МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.
статья

Цыбуля Юлия Ивановна

Статья для работников коррекционных школ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tsybulya_yu.i._doklad.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ

 ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

Цыбуля Ю.И.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская общеобразовательная школа-интернат».

 г. Алексеевка

        Понятие «психологическое сопровождение» большинством специалистов осознается как элемент системы практической деятельности психолога. Однако до настоящего времени единого определения термина «психологическое сопровождение» фактически не существует. Некоторые исследователи рассматривают психологическое сопровождение как поддержку психически здоровых людей, у которых на определённом этапе развития возникают личностные трудности. Другие считают, что психолого-педагогическое сопровождение – это технология оказания социально-психологической помощи семье и личности. Также существует мнение о том, что сопровождение «предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности», что успешно организованное социально-психологическое сопровождение открывает перспективы личностного роста, помогает войти в ту «зону развития», которая еще недоступна.  Целый ряд авторов, которые на практике пытаются решать задачи психолого-педагогического сопровождения считают, что психологическое сопровождение включает в себя систему организационных, диагностических, обучающих и развивающих мероприятий для педагогов, учащихся, администрации и родителей, направленных на создание оптимальных условий для обучаемых. Таким образом, по мнению большинства специалистов, психологическое сопровождение – это технология, направленная на решение конкретных задач. Причем перечень задач определяется областью применения данной технологии: семья, школа, профессиональная деятельность, конкретная личность и т. д. В большинстве случаев психологическое сопровождение включает в себя следующие направления: психодиагностика, психокоррекционная и развивающая работа, консультирование и просвещение. Мероприятия по оказанию психологической помощи обучаемым в образовательных учреждениях осуществляются не случайно. Так, в соответствии с требованиями «Закона об образовании в Российской Федерации» обучаемый имеет право на бесплатную психолого-педагогическую, логопедическую и социальную помощь. Более того, как следует из вышеуказанного закона, психолого-педагогическая помощь может включать: 1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников; 2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся; 3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий; 4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации. В свою очередь Приказ Министерства образования РФ № 636 от 1999 г. возлагает ответственность за организацию психологической помощи на органы управления образованием субъекта Федерации, а научно-методическое обеспечение возложено на научно-исследовательские и образовательные учреждения высшего профессионального образования. Кроме этого, Приказ Министерства образования № 636 определяет задачи и цели деятельности службы практической психологии в образовательных организациях. Во многих субъектах Федерации за последние годы были разработаны комплекты документов регламентирующих порядок организации деятельности психологической службы образовательных организаций. Однако, можно говорить о том, что к настоящему времени обнаружился существенный недостаток в организации психологической службы образовательной организации – ее симптоматийный характер, т. е. чаще всего задачи решаются по принципу разрешения возникшей проблемы и не носят системного характера. Следовательно, для повышения эффективности психолого-педагогического сопровождения необходима концепция на основании которой следует осуществлять деятельность психологической службы образовательной организации. При этом данная концепция должна отвечать ряду требований, которые изложены в вышеуказанных документах. В том числе необходимо учесть следующее:

1. Концепция организации психологического сопровождения образовательного процесса должна иметь теоретическое обоснование и должна позволять объяснить причины школьной неуспеваемости и других проблем, которые возникают у обучающихся.

2. Данная концепция должна позволять решать вопросы диагностики индивидуально-психологических и личностных качеств, необходимых для успешного обучения.

3. Предлагаемая концепция должна позволять осуществлять психологическую помощь с высоким уровнем эффективности.

 С нашей точки зрения, при обосновании методологии организации психологического сопровождения образовательного процесса образовательной организации общеобразовательной школы) необходимо учитывать специфику обучения ребенка в школе. В том числе надо учитывать, что школьное обучение является постоянным процессом адаптации к периодически изменяющимся требованиям, которые выдвигает образовательный процесс перед школьниками. Данный процесс протекает не просто и сопровождается значительными психоэмоциональными нагрузками. При этом можно выделить несколько этапов кардинальной смены деятельности: адаптация к условиям начального общего образования; адаптация к условиям основного общего образования; адаптация к условиям полного среднего образования; завершение обучения,  выбор дальнейшего жизненного пути.         

Кроме этого следует иметь в виду, что признаками осложнения или даже срыва адаптации является: школьная неуспеваемость (низкий уровень овладения образовательной программой); несоблюдение требований, предъявляемых образовательной организаций к поведению обучаемого (нарушение регуляции поведения); конфликты в коллективе, низкий социальный статус; частые пропуски занятий по причине плохого состояния здоровья (психосоматические заболевания). Таким образом, при выборе методологии психологического сопровождения образовательного процесса следует опираться: на исследования в области изучения проблем психологической адаптации человека; концепцию поэтапного овладения умственными действиями; концепция адаптационного потенциала личности.         Концепция личностного адаптационного потенциала была сформулирована еще в 90-х годах прошлого века. За прошедшие годы концепция адаптационного потенциала получила поддержку среди отечественных и зарубежных психологов и широко используется на практике при решении задач психологического обеспечения различных видов деятельности. В том числе, данная концепция может быть использована и для решения задач психологического сопровождения различных категорий обучаемых. С позиции адаптационного потенциала личности, целью психологического сопровождения образовательного процесса является:

  • оптимизация процесса адаптации обучаемых к условиям обучения в конкретной образовательной организации на основе оценки адаптационных возможностей личности обучаемых;
  • выявлении обучаемых с признаками затрудненной адаптации и своевременного оказания им помощи;
  • проведение тренингов, направленных на развитие личностных качеств, обусловливающих успешность адаптации к условиям обучения и др.

Список литературы

1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровож- дение естественного развития маленьких детей. – СПб., 1996.

2. Битянова М.Р. Психолог в школе: Содержание и организация работы. – М., 1998.

3.  Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. – Мн.,1993.

4. Маклаков А.Г. Личностный адаптационный потенциал: его мобилизация и прогнозирование в экстремальных условиях // Психологический журн. – 2001. – Т. 22. – № 1. – С. 16–24.

5. Скворцов В.Н., Маклаков А.Г. Реформа российской школы и перспективные направления научных исследований в педагогической психологии // Вестн. ЛГУ им. А.С. Пушкина. – Т. 5. – № 4. – 2010. – С. 5–20.

6. Яничева Т. Психологическое сопровождение деятельности школы. Подход. Опыт. Находки // Журн. практ. психолога. – 1999. – №3. – С. 101–119.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дневник индивидуального сопровождения в коррекционной школе-интернат

Методическая разработка в помощь учителям и воспитателям коррекционной щколы-интернат VIII вида...

Дефектологическое сопровождение в коррекционной школе 8 вида

Доклад представляет краткий обзор по деятельности педагога-дефектолога в коррекционной школе VIII вида....

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

Теоретическое осмысление вопросов совершенствования службы сопровождения в коррекционной школе-интернате.

Обзор  литературных источников , освещающих проблемы службы сопровождения в СКОУ и ПМПК( консультации).Поиск эффективных идей для совершенствования  работы специалистов и педагогов коррекцио...

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ.

В статье рассказывается о психолого-педагогическом сопровождении в коррекционной школе...