Я гражданин России. Рабочая программа по внеурочной деятельности.
рабочая программа (8 класс)
Я гражданин России. Внеурочная деятельность. Рабочая программа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii_rabochaya_programma_po_vneur._deyatelnosti.doc | 128.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
внеурочной деятельности
«Я – гражданин России»
Направление: | Духовно-нравственное |
Класс: | 8-9 |
Количество часов: | 1 час в неделю |
Учебный год: |
|
- Пояснительная записка.
В основу рабочей программы взяты следующие нормативно-правовые документы:
- Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
- Закон РФ «Об образовании» (п.16, ст.50)
(«Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- Письмо Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
- Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
- Письмо Минобрнауки России от 12 июля 2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
- Положение о внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево;
- Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
- Письмо министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности».
- СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т1
13. Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. (М.: Просвещение, 2011), Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011).
Цель программы:
- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.
Задачи программы:
- познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской государственности
- сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;
- развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными материалами;
- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;
- способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков.
- Содержание курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»
Место программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 8 – 9 классах. Всего 35 часов в 8 классах, 34 часа в 9 классах. Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания. Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий.
Формы и методы проведения занятий:
- проведение викторин;
- экскурсии;
- поиск сайтов и извлечение нужной информации;
- проектная деятельность;
- разработка и проведение экскурсий по стендам;
- встречи;
- подготовка сообщений, презентаций.
Методы обучения:
Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы.
Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.
Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.
Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Мы – россияне.
Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.
Российская государственность.
Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Участие граждан в управлении страной.
Россия – демократическое государство.
Демократия – власть народа: история и современность. Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.
Гражданин в экономических отношениях.
Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».
Современное российское общество.
Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире».
Россия в современном мире. Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».
- Учебно-тематический план
№ урока | Наименование раздела, тема урока | Кол- во часов | Форма проведения | Формы контроля | СОТ | ||
всего | теория | практика | |||||
1. | Граждане России - россияне | 1 | 1 | беседа | диспут | технология сотрудничества | |
2-3 | Россия – многонациональное государство | 2 | 1 | 1 | подготовка проектов | проекты | проектная технология |
4-5 | Особенности территориального устройства страны | 2 | 1 | 1 | подготовка проектов | проекты | проектная технология |
6-7 | Традиции, обычаи, праздники народов России | 2 | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | сообщения | исследовательский метод | |
8-9 | Малая Родина в составе России | 2 | 1 | 1 | рефераты | защита рефератов | технология развивающего обучения |
10-11 | Россия – Родина моя | 2 | 2 | стихи о России | конкурс стихов о России | технология развивающего обучения | |
12-13 | Государство на страже закона, прав и свобод граждан | 2 | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву | технология развивающего обучения | |
14-15 | Органы власти в России. Ветви власти | 2 | 1 | 1 | игра | ролевая игра «Выборы» | технология проблемного обучения, технология сотрудничества |
16-17 | Власть и политика | 2 | 2 | встреча с депутатом городской Думы | беседа | технология сотрудничества | |
18-19 | Демократия – власть народа: история и современность | 2 | 2 | поиск сайтов и извлечение нужной информации | стенгазеты | исследовательский метод | |
20 | Государство в экономической жизни людей | 1 | 1 | беседа | дискуссия | технология проблемного обучения | |
21 | Гражданский кодекс РФ | 1 | 1 | беседа | дискуссия | технология проблемного обучения | |
22-23 | Занятость и трудоустройство в современной России | 2 | 2 | экскурсия в Службу занятости населения | экскурсия | технология сотрудничества | |
24-25 | Роль банков в экономике | 2 | 2 | экскурсия в банк | экскурсия | технология сотрудничества | |
26 | Налоговая политика государства | 1 | 1 | встреча с работником налоговой инспекции | беседа | технология развивающего обучения | |
27-28 | Современное российское общество и тенденции его развития | 2 | 2 | беседа | дискуссия | технология сотрудничества | |
29 | Научные открытия и технические достижения | 1 | 1 | беседа | дискуссия | технология сотрудничества | |
30-31 | Многообразие религиозных конфессий | 2 | 2 | встречая с представителями религиозных конфессий | беседа | технология развивающего обучения | |
32-33 | Экологические проекты в России и мире | 2 | 2 | создание презентаций | презентации | технология развивающего обучения | |
34 (35 в 8 кл.) | Может ли человечество жить без войн | 1 (2 в 8 кл.) | 1 (2 в 8 кл.) | интеллектуальная неделя | дискуссия | технология развивающего обучения |
- Ресурсное обеспечение
Литература основная и дополнительная
Чутко Н.Я. «Я - гражданин России (Я - моя страна – мой мир): Учебное пособие по факультативному курсу для 3 класса. - Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Чутко Н.Я., Авдейчук Н.Г. Методические пояснения к курсу «Я - гражданин России». 3 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2009
Соколов Я.В. Наша Родина – великая Россия: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Наша Россия – наш общий дом: Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Соколов Я.В. Гражданин России: наши права и обязанности (О Российской Конституции): Книга для учащихся. – М.: НИЦ «Гражданин», 2012
Медиаресурсы и пр.
Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
2. КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). – Режим доступа : http:// www.km-school.ru
3. Официальный сайт государственной системы развивающего обучения им. Л. В. Занкова. – Режим доступа : http://zankov.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа: http://nachalka/info/about/193
5. Мультимедийный курс «Уроки Кирилла и Мефодия», «Детский энциклопедический словарь»,
Компьютерная игра – энциклопедия «Живая планета», ЗАО «Новый диск» Москва. «История России и её ближайших соседей Сайт МОУ «Лицей № 8 «Олимпия»: центр дистанционного образования, курс «Начальная школа». – Режим доступа : http://olympia.pp.ru/course/category.php?id=15
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc. 1september.ru/urok
Информационно-коммуникативные средства.
1. Видеофильм «Береги природу» (DVD).
2. Словарь юного географа (CD).
- Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные результаты.
У обучающегося будет формироваться:
– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
- интерес к научно-исследовательской деятельности.
Метапредметные результаты.
Познавательные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике;
- называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;
- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;
- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;
- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;
- определять значение экономики в развитии общества;
- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;
- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
- составлять план поисково-исследовательского проекта;
- находить и обрабатывать информацию;
- анализировать объекты, выделять главное;
Регулятивные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;
- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;
- различать способ и результат действия;
- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Коммуникативные УУД.
Обучающиеся получат возможность научится:
- описывать конкретные факты и события;
- договариваться, приходить к общему решению;
- работать в группе;
- высказывать суждения, аргументировать
VI Система оценки планирования (лист достижений, проект, портфолио и т.д.)
ЛИСТ
индивидуальных достижений ученика __ класса МБОУ «Гимназия им. А.П.Чехова»
по курсу внеурочной деятельности «Я – гражданин России»
Вид деятельности. | Время учёбы (месяц) | |||||||||
9 | 10 | 11 | 12 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ИТОГО | |
Регулярно посещает занятия. | ||||||||||
Старательно и терпеливо выполняет указания учителя. | ||||||||||
Адекватно относится к критике со стороны педагога. | ||||||||||
Высказывает своё мнение о деятельности товарищей, критически сравнивает свою работу с другими. | ||||||||||
Выполняет проекты по заданной теме | ||||||||||
Качество доклада. Системность, композиционная целостность докладов. Полнота представления процесса, подходов к решению проблемы. Краткость, четкость, ясность формулировок | ||||||||||
Ответы на вопросы. Понимание сущности вопроса и адекватность ответов Полнота, содержательность ответов Аргументированность, убедительность | ||||||||||
ВСЕГО |
Методика работы с оценочным листом
Напротив каждого из критериев ставится оценочный балл.
Он исчисляется так: если показатели критерия проявились в объекте оценивания в полной мере— 1 балл;
при частичном присутствии — 0.5 балла;
если отсутствуют — 0 баллов.
Далее суммируются все баллы в колонках под соответствующими аспектами и эти величины проставляются в строках «Итого» для каждого аспекта оценивания.
Затем подсчитывается общая сумма баллов и проставляется в строке «Всего».
Максимально возможная оценка равна сумме оценок всех критериев, выраженной в баллах. Эта оценка может использоваться и в качестве рейтинговой оценки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы
Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс
Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательнос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 7.класса
Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы,...