Методическая разработка конспекта логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»
план-конспект занятия по теме

Стешина Наталья Владимировна

На букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним, поэтому я разработала конспект именно на эту тему. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка конспекта  логопедического занятия по теме «Звук и буква Э»

Цель : познакомить детей с гласным звуком Э и буквой Э

Задачи:

Обучающие:

  • познакомить детей со звуком Э,
  • давать характеристику звуку,
  • определять количество слогов в слове,
  • определять ударный звук,
  • уметь придумывать слова с данным звуком,
  • формировать навык чтения

              Развивающие:

  • развивать звуковой анализ и синтез,
  • развивать фонематический слух,
  • развивать память, внимание, связную устную речь, мелкую моторику рук

              Воспитательные:

  • воспитывать коммуникативные навыки,  
  • воспитывать чувство сопереживания, сострадания  к  близкому,  
  • формировать правила поведения в ситуациях «Один дома», «Я потерялся»,
  • умения работать в коллективе

Тип урока: Урок изучения нового материала

Форма урока: урок - путешествие

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Методы: объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, самостоятельная работа.

Сохраняющие здоровье технологии: 

  • соблюдение правил техники безопасности и санитарных норм;
  • чередование труда и отдыха (разминки);
  • соблюдение светового режима

Оснащение урока: компьютер, мультимедийное оборудование, предметные картинки, раздаточный материал

Класс: 1 а

Продолжительность урока: 40 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

- Здравствуйте, дорогие ребята. Очень рада всех вас видеть. Пора занятие начинать, пора на мои вопросы отвечать. На место сядет тот, кто скажет : какое время года на дворе, время суток, день недели, месяц,число.( каждому ребёнку задаётся вопрос по уровню сложности. Как показывает практика, самый сложный вопрос- это про время суток).

- Молодцы, все сидят на своих местах, а, значит, вы все ответили на мои вопросы правильно.

  1. Основная часть. Тема занятия

Имитирую стук в дверь.

 - Ребята, что надо спросить, когда стучат в дверь? (Дети: «Кто там?»)

 - А можно ли открывать дверь, когда вы одни дома? А когда вы не одни дома? Как лучше поступить в такой ситуации? (Дети: «Позвать взрослого».)

 - Ребята, сейчас вы не одни, и с вами я, взрослая. Давайте откроем дверь. Ой, да тут… Отгадайте загадку, кто?

Носит юбочки и платья,

Любит куклами играть.

Мама вовсе не сыночком, 

Дочкой будет называть.

(Дети: «Девочка»)

 - К нам в гости пришла девочка. А что это с ней? (Дети: «Она плачет»).

 - А почему она плачет? Что с ней случилось? (Ответы детей из личного опыта).

 - Что же мы будем делать? (Дети: «Поможем ей»).

 - Правильно, ребятки. А чтобы помочь, нужно узнать, что же с ней случилось, как ее зовут. Давайте познакомимся с девочкой. Какой вопрос нужно задать? (Дети: «Как тебя зовут?»)

Расставляю картинки с изображениями предметов: эскимо, морковь, мак, автобус.

 - Угадайте имя девочки по первым звукам предметов, изображенных на картинках,

- Ребятки, какой звук мы слышим в начале слова «Эмма». Как вы думаете, с каким          

звуком мы будем сегодня знакомиться? (Дети: «Со звуком э»)

 -Какой он? (Дети: «Звук [э]. Он гласный»).

 - Ударный или безударный звук [э]? (Дети: «Ударный»).

Игра «Поймай звук»

- У меня все слова закончились. Придумайте сами слова со звуком [э]. Где мы слышим звук [э] в слове? (Работа с раздаточным материалом, схема слова – птичка, звук - кружок)

 - Молодцы.

 - Посмотрите, вот так звук [э] обозначается буквами: печатной  и письменной,  прописной и строчной. (Показ картинок).

- На что похожа буква «э»?

Буква «Э» на «С» дивится,

Словно в зеркало глядится,

Сходство есть наверняка,

Только нет языка.

 - Эмма, что же с тобой случилось?

Девочка: «Ай, ау-ау-ау, папу с мамой не найду» (заучивание с детьми: грустно, тихо, громко).

 - Так что с ней случилось, ребята? А где еще можно потеряться? Что надо делать, чтобы нигде не потеряться?

 - Молодцы, вы знаете, что делать, а вот маленькая Эмма не знала. И вот, что с ней случилось..

III. Закрепление изученного материала.

Пошла Эмма в лес за грибами. Идет она по первой дорожке:

Чтение с детьми букв, слогов (дифференциация: буква и слог, сколько слогов, сколько букв мы видим, гласный и согласный, придумывание слов на букву, слог, нахождение на тропинке слова, характеристика звука [э]).

Шла-шла, но грибов не нашла.

Пошла Эмма по второй дорожке:

Шла-шла и вот это нашла:

__таж

__скимо

_ксковатор

 - Какую букву съели волки? Сколько слогов в словах? Какие гласные в них ударные?

 - Помогла Эмма словам, а грибов не нашла. Пошла Эмма по третьей дорожке, увидела здесь зайчика.

Физминутка:

Зайка серенький умывается,

Зайка серенький в гости собирается,

Вымыл ушки, вымыл глазки,

Вымыл ротик. Вымыл носик,

Вымыл хвостик и бегом попрыгал в гости.

 - Убежал зайка да оставил книжку с ребусом. Давайте отгадаем его:

Э 

(Дети прикрепляют буквы магнитами в клетки, но сначала эта работа проводится по рядам на столах, командами).

 (Экран)

 - Поиграла Эмма с ребусом и вдруг поняла, что заблудилась. Села она на полянку и громко заплакала, и случилось с ней дальше в лесу вот что…

Просмотр мультфильма «Эхо», используя мультимедийное оборудование.

 - Ребята, так, кто помог Эмме? (Дети: «Эхо»)

 - А что обычно делает эхо? (Дети: «Повторяет за всеми»)

 Игра «Эхо»

IV. Итог занятия

 - Ребята, кто приходил к нам сегодня в гости? Что с ней случилось? Куда мы вместе с Эммой путешествовали? Какой звук принесла Эмма? Дайте ему характеристику? Ребята, вы все так Эмме понравились, и она хочет вам всем подарить подарки (листочки-раскраски с предметами на Э). А что вам больше всего понравилось сегодня? Будем еще когда-нибудь путешествовать? А сейчас, ребятки, наше путешествие закончилось, встали красиво и попрощались.

Решила взять разработку конспекта именно по этой теме, так как считаю, что на букву Э довольно сложно и трудно подобрать материал и обыграть ситуацию с ним. Может быть, кому-нибудь и пригодится мой опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедические занятия по теме «Звуки и буквы» по программе

В декабре 2011г  я участвовала  (получила книгу, где на стр.74 моя работа,ниже представленная, пишите и отправляйте материалы в данный адрес,  это полезная информация на аттес...

Логопедическое занятие на тему: "Звук и буква - А".

Логопедическое занятие с учащимися 1 класса. Характеристика звука по артикуляционным и аккустическим признакам. Выделение звука - А в ударной позиции в начале и конце слова....

Презентация к логопедическому занятию по теме "Звук и буква Р"

Логопедическое занятие «Звука и буква Р» составлено учителем – логопедом Гильмутдиновой Г.Р. для детей младшего школьного возраста и направлено на автоматизацию поставленного звука [Р]-[Р\'] в слогах, ...

Фронтальное занятие на тему: Звуки и буквы Т-Д в слогах и словах

В занятии представлен систематизированный дидактический материал по дифференциации звонких и глухих согласных  звуков, предназначенные для работы по предупреждению и устранению нарушений в устной...

логопедическое занятие на тему: Звук «у». Буква У.

Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. Оборудование:предметные ка...

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)

Методическая разработка: Практический материал для изучения звуков и букв русского языка для детей с ограниченными возможностями здоровья (материал из личного опыта работы)...