Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" 8-9 кл.(ЛУО)
рабочая программа по информатике и икт (7, 8, 9 класс)
Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" пердназначена для 8-9 классов с ЛУО, составлена на основе Рабочей прогграммы "Информатика", автор: Л.Л. Босова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Адаптированная рабочая программа "Основы информатики" 8-9 кл. ЛУО_факультатив | 96.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
факультативного курса «Основы информатики»
8-9 класс
Адаптированная общеобразовательная программа факультативного курса «Основы информатики» для 8-9 классов составлена на основе учебной программы «Информатика и ИКТ» для 5-7, 8-9 классов и предназначена для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) (обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)).
Приказа МОН РФ от 03.06.2011г. №1994 «О внесении изменений в ФБУП и примерные учебные планы для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки РФ от 09.03.2004г. №1312»
- Приказа МОН РФ от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в Федеральный базисный учебный план РФ».
- Приказа о примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана / Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.07.2005 г. № 03-126.
- Программы: «Информатика и ИКТ. Рабочая программа и поурочное планирование. 5-7 классы» / Составитель Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011».
- Программы: «Информатика и ИКТ. Рабочая программа и поурочное планирование. 8-9 классы» / Составитель Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012».
- Постановления Федеральной службы по надзору в свете защиты прав потребителей и благополучия человека, Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Актуальность
Современный период общественного развития характеризуется новыми требованиями к общеобразовательной школе, предполагающими ориентацию образования не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. В условиях информатизации и массовой коммуникации современного общества особую значимость приобретает подготовка подрастающего поколения в области информатики и ИКТ, так этого предмета созданы условия для формирования видов деятельности, имеющих общедисциплинарный характер. К этим видам деятельности относятся: моделирование; сбор, хранение, преобразование и передача информации; управление.
Общая характеристика учебного предмета
Информатика – это наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов. Она способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Данная адаптивная рабочая программа для детей с ОВЗ составлена в форме факультативных занятий «Основы информатики» и рассчитана на:
8 класс- 34 часов в год (1 час в неделю).
9 класс- 34 часов в год (1 час в неделю).
Учитывая особенности этой группы школьников и то, что многие школьники не смогли познакомиться с информационными технологиями в начальной и средней школе, настоящая программа определила те упрощения, которые могут быть сделаны, чтобы облегчить усвоение основного учебного материала: сокращено количество контрольных работ (оставлены только промежуточные диагностические работы и итоговые контрольные работы), включены темы, направленные на развитие творческих способностей обучающихсяся («Компьютерная графика», «Анимация», и пр.), формы и методы организации учебного процесса направлены на социально-бытовую адаптацию обучающихся в обществе.
Цели курса:
- формирование общеучебных умений и навыков на основе средств и методов информатики и ИКТ, в том числе овладение умениями работать с различными видами информации, навыков информационного моделирования, самостоятельно планировать и осуществлять индивидуальную и коллективную информационную деятельность, представлять и оценивать ее результаты;
- пропедевтическое (предварительное, вводное, ознакомительное) изучение понятий основного курса школьной информатики, обеспечивающее целенаправленное формирование общеучебных понятий, таких как «объект», «система», «модель», «алгоритм» и др.;
- воспитание ответственного и избирательного отношения к информации; развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Для достижения комплекса поставленных целей в процессе изучения основ информатики в 8-9 классах необходимо решить следующие задачи курса:
- включить в учебный процесс содержание, направленное на формирование у учащихся основных общеучебных умений информационно-логического характера: анализ объектов и ситуаций; синтез как составление целого из частей и самостоятельное достраивание недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов; обобщение и сравнение данных; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логических цепочек рассуждений и т.д.;
- создать условия для овладения основными универсальными умениями информационного характера: постановка и формулирование проблемы; поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; структурирование и визуализация информации; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;
- показать роль средств информационных и коммуникационных технологий в информационной деятельности человека;
- расширить спектр умений использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации (работа с текстом и графикой в среде соответствующих редакторов); создать условия для овладения способами и методами освоения новых инструментальных средств, формирования умений и навыков самостоятельной работы; воспитать стремление использовать полученные знания в процессе обучения другим предметам и в жизни;
- организовать деятельность, направленную на овладение первичными навыками исследовательской деятельности, получение опыта принятия решений и управления объектами с помощью составленных для них алгоритмов;
- создать условия для овладения основами продуктивного взаимодействия и сотрудничества со сверстниками и взрослыми: умения правильно, четко и однозначно формулировать мысль в понятной собеседнику форме; умения выступать перед аудиторией, представляя ей результаты своей работы с помощью средств ИКТ;
- овладеть простыми умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
- развить познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности средствами ИКТ;
- воспитать ответственное отношение к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательное отношение к полученной информации;
- выработать навыки применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Преподавание курса в 8-9 классах для детей с ОВЗ ориентировано на использование учебно-методического комплекта по информатике (автор Л.Л.Босова, издательство «БИНОМ. Лабораторя знаний»), в который входят:
- примерная учебная программа;
- рабочие тетради;
- набор цифровых образовательных ресурсов;
- методическое пособие для учителя;
- учебники с компьютерным практикумом:
- «Информатика и ИКТ 5 кл.». Автор: Босова Л.Л. , 2013 г. (для обуч-ся 8 класса с ОВЗ);
- «Информатика и ИКТ 6 кл.». Автор: Босова Л.Л. , 2011 г. (для обуч-ся 9 класса с ОВЗ);
Материал учебников соответствует государственному минимуму содержания образования по информатике и ИТК. Базовый курс предлагается в соответствии со структурой учебников линейное изучение теоретического материала:
5 класс (для 8 класса):
- Компьютер для начинающих;
- Информация вокруг нас;
- Информационные технологии
6 класс (для 9 класса):
- «Компьютер и информаци»;
- «Человек и информация»;
- «Алгоритмы и исполнители».
Учет возрастных и психологических особенностей детей
Особенности возрастного периода ребенка 13 - 17 лет характеризуются стабильным психическим развитием, развитием познавательных возможностей, образного и логического мышления, логической памяти, а также произвольной и опосредованной, овладением навыками конструктивного общения со сверстниками. При построении учебного процесса рекомендуется учитывать индивидуальные особенности познавательной деятельности обучающихся.
Учитывая возрастные и психологические особенности подростков, мы наблюдаем становление готовности ребенка к жизни в обществе взрослых как полноценного и равноправного участника этой жизни. С одной стороны - становление объективной готовности ребенка к жизни в обществе взрослых и с другой - субъективной готовности развития чувства взрослости и тенденции к взрослости.
Этот возраст можно считать трудным, переходным. У него формируется новое представление о себе самом, появляются новые чувства, переживания, обостряются интерес к личным качествам, становится демонстративным, стремление к взрослости, самостоятельности, независимости, к освобождению от покорности взрослости.
Одновременно происходит расширение знаний, о мире, развитие мышления. Учебные интересы начинают связываться с профессиональными мечтами и идеалами.
Учет индивидуально-психологических особенностей контингента обучающихся и специфики работы учреждения закрытого типа:
Основным контингентом обучающихся данного учреждения являются подростки 13 -18 лет, направленные по решению суда за совершения противоправных деяний. Среди них подростки с девиантными и деликвентными формами поведения, «социальнозапущенные». Основными психическими особенностями контингента обучающихся являются: недоразвитие эмоционально-волевой, когнитивно-познавательной, коммуникативной сфер, нестабильность психических реакций, отсутствие навыкоков самоконтроля, рефлексии, стойкий правовой нигилизм, негативное отношение к учебной деятельности, слабое развитие общеучебных умений, педагогическая запущенность, несоответствие уровня образования базовому, огромные пробелы в знаниях.
Учитывая индивидуально-психологические особенности обучающихся учебный процесс строится дифференцированно. Со слабоуспевающими обучающимися объем изучаемого материала позволяет принять небыстрый темп продвижения по курсу. Отработка у них основных умений и навыков осуществляется на большом числе несложных, доступных обучающимся упражнений, с использованием коррекционного материала, опорных конспектов.
Важнейшим условием эффективности учебного процесса является выделение и дифференциация материала в каждой теме.
Важен для достижения успеха и стиль работы, который установится в классе. Желательно, чтобы он был основан на предъявлении разумных требований и принципов взаимопонимания, уважения и сотрудничества. Мотивация учебной деятельности поддерживается ситуациями успеха, обучение должно строиться в зоне ближайшего развития обучающегося.
С целью ликвидации пробелов в знаниях обучающихся используются индивидуальные занятия с ними, их самоподготовка по опорным конспектам.
Организация учебно-воспитательного процесса
Образовательные и воспитательные задачи обучения введения в информатику должны решаться комплексно с учетом возрастных особенностей обучающихся, специфики введения в информатику как науки и учебного предмета, определяющей ее роль и место в общей системе школьного обучения и воспитания.
Принципиальным положением организации школьного информационного образования в основной школе становится уровневая дифференциация обучения обществознанию в школе. При освоении общего курса, одни школьники в своих результатах ограничиваются уровнем обязательной подготовки, зафиксированным в настоящей программе, другие в соответствии со своими склонностями и способностями достигают более высоких рубежей. При этом достижение уровня обязательной подготовки становится непременной обязанностью ученика в его учебной работе. В то же время каждый имеет право самостоятельно решить - ограничиться этим уровнем или же продвигаться дальше. Именно на этом пути осуществляется гуманистические начала в обучении введению в информатику.
Следует всемерно способствовать удовлетворению потребностей и запросов школьников, проявляющих интерес, склонности и способности к истории. Такие школьники должны получать индивидуальные задания, их следует привлекать к участию в кружках по информатике, олимпиадах, факультативных занятиях. Развитие интереса к информатике и ИКТ является важнейшей целью учителя.
Важнейшим условием правильной организации учебно-воспитательного процесса является выбор учителем рациональной системы методов и приемов обучения, ее оптимизация с учетом возраста обучающихся, уровня их подготовки по предмету «Информатика и ИКТ», развития общеучебных умений, специфики решаемых образовательных и воспитательных задач. В зависимости от указанных факторов учителю необходимо реализовать сбалансированное сочетание традиционных и новых методов обучения, оптимизировать применение объяснительно-иллюстративных и эвристических методов, использование технических средств обучения.
В организации учебно-воспитательного процесса важную роль играют задачи. В обучении обществознанию они являются и целью, и средством обучения и нравственного развития школьников. Организуя выполнение заданий, целесообразно шире использовать дифференцированный подход к обучающимся: уровень трудности заданий, предлагаемых слабообучающимся, должен определяться требованиями настоящей программы: обучающимся уже достигшим этого уровня, целесообразно давать более сложные задания.
Дифференциация требований к обучающимся на основе достижения всеми обязательного уровня подготовки создает основу для разгрузки школьников, обеспечивает их посильной работой и формирует положительное отношение к учебе.
Учебный процесс необходимо ориентировать на рациональное сочетание устных, письменных и практических видов работы, как при изучении теории, так и при выполнении заданий. Внимание учителя должно быть направлено на развитие речи учащихся, формирование у них навыков умственного труда — планирование своей работы, поиск рациональных путей ее выполнения, критическую оценку результатов.
В организации учебного процесса необходимо уделять внимание индивидуальной и коррекционной работе с обучающимися, преследующей задачи:
1) коррекция культуры поведения, общения, речи, межличностных отношений, сферы индивидуального общения учителя и учащихся, общего эмоционального настроя коллектива учащихся;
2) коррекция осанки, умения соблюдать правила техники безопасности, бережного отношения к предметной среде, школьному имуществу и т.п.;
3) коррекция культуры учебного труда, навыков самостоятельного учебного труда, внимания.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие пространственных представлений и ориентации;
- развитие основных мыслительных операций;
- развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- обогащение словаря;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
Методы и формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В обучении школьников 8-9 классов (ОВЗ) наиболее приемлемы комбинированные уроки, предусматривающие смену методов обучения и деятельности обучаемых, позволяющие свести работу за компьютером к регламентированной норме (10-20 минут). С учетом данных о распределении усвоения информации и кризисах внимания учащихся на уроке, рекомендуется проводить объяснения в первой части урока, а на конец урока планировать деятельность, которая наиболее интересна для учащихся и имеет для них большее личностное значение. .
Формы организации учебного процесса – сочетание традиционных, классических форм, методов и приёмов обучения с нетрадиционными, инновационными (уроки - викторины, олимпиадные состязания, работа в группах, составление таблиц, выполнение творческих работ на определённую тему и пр. направлены на развитию творческих способностей обучающихся.
У обучающиеся с ОВЗ часто отсутствует мотивация к учению. Об-ся часто бывают раздрожительными, когда любой раздражитель может вывести из равновесия. Таким об-ся требуется постоянное внимание, индивидуальный подход, Уровень общего и психофизического развития таких детей: плохо развиты мыслительные операции: анализ и синтез; преобладает кратковременная память; внимание неустойчивое. Для преодоления затруднений при усвоении программы, учебный материал по информатике делится на части, исходя из зоны ближайшего развития обучающегося. Каждая часть, так же требует индивидуального подхода, т.к. психофизические особенности детей индивидуальны. Достичь определенного результата в обучении подростков, в коррекции их недостатков можно только при осуществлении комплексного подхода в работе. Для этого в ходе каждого урока 5 минут отводится на выполнение коррекционных упражнений: на развитие вербальной памяти на основе упражнений в запоминании; упражнение на развитие аналитико-синтетической деятельности; на формирование словесно-логического мышления.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса
В результате изучения курса «Основы информатики» в 8-9-х классах (ОВЗ) обучающиеся должны:
В 8 классе:
Учащиеся должны:
- понимать и правильно применять на бытовом уровне понятия «информация», «информационный объект»;
- различать виды информации по способам ее восприятия человеком, по формам представления на материальных носителях;
- приводить простые жизненные примеры передачи, хранения и обработки информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
- приводить примеры информационных носителей;
- иметь представление о способах кодирования информации;
- уметь кодировать и декодировать простейшее сообщение;
- определять устройства компьютера, моделирующие основные компоненты информационных функций человека;
- различать программное и аппаратное обеспечение компьютера;
- запускать программы из меню «Пуск»;
- уметь изменять размеры и перемещать окна, реагировать ил диалоговые окна;
- вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь применять текстовый редактор для набора, редактирования и форматирования простейших текстов;
- уметь применять простейший графический редактор для создания и редактирования рисунков;
- уметь выполнять вычисления с помощью приложения Калькулятор;
- знать о требованиях к организации компьютерного рабочего места, соблюдать требования безопасности и гигиены в работе со средствами ИКТ.
В 9 классе:
Учащиеся должны:
- определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны способности конкретного субъекта к его восприятию;
- понимать смысл терминов «понятие», «суждение», «умозаключение»;
- приводить примеры единичных и общих понятий, отношений между понятиями;
- различать необходимые и достаточные условия;
- иметь представление о позиционных и непозиционных системах счисления;
- уметь переводить целые десятичные числа в двоичную систему счисления и обратно;
- иметь представление об алгоритмах, приводить их примеры;
- иметь представления об исполнителях и системах команд исполнителей;
- уметь пользоваться стандартным графическим интерфейсом компьютера;
- определять назначение файла по его расширению;
- выполнять основные операции с файлами;
- уметь применять текстовый процессор для набора, редактирования и форматирования текстов, создания списков и таблиц;
- уметь применять инструменты простейших графических редакторов для создания и редактирования рисунков;
- создавать простейшие мультимедийные презентации для поддержки своих выступлений;
- иметь представление об этических нормах работы с информационными объектами.
Формы контроля знаний, умений, навыков
Текущий контроль осуществляется с помощью практических работ (компьютерного практикума).
Итоговый контроль осуществляется по завершении года обучения в форме творческой работы.
Оценка образовательных достижений учащихся
Формы контроля и возможные варианты его проведения
Тематический контроль осуществляется путём оценивания устных и практических работ на каждом уроке. Он позволяет оценить знания и умения учащихся, полученные в ходе достаточно продолжительного периода работы.
Поурочное планирование
основы информатики
8 класс (АОП)
1 час в неделю, 35 ч. в год
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов |
Информация и информационные процессы(10) | ||
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места. | 1 |
2 | Источник как способ представления информации. Естественные и формальные языки. Информация и её свойства. | 1 |
3 | Формализация описания реальных объектов и процессов. Представление информации. ПР №1 «Ввод символов» | 1 |
4 | Дискретная форма представления информации. | 1 |
5 | Единицы измерения информации. | 1 |
6 | Информационные процессы в обществе. Обработка информации. Хранение и передача информации. | 1 |
7 | Электронная почта. Работаем с электронной почтой. | 1 |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | 1 |
9 | Метод координат | 1 |
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов | 1 |
Информационные технологии (4 ч) | ||
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст. | 1 |
12 | Редактирование текста. Редактируем текст. | 1 |
13 | Работаем с фрагментами текста | 1 |
14 | Форматирование текста. Форматируем текст. | 1 |
Информационное моделирование (2 ч) | ||
15 | Структура таблицы. Создаём простые таблицы. | 1 |
16 | Создаём простые таблицы. | |
17 | Табличное решение логических задач | |
18 | Повторный инструктаж по ТБ. Диаграммы. Строим диаграммы | 1 |
Информационные технологии (3 ч) | ||
19 | Компьютерная графика. Изучаем инструменты графического редактора Paint. | 1 |
20 | Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами. | 1 |
21 | Планируем работу в графическом редакторе | 1 |
Информация вокруг нас (8 ч) | ||
22 | Разнообразие задач обработки информации. | 1 |
23 | Кодирование как изменение формы представления информации | 1 |
24 | Систематизация информации. Создаём списки. | 1 |
25 | Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор. | 1 |
26 | Преобразование информации путем рассуждений | 1 |
27 | Разработка плана действий. И его запись | 1 |
28 | Запись плана действий в табличной форме. | 1 |
29 | Разнообразие задач обработки информации. | 1 |
Информационные технологии (3 ч) | ||
30 | Создание движущихся изображений | 1 |
31 | Создание анимации по собственному замыслу | 1 |
32 | Создаём слайд-шоу. Создание творческого проекта. | 1 |
33 | Создаём слайд-шоу. Создание творческого проекта. | 1 |
34 | Создаём слайд-шоу. Создание творческого проекта. | |
35 | Подведение итогов года | 1 |
Итого: | 35 |
Учебник «Информатика 5 кл.». Автор: Босова Л.Л. , 2011 г.
Поурочное планирование
основы информатики
9 класс (ОВЗ)
1 час в неделю, 34 ч. в год
№ п/п | Темы уроков | Кол-во часов |
1 | Информатика как наука. ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | 1 |
2 | Компьютерные объекты. Объекты операционной системы | 1 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. | 1 |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами | 1 |
5 | Отношение «входит в состав» | 1 |
6 | Разновидности объектов и их классификация | 1 |
7 | Классификация компьютерных объектов. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс) | 1 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: | 1 |
9 | Система и окружающая среда. Система как «черный ящик» | 1 |
10 | Персональный компьютер как система | 1 |
11 | Способы познания окружающего мира | 1 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия | 1 |
13 | Информационное моделирование | 1 |
14 | Информационное моделирование как метод познания | 1 |
15 | Знаковые информационные модели | 1 |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки | 1 |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц | 1 |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы | 1 |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений | 1 |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм | 1 |
21 | Многообразие схем и сферы их | 1 |
22 | Использование графов при решении задач | 1 |
23 | Что такое алгоритм | 1 |
24 | Исполнители вокруг нас | 1 |
25 | Формы записи алгоритмов | 1 |
26 | Линейные алгоритмы | 1 |
27 | Алгоритмы с ветвлениями | 1 |
28 | Алгоритмы с повторениями | 1 |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником | 1 |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов | 1 |
31 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | 1 |
32 | Выполнение и защита итогового проекта | 1 |
33 | Выполнение и защита итогового проекта | |
34 | Подведение итогов года. Защита проектов. | |
Итого: | 34 |
Учебник «Информатика и ИКТ 6 кл.». Автор: Босова Л.Л. , 2011 г.
Учебно-методический комплект
Литература для ученика:
- Для 8 класса:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 5 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
- Для 9 класса:
Босова Л.Л. Информатика: Учебник для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Босова Л.Л. Информатика: рабочая тетрадь для 6 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015.
Литература для учителя:
Методическая литература:
- Информатике и ИКТ. Учебная программа и поурочное планирование для 5-7 классов. Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. –М.: БИНОМ, 2011 г.
- Преподавание информатики в 5-7 классах. Л.Л. Босова. 2 издание-М.: БИНОМ, 2012г.
- Информатика. Развёрнутое тематическое планирование по учебникам Л.Л. Босовой, Н.Д. Угриновича. 5-11 классы./ А.М. Горностаева.-Волгоград: Учитель, 2012 г.
- Босова Л.Л. Набор цифровых образовательных ресурсов «Информатика 5-7». – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010 г.
Интернет- ресурсы:
Учебные материалы по информатике:
- Ресурсы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/)
- Материалы авторской мастерской Босовой Л.Л. (http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/3/)
- Энциклопедия персонального компьютера
Перечень средств, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства:
- Компьютер — универсальное устройство обработки информации; основная конфигурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой ввод с микрофона и др.
- Проектор, подсоединяемый к компьютеру, видеомагнитофону, микроскопу и т. п.; технологический элемент новой грамотности - радикально повышает: уровень наглядности в работе учителя, возможность для учащихся представлять результаты своей работы всему классу, эффективность организационных и административных выступлений.
- Принтер — позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и созданную учащимися или учителем. Для многих школьных применений необходим или желателен цветной принтер. В некоторых ситуациях очень желательно использование бумаги и изображения большого формата.
- Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети — дают доступ к российским и мировым информационным ресурсам, дозволяют вести переписку с другими школами.
- Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией, громкоговорители с оконечным усилителем для озвучивания всего класса.
- Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь (и разнообразные устройства аналогичного назначения). Особую роль специальные модификации этих устройств играют для учащихся с проблемами двигательного характера, например, с ДЦП.
- Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер.
Программное обеспечение:
Все занятия по предмету Информатика и ИКТ следует проводить в компьютерном классе, имеющем следующее программное обеспечение (или его аналоги):
- Операционная система Windows XP.
- Файловый менеджер.
- Клавиатурный тренажёр «Руки солиста».
- Графические редакторы – Paint, PhotoShop.
- Программа для создания текста – Блокнот.
- Программа для создания мультфильмов – Мульти-Пульти, Macromedia Flash Professional.
- Среда программирования - Лого Миры.
- Комплект Microsoft Office.
- Интернет браузер Mozilla Windows
- Программа для создания программ Pascal
- Программа переводчик
- Редактор web-страниц
- Мультимедиа проигрыватель.
- Программа для просмотра и редактирования изображений
- Программа – архиватор
- Антивирусная программа
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы информатики» 8 класс (ОВЗ)
1 час в неделю (35 часов в год)
№ урока | Тема урока | Элементы содержания (базовые понятия) | Домаш-нее задание |
1 | Цели изучения курса информатики и ИКТ. ТБ и организация рабочего места. | Информация. Виды информации по способу получения (зрительная, обонятельная, вкусовая, тактильная, звуковая). Виды информации по форме представления (текстовая, числовая, графическая, видеоинформация, звуковая). Действия с информацией. Техника безопасности и организация рабочего места. Виртуальная лаборатория «Оптические иллюзии» | §1,2, с. 13-15. РТ: № 1, 4,7 |
2 | Источник как способ представления информации. Естественные и формальные языки. | Универсальный объект. Компьютер. Аппаратное обеспечение (процессор, память, оперативная память, жесткий диск, клавиатура, монитор). Техника безопасности при работе с компьютером. Игра «Пары» | §2. РТ:№ 12, 13 |
3 | Информация и её свойства. | Свойства информации. Клавиатурный тренажер. Слепая десятипальцевая печать. Практическая работа № 1 «Вспоминаем клавиатуру» | §3 РТ: №> 25, 26. |
4 | Формализация описания реальных объектов и процессов. Представление информации. ПР №1 «Ввод символов» | Программное обеспечение. Документ. Рабочий стол. Панель задач. Указатель мыши. Меню. Главное меню. Окно. Элементы окна (строка заголовка, сворачивающая, разворачивающая, закрывающая кнопки, строка меню, рабочая область, полосы прокрутки, рамки окна). Практическая работа № 2 «Вспоминаем приемы управления компьютером» | § 4 РТ: №38, 39 |
5 | Единицы измерения информации. | Тест по теме «Устройства компьютера и основы пользовательского интерфейса». Информация. Действия с информацией. Хранение информации. Память(память человечества, память человека, оперативная (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память). Носитель информации. Файл, папка. Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы» (внутренняя) память, долговременная (внешняя) память). Носитель информации. Файл, папка. Практическая работа № 3 «Создаем и сохраняем файлы» | §5. РТ: № 55. |
6 | Информационные процессы в обществе. Обработка информации. Хранение и передача информации. | Информация. Действия с информацией. Передача информации. Источник информации. Информационный канал. Приемник информации | §6, с. 41-42. РТ: №70. |
7 | Электронная почта. Работаем с электронной почтой. | Передача информации. Электронная почта. Электронное письмо. Практическая работа № 4 «Работаем с электронной почтой» | §6, с. 43. РТ: № 76 |
8 | В мире кодов. Способы кодирования информации | Условный знак. Код. Кодирование, декодирование. Интерактивное задание «Расшифруй слово» | §7, с. 46-49. РТ: № 79 |
9 | Метод координат | Код, кодирование. Графический, числовой, символьный способы кодирования. Метод координат. Игра «Морской бой». Интерактивное задание «Графические диктанты и Танграм» | §7, с. 50-52. РТ: № 99 |
10 | Текст как форма представления информации. Компьютер - основной инструмент подготовки текстов | Текст. Текстовая информация. Текстовые процессоры и редакторы. Юшвиатурны й треналсер в режиме ввода предложений или компьютерный словарный диктант | § 8., РТ: № 102 |
11 | Основные объекты текстового документа. Ввод текста. Вводим текст. | Текстовый документ. Объекты текстового документа (символ, слово, строка, абзац, фрагмент). Гипертекст. Практическая работа № 5 «Вводим текст» | § 8, п. 2,4. РТ: №, 103 |
12 | Редактирование текста. Редактируем текст. | Текстовый документ. Редактирование текстового документа. Операции: замена, вставка, удаление. Практическая работа № 6 «Редактируем текст» | §8. с. 59-60. РТ: №110 |
13 | Работаем с фрагментами текста | ||
14 | Форматирование текста. Форматируем текст. | Текстовый документ. Форматирование текста. Выравнивание текста (по правому краю, по центру, по левому краю, по ширине). Шрифт, начертание. Практическая работа № 8 « Форматируем текст» | §8. РТ: № 118. |
15 | Структура таблицы. Создаём простые таблицы.
| Таблица. Строка, столбец, ячейка. Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы» (задания 1) | §9, с. 64-66 |
16 | Создаём простые таблицы. | Практическая работа № 9 «Создаем простые таблицы» (задания 2) | § 11, с. 72-73. РТ: № 134 |
17 | Табличное решение логических задач | § 11, с. 74-81. РТ: № 138 | |
18 | Повторный инструктаж по ТБ. Инструкции № 156, №157 Диаграммы. Строим диаграммы | Диаграмма. Практическая работа № 9 «Создаем диаграммы» (задания 1 и 2) | с. 78-81. РТ:№142 |
19 | .Компьютерная графика. Изучаем инструменты графического редактора Paint. | §11- РТ:№145. | |
20 | Устройства ввода графической информации. Работаем с графическими фрагментами. | § 12, с. 83-85. РТ:№148 | |
21 | Планируем работу в графическом редакторе | § 12, с, 86. РТ: №158 | |
22 | Разнообразие задач обработки информации. | Тест по теме «Обрабогка информации средствами текстового и графического редакторов». Информация. Обработка информации. Информационная задача. Систематизация информации. Интерактивное упражнение «Выделение предметов по общим признакам» | § 12, с. 83-85. РТ: № 151 |
23 | Кодирование как изменение формы представления информации | Информация. Обработка информации. Кодирование информации. Практическая работа на основе № 160 в РТ | § 12. с. 85-86. |
24 | Систематизация информации. Создаём списки. | Информация. Обработка информации. Систематизация информации. Нумерованные и маркированные списки. Практическая работа№ 14 «Создаем списки» | § 12-с. 87-88. РТ: № 165, 166,174. |
25 | Выполняем вычисления с помощью программы Калькулятор. | §12, с. 88-90. РТ: № 176, 178 | |
26 | Преобразование информации путем рассуждений | Информация: входная и выходная. Обработка информации. Правила обработки информации. Работа с приложением. « Кал ь куля т ор » (на основе № 164, 167-170, 173 в РТ) | §12, с. 90-93. РТ: № 179. 180 |
27 | Разработка плана действий. И его запись | Информация. Обработка информации. Логические рассуждения. Виртуальная лаборатория «Черные ящики» | § 12, с. 90-93. РТ:№181, 184 |
28 | Запись плана действий в табличной форме. | Информация. Обработка информации. Разработка плана действий. Задачи о переправах. Интерактивное задание «Задачи о переправах» | §12, с. 93-94. |
29 | Разнообразие задач обработки информации. | Табличная форма записи плана действий. Задачи о переливаниях. Виртуальная лаборатория « Переливания ». интерактивные задания «Задачи на переливание», «Ханойские башни» | Творческое задание |
30 | Создание движущихся изображений | Информация. Обработка информации. План действий. Сюжет, видеосюжет. Практическая работа № 17 «Создаем анимацию» (задание 1) | Творческое задание |
31 | Создание анимации по собственному замыслу | План действий. Сюжет. Анимация. Настройка анимации. Практ ичес кая работа №17 «Создаем анимацию» (задание 2) | Творческое задание |
32 | Создаём слайд-шоу. Создание творческого проекта. | Практическая работа «Создаем слайд-шоу» | |
33 | Создаём слайд-шоу. Создание творческого проекта. | ||
34 | Подведение итогов года. | Обобщение и систематизация понятий, изученных в 8 классе по информатике. |
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«Основы информатики» 9 класс (ОВЗ)
1 час в неделю (34 часов в год)
№ урока | Тема урока | Дом. задание |
1 | Информатика как наука. ТБ и организация рабочего места. Объекты окружающего мира | Введение, §1, РТ: №,2,5 |
2 | Компьютерные объекты. Объекты операционной системы | §2,с.16-17. РТ: №24 |
3 | Файлы и папки. Размер файла. | §2, с.12-15. РТ: №17 |
4 | Разнообразие отношений объектов и их множеств. Отношения между множествами | §3, с.19-22. У: §1-5, с.25-27. РТ: №36 |
5 | Отношение «входит в состав» | §3, с.23-25. У: §7-8, с.27. РТ: №40(б) |
6 | Разновидности объектов и их классификация | §4, с.28-30. У: §1-6, с.31-32 |
7 | Классификация компьютерных объектов. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (графический пользовательский интерфейс) | §4, РТ: №57 |
8 | Системы объектов. Состав и структура системы. Оценка количественных параметров информационных объектов и процессов: | §5, с.33-36. РТ: §59 |
9 | Система и окружающая среда. Система как «черный ящик» | §5, с.36-37. РТ: 6. РТ: №65 (д) |
10 | Персональный компьютер как система | §6. РТ: §69 |
11 | Способы познания окружающего мира | §7. РТ: №75 |
12 | Понятие как форма мышления. Как образуются понятия | §8, с.47-49. РТ: №86 |
13 | Информационное моделирование | |
14 | Информационное моделирование как метод познания | §9. РТ: №102 |
15 | Знаковые информационные модели | §10, с.59-62. РТ: 6. РТ: № 69 |
16 | Математические модели. Многоуровневые списки | §10, с.62-64. РТ: №120 |
17 | Табличные информационные модели. Правила оформления таблиц | §11, с.66-71. РТ: №123. |
18 | Решение логических задач с помощью нескольких таблиц. Вычислительные таблицы | §11, с.71-76. РТ: 128 |
19 | Графики и диаграммы. Наглядное представление процессов изменения величин и их соотношений | §12, с.79-82. РТ: 6. РТ: №137 |
20 | Создание информационных моделей – диаграмм | §12, с.82-85. РТ: 6. РТ: №138 |
21 | Многообразие схем и сферы их | §13, с.89-96. РТ: №141 |
22 | Использование графов при решении задач | §13, с.96-99. РТ: №154 |
23 | Что такое алгоритм | §14. РТ:№161 |
24 | Исполнители вокруг нас | §15. РТ: №169 |
25 | Формы записи алгоритмов | §16. РТ: №180 |
26 | Линейные алгоритмы | §17, с.111-112. РТ: №185 (в) |
27 | Алгоритмы с ветвлениями | §17, с.112-114. РТ:192 |
28 | Алгоритмы с повторениями | §17, с.114-115. РТ:202 |
29 | Исполнитель Чертежник. Пример алгоритма управления Чертежником | §18, с.118-123. РТ:№209 |
30 | Использование вспомогательных алгоритмов | §18, с.123-125. РТ: №212 |
31 | Обобщение и систематизации изученного по теме «Алгоритмика» | Творческое задание |
32 | Выполнение и защита итогового проекта | Творческое задание |
33 | Выполнение и защита итогового проекта | Творческое задание |
34 | Подведение итогов года. Защита проектов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по развитию речи для учащихся с речевыми нарушениями.
Календарно – тематическое планирование составлено на основе примерной программы для специальных (коррекционных) школ Vвида и с учетом программ начального общего образования ...
Адаптированная рабочая программа учебного курса "Русский язык" для 8 класса
Программа рассчитана на 136 часов в год ( 4 часа в неделю )_________________Контрольных работ ( диктантов ) – 6 ____Программа составлена на основе Федерального компонента Государственного ...
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов « Русский язык », "Развитие речи" для 9 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" для 7 класса
Адаптированные рабочие программы учебных курсов "Русский язык", "Развитие речи", "Литература" (с календарно-тематическим планированием) для 7 класса рассчитаны на учащихся школы-интерната V вида....
Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку и литературе
Адаптированные основные образовательные программы, адаптированные рабочие программы по русскому языку...
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)
Рабочая программа по математике 7 класс (Адаптированная рабочая программа)...