авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Я - гражданин России"
рабочая программа (5 класс) на тему
Авторская программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ya_grazhdanin_rossii.doc | 142.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Каштановская СОШ»
Утверждаю
Директор МБОУ «Каштановская СОШ»
Приказ от __________ № ________
__________________ /Пузикова Т.В./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
основное общее, 5 класс
количество часов - 70
учитель: Родина Л. И.
программа составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”.
2014 – 2015
Авторская программа "Я гражданин России!"
Пояснительная записка
1.1. Направленность программы
Рабочая программа внеурочной деятельности кружка “Я – гражданин России!” составлена на основе примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/ [В.А. Горский, А.А.Тимофеев, Д.В. Смирнов и др.]; под. ред. В.А. Горского. – М.: Просвещение, 2008. – 111с. – (Стандарты второго поколения), в соответствии с Концепцией гражданско-патриотического воспитания граждан Российской Федерации . С учетом государственной программы "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации”. Программа развития МБОУ «Каштановская СОШ».
Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как гражданская идентичность личности в форме осознания “Я” как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
1.2. Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность
Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.
В настоящее время в России возрождаются духовные ценности культуры и образования, значимость духовно – нравственного воспитания стали понимать и родители учащихся. О чём свидетельствует и социальный заказ родителей при выборе направлений кружковой деятельности для своих детей. Родители понимают, что на сегодняшний день у детей снижены ценностные ориентиры.
Поэтому совместные усилия школы и семьи должны быть направлены на формирование у детей школьного возраста нравственных качеств, навыков, умений, необходимых человеку, чтобы стать настоящим гражданином и патриотом своей страны. Дети должны гордиться своей страной, её достижениями. Должны брать пример с тех, кто прославляет свою страну. Воспитывать на традициях, которые всегда были присущи нашей стране. Быть верными своей Родине и при необходимости стать на её защиту. Сегодня быть патриотом означает не только гордиться флагом и гербом страны, нашими достижениями в области экономики, политики, спорта и культуры, но и на деле, своими поступками доказывать заинтересовывать в том, чтобы наша страна процветала.
Становится очевидным, что решение важных вопросов и актуальных проблем в нашей стране будет зависеть от уровня сформированности нравственных качеств подрастающего поколения.
Поэтому разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную дея-тельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем. Патриотическое воспитание несёт в себе любовь и уважение к другим людям. Преподавание прав человека – это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.
1.3. Цель и задачи программы
Цель: организация занятий духовно-нравственной направленности по формированию гражданской, социальной, этической, коммуникативной компетентности школьников
Задачи:
– содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира; понимание прав и свобод личности развитие гордости за героическое прошлое Отечества, интереса к отечественной культуре, основ здорового образа жизни;
– помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей; формирование патриотизма, активной гражданской позиции,
– обогащение знаниями, о малой и большой Родине, раскрывающими прошлое, историю, способствующими присвоению определенных норм морали, нравственности.
– формирование нравственной основы личности творческих способностей, повышение уровня духовной культуры приобретение основных навыков поведения в социуме;
1.4. Отличительные особенности программы
Отличительной особенностью программы является намеренное акцентирование внимания не только на правах детей, но и на их обязанностях, показа неразрывности прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.
В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, “увидеть” прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).
Разработанная программа направлена на вовлечение учащихся в активную деятельность: участие детей в социально – значимых акциях, разработка и реализация социальных проектов, направленных на решение школьных, местных, общественных проблем.
Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей. Программа определяет основные направления патриотического воспитания учащихся МБОУ «Каштановская СОЩ». Преподавание курса строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в основной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. “Я – гражданин России”
1.5. Возраст детей, участвующих в реализации программы
Программа разработана для учащихся 10–12 лет
1.6. Сроки реализации программы
Программа рассчитана на 1 год обучения и воспитания. Во внеурочной деятельности на изучение данного курса отводится 2 ч в неделю, всего 70 часов.
Этапы реализации:
1. Подготовительно-организационный (май 2014–август 2014)
– создание школьной методической базы по патриотическому воспитанию школьников;
– анкетирование родителей по вопросам патриотического воспитания;
– сбор материалов для кружковой деятельности, подготовка игровой комнаты.
– разработка рабочей программы.
2. Основной (сентябрь 2014 – май 2015)
– проведение занятий по данной программе;
– участие в различных проектах, социальных акций
– коррекция рабочей программы в конце учебного года.
3. Заключительный (май 2015)
– мониторинг работы школы по данной программе;
– анкетирование учащихся и родителей для определения уровня заинтересованности в проведении мероприятий данной направленности в школе 2 ступени.
1.7. Формы и режим занятий
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса – благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм. Занятия после уроков очень привлекательны для ребят. В свободное от уроков время можно заняться творчеством, в котором раскрываются интересы и увлечения каждого ребёнка. Очень важно заинтересовать ребёнка занятиями, чтобы внеурочное время превратилось в пространство для воспитания и образования.
Формы работы: семейные праздники, игры, соревнования, родительские собрания, родительский лекторий, индивидуальное консультирование, совместные мероприятия, анкетирование, часы общения, экскурсии, предметные недели, встречи с ветеранами, воинами–интернационалистами, конкурсы, посещение музеев, праздники, посвященные памятным датам. конкурсы, тематические беседы, коллективные творческие дела, викторины, проекты
Социальные связи: музейный ресурсный центр; Совет Ветеранов; комитет по делам семьи и опеки; дом культуры пос. Каштановского, межпоселенческая библиотека. Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные, каникулы.
1.8. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Личностные результаты:
– осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,
– осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;
– уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;
– уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;
– способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, тре-бующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
Метапредметные результаты:
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;
– освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).
– способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;
– способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,
– приобретение навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).
– совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы,
Предметные результаты:
– усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;
– владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность.
– владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;
– овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.
– знание наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.
Оценка результативности программы состоит в использовании системы критериев, которые составляют оценочные показатели по двум параметрам: духовно-нравственные и количественные.
Осуществляется в конце четвёртого года занятия
Уровень развития и проявления патриотизма личности определяется методом анкетирования, тестирования. Уровень эффективности процесса гражданско-патриотического воспитания определяется методом наблюдения, мониторинга результатов деятельности в конце каждого года обучения.
Предполагаемый результат деятельности:
- сформированы представления о семье, членах семьи; коллективе, членах коллектива, правилах общения в коллективе; о профессиях людей, своих родителей; о Родине, малой Родине;
- получат возможность осознать свою значимость в семье, в коллективе, проявить чувство уважения к членам своей семьи, коллектива;
- получат возможность участвовать в КТД; участвовать в проектной деятельности;
- узнают о профессиях людей, своих родителей; о том, что дети берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- сформированы понятия “родня”, “дружба”, “Отечество”;
- получат возможность участвовать в коллективных творческих делах, в проектной деятельности.
- сформировано умение беречь природу; интерес к участию в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности;
- получат возможность участвовать в создании экологических проектов: “Брешь в зелёном царстве”, “Влияние автомобильного транспорта на атмосферный воздух”, “Янтарное светило”, “Знакомство с историческим прошлым, настоящим нашей страны”.
- сформировано представление о том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, любит и бережет природу, занимает активную позицию в борьбе за сохранение мира на Земле, готов к защите своей Родины.
- сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье.
- получат возможность участвовать в социально-значимых акциях, направленных на улучшение окружающей среды, в исследовательской деятельности.
1.9. Формы подведения итогов реализации программы
- Участие в школьных олимпиадах по краеведению о Ростовской области
- Участие в муниципальных, окружных, всероссийских конкурсах творческих работ.
- Фоторепортажи о посещении социально-значимых мест, музеев. Освещение кружковой деятельности через СМИ
- Подготовлены результаты педагогического наблюдения и диагностики
- Оформление портфолио у всех учащихся и портфолио классного коллектива.
- Участие учащихся в общественных, социальных акциях, в научно-практических конференциях проводимых в школе, в районе.
Календарно – тематическое планирование
№ занятия | Тематика занятий | Содержание деятельности | Кол-во часов | Дата |
Тема «Я – ученик» - 4 часа | ||||
1 | Я - пятиклассник! | Тренинг | 1 | 1.09 |
2-3 | Мои права и обязанности | Час общения | 2 | 2.09 8.09 |
4 | Я в школе, я – дома, я – среди людей | Ролевая игра | 1 | 9.09 |
Тема «Моя семья» - 10 часов | ||||
5 | Я один из рода | Беседа | 1 | 15.09 |
6-7 | Моя родословная | Беседа, знакомство с понятиями «род», «народ», «человечество». Составление родословного древа семьи. | 2 | 16.09 22.09 |
8 | Я и моё имя | 1 | 23.09 | |
9 | Что могут рассказать имена, отчества и фамилии о прошлом | 1 | 29.09 | |
10 | Что значит быть хорошим сыном или дочерью | Беседа | 1 | 30.09 |
11-12 | Семейные праздники | Сюжетно – ролевая игра | 2 | 6.10 7.10 |
13-14 | Традиции моей семьи | Час общения | 2 | 13.10 14.10 |
Тема «Правила дорожного движения» - 2 часа | ||||
15 | ПДД знать каждому положено | Викторина , просмотр презентации | 1 | 20.10 |
16 | Элементы улиц и дорог | Беседа с просмотром презентации | 1 | 21.10 |
Теме «Моя Родина» - 10 часов | ||||
17 | Моя страна. Гордость моей страны | 1 | 27.10 | |
18 | Москва – столица Родины | Заочное путешествие | 1 | 28.10 |
18-19 | Моя малая родина – станица Обливская | Беседа. Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 10.11 11.11 |
20 | Достояние земли Ростовской | Просмотр презентации | 1 | 17.11 |
21-22 | Символы государства | 2 | 18.11 24.11 | |
23-24 | Золотое кольцо России | Заочное путешествие | 2 | 25.11 1.12 |
25 | Чем богат наш край | презентация | ||
Тема «Толерантность» - 6 часов | ||||
26 | Доброта в стихах | Чтение, инсценирование отрывков | 1 | 2.12 |
27 | Давайте жить дружно | Беседа по правилам поведения в школе | 1 | 8.12 |
28 | Как мы разрешаем конфликты | Анкетирование | 1 | 9.12 |
29 | Учимся сотрудничать | 1 | 15.12 | |
30-31 | Культура разных народов мира | Презентация | 2 | 16.12 22.12 |
Тема «Выбор профессии»-2 часа | ||||
32 | Чем пахнут ремёсла | Беседа | 1 | 23.12 |
33 | Кем я хочу быть | рисование на тему «Моя будущая профессия» | 1 | 29.12 |
Тема «Моё здоровье» - 4 часа | ||||
34-35 | Если хочешь быть здоров! | Беседа | 2 | 30.12 12.01 |
36-37 | Здоровые и вредные привычки. Жвачка- польза и вред | Презентация | 2 | 13.01 19.01 |
Тема «Защита Отечества» - 6 часов | ||||
38 | Есть такая профессия – Родину защищать | Беседа | 1 | 20.01 |
39-41 | Герои России (А. В. Суворов, Кутузов, Дмитрий Донской, Александр Невский, Минин, Дмитрий Пожарский) | Сообщения учащихся | 2 | 26.01 27.01 |
42 | Воины интернационалисты | Презентация | 1 | 2.02 |
43 | Мы против терроризма | 1 | 3.02 | |
Тема «И помнит мир спасённый…» - 16 часов | ||||
44-45 | Города - герои | Заочное путешествие | 2 | 9.02 10.02 |
46-47 | Юные герои Великой Отечественной войны | Беседа, сбор материала, выпуск стенгазеты «Юные герои Великой Отечественной войны» | 2 | 16.02 17.02 |
48 | В жизни всегда есть место подвигам | Сбор материала о земляках, совершивших подвиги в годы Великой Отечественной войны | 1 | 24.02 |
49 | Помощь в тылу | 1 | 2.03 | |
50-51 | Обливский район в годы Великой Отечественной войны | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 3.03 10.03 |
52-53 | Памятники на территории Обливского района | Презентация | 2 | 16.03 17.03 |
54-55 | Война глазами детей | Конкурс рисунков | 2 | 6.04 7.04 |
56-57 | Моя семья в годы войны | эссе | 2 | 13.04 14.04 |
58-59 | Бессмертный полк | 2 | 20.04 9.05 | |
Тема «Я – Гражданин России» - 4 часа | ||||
60 | За что я люблю Родину | Диспут | 1 | 21.04 |
61 | Рисунки о России | Выставка рисунков | 1 | 27.04 |
62 | Я – Гражданин России | 1 | 28.04 | |
63 | Коллективный рисунок «Я – Гражданин России | 1 | 5.05 |
5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы
Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
Декларация прав ребенка (1959 г.).
Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).
Агапова И., Давыдова М. Патриотическое воспитание в школе. - М. Айрис-Пресс, 2002
Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004
Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.
Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.
Антонова Ю.Е., Левина Л.В.и др.Как научить детей любить Родину. – М.Аркти, 2003
Богданова О.С., Калинина О.Д. Содлержание и методика этических бесед с младшими школьниками. – М. Просвещение 1982
Звездина Г.П., Щербакова Т.Н. Классные часы в начальной школе ( программа факультатива «Я и Мир) – М. Творческий Центр Сфера, 2003
Зверева А.Т. Экологические игры – М. Оникс 21 век. Дом педкниги 2001
Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.
Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.
Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.
Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.
Хрестоматия «Твоя Россия»
Интернет-ресурсы
http:/ /www. metodsovet
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета
МБОУ «Каштановская СОШ» ____________ / О. В. Артёмова/
от ________2014г № ____ ___________ 2014г
_______________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности «Комплексный анализ текста» для 5 класса
Как известно, ФГОС ориентирует учителей на формирование языковой личности, образовательный ресурс которой включает в себя компетенции различного содержания. Представленный курс внеурочной деятельности...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «История России в лицах» 9
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Курс внеурочной деятельности «История России в лицах» предназначен для учащихся 9-х классов МБОУ «СШ №21», углубленно изучающих историю как экзаме...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный олимпиец" (1-4 классы)...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его у...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности"Новосибирсковедение"
Краеведение является одним из важнейших источников расширения знаний о родном крае (своем городе), воспитания любви к нему, формирования гражданственности. Чтобы полюбить свой край (город), надо его у...
Авторская рабочая программа по внеурочной деятельности (ФГОС) кружка декоративно-прикладного творчества "Рукодельница"
Данная авторская программа внеурочной деятельности реализует общекультурное направление. Цель программы: творческое развитие учащихся, расширение технического и эстетического кругозора, развитие навык...
Авторская рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9 классов-34 часа
Авторская разработка рабочей программы по курсу внеурочной деятлеьности МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ для учащихся 9-ых классов длительностью 34 часа с тематическим планированием и поурочным планом....