Экспериментальная образовательная (рабочая) программа основы дирижирования для учащихся 5-8 классов вокально-хорового отделения ДШИ и ДМШ
рабочая программа по музыке по теме

                                     Пояснительная записка

 

  Согласно концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, образование является стержневой и основополагающей частью системы художественного образования, направлено на подготовку профессиональных творческих и педагогических кадров, что обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России, а также на развитие и формирование целостной личности, её духовности, творческой интеллектуальности и эмоционального богатства.

 Данная программа разработана на основе традиционной методики и специфического опыта педагогов (хоровых дирижеров), имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.

 

 Новизна: Рабочая программа «основы дирижирования» носит экспериментальный характер, предполагает более детальное изучение предмета и апробируется в школе искусств впервые, а также может послужить основой для разработки программы по предмету «основы  дирижирования» восьмилетнего обучения.

 

Актуальность:От учащихся требуется особая культура мышления, высокий уровень коммуникативности, (в соответствии с концепцией развития образования в сфере культуры и искусства РФ). Именно те качества личности, позволяющие активно включаться в творческий процесс познания окружающей действительности. Таким образом в центре внимания оказываются проблемы с развитием творческого, активного мышления, выявление художественно-одаренных детей и молодежи и их подготовке к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также воспитания эстетически-заинтересованной аудитории слушателей и приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. В  связи с этим образовательные программы, разработанные в данном ключе, являются актуальными и востребованными.

 

Педагогическая целесообразность:Познавательные способности, как и первоначальные навыки дирижирования целесообразнее развивать и формировать в школьном возрасте, чтобы в последствии обучения в учреждениях среднего звена профессионального образования поступали уже технически подготовленные абитуриенты, что обеспечит их дальнейшее обучение на более качественном и высоком уровне.

 

Цель:Научить хоровым навыкам, основам дирижирования учащихся для поступления в СУЗ или ВУЗ на дирижёрско-хоровое отделение, а также воспитать эстетически-заинтересованную  аудиторию слушателей и любителей хоровой музыки.

 

Задачи:

  • Воспитать творческую личность, способную к саморазвитию, обладающую коммуникативными свойствами характера, социально- адаптированную;
  • Воспитать  в учащихся любовь к хоровому искусству;
  • Ознакомить учащихся с шедеврами классической хоровой музыки, выдающимися дирижерами, композиторами и деятелями хорового искусства;
  • Дать знание по технике дирижирования хором;

 

Отличительные особенности программы:

Программы по основам дирижирования для ДШИ и ДМШ государственного образца не существует, поэтому данная программа является экспериментальной.

 

 

 

Возраст детей:

В программе участвуют дети, обучающиеся на вокально-хоровом отделении ДШИ  10  -  16 лет.

 

Сроки реализации образовательной программы:

Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения, начиная с пятого класса ДШИ.

 

Форма и режим занятий:

Форма занятий – индивидуальная. Первый и второй год обучения – 1 час в неделю, третий и четвертый год обучения – 2 часа в неделю: теоретический (разбор партитур, постановка дирижерского аппарата) и практический (игра и дирижирование партитуры с концертмейстером).

 

Форма контроля:

  • Первый год обучения:

-первое полугодие – контрольный урок;

-второе полугодие – академический концерт. На концерт выносится 1-2х голосное произведение а’capellaв конце учебного года (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

  • Второй год обучения:

-первое полугодие – академический концерт. На концерт выносится одно-двухголосное произведение a’capellа (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

- второе полугодие – академический концерт. На концерт выноситься двух -трёхголосное произведении a’capella(ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

  • Третий год обучения:

- первое полугодие – академический концерт. Ученик должен сыграть два произведения: одно - a’capellaна память и второе с сопровождением по нотам (2х, 3х-голосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора;

- второе полугодие – академический концерт. Ученик должен сыграть два произведения: одно - a’capellaна память и второе с сопровождением по нотам (3х, 4х-голосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора;

  • Четвертый год обучения:

В четвертый год идет подготовка к выпускному  экзамену. На экзамен выносятся два произведения: а капелла и с сопровождением.

- первое полугодие – прослушивание выпускной программы. Ученик должен  дирижировать, играть и петь выпускную программу и отвечать на вопросы комиссии по партитуре.

- второе полугодие – прослушивание выпускной программы (март-апрель) и выпускной экзамен.

При подготовке выпускного экзамена добавляется практическая часть – работа с хором. Сам выпускной экзамен проводится в два этапа: теоретическая и практическая части.

 

Ожидаемые результаты:

Выпускник должен быть целеустремленной творческой личностью, способной к саморазвитию, обладающей коммуникативными свойствами характера, социально- адаптированной. Выпускник должен знать музыкальную литературу по дирижированию, выдающихся исполнителей-дирижеров, знать наиболее часто встречающиеся термины в партитурах. А также выпускник должен обладать навыками дирижерской техники, культурой исполнения, свободой движений, наличием тенденций развития.

 

 

 

 

 

Учебно-методический план.

Первый год обучения:

 

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

1

7

2.

Освоение дирижерской техники

4

4

3.

Работа над партитурой

3

5

4.

Дирижирование с концертмейстером

2

5

5.

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов

1

3

                                                          Итого:              

           35 часов

 

Требования:

Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.

Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 3 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

 

 

Содержание обучения.

В первый год обучения ведется работа над следующими элементами дирижерской техники:

- постановка дирижерского аппарата: руки (работа над позицией кистей рук, которые следует держать на уровне груди), корпус (держать корпус нужно свободно, естественно, спокойно, плечи развернуты, грудь расправлена);

- изучение  двух- и трехдольной сетки дирижирования, понятие ауфтакта в дирижировании;

- прием вступления: момент внимания, момент дыхания, жест вступления с первой доли в размере ¾;

- вступление и снятие на всех долях такта.

На данном этапе ученик обучается мыслить фразами и петь голоса партитуры, что является началом анализа хорового произведения.

 Ученик должен уметь показывать ауфтакты и снятия окончаний фраз на все доли такта.

В качестве учебного материала следует использовать произведения с простым ритмическим рисунком, в 3х-дольном размере, в форме периода.

На экзамен выносится 1-2х-голосное произведение а’capellaв конце учебного года. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

 

Примерный репертуар:

1. Озолинь, А. Броделе «Лес раскинулся дремучий»

2. Греческая народная песня «Где ты, колечко»

3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»

4. Словацкая народная песня «Певчая птичка»

5. Литовская народная песня «Пион»

6. Украинская народная песня «Пiшов милий»

7. Польская народная песня «Висла»

8. Польская народная песня «Речка»

9. Х. Кальюсте, К. Корзен «Все на качели»

10. М. Ипполитов-Иванов «В разлуке с Родиной»

11. Р. Шуман «Привет весне»

12. Болгарская народная песня «Путь в горах»

13. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая»

14. П. Чайковского «Пойду ль, выйду ль я» (хор из оперы «Чародейка»)

 

Учебно-методический план.

Второй год обучения:

 

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

1

7

2.

Освоение дирижерской техники

4

4

3.

Работа над партитурой

3

5

4.

Дирижирование с концертмейстером

2

5

5.

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов

1

3

                                                          Итого:                         

               35 часов

 

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;

Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 4 дольной схемы дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

 

        

Содержание обучения.

Во второй год обучения продолжается работа над постановкой корпуса и рук, а так же над вступлением и окончанием фраз.

Ученик должен овладеть навыком дирижирования:

- 4х-дольной сетки,

-показом вступления и снятия на разные доли такта,

-освоить приём звуковедения legato.

 

Учащийся должен знать: авторов музыки и слов, произведений;музыкальные термины, используемые в изучаемых произведениях.

 

 Должен уметь: определять тональность и играть партитуру на память.

В конце первого и второго полугодия на экзамен выноситься одно-двух или трёхголосное произведении a’capella. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

 

 

Примерный репертуар:

1. А. Свешников, Б. Белоусов «Гаснет вечер»

2. Ю. Чичков, Л. Васильева «Луч солнца»

3. Финская народная песня «Серая птичка»

4. Б. Сметова, Й. Сладек «Моя звезда»

5. Ц. Кюи, И. Белоусов «Гроза»

6. С. Стемпниевский, Э. Михайлов «У истока речка чистая»

7. А. Алябьев, П. Ершов «Песня о молодом кузнеце»

8. Смоленский напев «И ходит Ванька»

9. М. Ипполитов-Иванов, М. Лермонтов «Сосна»

10. Немецкая народная песня «Липы снова цветут»

11. Шведская народная песня «Веселый путешественник»

12. Русская народная песня «Повянули-повянули»

13. Белорусская народная песня «Неман»

14. Русская народная песня «Ничто в плюшке не колышется»

15. Русская народная песня «Стояла береза»

16. Р. Шуман «Домик у моря»

17. А. Флярковский, В. Татаринов «Осинка-грустинка»

 

Учебно-методический план.

Третий год обучения:

 

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

2

14

2.

Освоение дирижерской техники

8

8

3.

Работа над партитурой

6

10

4.

Дирижирование с концертмейстером

4

10

5.

Просмотр и прослушивание аудио- и видео- материалов

2

6

                                                          Итого:          

               70 часов

 

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.

Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 2 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

 

Содержание обучения.

В третий год обучения продолжается работа над постановкой дирижерского аппарата и техникой:

- внимание учащегося обращается на оркестровую и хоровую зоны;

- штрихи legato, staccato.

 

 Учащийся должен уметь: самостоятельно разбирать 2-3-4х-голосные произведения;анализировать произведение (автор музыки, слов, темп, для какого хора написано, тональность, ритмический рисунок, фразы, общая кульминация); совмещать оркестровую и хоровую партию;играть партитуру с поочередным пением голосов.

 

В конце 1-го и 2-го полугодия ученик должен сыграть два произведения: a’capellaна память и второе с сопровождением по нотам (2-х, 3-х, 4-хголосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора.

 

Примерный репертуар:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

2. Ц. Кюи, И. Белоусов «Весеннее утро»

3. В. Соколов, М. Садовский «Веселый сапожник»

4. С. Стемпниевского, М. Садовский «Ночная сказка»

5. Далматинская народная песня «Ядран лазурный»

5. Ушкарев, Ладонщиков «Отшумела вьюга»

6. Парцхаладзе, Татаринов «Мотылек»

7. М. Анцев «Овсень»

8. Русская народная песня «В сыром бору тропина»

9. Л. Бетховен, К. Алемасов «Гимн ночи»

10. Русская народная песня «Долина-долинушка»

11. Русская народная песня «Во кузнице»

12. Шуберт, Павлова «Встречайте день мая»

13. Мендельсон, Павлова «Зима и лето»

14. Ц. Кюи, А. Плещеев «Осень»

15. Л. Ревуцкий, сл. Народные «Засвистали козаченьки»

16. Римский-Корсаков «Хор корабельщиков из оперы «Садко»

 

Учебно-методический план.

Четвертый год обучения:

 

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

2

14

2.

Освоение дирижерской техники

8

8

3.

Работа над партитурой

6

10

4.

Дирижирование с концертмейстером

4

10

5.

Просмотр и прослушивание аудио- и видео- материалов

2

6

                                                          Итого:            

             70 часов

 

Требования:

Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.

Освоение дирижерской техники:

  • Повторение 2, 3 и 4 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

 

 

Содержание обучения.

В четвертый год идет подготовка к выпускному  экзамену.

 Все навыки и умения, приобретенные за время обучения данного предмета учащийся должен уметь применить для подготовки выпускной программы.

 Выпускной экзамен делится на два части: теоретическая и практическая.

  На экзамен выносятся два произведения: a’capellaи с сопровождением.

 В течение четвертого года обучения выпускник учит произведения с хором по голосам с учетом всех дирижерских знаний.

  За год проходят два прослушивания:

-в конце 1-го полугодия, где ученик должен  дирижировать, играть и петь выпускную программу, отвечать на вопросы комиссии по партитуре;

-во втором полугодии прослушивание проходит с участием хора.

 

Примерный репертуар к программе выпускного экзамена:

1. Архангельский А. «К Богородице прилежно…»;

2. Гершвин Дж. «Как тут усидеть?»;

3. Львов А. «Вечери Твоея…»;

4. Манчини Г. «Лунная река»;

5. Перголези  Дж. «StabatMater» № 11;

6. РНП Обр. А. Попова «А снег тает»;

7. РНП «Фабричные ребята»;

8. Уоррен Г. «Чаттануга»;

9. Чайковский П.И. «Молитва Господня»

10. Стариный напев «Не имамы иныя помощи»

11. Старинный напев «Молитву пролию»

12. Украинская народная песня «Добрый вечiр тобi»

13. Цветков «Весенние сны»

14. Гершвин «Радость-ритм»

15. Старинная народная песня «Gaudeamus»

16. Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь»

17. А.Пахмутова, Добронравов «Беловежская пуща»

 

Содержание программы.

Среди музыкальных специальностей профессия дирижера – одна из самых сложных и многогранных. Каждый дирижер имеет дело с коллективом, он постоянно должен проявлять себя не только как дирижер-исполнитель, но и как педагог, организатор. Для того чтобы иметь право руководить людьми, направлять их, дирижер должен быть примером аккуратности и дисциплинированности, очень много знать и уметь.

Дирижеру необходимо иметь хороший слух (вокально-хоровой), чувство ритма и музыкальную память, знать основные законы вокального искусства, владеть голосом, дирижерским жестом, хорошо играть на фортепиано, уметь хорошо читать с листа, прекрасно знать музыку разных стилей и жанров.

  Помимо музыкальных данных, дирижер должен обладать сильной волей, организаторскими способностями, быть энтузиастом своего дела.

  Воспитание дирижера хора с детского возраста позволит выявить и развить те качества, которые так необходимы в данной профессии. В то же время, дети, не обладающие особыми способностями в этом виде музыкальной деятельности, в дальнейшем будут представителями аудитории любителей музыки. К данной цели может привести хорошо продуманная и спланированная работа педагога, на основе данной рабочей образовательной программы.

  Предмет «основы дирижирования» проходят учащиеся знакомые с хоровым пением и вокальной работой, знающие музыкальную грамоту и обучающиеся игре на фортепиано. Поэтому изучение данного предмета, начинающееся с пятого класса ДШИ, возможно на уровне начинающего профессионала.

  Требования, предъявляемые к обучающимся, не должны превосходить их способность восприятия предмета согласно возрастной психологии.  

 Изучение дирижерского аппарата начинается с постановки корпуса. Правильная постановка, практически обоснованная и целесообразная, облегчает работу дирижера, обеспечивая полную свободу действий за пультом. Помимо этого, постановка корпуса находит свое непосредственное отражение и во внешнем облике дирижера, что в свою очередь влияет на создание общего положительного или отрицательного впечатления от исполнения. Весь облик дирижера должен быть эстетичным, приятным для глаз исполнителей и слушателей, а поведение за пультом – создавать одновременное впечатление подтянутости и непринужденности. Для достижения этого уже в первый год обучения необходимо научить учащегося держать корпус свободно, естественно, спокойно, так чтобы плечи были развернуты, грудь расправлена. 

Руки – ведущая часть дирижерского аппарата, главное средство общения с хором. Посредством рук дирижер передает свое толкование музыкального произведения, раскрывает его внутреннее содержание, воздействует на исполнителей. Рука должна быть обязательно свободна во всех частях и, в то же время, представлять собой единое целое.

Основные требования при постановке руки – полная мышечная свобода, удобство, естественность, подвижность каждой части и ощущение их единства. Кисть – наиболее выразительная часть руки – самая независимая и подвижная часть руки. Вся работа по дирижерской технике должна прежде всего иметь в виду развитие подвижности и выразительности кисти, ее гибкость и эластичности.

В основной дирижерской позиции кисть занимает горизонтальное положение на уровне середины груди. По форме кисть должна быть округлой, как бы готовой захватить шар или мяч: ладони открыты и «смотрят» вниз. Пальцы руки в основной позиции кисти мягко согнуты, плавно закруглены, пальцевые косточки обозначены ясно. Правильная постановка руки – дело трудное и требует большого терпения как педагога, так и от учащегося. При этом одинаково вредны торопливость, привычка полагаться на время, на то, что недостатки пропадут сами по себе. Первоначальные навыки дирижирования укрепляются прочно, и приобретенные недостатки с трудом исправляются в дальнейшем.

  На самом начальном этапе изучения предмета необходимо научить учащегося руки держать на уровне груди. В дальнейшем, на протяжении всего курса, работа над постановкой дирижерского жеста становится более дифференцированной.

  После того как с учащимся разобраны все компоненты дирижерского аппарата и основная позиция дирижера, можно переходить к тактированию, к изучению движения руки в тактовых схемах. Перед этим нужно объяснить разницу между тактированием (метрическое тактирование) и дирижированием. Метрическое тактирование – это еще не дирижирование, так как оно лишено элементов художественности, но это та основа, на которую опирается дирижирование.  Основные задачи метрического тактирования сводятся к организации ритмичности исполнения, передаче ясного рисунка тактовых схем, к показу сильного и слабого времени в такте.

 Обучение метрономированию следует начать с анализа дирижерской доли, дирижерского взмаха. Из анализа дирижерской доли видно, что она слагается из замаха, долевого движения, точки удара и момента отражения от точки. Замах, или ауфтакт, - это преддействие, он представляет собой простое неподготовленное движение, так как рука на него идет всегда с исходной точки сразу. Основная функция замаха – предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия. Понятие ауфтакта гораздо шире, нежели подготовка доли, оно включает в себя предварение очень многих моментов исполнения. В дирижировании посредством ауфтакта предваряются моменты дыхания, вступления, снятия, наступление новой динамики, темпа, штрихи. Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их всецело зависят от характера исполняемой музыки. Главное требование, предъявляемое к ауфтактам, - четкость.

  Начиная обучать дирижированию, педагог должен особенно внимательно и детально объяснить понятие ауфтакта. В хоровом исполнении наряду с приемом вступления не менее ответственным является момент окончания звучания. В жесте окончания очень важна «точка» снятия. Именно в момент «точки» прекращается звучание, поэтому она должна быть отчетливой, ясно видимой. На первых порах обучения нужно показать наиболее простые приемы снятия.

 Уже к концу первого года обучения ученик должен уметь показывать ауфтакт к первой доле и снятия окончания фраз на последнюю долю.  

  В качестве учебного материала следует использовать произведения с простым ритмическим рисунком, в 2х и 3х-дольном размерах, в форме периода.

  Приступив с учащимся к изучению тактовых схем, нельзя ограничиваться только сухим метрономированием, тактированием. Техника – не самоцель, а лишь средство для выражения музыкального образа в исполнительской практике. Начинающему дирижеру необходимо кропотливо работать в первую очередь над усвоением различных манер звуковедения.

  Во второй год обучения ученик должен овладеть навыком дирижирования 4х-дольной сетки, показом вступления и снятия на разные доли такта,  а также освоить приём звуковедения legato. Прием legatoв дирижировании характеризуется связностью всех движений. Отличительными чертами legatoявляются плавные движения и мягкие «точки». Исполняя legato, рука движется по рисунку схемы очень ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей почти стираются, даются легкими касаниями руки. Технически прием legatoвыполняется всегда мягкой, освобожденной, «певучей» рукой.

 Отрабатывать с учащимися прием legatoнужно сначала в произведениях умеренного темпа без большой насыщенности звучания.

 

 

 

1 год.

На экзамен выносится 1-2хголосное произведение а’capellaв конце учебного года. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

 

2 год.

 Во второй год обучения учащийся должен знать авторов музыки и слов,  произведений, а так же музыкальные термины, используемые в изучаемых произведениях. Определять тональность, уметь играть партитуру на память. В конце первого и второго полугодия на экзамен выноситься одно - двух или трёхголосное произведении acapella. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

 

3 год.

В третий год обучения учащийся должен самостоятельно разбирать 2-3-4хголосные произведения, уметь анализировать его (автор музыки, слов, темп, для какого хора написано, тональность, ритмический рисунок, фразы, общая кульминация), уметь совместить оркестровую и хоровую партию, знать оркестровую и хоровую зоны, уметь играть партитуру с поочередным пением голосов, знать штрихи легато и стаккато. В конце 1-го и 2-го полугодия ученик должен сыграть два произведения: 1- а капелла на память и 2- с сопровождением по нотам (2-х, 3-х, 4-хголосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора

 

4 год.

В четвертый год идет подготовка к выпускному  экзамену. Все навыки и умения, приобретенные за время обучения данного предмета учащийся должен уметь применить для подготовки выпускной программы. Выпускной экзамен делится на два части: теоретическая и практическая. На экзамен выносятся два произведения: а капелла и с сопровождением. В течение четвертого года обучения выпускник учит произведения с хором по голосам с учетом всех дирижерских знаний. За год проходят два прослушивания: в конце 1-го полугодия ученик должен  дирижировать, играть и петь выпускную программу и отвечать на вопросы комиссии по партитуре. Во втором полугодии добавляется практическая часть – работа с хором. 

 

Методическое обеспечение кабинета:

1. Музыкальный центр;

2. Схемы, таблицы;

3. Аудио, видеоматериалы;

4. Фортепиано;

5. Метроном;

6. Пюпитр.

 

Методические сообщения:

  1. Февраль 2003г.

Волевые качества музыканта.

  1. Апрель 2004г.

Дыхание.

  1. Декабрь 2005г.

Этические нормы на уроке.

  1. Февраль 2006г.

Дирижёрский жест.

  1. Январь 2007г.

Особенности работы с детским голосом.

6. Январь 2008г.                                                                                                                   Ансамбль хоровой звучности.

  1. Ноябрь 2009г.

Начальный период обучения в хоре. Урок-практика.

 

Педагогическая технология:                                                                                    Февраль 2008г.                                                                                                    Личностно-ориентированное  обучение

 

Методико-психологическая литература:

  1. Ананьев Б.Г. «Формирование  одаренности» в  книге «Склонности и способности» Ленинград 1962г.
  2. Бочкарев Л.Л. «Психологические аспекты формирования готовности музыкантов исполнителей к публичному выступлению» Кандидатская диссертация М., 1975г.
  3. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе М. – Л. 1965г.
  4. Воспитание, обучение и психологическое развитие. Ч1. Тезисы докладов психологов СССР. М., 1977г.
  5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М., 1968г.
  6. Выгодский Л.С. «Умственное развитие детей в процессе обучения» Изд. АПН РСФСР, М., 1958г.
  7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 1968г.
  8. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и дренаж» С-Петербург изд. «Лань» 1997г.
  9. Ительсон Л.Б. «Лекции по современным проблемам. Психология обучения» Владимир, 1972г.
  10. Медушевский В.В. «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» М., 1976г.
  11. Назнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» М., 1972г.
  12. Оконь В. «Основы проблемного обучения» М., 1968г.
  13. Педагогика. Ред. Шукиной Г.И., Голанта Е.Я., Радиной К.Д. М., 1966г.
  14. Савонько Е.И. «Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста»
  15. «Вопросы психологии» 1969г. №4
  16. Смирнов А.А. «Проблемы психологии памяти» М., 1966г.
  17. Толызина Н.Ф. «Управления процессом усвоения знаний» М, 1975г.
  18. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей. Проблемы индивидуальных различий» М., 1961г.
  19. Фейгин М.Э. «Индивидуальность ученика и искусство педагога» М., 1975г.
  20. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» М., 1969г.

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

                                     

Пояснительная записка

  Согласно концепции развития образования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015 годы, образование является стержневой и основополагающей частью системы художественного образования, направлено на подготовку профессиональных творческих и педагогических кадров, что обеспечивает сохранение высочайшего уровня профессионального искусства России, а также на развитие и формирование целостной личности, её духовности, творческой интеллектуальности и эмоционального богатства.

 Данная программа разработана на основе традиционной методики и специфического опыта педагогов (хоровых дирижеров), имеет художественно-эстетическую направленность и предназначена для учреждений дополнительного образования детей.

 Новизна: Рабочая программа «основы дирижирования» носит экспериментальный характер, предполагает более детальное изучение предмета и апробируется в школе искусств впервые, а также может послужить основой для разработки программы по предмету «основы  дирижирования» восьмилетнего обучения.

Актуальность: От учащихся требуется особая культура мышления, высокий уровень коммуникативности, (в соответствии с концепцией развития образования в сфере культуры и искусства РФ). Именно те качества личности, позволяющие активно включаться в творческий процесс познания окружающей действительности. Таким образом в центре внимания оказываются проблемы с развитием творческого, активного мышления, выявление художественно-одаренных детей и молодежи и их подготовке к профессиональной деятельности в сфере культуры и искусства, а также воспитания эстетически-заинтересованной аудитории слушателей и приобщения к ценностям отечественной и зарубежной художественной культуры, лучшим образцам народного творчества, классического и современного искусства. В  связи с этим образовательные программы, разработанные в данном ключе, являются актуальными и востребованными.

Педагогическая целесообразность: Познавательные способности, как и первоначальные навыки дирижирования целесообразнее развивать и формировать в школьном возрасте, чтобы в последствии обучения в учреждениях среднего звена профессионального образования поступали уже технически подготовленные абитуриенты, что обеспечит их дальнейшее обучение на более качественном и высоком уровне.

Цель: Научить хоровым навыкам, основам дирижирования учащихся для поступления в СУЗ или ВУЗ на дирижёрско-хоровое отделение, а также воспитать эстетически-заинтересованную  аудиторию слушателей и любителей хоровой музыки.

Задачи:

  • Воспитать творческую личность, способную к саморазвитию, обладающую коммуникативными свойствами характера, социально- адаптированную;
  • Воспитать  в учащихся любовь к хоровому искусству;
  • Ознакомить учащихся с шедеврами классической хоровой музыки, выдающимися дирижерами, композиторами и деятелями хорового искусства;
  • Дать знание по технике дирижирования хором;

Отличительные особенности программы:

Программы по основам дирижирования для ДШИ и ДМШ государственного образца не существует, поэтому данная программа является экспериментальной.

Возраст детей:

В программе участвуют дети, обучающиеся на вокально-хоровом отделении ДШИ  10  -  16 лет.

Сроки реализации образовательной программы:

Данная образовательная программа рассчитана на 4 года обучения, начиная с пятого класса ДШИ.

Форма и режим занятий:

Форма занятий – индивидуальная. Первый и второй год обучения – 1 час в неделю, третий и четвертый год обучения – 2 часа в неделю: теоретический (разбор партитур, постановка дирижерского аппарата) и практический (игра и дирижирование партитуры с концертмейстером).

Форма контроля: 

  • Первый год обучения:

-первое полугодие – контрольный урок;

-второе полугодие – академический концерт. На концерт выносится 1-2х голосное произведение а’capella в конце учебного года (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

  • Второй год обучения:

-первое полугодие – академический концерт. На концерт выносится одно-двухголосное произведение a’capellа (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

- второе полугодие – академический концерт. На концерт выноситься двух -трёхголосное произведении a’capella (ученик должен сыграть партитуру и спеть голоса на память).

  • Третий год обучения:

- первое полугодие – академический концерт. Ученик должен сыграть два произведения: одно - a’capella на память и второе с сопровождением по нотам (2х, 3х-голосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора;

- второе полугодие – академический концерт. Ученик должен сыграть два произведения: одно - a’capella на память и второе с сопровождением по нотам (3х, 4х-голосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора;

  • Четвертый год обучения:

В четвертый год идет подготовка к выпускному  экзамену. На экзамен выносятся два произведения: а капелла и с сопровождением.

- первое полугодие – прослушивание выпускной программы. Ученик должен  дирижировать, играть и петь выпускную программу и отвечать на вопросы комиссии по партитуре.

- второе полугодие – прослушивание выпускной программы (март-апрель) и выпускной экзамен.

При подготовке выпускного экзамена добавляется практическая часть – работа с хором. Сам выпускной экзамен проводится в два этапа: теоретическая и практическая части.

Ожидаемые результаты:

Выпускник должен быть целеустремленной творческой личностью, способной к саморазвитию, обладающей коммуникативными свойствами характера, социально- адаптированной. Выпускник должен знать музыкальную литературу по дирижированию, выдающихся исполнителей-дирижеров, знать наиболее часто встречающиеся термины в партитурах. А также выпускник должен обладать навыками дирижерской техники, культурой исполнения, свободой движений, наличием тенденций развития.

Учебно-методический план.

Первый год обучения:

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

1

7

2.

Освоение дирижерской техники

4

4

3.

Работа над партитурой

3

5

4.

Дирижирование с концертмейстером

2

5

5.

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов

1

3

                                                          Итого:              

           35 часов

Требования:

Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.

Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 3 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

Содержание обучения.

В первый год обучения ведется работа над следующими элементами дирижерской техники:

- постановка дирижерского аппарата: руки (работа над позицией кистей рук, которые следует держать на уровне груди), корпус (держать корпус нужно свободно, естественно, спокойно, плечи развернуты, грудь расправлена);

- изучение  двух- и трехдольной сетки дирижирования, понятие ауфтакта в дирижировании;

- прием вступления: момент внимания, момент дыхания, жест вступления с первой доли в размере ¾;

- вступление и снятие на всех долях такта.

На данном этапе ученик обучается мыслить фразами и петь голоса партитуры, что является началом анализа хорового произведения.

 Ученик должен уметь показывать ауфтакты и снятия окончаний фраз на все доли такта.

В качестве учебного материала следует использовать произведения с простым ритмическим рисунком, в 3х-дольном размере, в форме периода.

На экзамен выносится 1-2х-голосное произведение а’capella в конце учебного года. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

Примерный репертуар:

1. Озолинь, А. Броделе «Лес раскинулся дремучий»

2. Греческая народная песня «Где ты, колечко»

3. Русская народная песня «Я вечор в лужках гуляла»

4. Словацкая народная песня «Певчая птичка»

5. Литовская народная песня «Пион»

6. Украинская народная песня «Пiшов милий»

7. Польская народная песня «Висла»

8. Польская народная песня «Речка»

9. Х. Кальюсте, К. Корзен «Все на качели»

10. М. Ипполитов-Иванов «В разлуке с Родиной»

11. Р. Шуман «Привет весне»

12. Болгарская народная песня «Путь в горах»

13. Русская народная песня «Ах ты, степь широкая»

14. П. Чайковского «Пойду ль, выйду ль я» (хор из оперы «Чародейка»)

Учебно-методический план.

Второй год обучения:

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

1

7

2.

Освоение дирижерской техники

4

4

3.

Работа над партитурой

3

5

4.

Дирижирование с концертмейстером

2

5

5.

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов

1

3

                                                          Итого:                          

               35 часов

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;

Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 4 дольной схемы дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

        

Содержание обучения.

Во второй год обучения продолжается работа над постановкой корпуса и рук, а так же над вступлением и окончанием фраз.

Ученик должен овладеть навыком дирижирования:

- 4х-дольной сетки,

-показом вступления и снятия на разные доли такта,

-освоить приём звуковедения legato.

Учащийся должен знать: авторов музыки и слов, произведений; музыкальные термины, используемые в изучаемых произведениях.

 Должен уметь: определять тональность и играть партитуру на память.

В конце первого и второго полугодия на экзамен выноситься одно-двух или трёхголосное произведении a’capella. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

Примерный репертуар:

1. А. Свешников, Б. Белоусов «Гаснет вечер»

2. Ю. Чичков, Л. Васильева «Луч солнца»

3. Финская народная песня «Серая птичка»

4. Б. Сметова, Й. Сладек «Моя звезда»

5. Ц. Кюи, И. Белоусов «Гроза»

6. С. Стемпниевский, Э. Михайлов «У истока речка чистая»

7. А. Алябьев, П. Ершов «Песня о молодом кузнеце»

8. Смоленский напев «И ходит Ванька»

9. М. Ипполитов-Иванов, М. Лермонтов «Сосна»

10. Немецкая народная песня «Липы снова цветут»

11. Шведская народная песня «Веселый путешественник»

12. Русская народная песня «Повянули-повянули»

13. Белорусская народная песня «Неман»

14. Русская народная песня «Ничто в плюшке не колышется»

15. Русская народная песня «Стояла береза»

16. Р. Шуман «Домик у моря»

17. А. Флярковский, В. Татаринов «Осинка-грустинка»

Учебно-методический план.

Третий год обучения:

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

2

14

2.

Освоение дирижерской техники

8

8

3.

Работа над партитурой

6

10

4.

Дирижирование с концертмейстером

4

10

5.

Просмотр и прослушивание аудио- и видео- материалов

2

6

                                                          Итого:          

               70 часов

    Требования:

    Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.

Освоение дирижерской техники:

  • Изучение 2 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

Содержание обучения.

В третий год обучения продолжается работа над постановкой дирижерского аппарата и техникой:

- внимание учащегося обращается на оркестровую и хоровую зоны;

- штрихи legato, staccato.

 Учащийся должен уметь: самостоятельно разбирать 2-3-4х-голосные произведения; анализировать произведение (автор музыки, слов, темп, для какого хора написано, тональность, ритмический рисунок, фразы, общая кульминация); совмещать оркестровую и хоровую партию; играть партитуру с поочередным пением голосов.

В конце 1-го и 2-го полугодия ученик должен сыграть два произведения: a’capella на память и второе с сопровождением по нотам (2-х, 3-х, 4-хголосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора.

Примерный репертуар:

1. Русская народная песня «Пойду ль я, выйду ль я»

2. Ц. Кюи, И. Белоусов «Весеннее утро»

3. В. Соколов, М. Садовский «Веселый сапожник»

4. С. Стемпниевского, М. Садовский «Ночная сказка»

5. Далматинская народная песня «Ядран лазурный»

5. Ушкарев, Ладонщиков «Отшумела вьюга»

6. Парцхаладзе, Татаринов «Мотылек»

7. М. Анцев «Овсень»

8. Русская народная песня «В сыром бору тропина»

9. Л. Бетховен, К. Алемасов «Гимн ночи»

10. Русская народная песня «Долина-долинушка»

11. Русская народная песня «Во кузнице»

12. Шуберт, Павлова «Встречайте день мая»

13. Мендельсон, Павлова «Зима и лето»

14. Ц. Кюи, А. Плещеев «Осень»

15. Л. Ревуцкий, сл. Народные «Засвистали козаченьки»

16. Римский-Корсаков «Хор корабельщиков из оперы «Садко»

Учебно-методический план.

Четвертый год обучения:

Виды учебной деятельности

Теоретич.час.

Практич.час.

1.

Постановка дирижерского аппарата

2

14

2.

Освоение дирижерской техники

8

8

3.

Работа над партитурой

6

10

4.

Дирижирование с концертмейстером

4

10

5.

Просмотр и прослушивание аудио- и видео- материалов

2

6

                                                          Итого:            

             70 часов

Требования:

Постановка дирижерского аппарата:

  • Умение держать корпус прямо;
  • Дирижирование с концертмейстером;
  • Просмотр, прослушивание аудио и видеоматериалов.

Освоение дирижерской техники:

  • Повторение 2, 3 и 4 дольной сетки дирижирования;
  • Разбор в классе партитуры, голосов и дирижирования;

Работа над партитурой:

  • Уметь играть партитуру петь голоса;
  • Знать авторов музыки, слов;
  • Знать терминологию, касающуюся произведения;

Дирижирование с концертмейстером:

  • Уметь слышать хор с оркестром;
  • Уметь играть хоровую партитуру  с концертмейстером;

Просмотр и прослушивание аудио и видеоматериалов:

  • На основе прослушиваемых мастеров вокального и хорового искусства планировать свою деятельность.

Содержание обучения.

В четвертый год идет подготовка к выпускному  экзамену.

 Все навыки и умения, приобретенные за время обучения данного предмета учащийся должен уметь применить для подготовки выпускной программы.

 Выпускной экзамен делится на два части: теоретическая и практическая.

  На экзамен выносятся два произведения: a’capella и с сопровождением.

 В течение четвертого года обучения выпускник учит произведения с хором по голосам с учетом всех дирижерских знаний.

  За год проходят два прослушивания:

-в конце 1-го полугодия, где ученик должен  дирижировать, играть и петь выпускную программу, отвечать на вопросы комиссии по партитуре;

-во втором полугодии прослушивание проходит с участием хора.

Примерный репертуар к программе выпускного экзамена:

1. Архангельский А. «К Богородице прилежно…»;

2. Гершвин Дж. «Как тут усидеть?»;

3. Львов А. «Вечери Твоея…»;

4. Манчини Г. «Лунная река»;

5. Перголези  Дж. «Stabat Mater» № 11;

6. РНП Обр. А. Попова «А снег тает»;

7. РНП «Фабричные ребята»;

8. Уоррен Г. «Чаттануга»;

9. Чайковский П.И. «Молитва Господня»

10. Стариный напев «Не имамы иныя помощи»

11. Старинный напев «Молитву пролию»

12. Украинская народная песня «Добрый вечiр тобi»

13. Цветков «Весенние сны»

14. Гершвин «Радость-ритм»

15. Старинная народная песня «Gaudeamus»

16. Е. Дога «Мой ласковый и нежный зверь»

17. А.Пахмутова, Добронравов «Беловежская пуща»

 

Содержание программы.

Среди музыкальных специальностей профессия дирижера – одна из самых сложных и многогранных. Каждый дирижер имеет дело с коллективом, он постоянно должен проявлять себя не только как дирижер-исполнитель, но и как педагог, организатор. Для того чтобы иметь право руководить людьми, направлять их, дирижер должен быть примером аккуратности и дисциплинированности, очень много знать и уметь.

Дирижеру необходимо иметь хороший слух (вокально-хоровой), чувство ритма и музыкальную память, знать основные законы вокального искусства, владеть голосом, дирижерским жестом, хорошо играть на фортепиано, уметь хорошо читать с листа, прекрасно знать музыку разных стилей и жанров.

  Помимо музыкальных данных, дирижер должен обладать сильной волей, организаторскими способностями, быть энтузиастом своего дела.

  Воспитание дирижера хора с детского возраста позволит выявить и развить те качества, которые так необходимы в данной профессии. В то же время, дети, не обладающие особыми способностями в этом виде музыкальной деятельности, в дальнейшем будут представителями аудитории любителей музыки. К данной цели может привести хорошо продуманная и спланированная работа педагога, на основе данной рабочей образовательной программы.

  Предмет «основы дирижирования» проходят учащиеся знакомые с хоровым пением и вокальной работой, знающие музыкальную грамоту и обучающиеся игре на фортепиано. Поэтому изучение данного предмета, начинающееся с пятого класса ДШИ, возможно на уровне начинающего профессионала.

  Требования, предъявляемые к обучающимся, не должны превосходить их способность восприятия предмета согласно возрастной психологии.  

 Изучение дирижерского аппарата начинается с постановки корпуса. Правильная постановка, практически обоснованная и целесообразная, облегчает работу дирижера, обеспечивая полную свободу действий за пультом. Помимо этого, постановка корпуса находит свое непосредственное отражение и во внешнем облике дирижера, что в свою очередь влияет на создание общего положительного или отрицательного впечатления от исполнения. Весь облик дирижера должен быть эстетичным, приятным для глаз исполнителей и слушателей, а поведение за пультом – создавать одновременное впечатление подтянутости и непринужденности. Для достижения этого уже в первый год обучения необходимо научить учащегося держать корпус свободно, естественно, спокойно, так чтобы плечи были развернуты, грудь расправлена.  

Руки – ведущая часть дирижерского аппарата, главное средство общения с хором. Посредством рук дирижер передает свое толкование музыкального произведения, раскрывает его внутреннее содержание, воздействует на исполнителей. Рука должна быть обязательно свободна во всех частях и, в то же время, представлять собой единое целое.

Основные требования при постановке руки – полная мышечная свобода, удобство, естественность, подвижность каждой части и ощущение их единства. Кисть – наиболее выразительная часть руки – самая независимая и подвижная часть руки. Вся работа по дирижерской технике должна прежде всего иметь в виду развитие подвижности и выразительности кисти, ее гибкость и эластичности.

В основной дирижерской позиции кисть занимает горизонтальное положение на уровне середины груди. По форме кисть должна быть округлой, как бы готовой захватить шар или мяч: ладони открыты и «смотрят» вниз. Пальцы руки в основной позиции кисти мягко согнуты, плавно закруглены, пальцевые косточки обозначены ясно. Правильная постановка руки – дело трудное и требует большого терпения как педагога, так и от учащегося. При этом одинаково вредны торопливость, привычка полагаться на время, на то, что недостатки пропадут сами по себе. Первоначальные навыки дирижирования укрепляются прочно, и приобретенные недостатки с трудом исправляются в дальнейшем.

  На самом начальном этапе изучения предмета необходимо научить учащегося руки держать на уровне груди. В дальнейшем, на протяжении всего курса, работа над постановкой дирижерского жеста становится более дифференцированной.

  После того как с учащимся разобраны все компоненты дирижерского аппарата и основная позиция дирижера, можно переходить к тактированию, к изучению движения руки в тактовых схемах. Перед этим нужно объяснить разницу между тактированием (метрическое тактирование) и дирижированием. Метрическое тактирование – это еще не дирижирование, так как оно лишено элементов художественности, но это та основа, на которую опирается дирижирование.  Основные задачи метрического тактирования сводятся к организации ритмичности исполнения, передаче ясного рисунка тактовых схем, к показу сильного и слабого времени в такте.

 Обучение метрономированию следует начать с анализа дирижерской доли, дирижерского взмаха. Из анализа дирижерской доли видно, что она слагается из замаха, долевого движения, точки удара и момента отражения от точки. Замах, или ауфтакт, - это преддействие, он представляет собой простое неподготовленное движение, так как рука на него идет всегда с исходной точки сразу. Основная функция замаха – предупреждение, накапливание энергии, необходимой для дальнейшего действия. Понятие ауфтакта гораздо шире, нежели подготовка доли, оно включает в себя предварение очень многих моментов исполнения. В дирижировании посредством ауфтакта предваряются моменты дыхания, вступления, снятия, наступление новой динамики, темпа, штрихи. Ауфтакты бывают весьма разнообразными, так как длительность и сила их всецело зависят от характера исполняемой музыки. Главное требование, предъявляемое к ауфтактам, - четкость.

  Начиная обучать дирижированию, педагог должен особенно внимательно и детально объяснить понятие ауфтакта. В хоровом исполнении наряду с приемом вступления не менее ответственным является момент окончания звучания. В жесте окончания очень важна «точка» снятия. Именно в момент «точки» прекращается звучание, поэтому она должна быть отчетливой, ясно видимой. На первых порах обучения нужно показать наиболее простые приемы снятия.

 Уже к концу первого года обучения ученик должен уметь показывать ауфтакт к первой доле и снятия окончания фраз на последнюю долю.  

  В качестве учебного материала следует использовать произведения с простым ритмическим рисунком, в 2х и 3х-дольном размерах, в форме периода.

  Приступив с учащимся к изучению тактовых схем, нельзя ограничиваться только сухим метрономированием, тактированием. Техника – не самоцель, а лишь средство для выражения музыкального образа в исполнительской практике. Начинающему дирижеру необходимо кропотливо работать в первую очередь над усвоением различных манер звуковедения.

  Во второй год обучения ученик должен овладеть навыком дирижирования 4х-дольной сетки, показом вступления и снятия на разные доли такта,  а также освоить приём звуковедения legato. Прием legato в дирижировании характеризуется связностью всех движений. Отличительными чертами legato являются плавные движения и мягкие «точки». Исполняя legato, рука движется по рисунку схемы очень ровно, без толчков. «Точки» на гранях долей почти стираются, даются легкими касаниями руки. Технически прием legato выполняется всегда мягкой, освобожденной, «певучей» рукой.

 Отрабатывать с учащимися прием legato нужно сначала в произведениях умеренного темпа без большой насыщенности звучания.

1 год.

На экзамен выносится 1-2хголосное произведение а’capella в конце учебного года. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

2 год.

 Во второй год обучения учащийся должен знать авторов музыки и слов,  произведений, а так же музыкальные термины, используемые в изучаемых произведениях. Определять тональность, уметь играть партитуру на память. В конце первого и второго полугодия на экзамен выноситься одно - двух или трёхголосное произведении a capella. Ученик должен сыграть и спеть голоса партитуры.

3 год.

В третий год обучения учащийся должен самостоятельно разбирать 2-3-4хголосные произведения, уметь анализировать его (автор музыки, слов, темп, для какого хора написано, тональность, ритмический рисунок, фразы, общая кульминация), уметь совместить оркестровую и хоровую партию, знать оркестровую и хоровую зоны, уметь играть партитуру с поочередным пением голосов, знать штрихи легато и стаккато. В конце 1-го и 2-го полугодия ученик должен сыграть два произведения: 1- а капелла на память и 2- с сопровождением по нотам (2-х, 3-х, 4-хголосье). Концертмейстер исполняет партию оркестра, а ученик – партию хора

4 год.

В четвертый год идет подготовка к выпускному  экзамену. Все навыки и умения, приобретенные за время обучения данного предмета учащийся должен уметь применить для подготовки выпускной программы. Выпускной экзамен делится на два части: теоретическая и практическая. На экзамен выносятся два произведения: а капелла и с сопровождением. В течение четвертого года обучения выпускник учит произведения с хором по голосам с учетом всех дирижерских знаний. За год проходят два прослушивания: в конце 1-го полугодия ученик должен  дирижировать, играть и петь выпускную программу и отвечать на вопросы комиссии по партитуре. Во втором полугодии добавляется практическая часть – работа с хором.  

Методическое обеспечение кабинета:

1. Музыкальный центр;

2. Схемы, таблицы;

3. Аудио, видеоматериалы;

4. Фортепиано;

5. Метроном;

6. Пюпитр.

Методические сообщения:

  1. Февраль 2003г.

Волевые качества музыканта.

  1. Апрель 2004г.

Дыхание.

  1. Декабрь 2005г.

Этические нормы на уроке.

  1. Февраль 2006г.

Дирижёрский жест.

  1. Январь 2007г.

Особенности работы с детским голосом.

6. Январь 2008г.                                                                                                                   Ансамбль хоровой звучности.

  1. Ноябрь 2009г.

Начальный период обучения в хоре. Урок-практика.

Педагогическая технология:                                                                                    Февраль 2008г.                                                                                                    Личностно-ориентированное  обучение

Методико-психологическая литература:

  1. Ананьев Б.Г. «Формирование  одаренности» в  книге «Склонности и способности» Ленинград 1962г.
  2. Бочкарев Л.Л. «Психологические аспекты формирования готовности музыкантов исполнителей к публичному выступлению» Кандидатская диссертация М., 1975г.
  3. Вопросы методики преподавания в детской музыкальной школе М. – Л. 1965г.
  4. Воспитание, обучение и психологическое развитие. Ч1. Тезисы докладов психологов СССР. М., 1977г.
  5. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка» М., 1968г.
  6. Выгодский Л.С. «Умственное развитие детей в процессе обучения» Изд. АПН РСФСР, М., 1958г.
  7. Дмитриев Л.Б. «Основы вокальной методики». М., 1968г.
  8. Емельянов В.В. «Развитие голоса. Координация и дренаж» С-Петербург изд. «Лань» 1997г.
  9. Ительсон Л.Б. «Лекции по современным проблемам. Психология обучения» Владимир, 1972г.
  10. Медушевский В.В. «О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки» М., 1976г.
  11. Назнайкинский Е.В. «О психологии музыкального восприятия» М., 1972г.
  12. Оконь В. «Основы проблемного обучения» М., 1968г.
  13. Педагогика. Ред. Шукиной Г.И., Голанта Е.Я., Радиной К.Д. М., 1966г.
  14. Савонько Е.И. «Оценка и самооценка как мотивы поведения школьников разного возраста»
  15. «Вопросы психологии» 1969г. №4
  16. Смирнов А.А. «Проблемы психологии памяти» М., 1966г.
  17. Толызина Н.Ф. «Управления процессом усвоения знаний» М, 1975г.
  18. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей. Проблемы индивидуальных различий» М., 1961г.
  19. Фейгин М.Э. «Индивидуальность ученика и искусство педагога» М., 1975г.
  20. Якобсон П.М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» М., 1969г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...

Образовательная рабочая программа занятий кружка для учащихся средней общеобразовательной школы "Стрелковое оружие, первичные навыки обращения с ним"

Занятия по курсу могут проводиться совместно с юношами и девушками.При реализации программы основное внимание уделяется на выработку у учащихся практических навыков по безопасному обращению с оружием ...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа Основы проектирования для учащихся 11 класса на 2014/2015 учебный год

Программа спецкурса «Учебное исследование»Пояснительная запискаПрограмма спецкурса «Учебное исследование» разработана с учетом из­менений, происходящих в общеобразовательной школе, и направлена на вне...

Рабочая программа факультативного курса для учащихся 8-11 классов "Основы программируемой электроники"

Цель создания курса:Создание условий для развития научно-технического творчества учащихся.Учебный курс дает освоить основные приемы конструирования  и программирования управляемых электронных уст...

Рабочая программа по математике для учащихся 5 – 9 классов с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной образовательной программе

Рабочая программа составлена на основе:Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В.Воронковой. -  М.: Гуманитар. изд центр ВЛАДОС, ...