Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
календарно-тематическое планирование по истории (9 класс) на тему

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа № 7 города Похвистневогородского округа Похвистнево Самарской области

Рассмотрена

на заседании МО учителей

гуманитарного цикла

Председатель МО ______/Осипова Л. Т../

Протокол №___ от «__» августа 2016 г.

 Согласована

Зам.директора по УВР

         ________/Козлова О.В./

«  ____»  августа  2016 г.

Утверждена

Директор школы

__________/Козлов Д.А./

       Приказ №__от  « __» августа  2016 г.

Рабочая программа внеурочной деятельности

             «Я – гражданин России»

5-9 классы

г.Похвистнево

2016 г.

  1. Пояснительная записка.

В основу  рабочей  программы взяты следующие нормативно-правовые документы:

  1. Письмо Минобрнауки России от 12.05.2011 № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;
  2. Закон РФ «Об образовании» (п.16, ст.50)

(«Обучающиеся воспитанники гражданских образовательных учреждений имеют право на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом»);

  1. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»;
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
  3.  Приказ Минобрнауки России от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
  4. Письмо Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»;
  5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;  
  6. Письмо Минобрнауки России от 13 мая 2013 года № ИР-352/09 «О направлении программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях»;
  7. Письмо Минобрнауки России от 12 июля  2013 года № 09-879 «О направлении рекомендаций  по формированию перечня мер и мероприятий по реализации Программы развития воспитательной компоненты в общеобразовательной школе»;
  8. Положение о внеурочной деятельности ГБОУ СОШ №7 города Похвистнево;
  9. Письмо министерства образования и науки Российской Федерации от 14 декабря 2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»;
  10. Письмо министерства образования и науки Самарской области от 17.02.2016 № МО-16-09-01/173-ТУ «О внеурочной деятельности».
  11. СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» («Внеурочную деятельность реализуют в виде экскурсий, кружков, секций, олимпиад, соревнований и т1

      17. Программа разработана на основе Примерных программ внеурочной деятельности основного общего образования. (М.: Просвещение, 2011), Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. (М.: Просвещение, 2011).

Цель программы:  

- создание условий для формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, мотивами деятельности и поведения.

Задачи программы:

- познакомить учащихся с важнейшими событиями становления Российской государственности

- сформировать у учащихся представления о месте и роли Российского государства в мировой истории, о политическом устройстве России, об институтах государства, их роли в жизни общества, о важнейших законах нашей страны;

- развить первичные практические навыки работы с документальными и архивными материалами;

- побудить учащихся к поисково-исследовательской созидательной деятельности;

- способствовать расширению кругозора школьников и социализации подростков.


  1. Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности «Юный музеевед»

Личностные результаты. У обучающегося будет формироваться:

– чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

- интерес к научно-исследовательской деятельности.

Метапредметные результаты.

Познавательные УУД.

Обучающиеся получат возможность научится:

- перечислять ценности демократического общества и правового государства, объяснять значение деятельности институтов гражданского общества, определять проявление демократических принципов в практике;

- называть особенности России как федеративного государства, жители которого представляют различные народы; называть народы, живущие в современной России; приводить примеры культурных особенностей разных народов России; рассказывать о государственном устройстве России; перечислять и описывать способы участия граждан в жизни страны;

- объяснять, что такое толерантность и почему для общей пользы необходимо жить в мире и дружбе представителям разных народов и культур; сравнивать культурные особенности народов России с позиции уважения социального многообразия;

- объяснять, почему любовь к Родине – это одно из важнейших чувств человека; называть поступки, связанные с патриотическим отношением человека к своей стране; давать характеристику патриоту малой и большой Родины; объяснять, почему гражданственность предполагает проявление инициативы и активности в решении проблем своей малой родины;

- перечислять международные организации, в которые входит наша страна, объяснять функции этих организаций, приводить примеры их деятельности в мире, находить информацию о позициях нашей страны по наиболее важным международным вопросам;

- определять значение экономики в развитии общества;

- находить информацию о культурном многообразии России, тенденциях развития экономики страны, характеристике современного экологического состояния, информацию о роли России на международной арене, используя различные источники, в том числе и электронные; проводить самостоятельные мини-исследования;

- использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии, включая компьютерные) с целью поиска познавательной информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.

- составлять план поисково-исследовательского проекта;

- находить и обрабатывать информацию;

- анализировать объекты, выделять главное;

Регулятивные УУД.

Обучающиеся получат возможность научится:

- планировать свои действия в соответствии с конкретной поставленной задачей;

- заниматься самостоятельным исследовательским поиском;

- различать способ и результат действия;

- вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;

Коммуникативные УУД.

Обучающиеся получат возможность научится:

- описывать конкретные факты и события;

- договариваться, приходить к общему решению;

- работать в группе;

- высказывать суждения, аргументировать

  1. Содержание курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России»

Место программы внеурочной деятельности «Я – гражданин России» в учебном плане: программа внеурочной деятельности «Я – гражданин России» реализуется в 5 – 8 классах. Всего 136 часов. (5 класс 34 часа в год, 1 час в неделю; 6 класс 34 часа в год, 1 час в неделю; 7 класс 34 часа в год, 1 час в неделю, 8 класс 34 часа, 1 час в неделю). Принадлежность к внеурочной деятельности определяет режим проведения занятий: занятия проводятся после всех уроков расписания.

Программа носит научно – познавательное, духовно-нравственноенаправление и рассчитана  на проведение теоретических и практических занятий.

Формы и методы проведения занятий:

- проведение викторин;

- экскурсии;

- поиск сайтов и извлечение нужной информации;

- проектная деятельность;

- разработка и проведение экскурсий по стендам;

- встречи;

 - подготовка сообщений, презентаций.

Методы обучения:

Словесный: объяснение нового материала, беседа с учащимися в процессе изучения новой темы.

Наглядный: применение наглядных пособий, предметов и документов.

Практический: работа с письменными и вещественными источниками.

Проектный: работа учащихся над индивидуальными проектами.

5 класс.

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

«Я и мое Отечество».

Формирование гражданского отношенияк Отечеству.Поговорим о толерантности. Геральдика - наука о гербах. Символика России.Символы нашего края. Государственный праздник - День Согласия и примирения. Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш

интерес. От вершины к корням. Из истории появления законов. Путешествие в страну законов. Основной закон жизни нашего государства. Я - гражданин России. Герои России. Есть такая профессия - Родину защищать. Мы - россияне. О подвигах женщин в военное время. Победа деда - моя победа. Герои Великой Отечественной войны. Память. Города-герои.Конкурсы сочинений. Мини-проекты, презентации и размещение в Интернете лучших работ. Оформление альбома. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

 «Я и планета»

Формирование гражданского отношения к планете Земля. В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

Тропы природы. Волшебный мир руками детей. Природа в поэзии.Мой город. Знаешь ли ты страны мира? Семь чудес света. Новый год шагает по планете. Я - житель планеты Земля. Берегите природу.Изготовление кормушек, поделок из бросового материала. Конкурс экологических сказок, стихов.

6 класс.

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Я сам. Как поступить. Мои увлечения. Мои права и обязанности. Делова игра «Я – лидер». Человек будущего. Письмо самому себе.

Моя семья. Я и моя семья. Мои обязанности дома. Мой счастливый день с семьей. Путешествие в детство наших бабушек. Наши родители – выпускники нашей школы. Семейный альбом. Мой папа – солдат. Моя родословная. Профессия моих родителей. Здесь работает мой папа (мама).

Мои друзья. Мальчик с девочкой дружил. Мой лучший друг. Друг и враг. Ты знаешь – я рядом. Экзамен на зрелость. Законы класса.

Моя школа. Они сражались за Родину! Школьные традиции. Открыты двери школьного музея. Все работы хороши. Родная школа в лицах.

Мой город. О людях, прославивших наш город. Почему так названа улица. Мой город. Исторические места г. Похвистнево. Вехи истории. Похвистневский краеведческий музей. Предприятия моего города. Береги родной край. Посади дерево (цветок) во дворе.

Моя Россия. Что ты знаешь об истории земли русской? Они прославили Родину. Суровые годы войны. Я люблю тебя, Родина! Читайте, завидуйте – я гражданин… Символика страны, области, города.

7 класс.

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Я живу в России. Здравствуй, школа! Летние впечатления. Наша Родина – Россия. Государственное устройство нашей страны. Признаки государства. Государственные символы России. Что такое символика. Государственный российский герб, флаг, гимн. Международный день мира. История праздника. Путешествие в страну Законов. Ты и закон. Главный закон РФ об образовании.

Храм науки – моя школа. Я – гражданин, я - ученик. Устав и традиции школы. Портрет ученика. Готовим подарки пятиклассникам (посвящение в пятиклассники). Интеллектуальная игра «Я – гражданин России».

Я и семья. История страны – история семьи. Судьба моего родственника. Профессия моих предков. Фотографии из семейного альбома. Праздничный вечер с родителями.

Я и культура. Русские композиторы о защитниках Родины. «Иной здесь видится Россия…». Песни о земле русской. Театр г. Похвистнево. Самарский областной театр драмы. Театр для детей и молодежи. Самарский областной театр кукол. Государственная филармония г. Самары. Музеи г. Самары. Музей-заповедник Самарская Лука. Самарский областной краеведческий музей. Дом художников. Музей П. Алабина. Музей железнодорожной техники.

Я и планета Земля. Береги природу. Природа – наш дом. Укрась кусочек планеты. Цветник у школы. Почему я люблю свой край. Природа Самарской области. Наши городские Парки. Областная детская эколого-биологическая станция. Самарский ботанический сад.

8 класс.

Содержание курса внеурочной деятельности «Я – гражданин России»

Мы – россияне.

Граждане России – россияне. Россия – многонациональное государство. Особенности территориального устройства страны. Культурное многообразие народов России. Традиции, обычаи, праздники народов России. Многообразие и единство нашей страны.Экскурсия в Краеведческий музей. Малая родина в составе России.Конкурс стихов о России.

Российская государственность.

Государство на страже закона, прав и свобод граждан. Как формируется государственная власть. Ветви власти. Органы власти в России: правительство, парламент, суд.Ролевая игра «Выборы». Власть и политика.Встреча с депутатом. Участие граждан в управлении страной.

Россия – демократическое государство.

Демократия – власть народа: история и современностьПризнаки правового государства. Власть закона как основа правового государства. Право и правовая культура. Взаимодействие государства и гражданского общества в решении общественных проблем.Виртуальная экскурсия. Ценности и принципы демократии.

Гражданин в экономических отношениях.

Государство в экономической жизни людей – история и современность. Понятие «экономика». Частная собственность и ее роль в обществе. Гражданский кодекс РФ. Государство в экономической жизни людей – история и современность. Экономические функции государства. Занятость и трудоустройство в современной России.Экскурсия в банк «Роль банков в экономике».Встреча с работником налоговой инспекции «Налоговая политика государства».

Современное российское общество.

Современное российское общество и тенденции его развития. Представления об историческом времени. Прогресс и регресс в развитии общества. Научные открытия и технические достижения. Встреча с представителями религиозных конфессий. Создание презентаций «Экологические проекты в России и мире».

Россия в современном мире

Конфликты между государствами. Международные отношения. Войны в истории человечества и России. Может ли человечество жить без войн. Международный терроризм как острая проблема современного мира. Пацифисты.Диспут «Современный мир».

  1. Календарно-тематическое планирование.«Я – гражданин России». 5 класс.

№ урока  

Наименование  раздела, тема урока

Кол- во часов

Форма проведения

Формы контроля

СОТ

всего

теория

практика

1.

Формирование гражданского отношения к Отечеству

2

1

1

патриотический кружок

стенгазета

технология сотрудничества

2.

Поговорим о толерантности

2

1

1

проведение беседы о толерантности

ролевая игра

технология сотрудничества

3.

Геральдика – наука о гербах. Символика России. Символы нашего края

3

1

2

выставка рисунков

конкурс

ИКТ

4.

Государственный праздник – день согласия и примирения

1

1

беседа

стенгазета

технология сотрудничества

5.

Права ребенка. Книга Ю. Яковлева «Ваши права, дети»

2

1

1

библиотечный урок

конференция

технология развивающего обучения

6.

Наше право и наш интерес

1

1

беседа

дискуссия

технология сотрудничества

7.

Из истории появления законов

2

1

1

беседа

диспут

технология сотрудничества, ИКТ

8.

Путешествие в страну законов

1

1

беседа

ролевая игра

технология проблемного обучения, технология сотрудничества

9.

Основной закон жизни нашего государства

3

1

2

конкурс плакатов

плакат

технология сотрудничества

10.

Я – гражданин России

1

1

конкурс плакатов

плакат

ИКТ

11.

Есть такая профессия – Родину защищать

2

2

встреча с воинами-интернационалистами

стенгазета

ИКТ

12.

О подвигах женщин в годы Великой Отечественной войны

2

2

урок мужества

мини-сочинения

технология уровневой дифференциации

13.

Победа деда – моя победа

2

1

1

сбор и выставка материала об участниках Великой Отечественной войны

выставка

исследовательская технология

14.

Герои Великой Отечественной войны

1

1

сбор и выставка материала об участниках Великой Отечественной войны

оказание помощи ветеранам Великой Отечественной войны

исследовательская технология

15.

«Нет в России семьи такой, где бы не был свой герой

1

1

сочинения

конкурс сочинений

технология уровневой дифференциации

16.

Мини-проекты, презентации.

2

2

разработка проектов

размещение в интернете лучших работ

ИКТ

17.

Выпуск плакатов, листовок

2

2

плакаты

конкурс лучших плакатов

технология сотрудничества

18.

Формирование гражданского отношения к планете Земля

1

1

плакаты

конкурс лучших плакатов

технология сотрудничества

19.

Мы в ответе за тех кого приручили

1

1

рисунки

конкурс рисунков

технология уровневой дифференциации

20.

Я – житель планеты Земля

1

1

выставка рисунков

олимпиада

технология уровневой дифференциации

21.

Я и мое Отечество

1

1

выставка плакатов

деловая игра

технология сотрудничества

Календарно-тематическое планирование. «Я – гражданин России» 6 класс.

№ урока  

Наименование  раздела, тема урока

Кол- во часов

Форма проведения

Формы контроля

СОТ

всего

теория

практика

1.

Как поступить

2

1

1

беседа

стенгазета

технология сотрудничества

2.

Мои увлечения

1

1

проведение беседы о толерантности

ролевая игра

технология сотрудничества

3.

Мои права и обязанности

3

1

2

выставка рисунков

конкурс

ИКТ

4.

Деловая игра «Я – лидер»

1

1

игра

участие в игре

технология сотрудничества

5.

Человек будущего

1

1

библиотечный урок

конференция

технология развивающего обучения

6.

Письмо самому себе

1

1

написание письма

дискуссия

технология сотрудничества

7.

Я и моя семья

2

1

1

беседа

диспут

технология сотрудничества, ИКТ

8.

Мой счастливый день с семьей

1

1

встреча с родителями

рисунки

технология проблемного обучения, технология сотрудничества

9.

Семейный альбом

2

2

составление альбома

выставка

технология сотрудничества

10.

Моя родословная

2

2

составление генеалогического древа семьи

плакаты

ИКТ

11.

Профессия моих родителей

2

2

встреча с людьми разных профессий

конференция

ИКТ

12.

Мой лучший друг

2

2

мини-сочинения

конкурс сочинений

технология уровневой дифференциации

13.

Друг и враг

1

1

беседа

диспут

технология сотрудничества

14.

Законы класса

2

2

беседа

ролевая игра

технология сотрудничества

15.

Они сражались за Родину

1

1

встреча с воинами-интернационалистами

конкурс  плакатов

технология развивающего обучения

16.

Родная школа в лицах

2

2

составление фотоплаката

конкурс фотоплакатов

ИКТ

17.

О людях, прославивших наш город

1

1

встреча с интересными людьми

конференция

технология сотрудничества

18.

Похвистневский краеведческий музей

2

2

посещение музея

экскурсия

технология сотрудничества

19.

Предприятия нашего города

3

1

2

интервью с руководителями предприятий

оформление стенгазет

технология уровневой дифференциации

20.

Исторические памятники города Похвистнево

2

1

1

фотосессия

конкурс фото

ИКТ

Календарно-тематическое планирование. «Я – гражданин России» 7 класс.

№ урока  

Наименование  раздела, тема урока

Кол- во часов

Форма проведения

Формы контроля

СОТ

всего

теория

практика

1.

Наша Родина – Россия

1

1

беседа

диспут

технология сотрудничества

2.

Государственное устройство нашей страны

2

1

1

подготовка проектов

проекты

проектная технология

3.

Признаки государства

3

1

2

подготовка проектов

проекты

проектная технология

4.

Государственные символы России

2

2

выставка рисунков

конкурс

технология сотрудничества

5.

Международный день мира. История праздника

1

1

рефераты

защита рефератов

технология развивающего обучения

6.

Ты и закон

2

1

1

поиск сайтов и извлечение нужной информации

дискуссия

исследовательский метод

7.

Закон РФ «Об образовании»

3

1

2

встреча с директором школы

конференция

технология сотрудничества, ИКТ

8.

Я - гражданин, Я - ученик

1

1

написание сочинения

конкурс сочинений

технология проблемного обучения, технология сотрудничества

9.

Устав и традиции школы

1

2

анализ Устава школы

проекты

проектная технология

10.

Я – гражданин России

2

2

интеллектуальная неделя

интеллектуальная игра

технология сотрудничества

11.

История страны, история семьи

3

1

2

встреча с интересными людьми

стенгазета

ИКТ

12.

Русские композиторы о защитниках Родины

3

1

2

музыкальная гостиная

участие в школьных конкурсах

технология уровневой дифференциации

13.

Театр города Похвистнево

2

2

посещение театра-студии «Сад»

обсуждение спектакля

технология сотрудничества

14.

Музеи города Самары

2

2

виртуальное путешествие

конкурс стенгазет

технология сотрудничества

15.

Музей-заповедник Самарская Лука

2

2

виртуальное путешествие

конкурс рисунков

технология развивающего обучения

16.

Я и планета Земля

2

2

проекты

защита проектов

ИКТ

17.

Самарский ботанический сад

1

1

виртуальная экскурсия

конкурс стенгазет

технология сотрудничества

18.

Береги природу. Природа – наш дом.

1

1

проекты

защита проектов

проектная технология

Календарно-тематическое планирование. «Я – гражданин России» 8 класс.

№ урока  

Наименование  раздела, тема урока

Кол- во часов

Форма проведения

Формы контроля

СОТ

всего

теория

практика

1.

Граждане России - россияне

1

1

беседа

диспут

технология сотрудничества

2.

Россия – многонациональное государство

2

1

1

подготовка проектов

проекты

проектная технология

3.

Особенности территориального устройства страны

2

1

1

подготовка проектов

проекты

проектная технология

4.

Традиции, обычаи, праздники народов России

2

2

поиск сайтов и извлечение нужной информации

сообщения

исследовательский метод

5.

Малая Родина в составе России

2

1

1

рефераты

защита рефератов

технология развивающего обучения

6.

Россия – Родина моя

2

2

стихи о России

конкурс стихов о России

технология развивающего обучения

7.

Государство на страже закона, прав и свобод граждан

2

2

поиск сайтов и извлечение нужной информации

школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по праву

технология развивающего обучения

8.

Органы власти в России. Ветви власти

2

1

1

игра

ролевая игра «Выборы»

технология проблемного обучения, технология сотрудничества

9.

Власть и политика

2

2

встреча с депутатом городской Думы

беседа

технология сотрудничества

10.

Демократия – власть народа: история и современность

2

2

поиск сайтов и извлечение нужной информации

стенгазеты

исследовательский метод

11.

Государство в экономической жизни людей

1

1

беседа

дискуссия

технология проблемного обучения

12.

Гражданский кодекс РФ

1

1

беседа

дискуссия

технология проблемного обучения

13.

Занятость и трудоустройство в современной России

2

2

экскурсия в Службу занятости населения

экскурсия

технология сотрудничества

14.

Роль банков в экономике

2

2

экскурсия в банк

экскурсия

технология сотрудничества

15.

Налоговая политика государства

1

1

встреча с работником налоговой инспекции

беседа

технология развивающего обучения

16.

Современное российское общество и тенденции его развития

2

2

беседа

дискуссия

технология сотрудничества

17.

Научные открытия и технические достижения

1

1

беседа

дискуссия

технология сотрудничества

18.

Многообразие религиозных конфессий

2

2

встречая с представителями религиозных конфессий

беседа

технология развивающего обучения

19.

Экологические проекты в России и мире

2

2

создание презентаций

презентации

технология развивающего обучения

20.

Может ли человечество жить без войн

1

1

интеллектуальная неделя

дискуссия

технология развивающего обучения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"

Авторская программа  составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. ...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Социальное проектирование «Я – гражданин России»...

Я гражданин России. Рабочая программа по внеурочной деятельности.

Я гражданин России. Внеурочная деятельность. Рабочая программа....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" 5, 9 классы

Рабочая программы курса внеурочной деятельности "Я гражданин России" для 5 и 9 классов. 2020 год...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по _внеурочной деятельности по общекультурному направлению на тему: «Я-гражданин России»_9 класс

Внеурочная работа по патриотическому воспитанию является важнейшей составной частью воспитательной и способствует развитию и совершенствованию психологических качеств личности учащихся: любознательнос...

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Я- гражданин России"...