Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"
статья (8 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.docx | 352.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1 Планируемые результаты освоения учебного предмета.
- Содержание программы по предмету.
- Тематическое планирование.
В последнее время в стране активизировалась работа по патриотическому и гражданскому воспитанию подрастающего поколения. Воспитание детей и молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились положение подрастающего поколения, принципы функционирования образовательных учреждений, молодежных объединений и организаций, средств массовой информации, силовых структур. Социально-экономические инновации периода становления российской государственности вызвали определенное социальное расслоение общества, снижение жизненного уровня, ценностную переориентацию в молодежной среде.
Происходящие процессы выдвинули ряд важных, качественно новых задач по созданию суверенного, экономически развитого, цивилизованного, демократического государства, обеспечивающего конституционные свободы, права и обязанности его граждан с полной гарантией их правовой и социальной защищенности. Это предполагает необходимость формирования у граждан, и, прежде всего, у подрастающего поколения, высоких нравственных, морально-психологических и этических качеств, среди которых важное значение имеют патриотизм, гражданственность, ответственность за судьбу Отечества и готовность к его защите.
В связи с этим значительно возросла роль образовательных учреждений, детских и молодежных организаций, в рамках которых происходит духовно- нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни. Все большее распространение приобретает взгляд на патриотизм как на важнейшую ценность, интегрирующую не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический, культурно- исторический, военно-исторический и другие компоненты. К числу определяющих принципов, которые одновременно являются важным условием реализации цели и задач патриотического воспитания, относится признание высокой социальной значимости патриотизма, необходимости создания реальных возможностей и осуществления целенаправленных усилий для его развития у детей и молодежи.
Патриотизм включает ряд ценностных ориентиров в систему поведения полноправного гражданина в интересах Отчизны. Следовательно, изначально патриотизм – это система сознательного отношения и поведения личности в интересах всего гражданского коллектива, когда родина выступает гарантом его развития и существования. Являясь важным аспектом духовной жизни современной России, патриотизм связан с историческим прошлым, обращение к которому не только позволяет понять корни этого исторического феномена, но и дает возможность прогнозировать направление его развития.
Многие мыслители и педагоги прошлого, раскрывая роль патриотизма в процессе личностного становления человека, указывали на их многостороннее формирующее влияние. Так, например, К. Д. Ушинский
считал, что патриотизм является не только важной задачей воспитания, но и могучим педагогическим средством: «Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь дает воспитанию верный ключ к сердцу человека и могущественную опору для борьбы с его дурными природными, личными, семейными и родовыми наклонностями».
Стержнем деятельности коллективов, ведущих работу по гражданско- патриотическому воспитанию детей и подростков, является формирование у них социально-психологических качеств, навыков и умений, необходимых человеку и определяемых понятиями «патриот» и «гражданин»
В соответствии с многообразием поставленных задач, которые решает система гражданско-патриотического воспитания детей и подростков, она включает в себя следующие разделы:
- духовно-нравственное воспитание,
- военно-историческую подготовку,
- подготовку по основам безопасности жизнедеятельности.
Цели и задачи программы «Я – гражданин России»
Целью программы является: создание условий для воспитания истинного гражданина и патриота своей Родины, делового и здорового члена общества.
Задачи:
- воспитывать гордость за свое Отечество, символы государства, свой народ;
- формировать у школьников гражданскую ответственность и правовое самосознание
- знакомить учащихся с историческим прошлым Родины, своего народа, его обычаями и традициями;
- знакомить с социальными и культурными достижениями своей страны;
- формировать у воспитанников основы здорового образа жизни.
Планируемый результат
В результате реализации Программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы: общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.
Оценка эффективности реализации программы
Качественные параметры:
- Сформированность у учащихся гражданских навыков:
- умение работать и действовать индивидуально и в коллективе;
- знание своих прав и обязанностей и умение их использовать;
- умение принимать и защищать свои решения;
- готовность к участию в общественных делах;
- готовность к образованию.
- Сформированность осознанного отношения к базовым ценностям:
- патриотизм и любовь к Родине;
- права и свобода человека и гражданина;
- символика Российской Федерации;
- национальное самосознание;
- уважение чести и достоинства других граждан;
- гражданственность.
Количественные параметры:
- включенность каждого воспитанника в воспитательные ситуации;
- качество отношений (отношения детей к реалиям жизни учреждения, к учреждению, к педагогу, объединению, совместным делам);
- отсутствие детей с девиантным поведением;
- участие в конкурсах по гражданско-патриотической тематике;
- проведение мероприятий.
2. Содержание программы
Основные направления в системе патриотического воспитания
Основными направлениями в системе патриотического воспитания в учреждениях образования можно определить следующие:
- Духовно-нравственное. Цель: осознание учащимися в процессе патриотического воспитания высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности.
- Историко-краеведческое. Система мероприятий по патриотическому воспитанию, направленных на познание историко- культурных корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, формирование гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, и исторической ответственности за происходящее в обществе.
- Гражданско-патриотическое воспитание. Воздействует через систему мероприятий на формирование правовой культуры и
законопослушности, навыков оценки политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, гражданской позиции, постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга.
- Социально-патриотическое. Направлено на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений, формирование активной жизненной позиции, проявление чувств благородства и сострадания, проявление заботы о людях пожилого возраста.
- Военно-патриотическое. Ориентировано на формирование у молодежи высокого патриотического сознания, идей служения Отечеству, способности к его вооруженной защите, изучение русской военной истории, воинских традиций.
- Героико-патриотическое. Составная часть патриотического воспитания, ориентированная на пропаганду героических профессий, а также знаменательных героических и исторических дат нашей истории, воспитание чувства гордости к героическим деяниям предков и их традициям.
- Спортивно-патриотическое. Направлено на развитие морально- волевых качеств, воспитание силы, ловкости, выносливости, стойкости, мужества, дисциплинированности в процессе занятий физической культурой и спортом, формирование опыта служения Отечеству и готовности к защите Родины.
Многовековая история наших народов свидетельствует, что без патриотизма немыслимо создать сильную державу, невозможно привить людям понимание их гражданского долга и уважения к закону. Поэтому патриотическое воспитание всегда и везде рассматривается как фактор консолидации всего общества, является источником и средством духовного, политического и экономического возрождения страны, ее государственной целостности и безопасности.
Работу по гражданско-патриотическому воспитанию необходимо проводить комплексно, в единстве ее составных частей и с учетом возрастных особенностей школьников.
Гражданско-патриотическое воспитание представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие учащихся с целью формирования у них высоких нравственных принципов, выработки норм поведения, должной трудовой, физической и военно-профессиональной готовности к безупречному несению государственной (в том числе и военной) службы
Принципы построения программы
- Принцип доступности
Принцип доступности требует, чтобы обучение строилось на уровне реальных учебных возможностей школьников, чтобы они не испытывали интеллектуальных, физических, моральных перегрузок, отрицательно сказывающихся на их физическом и психическом здоровье.
- Принцип научности
Принцип научности строится на интеграции науки и образовательного процесса, определяющего органическую связь этих составляющих.
- Принцип активности
Принцип активности субъектов образовательного процесса, реализующий их личностное взаимодействие и проявляющийся во внедрении активных методов и оперативном учете индивидуальных особенностей личности, обеспечение творческого характера деятельности.
- Принцип наглядности
Принцип наглядности обеспечивается применением в образовательном процессе разнообразных иллюстраций, различных красочных плакатов, карточек, видео, кино материалов, слайдов, прослушивание музыкального материала, а также посещение различных экскурсий, выставок, музеев и др.
- Принцип систематичности и последовательности в обучении
Этот принцип требует, чтобы знания, умения и навыки формировались в системе, в определенном порядке, когда каждый элемент учебного материала логически связывался с другими, последующее опирается на предыдущее, готовит к усвоению нового.
Формы и методы организации образовательного процесса
Формы:
- Книга памяти, описывающая боевой или трудовой подвиг народа;
- слет юных патриотов;
- тематические выставки;
- фестивали солдатской песни;
- походы по памятным местам;
- военно-спортивные игры;
- читательские конференции;
- календарь памятных дат;
- встреча с интересными людьми;
- вахта памяти;
- мероприятия шефской работы;
- поисковая работа.
Методы:
- словесные методы (рассказ, объяснение, беседа);
- наглядные методы (демонстрация схем, таблиц, карточек, плакатов);
- эвристический метод («нахожу», «открываю»);
- игровые методы (ролевые, интеллектуальные и творческие игры);
- методы проблемного обучения (знания не даются в готовом виде, а ставятся в виде проблемы для самостоятельной работы детей);
- практические методы (задания, упражнения).
Содержание программы «Я – гражданин России»
Программа включает в себя 5 направлений работы, связанных между собой логикой формирования гражданина России
Учебный план
№п/п | Наименование раздела | Всего часов |
1 | Я и Я | 9 |
2. | Я и семья | 6 |
3. | Я и культура | 8 |
4. | Я и школа | 4 |
5. | Я и Отечество | 8 |
Задачи:
«Я И Я»
Формирование гражданского отношения к себе
- формировать правосознание и воспитывать гражданскую ответственность;
- воспитывать у детей понимание сущности сознательной дисциплины и культуры поведения, ответственности и исполнительности, точности при соблюдении правил поведения в школе, дома, в общественных местах;
- формировать потребность к самообразованию, воспитанию своих морально-волевых качеств.
Советы классному руководителю. Установите в классе правила, нравственные нормы, определяющие отношения учащихся к окружающим людям, друг к другу. Объявите конкурс на лучшее письмо самому себе на тему: «Какие способности во мне не раскрыты?»
Предполагаемый результат деятельности:
- высокий уровень самосознания, самодисциплины;
- понимание учащимися ценности человеческой жизни,
- вера в справедливость, бескорыстие,
- уважение человеческого достоинства,
- милосердие, доброжелательность,
- способность к сопереживанию.
«Я И СЕМЬЯ»
Задачи:
Формирование гражданского отношения к своей семье
- формировать уважение к членам семьи;
- воспитывать семьянина, любящего своих родителей;
- формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Советы классному руководителю. Особое внимание уделите привлечению ближайших родственников учащихся к жизни класса. Организуйте заочные путешествия «Здесь живет моя семья», праздники семейных династий и т.д.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
- сформировано преставление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботясь о своей семье.
Задачи:
«Я И КУЛЬТУРА»
Формирование отношения к искусству
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
- формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Советы классному руководителю: организация кружков, вовлечение в них учащихся с учетом интересов. Проведение классных часов, праздников, расширяющих знания об искусстве.
Предполагаемый результат деятельности:
- умение видеть прекрасное в окружающей жизни,
- занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла,
- участие в художественной самодеятельности.
Задачи:
«Я И ШКОЛА»
Формирование гражданского отношения к школе
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности:
- осознание учеником роли знаний в жизни человека,
- овладение этикой взаимоотношений «ученик-учитель»,
«ученик-ученик»,
- выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
- умение пользоваться правами ученика,
- выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу.
«Я И МОЕ ОТЕЧЕСТВО»
Формирование гражданского отношения к Отечеству:
Задачи:
- развивать общественную активность учащихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности:
- убежденность учащихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной,
- изучает ее историко-культурное, духовное наследие,
- верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества Ожидаемые результаты программы
В результате реализации Программы ожидается:
- развитие творческих способностей;
- осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;
- способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм правового государства;
- осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.
Конечным результатом реализации Программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.
Формы подведения итогов реализации программы - общешкольный праздник, включающий чествование активных участников всех конкурсов, соревнований, выставок, исследовательской деятельности и т.д.
Календарно-тематическое планирование
№п/п | Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Теория | Практика |
Вводное занятие (1 ч) | ||||
Я и Я | ||||
1. | Я и Я | 9 | ||
04.09 | «Что такое личность?», «Человек среди людей» | 1 | 1 | |
11.09 | «Урок милосердия и доброты» | 1 | 1 | |
18.09 | «Добро и зло», «Чью старость ты утешил?» | 1 | 1 | |
25.09 02.10 | «Берегите здоровье», «В здоровом теле – здоровый дух» | 2 | 1 | 1 |
09.10 | «Курить или не курить – вот в чем вопрос» | 1 | 1 | |
16.10 | «Внимание! Наркомания!» | 1 | 1 | |
23.10 | «Курить и пить – здоровью вредить» | 1 | 1 | |
30.10 | «Правила счастливого человека» | 1 | 1 | |
Я и семья | ||||
2. | Я и семья | 6 | ||
13.11 | «Что значит быть хорошим сыном и дочерью» | 1 | 1 | |
20.11 | «Забота о родителях – дело совести каждого» | 1 | 1 | |
27.11 | «Славим руки матери», «Семейные традиции» | 1 | 1 | |
04.12 | «Фотографии из семейного альбома» | 1 | 1 | |
11.12 | «Мои родные – защитники Родины» | 1 | 1 | |
18.12 | «Моя будущая семья», «Дружба, любовь, семья» | 1 | 1 | |
Я и культура | ||||
3. | Я и культура | 8 | ||
25.12 | Мои любимые книги | 1 | 1 | |
15.01 | «Что такое красота?» | 1 | 1 | |
22.01 | Известные художники России | 1 | 1 | |
29.01 | Что мы знаем о «кино» | 1 | 1 | |
05.02 | Мой любимый писатель | 1 | 1 | |
12.02 | Культура и цивилизация | 1 | 1 | |
19.02 26.02 | Культура поведения | 2 | 1 | 1 |
Я и школа | ||||
4. | Я и школа | 4 | 1 | 3 |
05.03 | «Правила поведения в школе» | 1 | 1 | |
12.03 | «Мои права и обязанности» | 1 | 1 | |
19.03 | «Зачем нужно учиться в школе» | 1 | 1 | |
02.04 | «Моя школа- мой дом» | 1 | 1 |
5. | Я и Отечество | 8 | ||
09.04 | История родного края. Я – гражданин России | 1 | 1 | |
16.04 | Государственная символика РФ | 1 | 1 | |
23.04 | Об ответственности несовершеннолетних | 1 | 1 | |
30.04 | Русская воинская доблесть | 1 | 1 | |
07.05 | «Ветеранам Великой Отечественной…» | 1 | 1 | |
14.05 | «Память, которой не будет конца» | 1 | 1 | |
21.05 | «Мы – граждане России» | 1 | 1 | |
28.05 | «Поклон тебе, солдат России» | 1 | 1 | |
ИТОГО | 35 |
Литература
- Базаркина Е.Л. Беседы о нравственности со старшеклассниками. – М.: Учитель, 2006
- Герб, флаг, гимн России: Изучение государственных символов Российской Федерации в школе: Методические рекомендации. – М., 2003
- Гитис М.С., Моисеев А.П. Краткий справочник. Познай свой край. Челябинская область. – Челябинск: Абрис, 2003
- Гражданское образование и социальное проектирование. Серия
«Библиотека Федеральной программы развития образования». – М., 2003
- Данилина Г.Н. Дошкольнику об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2004
- Дегтярев А.Я. История Российского флага. Легенды, факты, споры. – М., 2005
- Дмитренко Т.В., Зорина Т.С. Система гражданского образования школьников. Воспитание гражданской активности, социально-правовое
- Ковалева Г.А. Воспитывая маленького гражданина. – М.: АРКТИ, 2003.
- Конвенция о правах ребенка – М.: ТЦ «Сфера», 2005 10.Конституция РФ. – М.: Айрис-Пресс, 2004
- Миронов М.М., Еременко Н.И., Усатова Е.В. Гражданско- патриотическое воспитание в школе. – М.: Учитель, 2006
- Пахомов В.П. Методика социально-образовательного проекта
«Гражданин». – Самара, 2005
- Соловьев А.Ю., Шихарев С.С. Патриотическое воспитание в лагере. Из опыта работы всероссийского детского центра «Орленок». – М.: Просвещение, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"...
Рабочая адаптированная программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России" для 2 класса ОШ для обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)
Цель программы:- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения;- фор...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ»
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за с...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы
Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» для 7.класса
Рабочая программа «Я – гражданин России» составлена на основании плана внеурочной деятельности обучающихся 6 классов в соответствии нормативной базой ФГОС, с целями и задачами школы,...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» (ранняя профориентация)
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Я – гражданин России» (ранняя профориентация) для 8 класса....
- Мне нравится (1)