Адаптированная рабочая программа: "Основы безопасности жизнедеятельности", 3-6 классы
рабочая программа на тему
Рабочая программа: "Основы безопасности жизнедеятельности".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_obzh.docx | 45.42 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ «СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VIII вида № 108»
Адрес юридический:119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2
Почтовый адрес: 119421, г. Москва, Ленинский проспект д. 97 корпус 2,3,
тел./факс (499) 132-55-38, E-mail: sk108@edu.mos.ru, ОГРН 1027700472238,
ИНН/КПП 7736210899/772801001
«Утверждаю» Директор ГБОУ школа № 108 Бажанова Г.П. «________»______________2017-2018уч.г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ДЛЯ 3 -6 КЛАССА
Настоящая программа разработана на основе
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4, 5, 6 классов
(допущено Министерством образования и науки Российской Федерации)
под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
Срок действия - 4 года.
Разработчик программы:
Демченко Елена Олеговна
Москва
2017 г
Нормативно - правовые основы для проектирования рабочей программы по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»:
1. ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 года № 1599.
2. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов» от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000).
3. Инструктивное письмо Минобразования РФ от 26.12.2000 №3 «О дополнении инструктивного письма Минобразования России от 04.09.1999 № 48».
4. Федеральный базисный учебный план (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
5. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью для учащихся 2-9 классов ГБОУ Школа № 108
6. Программы специальных (коррекционных) образовательных Учреждений VIII вида для подготовительного, 1-4,5,6 классов (допущено Министерством образования и науки Российской Федерации) под редакцией В.В.Воронковой, Москва, «Просвещение», 2006г.
7. Программа «Основы безопасной жизнедеятельности» / Н.И.Таланова. – Коломна, 2011. – 12 с.
Адресат: рабочая учебная программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3-6 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.
Срок реализации настоящей программы «Основы безопасности жизнедеятельности» - 4 учебных года.
Цель: подготовить обучающихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками, учить использованию знаний по безопасности жизнедеятельности в нестандартных ситуациях.
Задачи:
- через обучение ОБЖ повышать уровень общего развития обучающихся, воспитанников и по возможности наиболее полно скорректировать недостатки их познавательной деятельности и личностных качеств;
- формировать осознанные и прочные навыки для применения полученных знаний в жизни;
- развивать речь обучающихся, воспитанников, обогащать её доступной терминологией;
- воспитывать у обучающихся целеустремленность, терпение, работоспособность, настойчивость, трудолюбие, самостоятельность, прививать им навыки контроля и самоконтроля, умение планировать работу и доводить начатое дело до завершения.
Основополагающие принципы.
В основу программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (легкая степень умственной отсталости) 3-6 классов положены следующие принципы.
Общедидактические принципы:
· сознательности и активности;
· наглядности;
· систематичности и последовательности;
· прочности;
· научности;
· доступности;
· связи теории с практикой.
Принципы коррекционно-развивающего обучения:
- динамичность восприятия;
- продуктивной обработки информации;
- развития и коррекции высших психических функций;
- мотивации к учению – создание мотивационной обстановки, обеспечивающей эффективность работы воспитанников.
Особенности организации деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 3-9 классах.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного подхода.
Методы.
а) общепедагогические методы:
-словесные – рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником;
-наглядные – наблюдение, демонстрация, просмотр;
-практические – упражнения
б) специальные методы коррекционно – развивающего обучения (По Е.Д. Худенко):
- задания по степени нарастающей трудности;
- метод самостоятельной обработки информации;
- специальные коррекционные упражнения;
- задания с опорой на несколько анализаторов;
- включение в занятие современных реалий;
- развёрнутая словесная оценка;
- призы, поощрения.
Формы работы: фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Типы занятий:
- актуализация знаний и умений;
- изучение нового материала и первичное закрепление;
- комплексное применение знаний и умений;
- выработка практических умений;
- обобщение и систематизация знаний и умений;
- контроль и коррекция знаний и умений;
-комбинированное занятие;
-нестандартное занятие.
Используются ТСО: компьютерные презентации, слайды с таблицами, схемами и иллюстрациями, интерактивная доска.
Программа предусматривает работу по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью. Выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Программа рекомендуется для учителей и воспитателей коррекционных образовательных учреждений VIII вида с умственной отсталостью.
Пояснительная записка
Реализация государственной политики в области национальной безопасности России предусматривает повышение культуры безопасности жизнедеятельности населения, формирование которой начинается в детском возрасте с создания безопасного социально-образовательного пространства. Эффективность образовательного процесса в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида определяется, прежде всего, особенностями социального развития учащихся, формированием у них базовых установок и социальных представлений. Формирование социальных представлений у детей с умеренной умственной отсталостью, имеющих комплексные нарушения физических, психических, интеллектуальных, эмоциональных качеств, рассматривается как проблема ознакомления с окружающим природным и социальным миром, осознания самого себя в этом мире, ориентирования в нём, формирования культуры здорового образа жизни. Социальные представления о безопасности жизнедеятельности у школьников с умеренной умственной отсталостью отличаются качественным своеобразием. Это проявляется во фрагментарности, недостаточной осознанности, в трудности усвоения алгоритмов поведения в чрезвычайных ситуациях и прогнозирования поступков и действий. Имеющих физическую слабость, часто незнающих и непонимающих опасностей, которые их подстерегают, не умеющие прогнозировать последствия своего поведения и вследствие отсутствия самостоятельного опыта взаимоотношений с людьми, природными явлениями и обитателями, техникой - всё это усугубляет поведение учащихся с умеренной умственной отсталостью в случаях чрезвычайных происшествий, осложняя процесс их социальной адаптации.
Низкий уровень социальных представлений, их фрагментарный характер и неустойчивый характер у детей с умеренной умственной отсталостью значительно усугубляет отставание в общем развитии, социализации и адаптации в небезопасном окружающем мире и требует искусственной стимуляции за счёт целесообразных путей и средств образовательного процесса.
Одним из аспектов работы по формированию социальных представлений у школьников с умеренной умственной отсталостью выделяется обучение их безопасной жизнедеятельности: способам и средствам сохранения здоровья. Основы безопасности жизнедеятельности включают знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной безопасности, навыкам поведения и реагирования в потенциально опасных, экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме. Рассмотрение формирования социальных представлений в данном контексте должно осуществляться на основе межпредметных связей. Это позволит знакомить детей с проблемами в развитии, в том числе интеллектуальном, со знаково-символической системой (пожарной атрибутикой, дорожными знаками, информационными и запрещающими табличками по гигиене и т.п.), которые являются инструментариями к познанию и опосредуют любую деятельность человека, в том числе предметно-практическую, игровую, учебную и трудовую.
Становление у детей с умеренной умственной отсталостью целостной структуры социальных представлений об основах безопасности жизнедеятельности реализовывать с использованием системы действий когнитивного, коммуникативного, конструктивного, двигательного, рефлексивного, моделирующего и игрового характера.
Занятия по основам безопасности жизнедеятельности призваны решить серьёзные проблемы учащихся в самостоятельном понимании, осмысливании, сохранении и использовании получаемой из окружающей среды информации, выстраивании на её основе правильного безопасного поведения, адекватном оценивании сложных жизненных ситуаций.
Вся программа поделена на 7 модулей:
1) безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях;
2) безопасность на дороге;
3) безопасность на улице и во дворе;
4) безопасность в помещении;
5) безопасность в лесу;
6) пожарная безопасность;
7) безопасность на воде.
Задача воспитателя помочь детям выработать навыки безопасного поведения, своевременно предостеречь их от беды, и при этом не просто рассказать, что хорошо и что плохо, а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; совершенствовать культуру безопасности учащихся с умеренной умственной отсталостью, становление их психологической защищённости от опасных ситуаций; повышать уверенность в собственных силах, стимулировать развитие самостоятельности и ответственности, обогащать словарный запас, корректировать нарушения психофизического развития.
Занятия должны иметь теоретический и практический характер, чтобы полнее формировать социальный опыт детей с умеренной умственной отсталостью и сочетанным дефектом. Необходимо использовать рассказы, сказки, загадки, стихи, а также наглядный материал в виде картин, плакатов, иллюстраций, DVD c обучающим характером.
Предполагаемые результаты обучения.
Дети с осложнёнными формами умственной отсталости не являются однородной группой, большинство из них при условии направленного воспитания способны овладеть коммуникативными умениями, навыками социального поведения и жизнедеятельности.
Результатом изучения курса основ безопасной жизнедеятельности являются наличие у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих; основополагающих знаний и умений в распознавании и оценивании опасных и вредных факторов среды обитания человека и в определении способов защиты от них и умении ликвидировать негативные последствия. Учащиеся должны уметь находить и стремиться выполнять способы и средства сохранения здоровья, использовать знания правил дорожного движения, пожарной, экологической, правовой, духовно-нравственной, навыки правильного поведения в потенциально опасных и экстремальных ситуациях, в процессе различного рода общения и взаимодействия в социуме; оказывать само и взаимопомощь, овладеть культурой безопасности.
Предполагаемое решение коррекционных задач в процессе обучения основам безопасной жизнедеятельности:
- формирование ребёнка как социально равноправной личности, способной самостоятельно в меру своих возможностей) жить в обществе людей;
- коррекция нарушений физического развития;
- формирование коммуникативных умений и социальных контактов с окружающими людьми, адекватного поведения в социуме;
- соблюдение правил нравственного поведения, необходимого для общения и сотрудничества;
- формирование социально-бытовых, трудовых умений и навыков, обеспечивающих безопасную жизнедеятельность;
- формирование элементарных практических знаний об окружающем природном и социальном мире, способствующих социальной реабилитации и адаптации.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 4 5 | 1четверть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Новый предмет - ОБЖ. Что такое безопасность? Источники опасности. Чрезвычайная ситуация. Обобщающий урок по теме. | 6 1 2 1 1 1 | |
1 2 | Безопасность на дороге. Транспорт на дорогах города. Правила поведения в транспорте. | 3 2 1 | |
1 2 3 4 1 | 2 четверть Безопасность на дороге. Правила поведения в транспорте. Знакомство с улицей. Проезжая и пешеходная части улицы. Встреча с зам.директора по безопасности. Безопасность на воде. Безопасность на льду. Пожарная безопасность. Пусть ёлка новогодняя нам радость принесёт. | 4 1 1 1 1 1 1 2 2 | |
1 2 3 1 2 1 | 3 четверть. Безопасность в помещении. Безопасное общение с домашними животными. Разговор о самых обычных вещах. Опасно ли быть неряхой? Безопасность на дороге. Светофор. Сигналы светофора. Наблюдения за движением транспорта. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. | 5 2 1 2 3 2 1 2 2 | |
1 2 3 4 5 | 4 четверть. Безопасность на дороге. Пешеходный переход. Правила для пешеходов. Внимание! Переходим через улицу! Улица – не место для игр. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Обобщающий урок. | 5 2 2 1 2 1 1 |
4 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 | 1четверть Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. Мой родной город. Какая опасность нас ожидает. Мой микрорайон, моя улица. Что такое чрезвычайная ситуация. | 3 1 1 1 | |
1 2 3 4 5 | Безопасность на дороге. Безопасность на улице. Мы - пешеходы. Наиболее безопасный путь в школу и из школы. Правила передвижения пешеходов по улице. « Внимание! Переходим через улицу». Обобщающий урок по безопасности на дороге. Викторина. | 6 1 1 1 2 1 | |
1 2 3 4 | 2 четверть Безопасность на улице и во дворе. « Если ты заблудился». « Осторожно! Незнакомец». Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице». Безопасность на воде. Правила и меры безопасного поведения на воде в осенний и зимний период. | 5 1 2 2 1 2 2 | |
1 2 3 4 5 6 7 8 | 3 четверть. Пожарная безопасность. « Огонь – друг или враг». « Пожарный - герой, он с огнём вступает в бой». « Пожар в квартире» Телефоны 01 и 112. « Чем опасен дым?». « Детские шалости с огнём». Обобщающий урок «Знаете ли вы правила пожарной безопасности» Безопасность на дороге. « Улица – не место для игр». Встреча с работником ГИБДД. | 6 1 1 1 1 1 1 3 2 1 | |
1 2 3 4 5 6 7 | 4 четверть. Безопасность в помещении. « Балкон, открытое окно и другие бытовые опасности». « Осторожно - электроприборы». « Кухня – не место для игр». Горючие вещества. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Лесной пожар. Прогулка весной и летом. « Береги и охраняй природу» | 4 1 1 1 1 3 1 1 1 |
5 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 | 1четверть Безопасность на улице и во дворе. Насильственные действия незнакомого взрослого на улице. « Внешность человека может быть обманчива». Ребёнок и его старшие приятели. | 5 2 1 2 | |
1 2 | Безопасность на дороге. Знакомство с дорожными знаками. Переход по пешеходной дороге и без него. | 4 2 2 | |
1 2 3 4 | 2 четверть Безопасность на дороге. Правила безопасного и этичного поведения на остановке пассажирского транспорта. Основные правила поведения на улице и дороге. Правила перехода дороги при выходе из транспорта. Детский дорожно-транспортный травматизм. Телефон 03 и 112. Безопасность на улице и во дворе. Конфликты между детьми во время игр. Опасные участки около дома и на улице.
| 5 1 2 1 1 2 1 1 | |
1 2 3 4 5 6 | 3 четверть. Безопасность на дороге. Соблюдение правил дорожного движения – залог безопасности пешеходов. Дорожная разметка. Движение пешеходов по тротуару улицы и обочине дороги. Выбор наиболее безопасного пути. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Основные спасательные средства. | 6 1 1 2 2 3 2 1 | |
1 2 3 4 | 4 четверть. Безопасность в лесу. Правила поведения в леcу. Осторожно – ядовитые грибы и ягоды! Съедобные и несъедобные грибы. Обобщающий урок. | 7 1 3 2 1 |
6 класс.
№ п/п | Название разделов и тем. | К-во часов | Примечание |
1 2 3 4 5 6 | 1четверть. Пожарная безопасность. Правила поведения на кухне. Как действовать при возникновении пожара дома, в школе и в транспорте. Обобщающие уроки по правилам пожарной безопасности. Безопасность на улице и во дворе. Общение со старшими приятелями. О вреде курения и т. п. Встреча с медработником. | 7 2 3 1 1 2 2 | |
1 2 3 4 5 | 2 четверть Безопасность на дороге. Перекрёстки и их виды. Поведение пешеходов на перекрёстках. Сигналы, подаваемые водителями. Пешеход на нерегулируемом перекрёстке. Тормозной путь транспортных средств. | 7 1 2 1 2 1 | |
1 2 3 4 5 6 | 3 четверть. Безопасность на дороге. Повторение правил безопасного поведения на дороге. Итоговое занятие. Безопасность в помещении. Опасные бытовые предметы и опасные занятия в помещении. Правила культурного и этичного поведения в помещении. Безопасность на воде. Правила и меры безопасности на водоёмах в весенний период. Внимание! Ледоход. Служба спасения. Встреча со спасателем. | 2 1 1 3 1 2 4 2 2 | |
1 2 3 4 5 | 4 четверть. Безопасность в лесу. Правила поведения в лесу. Подготовка к посещению леса. Встреча с медработником. Внимание! Клещи! Обобщающий урок. Безопасность на воде. Меры безопасности на воде летом. Что делать, если на твоих глазах тонет человек. Итоговые занятия по ОБЖ. Конкурсы, КВН, викторины, игры. | 3 2 1 2 1 1 2 |
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. – 144 с.
- Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под редакцией Воронковой В. В. - М.: Школа – Пресс, 1994.
- Занятия по правилам дорожного движения / Сост. Н.А.Извекова и др. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 64 с.
- Извекова Н.А. Учителю о правилах дорожного движения. – М.: Просвещение, 1982 . – 160 с.
- Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками. - М.: ТЦ Сфера, 2001. – 127 с.
- Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта / Под редакцией кандидата псих.н., проф.И. М. Бгажноковой. – М.: ВЛАДОС, 2010. – 181 с.
- Поторочина Е.А. Поурочные разработки по основам безопасности жизнедеятельности. – М.: ВАКО, 2008. – 128 с.
- Шорыгина Т.А.. Беседы о правилах пожарной безопасности. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
- Шорыгина Т.А. Осторожные сказки. М.: ТЦ Сфера, 2009. – 60 с.
10. Щипицина Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2005.-447с.
11.Щипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью. - СПб.: Союз, 2004.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ
ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Рекомендуется использовать в процессе подготовки к занятиям наглядно-иллюстративные материалы (учебники, учебные пособия, научные статьи и т.д.), содержащиеся в информационных сетях («Интернет»), а также электронные информационные носители (учебники, энциклопедии, справочники).
Рекомендуемые адреса:
Российская государственная библиотека: http://www.leninka.ru/
РГБ диссертационный зал (г. Химки): http://www.rsl.ru.
Международная энциклопедия:
http://ru.wikipedia.org/wiki/Заглавная страница
Цифровая библиотека (русские издания): www.Lib.Ru
Единое окно доступа к образовательным ресурсам. Электронная библиотека: http://window.edu.ru/window
ГНПБ им. К. Д. Ушинского: http://www.gnpbu.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса
Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Рабочая программа Основы духовно – нравственной культуры народов России. Класс: 5.2015 г.
Данная рабочая программа составлена на основе программы комплексного учебного курса « Основы духовно-нравственной культуры народов России» авторы: Н.Ф. Виноградова Виноградовой Н.Ф. Основы...
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.
Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность....
Рабочая программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 классов
Программа курса «Безопасности жизнедеятельности» для 7 классов составлена на основе нормативных документов: федерального государственного образовательного стандарта основного об...
Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" 8-9 кл.(ЛУО)
Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" пердназначена для 8-9 классов с ЛУО, составлена на основе Рабочей прогграммы "Информатика", автор: Л.Л. Босова....