Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"
методическая разработка
Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kz._1kl._zvuk_zh_bukva_zh._sochetanie_zhi.docx | 19.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект группового занятия с учащимися первого класса
(с использованием ИКТ)
Тема: Звук [ж]. Буква Жэ. Сочетание ЖИ.
Цель: закрепить знания учащихся о звуке [ж] и букве Жэ, о правописании сочетании ЖИ.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- уточнить правильную артикуляцию звука [ж] и его характеристику;
- совершенствовать кинетический навык написания буквы Жэ;
- повторение правила и закрепление правописание звукосочетания ЖИ.
Коррекционно-развивающие:
- развитие артикуляционной и пальчиковой моторики;
- развитие звукового анализа;
- развитие фонематического анализа и восприятия;
- расширение пассивного словаря;
- развитие образного мышления;
- тренировка слогового чтения;
- проводить комплексную оздоровительную работу: общеразвивающую физ. паузу, смену видов деятельности для профилактики переутомления.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать умение следить за своей речью во время работы на занятии;
- воспитывать умение внимательно слушать и слышать учителя на занятии.
Оборудование: компьютерная слайд-презентация; зеркала.
Ход занятия:
Организационный момент: приветствие, настрой на работу.
Дидактическая игра: «Буква заблудилась»: посмотрите на картинку, соответствует ли подпись нарисованному? Исправьте, какую букву на какую вы заменили? Образец ответа: в слове маска букву «а» заменяем на букву «и» получается слово миска.
Повторение пройденного материала: вспомним тему предыдущего занятия: дать характеристику звука [ш]. Опора на профиль звука. Звук [ш] - согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синим цветом. Почему он согласный? (воздух встречает преграду в виде языка) Почему глухой? (голосовые связки не работают) Какой буквой на письме обозначается звук [ш]? Буквой Ша. Прочитать, подумайте, какая буква пропущена: ш_шка, мыш_, маш_на. Какую букву запишем во всех этих словах? Какое правила написания вы знаете? (сочетание ШИ пиши с буквой И)
Формулирование темы занятия: я вам прочитаю двустишие, а последнее слово-рифму вы назовете мне сами (если не догадаются, то показываем картинку).
Услышав стук, залез на сук
Большой усатый чёрный … (жук).
Жук это животное или насекомое? Какого размера жук? Сколько у него лапок? Какой первый звук в слове жук? Кто догадался, какая тема нашего занятия? Тема нашего занятия «Буква Жэ, звук [ж]».
Артикуляционная гимнастика: для того чтобы правильно, четко произнести звук, надо подготовить язычок и губы. Упражнения для губ – «Улыбка», «Хоботок», «Бублик». Упражнения для языка – «Лопатка», «Чашечка», «Лошадка».
Артикуляционная характеристика звука: какое положение при произнесении звука [ж] принимают органы артикуляции? Губы – округлены и слегка выдвинуты вперед. Зубы – сближены. Язык – вверху за верхними зубами, в форме «чашечки». Ощутим, голосовые связки работают или нет? Работают, сомкнуты. Воздушная струя – теплая, воздух выходит плавно.
Фонетическая характеристика звука: звук [ж] – согласный (есть преграда), звонкий (голосовые связки работают), всегда твердый. Какой буквой на письме обозначается звук [ж]? Буквой Жэ.
Физ.минутка: танцы под музыку.
Работа над графическим образом буквы: подумайте, на что похожа буква Жэ? Послушайте двустишие: Ж похожа на жука, на смешного мотылька. Напишите в воздухе букву Жэ.
Развитие фонематического восприятия: тренируем ушки, услышите звук [ж] – поднимите синий карандаш. С, Ж, З, А, Х, Ж, ЦУ, ЖИ, ЧУ, ЩА, ШАПКА, ЖИВОТ, ЗУБИК, УРОЖАЙ.
Пальчиковая гимнастика: «В избушке».
Работа на уровне слова: прочитайте слоги, составьте из них слово. Слоги: жу-ки, жа-ба, Же-ня, лу-жа. Запишите получившиеся слова.
Работа на уровне предложения: прочитать предложение: Ёж_ку нужен жук на уж_н. Что такое ужин? (ужин- это вечерний прием пищи) Какая буква пропущена в словах? Какое правило нужно знать, чтоб написать слова «ежику» и «ужин»? ЖИ пиши с буквой И. Запишите предложение в тетрадь, подчеркните сочетание ЖИ.
Итог занятия: с какой буквой работали сегодня? Сколько у этой буквы звуков? Какой он?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....
конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»
Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....
Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»
В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...
Конспект логопедического занятия с учащимися 2 классов, имеющими диагноз: артикуляторно-акустическая дисграфия.
Тема: Дифференциация С – Ш...
Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного".
Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного" с презентацией....
Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"
Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"...
Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.
Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...