Основы эффективного педагогического общения в высшей школе
презентация к уроку на тему

Гульфия Гайязевна Мухаметшина

Цель: Выявить основные формы эффективного педагогического общения.

Объект исследования: педагогическое общение

Предмет исследования: основы эффективного педагогического общения в высшей школе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы эффективного педагогического общения в высшей школе Хабибуллина Гульфия Гайязевна

Слайд 2

Цель: Выявить основные формы эффективного педагогического общения . Объект исследования: педагогическое общение Предмет исследования: основы эффективного педагогического общения в высшей школе . Задачи: рассмотреть содержание и структуру педагогического общения; выявить основы педагогического общения в вузе; изучить модели поведения преподавателя в вузе; провести диагностику стилей педагогического общения в высшей школе.

Слайд 3

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера ).

Слайд 4

Педагогическое общение - специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе . Проблемы педагогического общения составляют основу профессиональной деятельности вузовского преподавателя.

Слайд 5

Особенности педагогического общения в вузе. В системе вузовского педагогического общения сочетаются два фактора: 1) взаимоотношения ведомый-ведущий; 2) взаимоотношения сотрудничества обучаемого и обучающего.

Слайд 6

Основные требования к отношениям "преподаватель-студент", "студент-студент" можно сформулировать следующим образом: взаимодействие факторов сотрудничества и ведомости при организации воспитательного процесса; формирование духа корпоративности, коллегиальности, профессиональной общности с педагогами; ориентация системы педагогического общения на взрослого человека с развитым самосознанием и тем самым преодоление авторитарного воспитательного воздействия; использование профессионального интереса студентов как фактора управления воспитанием и обучением и как основы педагогической и воспитательной работы.

Слайд 7

Модели общения преподавателя в высшей школе Модель дикторская ("Монблан"). Педагог как бы отстранен от обучаемых, он парит над ними, находясь в царстве знаний. Никакого личностного взаимодействия . Педагогические функции сведены к информационному сообщению . Следствие: отсутствие психологического контакта , безынициативность и пассивность обучаемых .

Слайд 8

Модель неконтактная ("Китайская стена") очень близка по своему содержанию к первой. Разница в том, что между педагогом и обучаемым существует слабая обратная связь ввиду произвольно и непреднамеренно возведенного барьера общения. В роли такого барьера могут выступать отсутствие желания к сотрудничеству с какой- либо стороны, информационный, а не диалоговый характер занятий, непроизвольное подчеркивание педагогом своего статуса, снисходительное отношение к обучаемым. Следствие: слабое взаимодействие с обучаемыми , а с их стороны – равнодушное отношение к педагогу.

Слайд 9

Модель дифференцированного внимания ("Локатор") основана на избирательных отношениях с обучаемыми. Педагоги ориентированы не на весь состав аудитории, а лишь на часть, допустим на талантливых, слабых, лидеров или аутсайдеров. В общении педагог концентрирует на них свое внимание. Следствие: нарушается целостность акта взаимодействия в системе "педагог-коллектив", она подменяется фрагментарностью ситуативных контактов.

Слайд 10

Модель гипорефлексивная ("Тетерев") заключается в том, что педагог в общении как бы замкнут в себе: его речь большей частью монологична . Он слышит только самого себя и никак не реагирует на слушателей. Такой педагог проявляет эмоциональную глухоту к окружающим. Следствие: практически отсутствует взаимодействие между обучаемым и обучающим, а вокруг последнего образуется поле психологического вакуума. Стороны процесса общения существуют изолированно друг от друга, учебно-воспитательное взаимодействие поставлено формально.

Слайд 11

Модель гиперрефлексивная ("Гамлет") Педагог озабочен не столько содержательной стороной взаимодействия, сколько тем, как он воспринимается окружающими. Межличностные отношения принимают для него доминирующее значение. Он остро реагирует на нюансы психологической атмосферы в среде обучаемых, принимая их на свой счет. Такой педагог подобен обнаженному нерву. Следствие: обостренная социально-психологическая чувствительность педагога, приводящая его к неадекватным реакциям на реплики и действия аудитории. В такой модели бразды правления могут оказаться в руках обучаемых, а педагог займет ведомую позицию.

Слайд 12

Модель негибкого реагирования ("Робот"). Взаимоотношения педагога с обучаемыми строятся по жесткой программе, где четко выдерживаются цели и задачи занятия, дидактически оправданы методические приемы, имеют место безупречная логика изложения и аргументация фактов, но педагог не обладает чувством постоянно меняющейся ситуации общения. Им не учитываются педагогическая действительность , состав и психологическое состояние обучаемых, их возрастные и этнические особенности. Следствие: низкий эффект социального взаимодействия ..

Слайд 13

Модель авторитарная ("Я – сам"). Учебный процесс целиком фокусируется на педагоге. Он – главное и единственное действующее лицо. От него исходят вопросы и ответы, суждения и аргументы. Практически отсутствует творческое взаимодействие между ним и аудиторией. Личная инициатива со стороны обучаемых подавляется. Следствие: воспитывается безынициативность, теряется творческий характер обучения, искажается мотивационная сфера познавательной активности

Слайд 14

Модель активного взаимодействия ("Союз"). Педагог постоянно находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу, легко схватывает изменения в психологическом климате коллектива и гибко реагирует на них. Преобладает стиль дружеского взаимодействия с сохранением ролевой дистанции. Возникающие учебные, организационные, этические и др. проблемы творчески решаются совместными усилиями. Такая модель наиболее продуктивна .

Слайд 15

Диагностика стилей педагогического общения в высшей школе В результате опроса, проведенного осенью 2018 года в городе Саратове с помощью анкетирования, были получены следующие данные. Было опрошено 20 преподавателей высших учебных заведений. Было опрошено 60% респондентов мужского пола и 40% женского.

Слайд 16

Модели общения Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень Кол-во чел % Кол-во чел % Кол-во чел % Диктаторская "Монблан" 1 5% 19 95% 0 0% Неконтактная "Китайская стена" 14 70% 6 30% 0 0% Дифференцированное внимание "Локатор " 2 10% 18 90% 0 0% Гипорефлексивная "Тетерев" 13 65% 7 35% 0 0% Гиперрефлексивная "Гамлет» 1 5% 19 95% 0 0% Негибкого реагирования "Робот" 4 20% 16 80% 0 0% Авторитарная «Я сам(а)» 2 10% 18 90% 0 0% Активного взаимодействия «Союз» 1 5% 19 95% 0 0%

Слайд 17

Самой распространенной классификацией стилей педагогического общения на диктаторский, демократический, попустительский (либеральный). Ни один из этих стилей не встречается на практике в «чистом» виде, в большинстве случаев мы сталкиваемся со «смешением» нескольких стилей, с преобладанием какого-либо одного.

Слайд 18

Заключение. Педагогическое общение выступает как одно из главных средств педагогического воздействия. Педагог в своей деятельности должен реализовать все функции общения - выступать как источник информации, и как человек, познающий другого человека или группу людей, и как организатор коллективной деятельности и взаимоотношений . У спех в реализации эффективного взаимодействия с учениками достигается благодаря профессионализму учителя, умению реализовывать общение, умению находить индивидуальный подход к ученику.

Слайд 19

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы технологии педагогического общения по Н.Е. Щурковой.

Краткое описание основ технологии педобщения по Н.Е.Щурковой. Общение на уроке и во внеурочной деятельности....

Элективный курс "Основы эффективного общения"

Элективный курс "Основы эффективного общения" в форме  коммуникативного практикума...

Формирование коммуникативной культуры как основы эффективного педагогического процесса

Успешность профессиональной деятельности учителя во многом определяется способностью к эффективному взаимодействию, поскольку общение лежит в основе педагогического труда....

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...

Технология оценки качества образования и эффективности деятельности педагогов ОДОД ГБОУ школы № 297 Пушкинского района на основе метода педагогических измерений

Внутренняя система оценки качества дополнительного образования детей - система диагностических и оценочных процедур, реализуемых педагогами с целью мониторинга результатов реализации общеобразовательн...