Формирование коммуникативной культуры как основы эффективного педагогического процесса
методическая разработка по психологии на тему
Успешность профессиональной деятельности учителя во многом определяется способностью к эффективному взаимодействию, поскольку общение лежит в основе педагогического труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_kommunikatsiya_hafizova_g.t.doc | 45 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование коммуникативной культуры как основы эффективного педагогического процесса.
Успешность профессиональной деятельности учителя во многом определяется его способностью к эффективному взаимодействию, поскольку общение лежит в основе педагогического труда.
В русле такого подхода факторы, обеспечивающие эффективность общения, условно можно разделить на три группы:
- я-концепция педагога;
- вербальная и невербальная коммуникация (владение педагогом средствами общения);
-знание личностных характеристик партнёра по общению;
Личностное развитие как необходимое условие эффективного педагогического общения:
-Самопознание;
-Толерантность как профессионально значимое качество личности современного учителя;
-Эмоциональное состояние учителя как составляющая его профессионализма.
На эмоциональном состоянии остановимся подробнее:
1. Направленность на другого человека
2.Эмпатия
3.Эмоциональная устойчивость
4.Адекватная самооценка
5.Принятие себя.
Все эти составляющие и есть «Я –концепция».
Самопринятие является определяющим качеством успешной коммуникации. Если человек не принимает себя, то структура его «Я» деформируется, искажается самооценка, формируется мощная система защитных и манипулятивных механизмов.
Анекдот: доктор:
-Да, батенька, страдаете вы от комплекса неполноценности!
-Да это было бы ещё ничего, только какой – то этот комплекс у меня неполноценный…
Высокий уровень самопринятия открывает для человека широкие возможности для самоактуализации, и как следствие для самореализации.
Существуют различные пути повышения уровня самопринятияи самооценки. О таких способах мы и поговорим сегодня на занятии.
Стресс.
Одна из причин – обида. В основе лежит неформальная связь с другим человеком. Обида всегда имеет адрес. И обиженному нужно ощущение, что обида будет услышана и нанесёт боль обидчику.
В отношениях обиду вызывает нарушение ожиданий… Обязательный момент любой обиды – нарушение чувства справедливости. Когда появляется это чувство - рекомендуется сказать «СТОП» и подумать: что справедливо, а что – нет. Чаще всего наши представления о справедливости идут из глубокого детства, когда всё было для нас или поровну. И с этих лет представления не пересматривались. В этом случае полезен принцип: «Если достался лимон – сделай лимонад»
Вторая причина стресса - сравнение себя с кем – то. Срабатывает моментальная операция сравнения в проекции на оценку своей личности, и приводит к ненасыщенной потребности к самоутверждению путём сопоставления себя с другими. Это сравнение отравляет жизнь. Человек находится в гонке. Достигнув одной цели, он стремиться к другой, не получая радости.
Занятие «Самопринятие как основа успешного общения».
1. Упражнение «Мешок афоризмов».
Каждый участник выбирает из «мешка» афоризм и в процессе работы зачитывает его.
2.Упражнение «Комплименты».
Каждый участник делает комплименты своему соседу слева.
3.Тест «Отношение к миру. Коммуникативная установка».
4.Ситуация «Учителя не выполнили правильно данное на прошлой неделе задание, и на это были причины. Директор вызвал своего заместителя и в жёсткой форме выговорил замечания по работе, не совсем разобравшись в ситуации». Как прийти в себя и приступить к работе? Предстоит урок в 10 классе….
5.Упражнение «Цепочка плохих и хороших следствий».
Я гулял и промочил ноги-это плохо, потому что…
это хорошо, потому что…
Меня поставили на дежурство в праздники – это плохо…
6.Упражнение «Ладонь»
Каждый участник рисует ладонь и пускает по кругу. Каждый должен в каждой ладошке написать хорошее качество…
7. Сказка «Душа». Одновременно «Рисунок своей души».
Завершение занятия: «Гимн себе»
Дополнить высказываниями свой гимн.
«Я – это Я.
Во всём мире нет никого в точности такого же, как Я.
Мне принадлежит всё, что есть во мне: моё тело, включая всё, что оно делает; моё сознание, включая все мои мысли и планы; мои глаза, включая все образы, которые они могут видеть; мои чувства, какими бы они ни были, -тревога, удовольствие, напряжение, любовь, раздражение, радость; мой рот и все слова, которые он может произносить; мой голос; все мои действия, обращённые к другим людям и к себе.
Мне принадлежат все мои фантазии, мои мечты, все мои надежды и страхи. Мне принадлежат все мои победы и успехи.
Я принадлежу себе, и поэтому я могу строить себя.
Я –это Я, и Я – это замечательно!».
Поскольку жизнь, верша полёт,
Чуть воспарит – опять в навозе,
Всерьёз разумен только тот,
Кто не избыточно серьёзен.
И. Губерман
Жизнь становится проще, если
перестаёшь считать себя сложным.
Б. Крутиер
Удары судьбы в лоб означают, что
Не возымели действия её пинки в зад.
А. Подводный
Как сдоба пышет злоба дня,
И нет её прекрасней,
А год спустя глядишь- фигня
Притом на постном масле.
И. Губерман
Эмоции, обычно, через какое – то время проходят.
Но то, что они сделали, остаётся.
В. Швебель
Быть хорошим – это очень
изнашивает человека
М. Твен
Если дела предоставить самим себе,
Они улучшатся
В. Лангин
Иногда стоит узнать человека
Поближе, как хочется послать его подальше.
К. Мелихан
Жизнь не так уж плоха, пока
Можно на неё жаловаться.
Б. Крутиер
Деньги портят человека.
Ему хочется ещё и счастья.
Б. Крутиер
Попали два ежика в яму.
-Ну и что делать будем?
-Карабкаться изо всех сил, конечно!
- Бедняга, и здесь без работы не можешь!
Анекдот.
Хочешь всего и сразу,
а получаешь ничего и постепенно.
В. Зверев
Научись правильно переживать-
И никто тебе не начальник!
А. Подводный
Мир выглядит юной красавицей
или страшной ведьмой в зависимости от того,
через какие очки на него смотришь.
Г. Гейне
Что имеешь – то и есть твоё желание.
М.Лежепёков
Нет такой плохой ситуации,
которая не могла бы стать ещё хуже!
Закон Гаттузо
Не жалуйся на жизнь-
Могло не быть и этого.
А. Кивинов
Не обращайте внимания на мелкие недостатки.
У вас есть и крупные!
Б. Франклин
Умная мысль:
Если сами цените себя невысоко,
мир не предложит вам ни копейки больше
Не бойтесь совершенства- оно вам не грозит.
С. Дали
Хватит повторять старые ошибки!
Время делать новые!
К. Кнышев
Эту мысль надо выжить из ума!
А. Кнышев
Я прекрасно отношусь к людям,
потому что ничего хорошего от них не жду!
О. Брик
Не бойся быть глупее, чем кажешься на первый взгляд.
Г. Остер
Книга книгой, а мозгами двигай.
Русская пословица
Умная мысль:
Есть один верный способ потерпеть
Неудачу в жизни.
Старайтесь понравиться всем без исключения
Пока не наступит завтра, ты не поймёшь,
как хорошо тебе было сегодня.
Л. Левинсон
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Успешный учитель – основа эффективности образовательного процесса
Каким должен быть успешный учитель? Давайте порассуждаем...
Формирование коммуникативной компетенции у детей-сирот в процессе преподавания дисциплин филологического цикла
Методика коррекции трёх составляющих коммуникативной компетенции: эмоциональной, когнитивной, поведенческой....
Формирование коммуникативной компетенции как основы речевого поведения учащихся через использование ИКТ
Статья представляет собой выступление на августовской педагогической конференции, посвященной освоению ФГОСов. В статье указано, что современные школьники испытывают серьезные затруднения в умен...
«Формирование коммуникативной культуры в процессе обучения и воспитания студентов. Рекомендации по профессионально - педагогическому общению»
Настоящие методические рекомендации разработаны В. А. Канн- Каликом во всероссийском центре по проблемам общения с целью совершенствования техники и культуры педагогического общения:...
Система показателей качества и эффективности педагогического процесса
Методическая разработка по теме:Система показателей качества и эффективности педагогического процесса. Описание социально- воспитательных технологий....
Коммуникативные универсальные учебные действия и формирование коммуникативной культуры старшеклассников.
Формирование коммуникативной культуры школьников возможно при формировании коммуникативных УУД. В статье говорится о том, что входит в понятие "коммуникативная культура школьника" и какие фо...
Инновационный педагогический проект «Формирование коммуникативной культуры обучающихся средствами школьного библиотечного сообщества, представленного группой в социальной сети ВКонтакте»
Направление реализации проекта:создание благоприятной среды для формирования коммуникативной культуры субъектов образовательного процесса в ходе поднятия престижа школьной библ...