Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
план-конспект занятия по теме
На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_konspekta_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme.docx | 73.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
Цель : познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э
Задачи:
Обучающие:
- познакомить детей со звуком Э,
- давать характеристику звуку,
- определять количество слогов в слове,
- определять ударный звук,
- уметь придумывать слова с данным звуком,
- формировать навык чтения
Развивающие:
- развивать звуковой анализ и синтез,
- развивать фонематический слух,
- развивать память, внимание, связную устную речь, мелкую моторику рук
Воспитательные:
- воспитывать коммуникативные навыки,
- воспитывать чувство сопереживания, сострадания к близкому,
- формировать правила поведения в ситуациях «Один дома», «Я потерялся»,
- умения работать в коллективе
Тип урока: Урок изучения нового материала
Форма урока: урок - путешествие
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.
Сохраняющие здоровье технологии:
- соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм;
- чередование труда и отдыха (разминки);
- соблюдение светового режима
Оснащение урока: компьютер, мультимедийное оборудование, предметные картинки, раздаточный материал
Класс: 1 а
Продолжительность урока: 40 мин.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада всех вас видеть. Пора занятие начинать, пора на мои вопросы отвечать. На место сядет тот, кто скажет : какое время года на дворе, время суток, день недели, месяц,число.( каждому ребёнку задаётся вопрос по уровню сложности. Как показывает практика, самый сложный вопрос- это про время суток).
- Молодцы, все сидят на своих местах, а, значит, вы все ответили на мои вопросы правильно.
- Основная часть. Тема занятия
Имитирую стук в дверь.
- Ребята, что надо спросить, когда стучат в дверь? (Дети: «Кто там?»)
- А можно ли открывать дверь, когда вы одни дома? А когда вы не одни дома? Как лучше поступить в такой ситуации? (Дети: «Позвать взрослого».)
- Ребята, сейчас вы не одни, и с вами я, взрослая. Давайте откроем дверь. Ой, да тут… Отгадайте загадку, кто?
Носит юбочки и платья,
Любит куклами играть.
Мама вовсе не сыночком,
Дочкой будет называть.
(Дети: «Девочка»)
- К нам в гости пришла девочка. А что это с ней? (Дети: «Она плачет»).
- А почему она плачет? Что с ней случилось? (Ответы детей из личного опыта).
- Что же мы будем делать? (Дети: «Поможем ей»).
- Правильно, ребятки. А чтобы помочь, нужно узнать, что же с ней случилось, как ее зовут. Давайте познакомимся с девочкой. Какой вопрос нужно задать? (Дети: «Как тебя зовут?»)
Расставляю картинки с изображениями предметов: эскимо, морковь, мак, автобус.
- Угадайте имя девочки по первым звукам предметов, изображенных на картинках,
- Ребятки, какой звук мы слышим в начале слова «Эмма». Как вы думаете, с каким
звуком мы будем сегодня знакомиться? (Дети: «Со звуком э»)
-Какой он? (Дети: «Звук [э]. Он гласный»).
- Ударный или безударный звук [э]? (Дети: «Ударный»).
Игра «Поймай звук»
- У меня все слова закончились. Придумайте сами слова со звуком [э]. Где мы слышим звук [э] в слове? (Работа с раздаточным материалом, схема слова – птичка, звук - кружок)
- Молодцы.
- Посмотрите, вот так звук [э] обозначается буквами: печатной и письменной, прописной и строчной. (Показ картинок).
- На что похожа буква «э»?
Буква «Э» на «С» дивится,
Словно в зеркало глядится,
Сходство есть наверняка,
Только нет языка.
- Эмма, что же с тобой случилось?
Девочка: «Ай, ау-ау-ау, папу с мамой не найду» (заучивание с детьми: грустно, тихо, громко).
- Так что с ней случилось, ребята? А где еще можно потеряться? Что надо делать, чтобы нигде не потеряться?
- Молодцы, вы знаете, что делать, а вот маленькая Эмма не знала. И вот, что с ней случилось..
III. Закрепление изученного материала.
Пошла Эмма в лес за грибами. Идет она по первой дорожке:
Чтение с детьми букв, слогов (дифференциация: буква и слог, сколько слогов, сколько букв мы видим, гласный и согласный, придумывание слов на букву, слог, нахождение на тропинке слова, характеристика звука [э]).
Шла-шла, но грибов не нашла.
Пошла Эмма по второй дорожке:
Шла-шла и вот это нашла:
__таж
__скимо
_ксковатор
- Какую букву съели волки? Сколько слогов в словах? Какие гласные в них ударные?
- Помогла Эмма словам, а грибов не нашла. Пошла Эмма по третьей дорожке, увидела здесь зайчика.
Физминутка:
Зайка серенький умывается,
Зайка серенький в гости собирается,
Вымыл ушки, вымыл глазки,
Вымыл ротик. Вымыл носик,
Вымыл хвостик и бегом попрыгал в гости.
- Убежал зайка да оставил книжку с ребусом. Давайте отгадаем его:
Э
(Дети прикрепляют буквы магнитами в клетки, но сначала эта работа проводится по рядам на столах, командами).
(Экран)
- Поиграла Эмма с ребусом и вдруг поняла, что заблудилась. Села она на полянку и громко заплакала, и случилось с ней дальше в лесу вот что…
Просмотр мультфильма «Эхо», используя мультимедийное оборудование.
- Ребята, так, кто помог Эмме? (Дети: «Эхо»)
- А что обычно делает эхо? (Дети: «Повторяет за всеми»)
Игра «Эхо»
IV. Итог занятия
- Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? Что с ней случилось? Куда мы вместе с Эммой путешествовали? Какой звук принесла Эмма? Дайте ему характеристику? Ребята, вы все так Эмме понравились, и она хочет вам всем подарить подарки (листочки-раскраски с предметами на Э). А что вам больше всего понравилось сегодня? Будем еще когда-нибудь путешествовать? А сейчас, ребятки, наше путешествие закончилось, встали красиво и попрощались.
Решила взять разработку конспекта именно по этой теме, так как считаю, что на букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе
В декабре 2011г я участвовала (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес, это полезная информация на аттес...
Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".
Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....
Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"
Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...
Фронтальное занятие на тему: Звуки и буквы Т-Д в слогах и словах
В занятии представлен систематизированный дидактический материал по дифференциации звонких и глухих согласных звуков, предназначенные для работы по предупреждению и устранению нарушений в устной...
логопедическое занятие на тему: Звук «у». Буква У.
Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...
Методическая разработка открытого занятия на тему "Звуки [c] и [c\']" для 1 класса.
Разработка занятия по развитию речи....
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)
Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)...