Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"
методическая разработка (5 класс)

Косинова Наталия Сергеевна

Конспект логопедического занятия с учащимися 5 класса "Двойная роль букв ё-е-я-ю"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kz_5kl.buevy_e-yo-yu-ya.pptx545.01 КБ
Файл kz_5kl.dvoynaya_rol_bukv_e-yo-yu-ya_.docx19.76 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Орфографическая минутка Дра __н , __пальца , ма__на , реч__ка , щ__ка , у__сток

Слайд 3

Шестнадцатое октября Буквы е-ё-ю-я .

Слайд 4

Мел , люк , лёд , гирлянда . Ель , ёлка , яма , юла Боец , поёт , каюта , заяц . Подъезд , съёмка , вьюга , объяснить .

Слайд 5

Вывод Буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, когда стоят после мягкого согласного, а два звука, когда стоят: 1. в начале слова 2. после гласного 3. после Ъ и Ь знаков.

Слайд 6

Делим на группы Белый , бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор, яблоко, боксёр.

Слайд 7

Транскрипции [ пал`от ],[ кл`уф ], [ с`аду ],[ й`эм ],[ й`олка ] [ й`ук ],[ й`асный `], [ сй`эл ].



Предварительный просмотр:

Конспект группового занятия с учащимися пятого класса

(с использованием ИКТ)

Тема: двойная роль букв е-ё-ю-я в начале слова, после разделительного мягкого знака, и после гласных.

Цель: закрепить знания о двойной роли букв е-ё-ю-я, совершенствовать умение различать позиции, в которых эти буквы обозначают один или два звука.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- сформировать навык различения звукового значения этих букв в разных фонетических позициях;

- совершенствовать умение транскрибировать;

-закреплять знания о написании слов с ча-ща, чу-щу, жи-ши

Коррекционно-развивающие:

- развитие словесного мышления через работы с загадкой;

- развитие звукового анализа и синтеза;

- проводить комплексную оздоровительную работу: танцевальную физ. паузу, смену видов деятельности для профилактики переутомления.

Коррекционно-воспитательные:

-воспитание внимания и активности учащихся на занятии, умения обобщать и делать выводы.

Оборудование: компьютерная слайд-презентация, карточки с домашним заданием.

Ход занятия:

Организационный момент: Приветствие учащихся. Повторение правил поведения на занятии. Сядет тот, кто дополнит предложение: На уроке я…

Орфографическая минутка: вставить в слова пропущенные буквы. Слова: дра__н, __пальца, ма__на, реч__ка, щ__ка, у__сток. На какие правила эти слова?

Повторение пройденного материала: вспомним о роли гласной при образовании слогов. Какое правило существует. Я диктую вам слова, а вы определяете, сколько в них слогов, а также на какую букву падает ударение. Слова: посолит, вишневый, уголь, толковать, перевозка.

Формулирование темы занятия:

Ребята, отгадайте загадки:

1. На дворе - такая жалость!

- Наша лесенка сломалась.

Наша лесенка сломалась,

Буква «Е» зато осталась.

2. Буква Е передохнула,

Как тотчас же на нее

Пара птенчиков вспорхнула –

Получилась буква Ё.

3. Чтобы О не укатилась,

Крепко к столбику прибью.

Ой, смотри-ка, что случилось:

Получилась ……буква Ю.

4. Восхваляет лишь себя

Забияка буква ….Я.

 С какими буквами мы сегодня будем работать? Записываем тему занятия «Буквы е-ё-ю-я».

Актуализация знаний по теме: поиграем в игру «Верю-не верю». Я задаю вопросы, а вы на них отвечаете либо «верю», либо «не верю».

1.В алфавите 35 букв?

2. Гласных букв 10?

3. Буквы Е, Ё, Ю, Я являются согласными?

4.Буквы Е, Ё , Ю , Я могут обозначать как 1 звук, так и 2? (Да)

5. Бывают ли звуки Е, Ё, Ю,Я? (Нет)

Написаны слова в 4 столбика:

1 столбик: Мел, люк, лёд, гирлянда.

2 столбик: Ель, ёлка, яма, юла

3 столбик: Боец, поёт, каюта, заяц.

4 столбик: Подъезд, съёмка, вьюга, объяснить.

Ребята, посмотрите внимательно на эти слова, что объединяет эти слова в каждом столбике? 4 человека делают фонетический разбор слов из каждого столбца у доски.

Делаем вывод: буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, когда стоят после мягкого согласного, а два звука, когда стоят в начале слова, после гласного, после Ъ и Ь знаков.

Физ. минутка: выполнение движений под музыку.

Практическое закрепление материала:

1.«Делим на группы»: часть учащихся записывает только слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают два звука, а другие – один звук. Слова: белый, бюро, вялый, вьюн, въезд, ёрш, ель, ем, мёд, мять, нёс, мера, любовь, заехать, поют, объявления, яд, юмор, яблоко, боксёр. Взаимопроверка.

2. «Придумай слово»: придумать слово, в котором буквы е-ё-ю-я дают два звука, стоя в начале слова, после другой гласной, после ъ или ь. Записать одно слово и сделать его транскрипцию.

3. «Пойми транскрипцию»: на экране появляются транскрипции слов, необходимо понять это слово и записать его правильно. Транскрипции: [пал`от],[кл`уф],[с`аду],[й`эм],[й`олка],[й`ук],[й`асный`],[сй`эл].

4. «Загадки»: отгадайте слово, запишите его, подчеркни орфограмму, одно слово разбери по составу.

А) Что больше всего на свете любит медведь? (мёд)

Б) В каких словах встречается буква-колючка Ё? (ёж, ёрш, ёлка)

В) Отгадайте имя девочки по первым звукам слов: ябеда, напёрсток, аквариум. (Яна)

Г) Куда осенью улетают птицы? (на юг)

Д) Что говорит мама, когда тебя кормит? (ешь).

Итог занятия: с какой темой мы сегодня познакомились? Какую роль играют эти буквы (дают 2 звука) При каких условиях обозначают 2 звука?

При каких условиях 1 звук?

Карточка с домашним заданием: разделить слова на две группы: в первой- слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают один звук, во второй группе - слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают два звука.

Слова: клюшка, ясно, стоя, гирлянда, съёмка, кепка, вьюга, крюк, юг, парашют, каюта, мёл.

один звук

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

два звука

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

Карточка с домашним заданием: разделить слова на две группы: в первой- слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают один звук, во второй группе - слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают два звука.

Слова: клюшка, ясно, стоя, гирлянда, съёмка, кепка, вьюга, крюк, юг, парашют, каюта, мёл.

один звук

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

два звука

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

Карточка с домашним заданием: разделить слова на две группы: в первой- слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают один звук, во второй группе - слова, в которых буквы е-ё-ю-я дают два звука.

Слова: клюшка, ясно, стоя, гирлянда, съёмка, кепка, вьюга, крюк, юг, парашют, каюта, мёл.

один звук

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

два звука

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________

_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт....

конспект логопедического занятия для учащихся 2 класса по теме «Дифференциация парных согласных звуков и букв «Б-П» в словах и словосочетаниях, предложениях»

Данное занятие предназанчено для детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует развитию слуховой дифференциации звуков, различению парных согласных на письме....

Конспект логопедического занятия для учащихся 2-го класс с ОВЗ с применением ЭОР и игровых технологий Тема: «А мы идем в Звукляндию!»

В процессе этого логопедического занятия происходит формирование и закрепление интереса к обучению средствами творческого конкурса-игры, совершенствование фонематических представлений, анализа и синте...

Конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного".

Представлен конспект логопедического занятия с учащимися 4 класса "Форма дательного падежа имени существительного" с презентацией....

Конспект логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"

Представлен конспект  логопедического занятия с учащимися 1 класса "Звук ж, буква Жэ, сочетание ЖИ"....

Конспект логопедического занятия.Тема: Дифференциация звуков и букв Г-К.

Цели:Обучающие:- учить выделять звуки из слогов, слов;- учить дифференцировать звуки, обозначать их буквами в слогах, словах, предложениях; - формировать навыки звуко-слогового и звуко-буквенного...