основной этап.
1. Мини – лекция. Показ фотографий. 10 мин.
2. Контрольный этап. 5 мин.
Перерыв. 10 мин.
3. Середина. Танцевальные движения. 10 мин.
4. Объяснение творческого задания. 3 мин.
5. Время на составление комбинаций. 12 мин.
6. Показ сочиненных комбинаций 10 мин.
7. Взаимоанализ творческого задания. 5 мин.
IV. Заключительный этап.
1. Устное тестирование. Подведение итогов. 3 мин.
2. Рефлексия. Поклон. 2 мин.
Ход занятия.
I. Организационный этап.
(Звучит марш). Дети входят в класс маршем, идут по кругу, встают в две
линии. Делают поклон.
– Здравствуйте! Тема нашего занятия: русский танец, его жанры, рисунки,
шаги, танцевальные движения и манера исполнения русского танца.
Урок будет проходить так – разминка по кругу, по линиям, станок,
диагональ. Я расскажу вам о жанрах русской хореографии. Потом
повторим основные русские шаги, рисунки, танцевальные движения и вы
попытаетесь сами придумать небольшую комбинацию на основе
выученных движений. Так как тема урока – русский танец, то и все
движения разминки, станка, середины построены на основе движений
русского танца.
Пожалуйста, соберитесь, настройтесь на работу, будьте повнимательнее.
II. Подготовительный этап.
- Разминка.
(Играет музыка. Дети идут по кругу простым шагом, на носочках, высоко поднимая ногу, бег простой, бег с вытянутыми ногами).
- Встаем по линиям.
(Разминка на середине. Делают port de bras, “гармошка” с наклоном
головы, «маятник» с переступанием, перескок с ноги на ногу с рукой и
наклоном, соскок с releve по VI позиции в demi – plie, движения плеч,
приседание по VI позиции с хлопками, прыжки с двух ног на одну).
- Идём маршем по кругу, восстанавливаем дыхание, дышим через нос,
спину выпрямить, лопатки собрать; встаём к станку.
2. Станок.
(Все движения исполняются одной рукой за станок).
- plie поVI, I, II, V позициям с рукой: releve с согнутыми коленями, demi –
plie, grand –plie;
- battement - tendus с пяткой из V позиции с рукой: 3 battement-tendus в plie
на пятку,
releve c согнутыми ногами;
- battements – tendu - jete по V позиции в plie: 3 battement - jete , удар правой
ногой в положение plie;
- «ковырялочка» из V позиции с рукой: 3 «ковырялочки» в сторону, удар
ногой по V позиции, releve с согнутыми коленями;
- подготовка к верёвочке из V позиции: 2 passe медленно, 4 – быстро,
заворот согнутой ноги к станку, открывание ноги от станка;
- подготовка к поворотам по VI позиции (дифференцированный подход к
заданию, два варианта задания): - две подготовки, два поворота; - три подготовки, один поворот.
- Спасибо! Отошли от станка, идём на диагональ.
3. Диагональ.
Повороты по диагонали:
- chaines;
- «бегунок»;
III. Основной этап.
- Перед тем, как мы перейдем к непосредственному исполнению движений,
вы отдохните, а я расскажу вам о русском танце.
1. Мини – лекция. Показ фотографий.
- Русский танец является одним из наиболее распространенных и древних
видов искусства. В танце можно выразить свои чувства, мысли,
настроение, отношение к чему-либо или кому-либо.
Русский народный танец всегда был связан с бытом, обычаями человека.
Раньше танец был неотделим от песни, она наложила отпечаток на его
характер, стиль, наполнила танец содержательностью, выразительностью.
Например, песни, под которые танцуют: «Ах, вы сени, мои
сени»,«Калинка», «Коробейники».
В русском народном танце проявились черты русского характера –
свободолюбие, миролюбие (нет воинственных танцев), гостеприимство,
широта и щедрость души, гордость, сдержанность, в то же время
озорство, и веселость.
Подойдите, пожалуйста, к стенду и посмотрите на рисунки (подходят к
стенду).
Здесь представлены женские русские костюмы: северных областей и
южных. Северные костюмы тяжелые, многослойные, с несколькими
платками, с тяжелыми головными уборами, украшениями, длинные
сарафаны, душегреи. На костюм отложил отпечаток суровый климат
севера, а костюм в свою очередь на танец, который исполняется очень
сдержанно, руки малоподвижны, подпрыгивание считалось
неприличным.
- Как вы считаете, какие движения можно станцевать в таких костюмах?
(Дети называют хороводные шаги, медленные движения).
Русский народный танец делится на несколько основных жанров: хоровод,
пляска, кадриль. Я расскажу о хороводе.
Хоровод (карагод) – танец массовый, в нем может участвовать любое
количество народа. Хоровод может исполняться в медленном и быстром
темпе. Он построен на различных рисунках, перестроениях. В хороводе
былсвой «заводила» (хороводник). Это мы с вами познакомились с русским
хороводом. Переходим к другому жанру–пляске (массовая, сольная,
парная, перепляс).
Посмотрите на костюмы средних и южных областей России. Они
отличаются от северных костюмов. Чем южнее, тем климат теплее, тем
легче одежда, короче сарафан, юбка. Поэтому движения в танце
убыстряются, усложняются, руки более активные, много подскоков,
поворотов, дробей. Какие движения можно исполнить?
(Дети называют танцевальные и дробные движения).
Пляска – это здоровье, сила, красота, радость. У исполнителей очень
выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти, исполняются живо с задо-
ром. Пляска отличается от хоровода более быстрыми, разнообразными,
сложными движениями.
2. Контрольный этап.
- Что вы запомнили? (Дети отвечают).
Перерыв 10 мин.
3. Середина. Танцевальные движения.
- Встаем на середину по кругу и вспомним несколько основных рисунков:
круг, линия, колонна, «змейка», «улитка», «ручеек». Представьте себя в
хороводных костюмах и исполните основные русские ходы: простой шаг
с носка, переменный шаг, шаг с притопом, шаг с открыванием ноги вперед,
«припадание.»
(Дети выполняют задание).
- Встаем по линиям и вспоминаем танцевальные движения: «ковырялочка»,
«моталочка», «каблучное», «молоточки», «веревочка», «ключ», дробь
простая и двойная, повороты.
(Дети выполняют задания).
4. Объяснение творческого задания.
- А теперь мы подошли с вами к самой сложной части занятия.
Придумайте комбинацию в медленном или быстром темпе, используя
3 – 4 известных вам движения. Со мной можно посоветоваться.
5. Время на составление комбинаций.
(Дети сочиняют комбинации, аккомпаниатор играет по очереди
быструю и медленную мелодии).
6. Показ сочиненных комбинаций.
- Кто хочет показать, что у него получилось?
(Просмотр комбинаций.)
7. Взаимоанализ творческого задания.
(Дети обсуждают комбинации друг друга.)
IV. Заключительный этап.
1. Устное тестирование. Подведение итогов.
- Подведём итоги. Какие жанры русского танца вы знаете?
- От чего зависят движения, манера исполнения?
- Какие хороводные рисунки и ходы вам известны?
- Какие движения можно использовать в пляске?
- Чем отличается хоровод от пляски?
Сегодня вы очень много узнали, хорошо поработали самостоятельно.
На следующем занятии мы закрепим эту тему. Можете дома продумать
еще раз комбинацию и покажете ее на следующем занятии.
- Рефлексия. Поклон.
- Пожалуйста, поклон! (Дети исполняют поклон).
- А теперь оцените себя на занятии. Выберите кружок любого цвета и
Приклейте на бумагу в форме цветка.
(красный – отлично, зеленый – хорошо, синий – удовлетворительно).
- До свидания!
Список литературы.
- Борзов А.А. Народный танец на самодеятельной сцене: Учебно – методическое пособие. – М.: ВНМЦ НТ и КПР, 1986, 84с.
- Климов А.А. Основы русского народного танца. – М.: Искусство, 1981. – 270с.
- Устинова Т.А. Избранные русские народные танцы. - М.: Искусство,1996. - 592 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект учебного занятия по народному танцу.
План проведения учебного занятия - временные рамки.Построение учебного занятия.Краткое содержание учебного материала....
Поурочная разработка по изучению русского народного танца
Это серия уроков (8 уроков) по изучению русского народного танца, рассчитанная на детей 12-13 -летнего возраста (6 класс). Основной целью серии уроков является приобщение подрастающего поколения к ...
«Хоровод – один из основных жанров русского народного танца»
Открытое занятие попредмету "Танец" (русский народный танец)...
Конспект занятия на тему: "Русские народные танцы".
конспект занятия...
Конспект открытого урока «Разучивание русского народного танца «Калинка»
Образовательная цель: приобретение знания по исполнению русского народного танца «Калинка», формирование компетенции в области хореографического искусства.Развивающая цель: формирование ху...
План-конспект урока по теме «Роль русского народного танца в системе патриотического воспитания обучающихся»
Усвоение новых знаний о русском народном танце, его роли в патриотическом воспитании и значении для культурного наследия России...