Элективный курс "Основы эффективного общения"
рабочая программа по литературе (7 класс) на тему
Элективный курс "Основы эффективного общения" в форме коммуникативного практикума
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnyy_kurs.docx | 41.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа авторского элективного курса «Основы эффективного общения»
Общие положения
Настоящая Программа разработана в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Уставом образовательного учреждения, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, представленных в Федеральном государственном стандарте общего образования второго поколения (2010 г.)
I.Пояснительная записка
Значение, которое сегодня в информационном обществе придается коммуникативным связям, актуализирует проблему формирования умений и навыков речевого общения, или коммуникации. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) стали необходимой мерой, принятой для приведения системы образования в соответствие с реальными требованиями современного социума. В демократической среде на первое место в ценностном плане выходит личность и признание за всеми участниками социальной (в том числе и образовательной) деятельности, включая учащихся, права быть субъектом, активным созидателем своей жизни. Этим обусловлено наполнение ФГОС не только (и не столько) содержательно, но и функционально – на уровне формулировок универсальных учебных действий, то есть компетенций, овладение которыми является предпосылкой личностной успешности учащегося.
На ступени основного общего образования значимость формирования коммуникативной компетентности личности определяется и переходом в новый возрастной период — подростковый, в котором происходят сложные процессы развития самосознания, формируется системы ценностей, определяющая новый тип отношений с социумом. В это время складываются, оформляются устойчивые формы поведения, черты характера, которые в дальнейшем во многом определяют жизнь взрослого человека, его физическое и психическое здоровье.
Психологический словарь трактует термин «общение» как «взаимодействие двух или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно-оценочного характера»[1] Общении можно отнести к основным, базовым потребностям человека.
В культурно-исторической традиции отечественной психологии коммуникативная деятельность и общение определяются как взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата.[2]
Системно-деятельностный подход, лежащий в основе разработки стандартов нового поколения, учение о структуре и динамике психологического возраста (Л. С. Выготский) и периодизация психического развития ребёнка, определяющая возрастные психологические особенности развития личности и познания (Д. Б. Эльконин), позволяет выделить цели и основные результаты обучения и воспитания:
Целью коммуникативного практикума является формирование коммуникативной компетентности через понимание основных закономерностей межличностного общения и взаимодействия, предполагающих умение выбирать ресурсы и стратегии коммуникативного поведения в разных социальных обстоятельствах.
Коммуникативная компетентность предполагает умение ставить и решать многообразные коммуникативные задачи: способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение нормами и «техникой» общения, умение определять цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения и т. д.
Цель практикума определяет его задачи:
- повышение психологической компетентности обучающихся за счет повышения развития уровня самосознания, выработки собственного мировоззрения, определения позиции в жизни;
- формирование адекватного оценивания себя в ситуации взаимодействия с другими людьми;
- развитие вербальных и невербальных навыков общения;
- развитее навыков восприятия и понимания других людей;
- развитие навыков волевой и эмоциональной саморегуляции;
- формирование чувства уверенности в себе;
- знакомство с понятием «конфликт»; обучение конструктивному поведения в конфликтной ситуации, обучение способам выхода из конфликтной ситуации;
- преодоление повышенной тревожности.
II. Общая характеристика учебного спецкурса «Основы эффективного общения»
Предлагаемый курс рассчитан на семиклассников (17 аудиторных часов). При отборе материала для занятий рекомендуется учитывать особенности данной возрастной группы. У подростков общение выступает как ведущая ценность и потребность в принадлежности, включённости какую-либо группу или общность. В связи с эти, для обучающихся 7 класса рекомендации направлены в основном на упражнения группового характера, удовлетворение потребности в принятии в группе.
Программа предполагает работу по трем основным направлениям:
- психолого-диагностическое;
- информационно-просветительское;
- коррекционно-развивающее.
Критерии оценки эффективности:
- формирование навыков и качеств, способствующих успешному взаимодействию с социумом.
- снижение уровня тревожности;
- развитие творческих способностей.
Продуктивным методом решения поставленных целей и задач является кейс –метод. Этот метод способен обеспечить эффективность обучения и проверить качество сформированности конкретных компетенций на когнитивном, поведенческом и эмотивном уровнях. Сase-study (кейс-стади) предполагает моделирование конкретных ситуаций живого общения и отработки навыков коммуникативного поведения:
- в разнообразных сферах деятельности,
- в разных социальных ролях,
- для достижения различных целей[3].
III. Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования программа ориентирована на освоение учащимися следующих коммуникативных умений:
- слушать и слышать друг друга;
- полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;
- адекватно выбирать речевые средства для аргументации своей позиции;
- уважать чужое мнением и высказывать своё;
- вступать в диалог, владеть разными формами речи в соответствии с нормами родного языка;
- вырабатывать общую позицию в группе, обмениваться знаниями для принятия совместных решений;
- способность брать на себя ответственность и инициативу в организации совместного действия;
- добывать необходимую информацию;
- выявление проблемы, поиск и оценка эффективных способов разрешения конфликта, принятие конструктивного решения;
- умение убеждать;
- строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;
- уважительное отношение к партнёрам, способность к эмпатии.
Личностные результаты освоения программы «Основы эффективного общения» отражают умения:
- умение анализировать моральные нормы, полно и адекватно характеризовать их содержание;
- умение принимать аргументы других участников дискуссии и учитывать их в своей позиции;
- характер, убедительность и последовательность аргументации;
- соответствие содержания описываемых поступков и событий критерию моральной дилеммы;
Познавательные результаты освоения программы «Основы эффективного общения» отражают умения:
- умение прогнозировать развитие событий;
- умение формулировать систему аргументов;
- умение интерпретировать ситуацию;
- умение выделять личностные характеристики на основе понимания смысла описанных в тексте событий и поступков героев;
- полнота и адекватность высказывания по теме занятия;
- правильность воспроизведения учебного текста с опорой на план.
Регулятивные результаты освоения программы «Основы эффективного общения» отражают умения:
- умение поставить учебную задачу;
- умение дать развёрнутую оценку своей работы;
- умение связать критерии оценивания работ с теми целями, которые были поставлены в учебной деятельности;
- рефлексия своих знаний и умений;
У обучающихся 7 класса должны быть сформированы:
- навыки регуляции поведения в группе;
- навыки разрешения конфликтных ситуаций;
- навыки эмоциональной и волевой саморегуляции.
Методы контроля:
Case-study, консультация, доклад, защита работ, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ.
Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах.
IV. Содержание спецкурса «Основы эффективного общения»
- Невербальная коммуникация.
Роль невербальной коммуникации в жизни человека. Элементы невербального общения (кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосновения). Анализ невербальной информации на основе наблюдения. Овладение навыками невербальной экспрессии. Роль интонации в достижении целей.
- Вербальная коммуникация.
Роль вербальной коммуникации в жизни человека. Процесс общения как выражение личностных смыслов. Культура слушания. Активное и пассивное слушание. Продуктивные способы внимательного слушания. Разрешение конфликтов с помощью разных приёмов слушания. Эмпатия в общении. Способы выражения чувств.
3. Основы эффективного речевого воздействия
Речевое воздействие как наука об эффективном общении. Эффективное общение как взаимосвязь фактов: 1) достижение поставленной цели; 2) сохранение коммуникативного равновесия.
Основные способы речевого воздействия. Вербальное и невербальное речевое воздействие.
4. Особенности подготовки публичных выступлений.
Виды публичных выступлений. Основные требования к публичным выступлениям. Знакомство с жанрами выступлений: убеждающее, информационное, развлекательное, воодушевляющее, протокольно-этикетное, агитационное.
Культура публичных выступлений.
V. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса по спецкурсу «Основы эффективного общения»
- Возрастная психолингвистика: хрестоматия: учебное пособие / сост. К.Ф. Седов. М.: Лабиринт, 2004.
- Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Словарь эпитетов русского литературного языка. Ленинград: Наука, 1979. 576 с.
- Грецов А.Г.Тренинги развития с подростками: Творчество, общение, самопознание. [Электронныйресурс]. URL: http://chkolarik.my1.ru/blog/reshenie_konfliktov/2013-08-22-23
- Крейдлин Г.Е. Невербальный этикет: этикетные ситуации приветствия и прощания. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mccme.ru/llsh/2007/papers/Kreyd2007-1.pdf
- Леонтьев А.А. «Путешествие по карте языков мира». [Электронный ресурс]. URL:http://royallib.com/read/leontev_aleksey/puteshestvie_po_karte_yazikov_mira.html#716800
- Методического пособия «Программа психологической поддержки подростков с девиантным поведением в условиях среднего общеобразовательного учреждения». [Электронный ресурс]. URL: http://docs.likenul.com/docs/index-15838.html?page=2
- Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2002. [Электронныйресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472352
- Монина Г.Б., Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг (педагоги, психологи, родители). СПб.: Издательство «Речь», 2007. 224 с.
- Соснин В.А., Лунин П.А. Учимся общению: Взаимопонимание, взаимодействие, переговоры, тренинг. [Электронный ресурс]. URL: http://psychologi.net.ru/book3_isk_ob/sosnin.html
- Стернин И.А. Введение в речевое воздействие. Воронеж, 2001. [Электронный ресурс]. URL:http://sterninia.ru/files/757/4_Izbrannye_nauchnye_publikacii/Rechevoe_vozdejstvie/Vvedenie
- Шабанова Т.Л. Методические рекомендации к практическим занятиям для студентов-бакалавров заочного отделения специальности. [Электронный ресурс]. URL: http://vbibl.ru/psihologiya/71299/index.html?page=2
Тематическое планирование.
№ урока | Цели и задачи | Основные содержательные аспекты занятия | Рекомендуемые приемы организации деятельности | Кол-во часов | ||
Невербальное общение | ||||||
1-4 | Формирование представление о языке жестов, развитие умений определять внутреннее состояние собеседника по невербальному языку, умений пользоваться в общении выразительными средствами мимики, жестов, интонации. Формирование положительного эмоционального отношения к занятиям; развитие эмпатии, умения выражать невербально чувства и мысли, уверенности в себе. | Роль невербальной коммуникации в жизни человека. Элементы невербального общения (кинесика (жесты, мимика, пантомимика), проксемика (место и время общения), такесика (прикосновения). Анализ невербальной информации на основе наблюдения. Овладение навыками невербальной экспрессии. Роль интонации в достижении целей. | Групповая дискуссия «Можно ли общаться без слов»? Упражнения на релаксацию. Работа в парах «Разговор через стекло» Самостоятельная работа с текстом, поиск информации. Анализ невербальной информации на основе наблюдения Инсценировка. Ролевая игра. Описание жестов, мимики героев картин («В школу» «Устный счет. В народной школе С. А. Рачинского» Н. П. Богданов-Бельский, «Провалился» Д. Жуков, «Опять двойка» Ф. П Решетников) | 4 | ||
Вербальное общение | ||||||
5-8 | Сформировать у обучающих представления о роли вербальной коммуникации в жизни человека. Развитие навыков внимательного слушания; Ознакомить с понятием «эмпатия», сформировать навыки эмпатичного общения. | Роль вербальной коммуникации в жизни человека. Процесс общения как выражение личностных смыслов. Культура слушания. Активное и пассивное слушание. Продуктивные способы внимательного слушания. Разрешение конфликтов с помощью разных приёмов слушания. Эмпатия в общении. Способы выражения чувств. | Анализ пословиц о роли языка в жизни человека. Упражнения на развития активного слушания («эхо», «резюме», «пробные вопросы»). Упражнения на анализ использование разных приёмов слушания для разрешения конфликтов. (кейс – стади) Упражнения на развитие эмпатии «Отзеркаливание», «Обратная связь» и др. | 4 | ||
3 Основы речевого воздействия | ||||||
9-12 | Актуализировать у обучающихся потребность применять полученные знания и навыки для эффективного общения. | Речевое воздействие как наука об эффективном общении. Эффективное общение как взаимосвязь фактов: 1) достижение поставленной цели; 2) сохранение коммуникативного равновесия. Основные способы речевого воздействия. Вербальное и невербальное речевое воздействие | Ролевые игры – кейсы. Решение кейса в группах: 1)Оценка эмоционального состояния персонажей; 2) Анализ мотива и причины поступка, 3)Цель коммуникации; 4) Выбор эффективных способов речевого воздействия в соответствии с поставленной целью; 5)Проверка на практике способов разрешения конфликтной ситуации; 6) Рефлексия эффективности общения | 4 | ||
4. Особенности подготовки публичных выступлений | ||||||
13-16 | Формирование умений планировать и организовывать свою работу; умений работать совместно, налаживать сотрудничество; поиск и обработка информации, созданием нового продукта на основе полученных знаний; умения подготовить и продемонстрировать результат работы, давать оценку своей и чужой работе. | Виды публичных выступлений. Основные требования к публичным выступлениям. Знакомство с жанрами выступлений : убеждающее, информационное, развлекательное, воодушевляющее, протокольно-этикетное, агитационное. Культура публичных выступлений. | Последовательное включение обучающихся в проекты (предварительный этап – выбор проекта; подготовительный этап - регистрация команды, погружение в проект, подготовительные задания; основной этап – участие в проекте, заключительный этап - подведение итогов, рефлексия). | 5 |
Приложение № 2. Тест «Оценка групповой работы»
Чтобы показать ученикам, как они работали в группе, каков уровень их коммуникации, анализируется не только результат, но и процесс работы, который можно оценить по следующему алгоритму:
Как общение в ходе работы влияло на выполнение задания?
- делало её более эффективной
- тормозило выполнение задания
- не позволило точно выполнить задачу, испортило отношения в группе
На каком уровне в большей степени осуществлялось общение в группе?
- обмен информацией
- взаимодействие
- взаимопонимание
- были равномерно задействованы все уровни
Какого уровня коммуникативные трудности испытывали участники группы при выполнении задания?
- недостаток информации
- недостаток средств коммуникации (речевых образцов, текстов и др.)
- трудности в общении
Какой стиль общения преобладал в работе?
- ориентированный на человека
- ориентированный на выполнение задания
Сохранилось ли единство группы в ходе выполнения задания?
- в группе сохранилось единство и партнерские отношения
- единство группы в ходе работы было нарушено
Кто или что сыграло решающую роль в том, что произошло в группе?
- лидер, выдвинувшийся в ходе работы
- нежелание наладить контакт большинства участников группы
- непонимание задачи, поставленной для совместной работы
- сама задача оказалась неинтересной, трудной
[1] Мещеряков Б.Г., Зинченко В.П. Большой психологический словарь, 2002. [Электронный ресурс]. URL: http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=472352 (дата обращения 30.01.2015.)
[2] Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения / М. И. Лисина. — М., 1986.
[3] Полева Е.А., Шкарабейникова И.А. Потенциал использования метода case-study для формирования коммуникативных компетенций школьников // Научно-педагогическое обозрение. 2015. № 1 (7). С. 14 – 17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила эффективного общения.Изменение условий семейного воспитания
В статье рассматривается взаимодействие школы с родителями, пути и средства оздоровления обстановки в семьях-залог изменений отнлоения к детям и методам воспитания....
Заметка для родителей. Эффективное общение.
Человек, поглощенный проблемой или чем-то еще расстроенный, обычно теряет ощущение перспективы. Когда у вас неприятности или вам трудно, чего вы хотите от окружающих? Чтобы вас оставили в покое или вн...
Правила эффективного общения с ребенком
Как общаться с ребёнком? Несколько правил...
Программа элективного курса "Психология эффективного общения"
Программа расчитана на учебный год, с учащимися старших классов (9, 11 класс). Программа представляет собой системный взгляд на проблему развития взаимодействия в группе, атмосферы доверия и взаи...
Конспект занятия элективного предмета "Психология общения". Тема: "Плюсы и минусы виртуального общения"
Беседа с подростками на тему виртуального общения. В чём его преимущество? Почему виртуальное общение сейчас занимает столько времени? К чему может привести чрезмерная увлеченность общением в сети?...
Конспект открытого занятия по общеобразовательной программе ДООП «Треннинг общения» Тема занятия «ТАКТИКИ ЭФФЕКТИВНОГО ОБЩЕНИЯ»
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района Санкт-Петербурга Конспект открытого занятияпо общеобразовательной ...