Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.
рабочая программа на тему

Шинин Владислав Александрович

Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»

ПРИНЯТО

Протокол № ___________________

от «___»__________________2017 г.

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель начальника Ставропольского президентского кадетского

училища по учебной работе

_______________          

                                            С.В. Степанов

 

«____» ___________                 _2017 г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Основы военной подготовки

для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов

Срок реализации 7 лет

на 2016 – 2023 учебный год

Автор - составитель:

Шинин В.А.,

Воспитатель 6 «В» класса

 Ставропольского ПКУ

Ставрополь

2017 г.

I.        Пояснительная записка                                                        

Актуальность разработки программы учебного предмета «Основы военной подготовки» обусловлена:

дальнейшим развитием и совершенствованием системы дополнительного образования училища;

достижением того уровня, который требует наращивания усилий на главном направлении подготовки воспитанников к выбору воинской специальности;

требованием к наличию, формированию и развитию качеств, необходимых курсантам военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации;

введением общеучилищного компонента дисциплины «Основы военной подготовки», нацеленного на формирование мотивационной профориентационной среды.

Практическая значимость учебного предмета «Основы военной подготовки» обусловлена необходимостью:

формирования у кадет основных понятий о военной службе;

получения воспитанниками представления о предмете и задачах основ первой медицинской помощи, строевой подготовке, методической подготовке;

изучения законодательной основы общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования, Положение о кадетских училищах;

получения знаний об основных положениях Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации; формы организации и методы проведения занятий по строевой подготовке с отделением.

Программа является модифицированной

Срок реализации учебного предмета – 7 лет.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – ежегодно по 10 часов (в 9 и 11 классе – 9 часов).

Роль:

«Основы военной подготовки» является учебным предметом дополнительной образовательной программы военно-патриотической направленности.

Место:

учебный предмет «Основы военной подготовки» преподаётся в рамках основного общего образования (5 – 11 класс) в системе дополнительного образования, преподавание предмета осуществляется старшим воспитателем, педагогом-организатором, педагогом-психологом курса.

Обоснование выбора программы:

Реализация данной программы совершенствует систему патриотического воспитания, формирует у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций. Особое место при изучении курса «Основы военной подготовки» отводится выработке у кадет высокой дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости и стремления посвятить свою жизнь служению Отечеству на гражданском и военном поприще.

Программа курса «Основы военной подготовки» предусматривает изучение командирами кадет законодательных основ военной службы, истории и основных этапов становления и развития Вооруженных Сил России, ознакомление с жизнью военнослужащих, их правами и обязанностями, приобретение кадетами необходимых военных знаний и практических навыков в объеме, необходимом для службы в Вооруженных Силах РФ. В группу практических занятий входят занятия на строевом плацу, тактико-строевые занятия, военно-тактические (военно-спортивные) игры.

Задача:

формирование мотивации воспитанников к выбору военной специальности и как следствие базовых и профильных учебных предметов на этапе профильного обучения;

обучение адекватному оцениванию требований будущей профессии и личностных качеств офицера, сопоставлению их со своими способностями, интересами, наклонностями.

Цель:

подготовка командиров кадет с целью привития им навыков и умений, необходимых для добросовестного и грамотного руководства подчиненными кадетами, поддержания дисциплины и внутреннего порядка среди кадетов

повышение компетентности командиров в выполнении задач военно-профессиональной деятельности по их предназначению;

увеличение уровня практической подготовки командиров кадет;

дать обучающимся знания, навыки и умения, необходимые им для дальнейшего успешного обучения в высших учебных заведениях, преимущественно Министерства обороны Российской Федерации;

привить кадетам волевые, командирские и методические качества, позволяющие в последующем выполнять обязанности младших командиров курсантских подразделений.

Новизна:

воспитанникам 5-х – 11-х классов в повествовательно-игровой форме предлагается к ознакомлению и изучению учебный материал об основах ведения общевойскового боя в современных условиях, развитии военного искусства с древних времён до настоящего времени, а также педагогика и психология управленческой деятельности.

Программа направлена:

на приобретение кадетами нравственных, морально - психологических и физических качеств, а также специальных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину и патриоту, а также способствующих развитию интереса к полководческому искусству прошлого и настоящего;

на формирование мотивации к профессиональной службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;

на формирование психологической готовности воспитанников к выбору военной специальности.

Структура программы учебного предмета:

Учебный предмет состоит из шести разделов:

Раздел I. Общественно-государственная подготовка.

Раздел II. Педагогика и психология.

Раздел III. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.

Раздел IV. Основы военно-медицинской подготовки.

Раздел V. Строевая подготовка.

Раздел VI. Методическая подготовка.

Сведения о затратах учебного времени:

В соответствии с учебным планом ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» изучение предмета ОВС рассчитано:

в 5 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 10 часов);

в 6 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 9 часов, практические - 1 час);

в 7 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 9 часов, практические - 1 час);

в 8 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 6 часов, практические - 4 часа);

в 9 классах на 9 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 4 часа, практические - 5 часов);

в 10 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 10 часов);

в 11 классах на 9 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 4 часа, практические - 5 часов)

Формы проведения учебных занятий:

Теоретический материал изучается различными методами обучения, основными из них являются лекции и практические занятия. Формы применения указанных методов также могут быть различными урок, беседа, рассказ, показ и др. Изучаемый материал закрепляется при проведении тренировок воспитателями во внеурочное время, а также на мероприятиях летней практики (зачеты по «Основам военной подготовки», военно-спортивные игры).

 Практический полевой курс (по плану ФГКОУ СПКУ):

на базе воинских частей – летняя практика в 8 и 10 классе;

на базе ФГКОУ Ставропольское президентское кадетское училище – учебные сборы в 10 классе.

Описание материально-технических обеспечения учебного предмета.

Теоретические занятия проводятся в чайных комнатах курса (учебный корпус ГП-4), специализированных кабинетах (учебный корпус ГП-2 каб. 305, 307). Для достижения целей занятий применяются учебно-наглядные пособия по всем темам учебного предмета.

Практические занятия проводятся на стадионе училища и на площадке перед учебным корпусом.

II.        Учебно-тематический план

5 класс 

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка.

1

1

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

1

1

Раздел II

Тема № 1

Межличностные отношения.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел III

Общевоинские уставы ВС РФ.

7

7

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №2

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №3

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №4

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №5

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №6

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №7

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки.

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Итого

10

10

6 класс

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка.

4

4

Раздел I

Тема № 1

Вооруженные силы РФ – основа обороны России.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 1

Вооруженные силы РФ – основа обороны России.

Занятие №2

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 1

Вооруженные силы РФ – основа обороны России.

Занятие №3

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

2

1

1

Раздел II

Тема № 2

Я – концепция и самооценка.

Занятие №1

1

1

1

опрос, тренинг

Раздел III

Общевоинские уставы ВС РФ.

3

3

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №7

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 2

Дисциплинарный устав ВС РФ.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 2

Дисциплинарный устав ВС РФ.

Занятие №2

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Итого

10

9

1

7 класс

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка.

2

2

Раздел I

Тема № 3

Основы военного законодательства.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 3

Основы военного законодательства.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

3

2

1

Раздел II

Тема № 3

Развитие коммуникативных способностей.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Тема № 4

Лидерство и его роль в развитии коллектива.

Занятие №1

2

1

1

опрос, тренинг

Раздел III

Уставы Вооруженных сил Российской Федерации

3

3

Раздел III

Тема № 1

Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №7

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 3

Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел III

Тема № 3

Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Итого

10

9

1

8 класс

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка.

2

2

Раздел I

Тема № 4

Сущность, принципы и методы воспитания.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

2

1

1

Раздел II

Тема № 5

Темперамент и его особенности.

Занятие №1

1

1

1

опрос, тренинг

Раздел III

Общевоинские уставы ВС РФ.

1

1

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки.

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел V

Строевая подготовка.

4

1

3

Раздел V

Тема № 1

Строевые приёмы и движение без оружия.

Занятие №1

2

1

1

практич. выполнение

Раздел V

Тема № 1

Строевые приёмы и движение без оружия.

Занятие №2

2

2

практич. выполнение

Итого

10

6

4

9 класс

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка

2

2

Раздел I

Тема № 4

Сущность, принципы и методы воспитания.

Занятие №2

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

1

1

Раздел II

Тема № 6

Конфликты и стратегия поведения в конфликте.

Занятие №1

1

1

тренинг

Раздел III

Общевоинские уставы ВС РФ.

1

1

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки.

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел V

Строевая подготовка.

4

4

Раздел V

Тема № 1

Строевые приёмы и движение без оружия.

Занятие №3

2

2

практич. выполнение

Раздел V

Тема № 1

Строевые приёмы и движение без оружия.

Занятие №4

2

2

практич. выполнение

Итого

9

5

4

10 класс

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка

7

7

Раздел I

Тема № 2

Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 2

Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 2

Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 2

Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 2

Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 2

Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

1

1

Раздел II

Тема № 7

Структура и развитие коллектива.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел III

Общевоинские уставы ВС РФ.

1

1

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки.

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Итого

10

10

11 класс

Раздел

Тема №

Разделы, (темы) занятий

Кол-во часов

Из них

Форма контроля

теоретич.

практич.

Раздел I

Общественно-государственная подготовка

1

1

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел II

Педагогика и психология.

3

1

2

Раздел II

Тема № 8

Психология самообразования и самовоспитания.

Занятие №1

1

1

тренинг

Раздел II

Тема № 9

Психология руководства подразделением.

Занятие №1

2

1

1

опрос, тренинг

Раздел III

Общевоинские уставы ВС РФ.

1

1

Раздел I

Тема № 5

Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел IV

Основы военно-медицинской подготовки.

1

1

Раздел IV

Тема № 1

Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1

1

1

опрос

Раздел VI

Методическая подготовка.

3

3

Раздел VI

Тема № 1

Методика огневой подготовки.

Занятие №1

1

1

практич. выполнение

Раздел VI

Тема № 2

Методика физической подготовки.

Занятие №1

2

2

практич. выполнение

Итого

9

4

5

Ш. Содержание программы

Раздел I. Общественно-государственная подготовка.

Тема 1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России.

Занятие №1 Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота).

Занятие №2 Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части.

Занятие №3 Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил.

Тема 2. Особенности военной службы. Воинская обязанность.

Занятие №1 Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности.

Занятие №2 Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Профессионально-психологический отбор. Медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.

Занятие №3 Правовые основы военной службы. Военная присяга.

Занятие №4 Прохождение военной службы по призыву и по контракту.

Занятие №5 Права и ответственность военнослужащих. Основные обязанности при прохождении военной службы.

Занятие №6 Статус военнослужащих, особенности, законодательные гарантии прав и социальной защиты.

Тема 3. Основы военного законодательства.

Занятие №1 Общие положения. Закон, правопорядок, воинский правопорядок, правонарушение. Воинская дисциплина. Преступление и происшествие.

Занятие №2 Ответственность за преступление против военной службы. Административная и уголовная ответственность военнослужащих.

Тема 4. Сущность, принципы и методы воспитания.

Занятие №1 Сущность и принципы воспитания. Методы воспитания.

Занятие №2 Направления работы сержантов по укреплению дисциплины.

Тема 5. Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.

Занятие №1 Задачи сержантов по выполнению требований общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации; по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка; по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах.

Раздел II. Педагогика и психология.

Тема 1. Межличностные отношения.

Занятие №1 Общение. Перцепция. Аттракция. Общение и речь.

Тема 2. Я – концепция и самооценка.

Занятие №1 Формирование и поддержание я концепции. Восприятие себя. Реакции других людей. Развитие и поддержание самооценки. Правильность я концепции и самооценки. Самоисполняющиеся пророчества. Фильтрация сообщений. Изменение я концепции и самооценки. Представление себя. Я концепция, самооценка и коммуникация. Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений. Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими. Культурные и гендерные различия.

Тема 3. Развитие коммуникативных способностей.

Занятие №1 Определение и характеристика коммуникативных способностей. Развитие коммуникативных навыков.

Тема 4. Лидерство и его роль в развитии коллектива.

Занятие №1 Лидерство и руководство. Функции и роль лидера в коллективе. Стиль лидерства. Теории происхождения лидерства.

Тема 5. Темперамент и его особенности.

Занятие №1 Общие сведения о темпераменте. Краткая характеристика типов темперамента. Сопоставление различных типологий темперамента.

Тема 6. Конфликты и стратегия поведения в конфликте.

Занятие №1 Понятие конфликта, его сущность. Поведение в конфликтах. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.

Тема 7. Структура и развитие коллектива.

Занятие №1 Ученический коллектив: понятия, признаки, структура и функции. Этапы развития ученического коллектива. Законы развития коллектива. Механизмы управления ученическим коллективом. Личность и коллектив.

Тема 8. Психология самообразования и самовоспитания.

Занятие №1 Педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся. Мотив, источники и результаты самообразования и самовоспитания.

Тема 9. Психология руководства подразделением.

Занятие №1 Управление. Механизмы управленческой деятельности. Функции управления. Психология управления.

Раздел III. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.

Тема 1. Устав внутренней службы ВС РФ.

Занятие №1 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и младшие. Должностные лица Ставропольского ПКУ.

Занятие №2 Права, обязанности и ответственность военнослужащих (кадет СПКУ).

Занятие №3 Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении кадет.

Занятие №4 Размещение военнослужащих (кадет). Общие положения. Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение помещений.

Занятие №5 Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих (кадет). Распорядок дня части (Ставропольского ПКУ).

Занятие №6 Охрана здоровья военнослужащих (кадет). Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические мероприятия). Лечебно-профилактические мероприятия.

Занятие №7 Выполнение элементов распорядка дня: подъем, утренняя физическая зарядка, утренний осмотр, прием пищи (организация дежурства в столовой), порядок передвижения по территории Училища, развод на занятия дополнительного образования, вечерняя прогулка, вечерняя поверка, отбой.

Тема 2. Дисциплинарный устав ВС РФ.

Занятие №1 Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила поведения кадет.

Занятие №2 Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.

Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы.

Занятие №1 Назначение и задачи караульной службы. Понятия «караул», «часовой», «пост». Неприкосновенность часового. Бдительность часового.

Занятие №2 Обязанности часового. Действия часового на посту. Порядок применения оружия.

Раздел IV. Основы военно-медицинской подготовки.

Тема 1. Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.

Занятие №1 Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте.

Раздел VI. Строевая подготовка.

Тема 1. Строевые приёмы и движение без оружия.

Занятие №1 Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров кадет перед построением и в строю. Правила ношения военной формы одежды. Методика обучения строевым приемам «Смирно», «Вольно», «Становись».

Занятие №2 Методика обучения строевым приемам «Строевая стойка», «Строевой и походный шаг», «Движение бегом».

Занятие №3 Методика обучения строевым приемам «Повороты на месте», «Повороты в движении».

Занятие №4 Методика обучения строевым приемам «Выполнение воинского приветствия на месте и в движении», «Выход из строя и возвращение в строй», «Подход к начальнику и отход от него».

Раздел VI. Методическая подготовка.

Тема 1. Методика огневой подготовки.

Занятие №1 Организация и методика проведения занятия на учебном месте при проведении стрелковой тренировки.

Тема 1. Методика физической подготовки.

Занятие №1 Организация и методика проведения занятия на учебном месте при проведении спортивно-массовой работы.

Прогнозируемые результаты и способы их проверки

Основными результатами выполнения программных требований являются:

- подготовка воспитанников к военной и государственной службе;

- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисциплине, уважения законности и правопорядка.

По окончании обучения воспитанники достигнут следующих результатов освоения программы:

личностные:

готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,

социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);

гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;

готовность к служению Отечеству, его защите;

формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;

эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;

принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;

бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;

осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.

метапредметные:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение ориентироваться в прикладных науках;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области военной службы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;

формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону рубежей Родины;

уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом воспитании.

предметные:

1. В познавательной сфере:

знания об основах строевой подготовки, ОВУ ВС РФ, военно-медицинской подготовки, общественно-государственной подготовки, педагогике и психологии управления подразделением, о их значении для достижения военного преимущества перед противником и для защиты общества и государства.

2. В ценностно-ориентационной сфере:

умения предвидеть возникновение военной опасности на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;

умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной боевой обстановки с учетом индивидуальных возможностей.

3. В коммуникативной сфере:

умения докладывать о результатах своих действий, ставить задачи, отдавать приказы.

4. В трудовой сфере:

знания устройства и принципов действия основного стрелкового, инженерного и другого вооружения, используемого в современной армии.

6. В сфере физической культуры:

формирование установки на здоровый образ жизни;

развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.

Требования к уровню подготовки обучающихся        

По Общественно-государственной подготовке.

Знать:

  • назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части;
  • дни воинской славы России, значение государственных наград; роль офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины.

По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации.

Знать:

  • общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
  • назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и часового; порядок несения караульной службы;

Уметь:

  • практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности дневального по роте;
  • практически выполнять обязанности караульного и часового.

 По Военно-медицинской подготовке.

Знать:

  • порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной гигиены и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения.

Уметь:

  • применять штатные средства оказания первой медицинской помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений; производить иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные мероприятия.

По Строевой подготовке.

Знать:

  • элементы строя и обязанности командира перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов и методику обучения строевым приемам;
  • инструкцию о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Уметь:

  • выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения;
  • обучать кадет строевым приемам согласно требований Строевого устава ВС РФ;
  • управлять строем подразделения при передвижениях и при прохождении торжественным маршем.

 По Методической подготовке.

Знать:

  • меры безопасности при проведении занятий по огневой и физической подготовке;
  • организацию и порядок проведения занятий по огневой и физической подготовке.

Уметь:

  • лично проводить занятия по огневым (стрелковым) тренировкам и спортивно-массовую работу с подразделением.

Достижение указанных уровней обученности осуществляется выбором оптимальных педагогических технологий, структура которых содержит набор видов учебных занятий, форм, методов и средств обучения.

IV.        Методическое обеспечение учебного процесса        

Методы достижения уровней обученности:

 «иметь представление» достигается в ходе проведения теоретических видов учебных занятий, как правило, лекций, бесед, которые в начальный период изучения предмета могут занимать максимальный объем от общего бюджета времени.

 «знать» достигается, в основном, в ходе проведения групповых занятий и самостоятельной работы воспитанников. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники, отдельных вопросов теории, которые впоследствии будут отрабатываться на практических занятиях. Самостоятельная работа воспитанников является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе учебных занятий с преподавателем знаний и умений.

 «уметь» достигается в ходе практических видов занятий, которые составляют основу обучения. На них отводится максимальный объем времени. Практические виды занятий проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков солдата, отработки упражнений, приемов и нормативов. Основной метод проведения практического вида занятия – тренировка (упражнение).

Кроме указанных методов обучения могут быть применены и другие. Выбор вида занятия и метода обучения зависит от уровня подготовки воспитанников, темы и цели занятия, наличия и состояния учебно-материальной базы.

Таким образом, помимо вышеуказанных методов обучения могут использоваться:

устное изложение учебного материала;

обсуждение изучаемого материала;

показ (демонстрация);

упражнение (тренировка);

практическая работа;

самостоятельное изучение учебного материала.

Средства реализации дополнительной образовательной программы:

  • демонстрационные и раздаточные;
  • визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
  • естественные и искусственные;
  • реальные и виртуальные.

Учебная программа реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся. Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в Училище, на всех проводимых занятиях, а также в повседневной жизни.

Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.

В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, физической подготовке.

При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей кадетов.

Часть занятий по Вооруженным Силам РФ, службе Отечеству и медицинской подготовке (охрана здоровья кадетов) проводится интегрированно с ОБЖ.

В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности

V.        Список литературы и средств обучения

1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. 2011.

2. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.

3. Военная доктрина Российской Федерации.

4. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).

5. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).

6. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа, 2007

9. Учебник сержанта мотострелковых войск. Воениздат – 20157 г.

10. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

11. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».

12. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».

13. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего».

14. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса

Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", 7 класс.

Рабочая программа, 7 класс по внеурочной деятельности. ...

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....

Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....

Рабочая программа, "Основы военной подготовки", с 5 по 11 класс

Рабочая программа по предмету "Основы военной подготовки" 5 - 11 класс, внеурочная деятельность....

Рабочая программа "Основы военной службы"

Презентация по ОБЖ Рабочая прграмма "Основы военной службы"...