РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс
рабочая программа (9 класс)

Гордеева Марина Евгеньевна

Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 9 классе, рассчитана на 34 учебных часа,из расчета 1 учебный час в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchekult.docx33.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 г. СУЗДАЛЯ"

601293, Владимирская область, город Суздаль, ул. Ленина, дом 83. Тел. 2-19-27

СОГЛАСОВАНО

с заместителем директора по УВР  

от ___ 20__ года                  _Гришина С.А.

УТВЕРЖДЕНО

Приказом директора

от ___ 20__ года №  ___

                             ___________/Каленов С.Л.   

                                     

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

по    _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_     

(указать учебный предмет, курс, курс внеурочной деятельности)

Уровень образования (класс) ______9 класс____________________________________

                     (начальное общее,  основное общее, среднее общее образование  с указанием классов)

Количество часов __34 ч.____               

Программа разработана на основе

_____________________________________________________________________________

(указать примерную рабочую программу из реестра примерных основных образовательных программ в общедоступной государственной информационной системе)

  Разработчик (составитель) рабочей программы:_Гордеева Марина Евгеньевна__

учитель математики 1 квалификационной категории

                              (Ф.И.О. учителя с указанием специализации)

Пояснительная записка

Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления «творческого, инициативного, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную. Осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ». В этой связи процесс образования понимается не только с позиций усвоения системы знаний, умений и компетенций, но и как процесс развития личности, который осуществляется как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу и судьбу других людей.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость. В формировании такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа. Согласно Федеральный государственному стандарту основного общего, Образовательной программы школы внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательности, инициативности, трудолюбия, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний.

Цель программы:

- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской государственности

- сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными материалами;

- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;

- способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков.

Рабочая программа “Я – гражданин России” для 9 классов составлена на основании требований следующих нормативно – правовых документов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)

2. Примерной программы внеурочной деятельности основного общего образования Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011).

3.Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ Кутейниковская СОШ.

4. Положения о рабочей программе внеурочной деятельности МБОУ Кутейниковской СОШ.

Общая характеристика программы

Реализация программы внеурочной деятельности базируется на принципах научности, занимательности, связи теории с практикой, доступности, добровольного участия учащихся во внеурочных занятиях, равноправного участия школьников в подготовке и проведении мероприятий.

Реализация программы предполагает использование следующих методов работы:

- познавательная беседа – вопросно-ответная форма внеклассной работы, в процессе которой на основе анализа конкретных фактов и примеров учащиеся осмысливают и осваивают новые знания по конкретной теме;

- устный журнал – подготовка информации по различным вопросам науки, искусства и культуры, группировка её по примеру печатных изданий в виде отдельных рубрик и соответствующие выступления перед целевой аудиторией;

- этическая беседа – метод привлечения учащихся к выработке правильных оценок и суждений по волнующим вопросам путём обсуждения какой-либо нравственной проблемы;

- дебаты – прения, обмен мнениями по какому-либо значимому вопросу;

- деловая и интеллектуальная игры;

- викторина – игра, заключающаяся в устных или письменных ответах на вопросы из различных областей знаний;

- выполнение творческого проекта.

Описание места программы

Программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 9 классе, рассчитана на 34 учебных часа, из расчета 1 учебный час в неделю.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение своё и окружающих.

Регулятивные УУД:

  • принятие учебной цели;
  • выбор способов деятельности;
  • планирование организации контроля труда;
  • организация рабочего места;
  • выполнение правил гигиены

учебного труда.

Познавательные УУД:

  • сравнение;
  • анализ;
  • систематизация;
  • мыслительный эксперимент;
  • усвоение информации с помощью компьютера;
  • работа со справочной литературой;
  • работа с дополнительной литературой.

Коммуникативные УУД:

  • умение отвечать на вопросы, рассуждать, описывать явления, действия и т.п.
  • умение выделять главное из прочитанного;
  • слушать и слышать собеседника, учителя;
  • задавать вопросы на понимание, обобщение.

Содержание курса внеурочной деятельности

В программе реализуются следующие технологии:

  • Технология проблемного обучения
  • Технология критического мышления
  • Технология проектной деятельности

Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственное направление и рассчитана на проведение теоретических и практических занятий.

  • Формы и методы проведения занятий:
  • - проведение викторин;
  • - экскурсии;
  • - поиск сайтов и извлечение нужной информации;
  • - проектная деятельность;
  • - разработка и проведение экскурсий по стендам;
  • - встречи;
  • - подготовка сообщений, презентаций.
  • Методы обучения:
  • Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы.
  • Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.
  • Практический: работа с письменными и вещественными источниками.
  • Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Мы – россияне.

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны. Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России. Конкурс стихов о России.

Российская государственность.

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд. Ролевая игра «Выборы». Власть и политика. Встреча с депутатом. Участие граждан в управлении страной.

Россия – демократическое государство.

Демократия – власть народа: история и современность Признаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем. Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.

Гражданин в экономических отношениях.

Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России. Экскурсия в банк «Роль банков в экономике». Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».

Современное российское общество.

Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире».

Россия в современном мире

Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты. Диспут «Современный мир».

Тематическое планирование

Наименование разделов и тем

Кол- во часов

Мы – россияне (3 часа)

1 Граждане России – россияне.

1

2-3 Россия – многонациональное государство.

2

Российская государственность (8 ч)

4-5 Особенности территориального устройства страны.

2

6-7 Традиции, обычаи, праздники народов России.

2

8-9 Малая Родина в составе России.

2

.

10-11 Россия – Родина моя.

2

Россия – демократическое государство (8 ч)

12-13 Государство на страже закона, прав и свобод граждан.

2

.

14-15 Органы власти в России. Ветви власти.

2

.

16-17 Власть и политика.

2

18-19 Демократия – власть народа: история и современность.

2

Гражданин в экономических отношениях (7 ч)

20 Государство в экономической жизни людей.

1

21 Гражданский кодекс РФ.

1

22-23 Занятость и трудоустройство в современной России.

2

24-25 Роль банков в экономике.

2

26 Налоговая политика государства.

1

Современное российское общество (3 ч)

27-28 Современное российское общество и тенденции его развития.

2

29 Научные открытия и технические достижения.

1

Россия в современном мире (5 ч)

30-31 Многообразие религиозных конфессий.

2

32-33 Экологические проекты в России и мире.

2

34 Может ли человечество жить без войн. Подведение итогов.

1

Итого

34

Календарно-тематический план

№ занятия

Количество часов

Тема

Дата план

Дата факт

1

1

Граждане России – россияне.

3.09

2

3

2

Россия – многонациональное государство.

10.09

17.09

4

5

2

Особенности территориального устройства страны.

24.09

1.10

6

7

2

Традиции, обычаи, праздники народов России.

8.10

15.10

8

9

2

Малая Родина в составе России.

22.10

5.11

10

11

2

Россия – Родина моя.

12.11

19.11

12

13

2

Государство на страже закона, прав и свобод граждан

26.11

3.12

14

15

2

Органы власти в России. Ветви власти

10.12

17.12

16

17

2

Власть и политика

24.12

14.01

18

19

2

Демократия – власть народа: история и современность.

21.01

28.01

20

1

Государство в экономической жизни людей

4.02

21

1

Гражданский кодекс РФ.

11.02

22

23

2

Занятость и трудоустройство в современной России

18.02

25.02

24

25

2

Роль банков в экономике.

4.03

11.03

26

1

Налоговая политика государства

25.03

27

28

2

Современное российское общество и тенденции его развития

1.04

8.04

29

1

Научные открытия и технические достижения

15.04

30

31

2

Многообразие религиозных конфессий

22.04

29.04

32

33

2

Экологические проекты в России и мире

6.05

13.05

34

1

Может ли человечество жить без войн. Подведение итогов.

20.05

Итого: 34 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению для обучающихся 1-4 классов

Последние годы широкое распространение получило раннее обучение английскому языку. Это является, с одной стороны, социальным заказом, т. к. современное общество немыслимо без широких интернациональных...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по внеурочной деятельности «Вокал» (общекультурное направление) 5-10 классы

Рабочая программа по внеурочной деятельности кружка «Вокал» для 5-10 классов, разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» ФГОС ООО 5-6 классы

Программа внеурочной деятельности по общекультурному направлению «Творческая мастерская» предназначена для обучающихся 5–6 классов и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год. Занятия п...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по социальному направлению развития личности: «я-гражданин» для 7 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности  по социальному направлению развития личности:  «Я-Гражданин» для 7 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера» для 5 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по общекультурному направлению развития личности: « Проба пера»для 5 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению на тему: «Сложные задачи математики»_9 класс

Занятия внеурочной деятельности направлены на восполнение недостающих знаний, отработку приемов решения заданий различных типов и уровней сложности вне зависимости от формулировки, а также отработку т...