ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ТЕМЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ».
методическая разработка (6 класс) на тему
Данно занятие позволяет обобщить весь материал по теме "Фразеология". 1 Вспомнить, что такое фразеология, источники фразеологизмов в русском языке, развивать умение находить фразеологизмы в текстах и использовать в речи.
Выбранный тип урока позволяет активизировать умение распознавать фразеологизмы в речи,мыслительные операции (анализ,синтез), познавательные процессы (память, внимание), словарный запас;планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, совершенствовать навыки работы в команде.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_vneurochnogo_zanyatiya.docx | 36.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
ПО ТЕМЕ «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ФРАЗЕОЛОГИЯ».
6 класс
Цели для ученика: Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний.
Активизировать умение распознавать фразеологизмы в речи, мыслительные операции (анализ,синтез) познавательные процессы (память, внимание) словарный запас. Планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Уметь самостоятельно и в группе выполнять творческие задания. | Цели для учителя: Образовательные
Развивающие
Воспитательные
|
Тип урока Закрепление пройденного материала с элементами освоения новых знаний | Форма урока КВН по фразеологии. |
Опорные понятия, термины 1.Фразеология, фразеологизмы, загадки-фразеологизмы, 2.Фразеологизмы из мифологии Древней Греции. 3.Фразеологизмы, связанные с культурой и традициями России 4. Фразеологизмы из литературных произведений (басни И.А.Крылова) | Новые понятия Пантомимика |
Формы контроля Фронтальная Групповая Индивидуальная | Домашнее задание Составить презентацию по теме «Источники фразеологизмов» |
Этап занятия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Используемые формы, методы, приемы | Формируемые УУД | Результат взаимодействия (сотрудничества) |
1.Этап Постановка учебной задачи, мотивация учебной деятельности. Актуализация знаний. | Разминка. Учитель представляет две команды и их капитанов: «Логика» и «Фразы». Девиз команд.
Слайд №1,2
Соотнесите понятия на слайде Дайте полное определение разделу «Фразеология» Слайд №3 2.Конкурс. «Закончи фразеологизм». Учитель начинает фразеологизм, а команда должна его закончить. Дрожит … (как осиновый лист) Катается … (как сыр в масле) Выводить … (на чистую воду) Держать … (в ежовых рукавицах). Поразить … (как гром среди ясного неба) Вариться … (в собственном соку) Сидеть … (сложа руки). | Представляют команду. Заканчивают фразу, чтобы получился Фразеологизм. Определяют тему занятия. | Фронтальная Индивидуальная | Умение ориентироваться в своей системе знаний и осознавать необходимость нового знания. Умение выделять и формулировать познавательные цели. Умение оформлять свои мысли в устной форме. Умение использовать речь для регуляции своего поведения. | Определять цель учебной деятельности с помощью учителя Принимать и сохранять учебную цель и задачу. |
2. Этап Подготовка к активному и сознательному усвоению новых знаний и понятий . | Организация совместной деятельности. 3 .Конкурс «Домашнее задание» Издавна живут в нашем языке выражения, порожденные греческой мифологией, вспомните фразеологизмы из мифов и объясните значение одного из них. Слайд №4 4.Конкурс. «Художник и фразеологизмы» К фразеологическим оборотам художник сделал иллюстрации, поняв эти выражения буквально, в прямом смысле. Назовите эти фразеологизмы, объясните значение. . 5. Конкурс «Фразеологический зверинец» Продолжите, вставив названия животных. (Командам выдаются листы с заданиями) 1 команде. 1Делить шкуру неубитого… 2…….на сене. 3.Держать в ….. рукавицах. 2 команде 1….. на ухо наступил. 2.Вертеться как ….в колесе. 3Гнаться за двумя…. 6. конкурс «Капитаны» Каждый из капитанов рассказывает об одном фразеологизме, иллюстрирующем историческое прошлое России. | Воспринимают новый материал, обсуждают в команде условия выполнения заданий, представляют результаты в жюри Работа в команде. Обсуждают, каждый высказывает свое мнение . | Работа в команде. Практические: выполнение заданий на карточках и предоставление их для оценки членам жюри. | Умение слушать, слышать других, анализировать, сопоставлять, дифференцировать, делать выводы. Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность. | Правильная оценка своих действий. |
3.Этап Первичное усвоение новых знаний. | 1.Организация творческой коллективной работы. 7. Конкурс «Живые картинки» Используя прием пантомимы, изобразите следующие фразеологизмы 1)Куры денег не клюют. 2)Водить за нос. 1) Крокодиловы слёзы. 2) Обвести вокруг пальца. 2.Организация совместной деятельности. - Проверка выполнения творческого задания. | 1.Чтение задания для команды. Обсуждение условий его выполнения. 2.Учащиеся выбирают того, кто будет показывать пантомиму. Выходят по очереди к доске и изображают пантомиму, ребята из другой команды отгадывают фразеологизм. | Групповая Индивидуальная Творческая: самостоятельное исполнение пантомимы. | Умение выделять главную идею задания и выстраивать последовательность своих действий. Умение проводить анализ по заданным критериям. Умение критично относиться к своему мнению и принимать точку зрения другого человека. Умение действовать по заданному алгоритму. | Самостоятельный анализ условия задания на основе учета выделенных ориентиров |
4.Этап Закрепление и систематизация знаний | 8. Конкурс. 5 слайд Разгадай фразеологизмы, спрятанные в картинках. 9. Конкурс «Загадки» Отгадайте загадки. (Задания командам даются по очереди) 1) Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (Ветер.) 2) Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное, хлопотливое дело; а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сваришь с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путников. (Каша.) 3) Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (Нос.) 4) Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (Уши.) 5) Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей; в нее прячут концы нечестные люди; иногда они выходят из нее сухими. (Вода.) 6) Его проглатывают, упорно не желая говорить; он хорошо подвешен у человека, который говорит легко и бойко; за него тянут и дергают, заставляя высказаться; его держат за зубами, когда хотят не говорить лишнего. (Язык.) (По одному баллу за каждый правильный ответ). | Работа в команде. Одни учащиеся подбирают подходящие к картинкам по смыслу фразеологизмы, другие- осуществляют проверку правильности выполнения задания. При возникновении затруднений помощь оказывают учащиеся класса. | Групповая. | Умение находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленному правилу. Умение участвовать в обсуждении; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения. Критично относиться к своему мнению. Умение организовывать и осуществлять совместную деятельность, учитывать позицию учеников. Задавать вопросы. Умение учитывать сложность задания | Контроль своего действия в ходе работы. Внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самими обучающимися, учителем. |
5.Этап Самостоятельная работа | . 10.Конкурс «Фразеологическое домино» 6 слайд Соотнесите на слайде друг с другом части фразеологизмов. 11. Конкурс «Фразеологизмы в литературе» 7 слайд Соотнесите предложенные фразеологизмы с названиями басен. | Складывают домино. Читают получившиеся фразеологизмы. Вспоминают сюжеты басен, соотносят фразеологизмы с текстами. | Групповая. | Контроль и оценка процесса и результата действия. Умение проводить анализ по заданным критериям. Умение доносить свою позицию до других, отстаивать свою точку зрения, слушать других. | Понимание причин своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации |
6 Этап Подведение итогов. Рефлексия | Подведение итогов занятия. Награждение команд, вручение грамот и призов. Домашнее задание. Проведение рефлексии: Оцените свой вклад в общую работу. Если вы легко выполняли задания на уроке, и ваше настроение прекрасное. Если вы немного волновались, и некоторые задания вызывали затруднения. Если вам было трудно выполнять задания, и ваше настроение немного "кислое". | Отвечают на вопросы учителя. Записывают домашнее задание в дневник. Оценивают свою работу. | Фронтальная | Умение осуществлять пошаговый контроль по результату. | Рефлексия своих действий |
Критерии оценивания жюри участников команд (в жюри родители учащихся, коллеги)
Приложение 1
Название конкурса | Критерии оценивания | Количество баллов | |
«Логика» | «Фразы» | ||
«Разминка» | 1 балл за каждый правильный ответ, 3 балла максимум + оценивается эмблема команды и девиз от 0 до 2 баллов, всего – 5 баллов | ||
1 конкурс «Соотнеси понятия» | Количество баллов 1 Оценивается: знание материала. | ||
2 Конкурс «Закончи фразеологизм» | По одному баллу за каждый верный ответ | ||
3 Конкурс «Домашнее задание» | Побеждает тот, кто больше назвал фразеологизмов. Победителю– 1 балл | ||
4.Конкурс. «Художник и фразеологизмы» | Количество баллов 1 Оценивается: знание материала | ||
5. Конкурс «Фразеологический зверинец» | Количество баллов 1 Оценивается: знание материала | ||
6. Конкурс «Капитаны» | Количество баллов от 1 до 3 Оценивается: знание материала, умение его представить, артистичность | ||
7. Конкурс «Живые картинки» | Команды должны угадать пантомиму. Если команда угадывает по пантомиме фразеологизм, то зарабатывает 1 балл. За артистичность возможно добавление команде 1 балла. | ||
8. Конкурс «Разгадай фразеологизмы, спрятанные в картинках» | По одному баллу за каждый правильный ответ. | ||
9. Конкурс «Загадки» | По одному баллу за каждый правильный ответ. | ||
10. Конкурс «Фразеологическое домино» | |||
11. конкурс «Фразеологизмы в литературе» | |||
Всего баллов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта внеурочного занятия по географии в 5 классе по теме "Глобус и карта"(моделирование) ФГОС
Образовательные: · Сформировать знания о глобусе как модели Земли.· Расширить представления детей о глоб...
Технологическая карта внеурочного занятия по музыке для 1 класса "Инструментальное музицирование"
Технологическая карта внеурочного занятия по теме "Инструментальное музицирование для 1 класса...
Технологическая карта внеурочного занятия. Начальная школа
Технологическая карта - новый вид методической продукции...
Технологическая карта внеурочного занятия «Творческая палитра. Аппликация в технике «Квиллинг».
Цель деятельности педагога: Познакомить с новым видом ДПТ и новым приемом работы с бумагой (скручивание), учить выполнять собственную творческую работу в технике квиллинг, развивать мелкую...
Технологическая карта внеурочного занятия в 3 классе Тема Там, где ступала нога человека. (ФГОС)
внеурочное занятие разработано по программе Самковой "Моя первая экология" для учащихся 3 класса. Время занятия- 45 мин.1. Обучающая (когнитивная) цель: Организовать деят...
Технологическая карта внеурочного занятия "История вооруженных сил России", 7 класс.
Комбинированный урок изучения нового материала по внеурочной деятельности....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ/ЗАНЯТИЯ КРУЖКА "Мир театра"
Название объединения: театральные ступеньки.Направленность внеурочной деятельности: общекультурная.Класс/ возраст: 3 класс, 8-9 лет.Тема: «Волшебный мир театра»Планируемые результаты:знани...