Рабочая программа, "Основы военной подготовки", для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов.
рабочая программа на тему
Рабочая программа, "Основы военной подготовки" для для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов, внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_voennoy_podgotovki_komandiry_klassov_i_otdeleniy.doc | 319 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЁННОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СТАВРОПОЛЬСКОЕ ПРЕЗИДЕНТСКОЕ КАДЕТСКОЕ УЧИЛИЩЕ»
ПРИНЯТО Протокол № ___________________ от «___»__________________2017 г. | УТВЕРЖДАЮ Заместитель начальника Ставропольского президентского кадетского училища по учебной работе _______________ С.В. Степанов
«____» ___________ _2017 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
Основы военной подготовки
для командиров классов воспитанников 5-х – 11-х классов
Срок реализации 7 лет
на 2016 – 2023 учебный год
Автор - составитель:
Шинин В.А.,
Воспитатель 6 «В» класса
Ставропольского ПКУ
Ставрополь
2017 г.
I. Пояснительная записка
Актуальность разработки программы учебного предмета «Основы военной подготовки» обусловлена:
дальнейшим развитием и совершенствованием системы дополнительного образования училища;
достижением того уровня, который требует наращивания усилий на главном направлении подготовки воспитанников к выбору воинской специальности;
требованием к наличию, формированию и развитию качеств, необходимых курсантам военных учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации;
введением общеучилищного компонента дисциплины «Основы военной подготовки», нацеленного на формирование мотивационной профориентационной среды.
Практическая значимость учебного предмета «Основы военной подготовки» обусловлена необходимостью:
формирования у кадет основных понятий о военной службе;
получения воспитанниками представления о предмете и задачах основ первой медицинской помощи, строевой подготовке, методической подготовке;
изучения законодательной основы общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, их основные требования, Положение о кадетских училищах;
получения знаний об основных положениях Строевого устава Вооруженных Сил Российской Федерации; формы организации и методы проведения занятий по строевой подготовке с отделением.
Программа является модифицированной
Срок реализации учебного предмета – 7 лет.
Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом – ежегодно по 10 часов (в 9 и 11 классе – 9 часов).
Роль:
«Основы военной подготовки» является учебным предметом дополнительной образовательной программы военно-патриотической направленности.
Место:
учебный предмет «Основы военной подготовки» преподаётся в рамках основного общего образования (5 – 11 класс) в системе дополнительного образования, преподавание предмета осуществляется старшим воспитателем, педагогом-организатором, педагогом-психологом курса.
Обоснование выбора программы:
Реализация данной программы совершенствует систему патриотического воспитания, формирует у молодого поколения высоких чувств патриотизма и гражданской ответственности, создание системы ценностных ориентаций. Особое место при изучении курса «Основы военной подготовки» отводится выработке у кадет высокой дисциплинированности, организованности, строевой подтянутости и стремления посвятить свою жизнь служению Отечеству на гражданском и военном поприще.
Программа курса «Основы военной подготовки» предусматривает изучение командирами кадет законодательных основ военной службы, истории и основных этапов становления и развития Вооруженных Сил России, ознакомление с жизнью военнослужащих, их правами и обязанностями, приобретение кадетами необходимых военных знаний и практических навыков в объеме, необходимом для службы в Вооруженных Силах РФ. В группу практических занятий входят занятия на строевом плацу, тактико-строевые занятия, военно-тактические (военно-спортивные) игры.
Задача:
формирование мотивации воспитанников к выбору военной специальности и как следствие базовых и профильных учебных предметов на этапе профильного обучения;
обучение адекватному оцениванию требований будущей профессии и личностных качеств офицера, сопоставлению их со своими способностями, интересами, наклонностями.
Цель:
подготовка командиров кадет с целью привития им навыков и умений, необходимых для добросовестного и грамотного руководства подчиненными кадетами, поддержания дисциплины и внутреннего порядка среди кадетов
повышение компетентности командиров в выполнении задач военно-профессиональной деятельности по их предназначению;
увеличение уровня практической подготовки командиров кадет;
дать обучающимся знания, навыки и умения, необходимые им для дальнейшего успешного обучения в высших учебных заведениях, преимущественно Министерства обороны Российской Федерации;
привить кадетам волевые, командирские и методические качества, позволяющие в последующем выполнять обязанности младших командиров курсантских подразделений.
Новизна:
воспитанникам 5-х – 11-х классов в повествовательно-игровой форме предлагается к ознакомлению и изучению учебный материал об основах ведения общевойскового боя в современных условиях, развитии военного искусства с древних времён до настоящего времени, а также педагогика и психология управленческой деятельности.
Программа направлена:
на приобретение кадетами нравственных, морально - психологических и физических качеств, а также специальных знаний и умений, необходимых будущему защитнику Отечества, гражданину и патриоту, а также способствующих развитию интереса к полководческому искусству прошлого и настоящего;
на формирование мотивации к профессиональной службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;
на формирование психологической готовности воспитанников к выбору военной специальности.
Структура программы учебного предмета:
Учебный предмет состоит из шести разделов:
Раздел I. Общественно-государственная подготовка.
Раздел II. Педагогика и психология.
Раздел III. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Раздел IV. Основы военно-медицинской подготовки.
Раздел V. Строевая подготовка.
Раздел VI. Методическая подготовка.
Сведения о затратах учебного времени:
В соответствии с учебным планом ФГКОУ «Ставропольское президентское кадетское училище» изучение предмета ОВС рассчитано:
в 5 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 10 часов);
в 6 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 9 часов, практические - 1 час);
в 7 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 9 часов, практические - 1 час);
в 8 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 6 часов, практические - 4 часа);
в 9 классах на 9 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 4 часа, практические - 5 часов);
в 10 классах на 10 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 10 часов);
в 11 классах на 9 часов при 1 часе в месяц (теоретические - 4 часа, практические - 5 часов)
Формы проведения учебных занятий:
Теоретический материал изучается различными методами обучения, основными из них являются лекции и практические занятия. Формы применения указанных методов также могут быть различными урок, беседа, рассказ, показ и др. Изучаемый материал закрепляется при проведении тренировок воспитателями во внеурочное время, а также на мероприятиях летней практики (зачеты по «Основам военной подготовки», военно-спортивные игры).
Практический полевой курс (по плану ФГКОУ СПКУ):
на базе воинских частей – летняя практика в 8 и 10 классе;
на базе ФГКОУ Ставропольское президентское кадетское училище – учебные сборы в 10 классе.
Описание материально-технических обеспечения учебного предмета.
Теоретические занятия проводятся в чайных комнатах курса (учебный корпус ГП-4), специализированных кабинетах (учебный корпус ГП-2 каб. 305, 307). Для достижения целей занятий применяются учебно-наглядные пособия по всем темам учебного предмета.
Практические занятия проводятся на стадионе училища и на площадке перед учебным корпусом.
II. Учебно-тематический план
5 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка. | 1 | 1 | ||
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 1 | 1 | ||
Раздел II Тема № 1 | Межличностные отношения. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III | Общевоинские уставы ВС РФ. | 7 | 7 | ||
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №4 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №5 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №6 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №7 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки. | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Итого | 10 | 10 |
6 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка. | 4 | 4 | ||
Раздел I Тема № 1 | Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 1 | Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 1 | Вооруженные силы РФ – основа обороны России. Занятие №3 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел II Тема № 2 | Я – концепция и самооценка. Занятие №1 | 1 | 1 | 1 | опрос, тренинг |
Раздел III | Общевоинские уставы ВС РФ. | 3 | 3 | ||
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №7 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 2 | Дисциплинарный устав ВС РФ. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 2 | Дисциплинарный устав ВС РФ. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Итого | 10 | 9 | 1 |
7 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка. | 2 | 2 | ||
Раздел I Тема № 3 | Основы военного законодательства. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 3 | Основы военного законодательства. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 3 | 2 | 1 | |
Раздел II Тема № 3 | Развитие коммуникативных способностей. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II Тема № 4 | Лидерство и его роль в развитии коллектива. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос, тренинг |
Раздел III | Уставы Вооруженных сил Российской Федерации | 3 | 3 | ||
Раздел III Тема № 1 | Устав внутренней службы ВС РФ. Занятие №7 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 3 | Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III Тема № 3 | Устав гарнизонной и караульной службы ВС РФ. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Итого | 10 | 9 | 1 |
8 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка. | 2 | 2 | ||
Раздел I Тема № 4 | Сущность, принципы и методы воспитания. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 2 | 1 | 1 | |
Раздел II Тема № 5 | Темперамент и его особенности. Занятие №1 | 1 | 1 | 1 | опрос, тренинг |
Раздел III | Общевоинские уставы ВС РФ. | 1 | 1 | ||
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки. | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел V | Строевая подготовка. | 4 | 1 | 3 | |
Раздел V Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | практич. выполнение |
Раздел V Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №2 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Итого | 10 | 6 | 4 |
9 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 2 | 2 | ||
Раздел I Тема № 4 | Сущность, принципы и методы воспитания. Занятие №2 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 1 | 1 | ||
Раздел II Тема № 6 | Конфликты и стратегия поведения в конфликте. Занятие №1 | 1 | 1 | тренинг | |
Раздел III | Общевоинские уставы ВС РФ. | 1 | 1 | ||
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки. | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел V | Строевая подготовка. | 4 | 4 | ||
Раздел V Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №3 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Раздел V Тема № 1 | Строевые приёмы и движение без оружия. Занятие №4 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Итого | 9 | 5 | 4 |
10 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 7 | 7 | ||
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 2 | Особенности военной службы. Воинская обязанность. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 1 | 1 | ||
Раздел II Тема № 7 | Структура и развитие коллектива. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел III | Общевоинские уставы ВС РФ. | 1 | 1 | ||
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки. | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Итого | 10 | 10 |
11 класс
Раздел Тема № | Разделы, (темы) занятий | Кол-во часов | Из них | Форма контроля | |
теоретич. | практич. | ||||
Раздел I | Общественно-государственная подготовка | 1 | 1 | ||
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел II | Педагогика и психология. | 3 | 1 | 2 | |
Раздел II Тема № 8 | Психология самообразования и самовоспитания. Занятие №1 | 1 | 1 | тренинг | |
Раздел II Тема № 9 | Психология руководства подразделением. Занятие №1 | 2 | 1 | 1 | опрос, тренинг |
Раздел III | Общевоинские уставы ВС РФ. | 1 | 1 | ||
Раздел I Тема № 5 | Работа сержантов по поддержанию уставного порядка. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел IV | Основы военно-медицинской подготовки. | 1 | 1 | ||
Раздел IV Тема № 1 | Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни. Занятие №1 | 1 | 1 | опрос | |
Раздел VI | Методическая подготовка. | 3 | 3 | ||
Раздел VI Тема № 1 | Методика огневой подготовки. Занятие №1 | 1 | 1 | практич. выполнение | |
Раздел VI Тема № 2 | Методика физической подготовки. Занятие №1 | 2 | 2 | практич. выполнение | |
Итого | 9 | 4 | 5 |
Ш. Содержание программы
Раздел I. Общественно-государственная подготовка.
Тема 1. Вооруженные силы РФ – основа обороны России.
Занятие №1 Виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота).
Занятие №2 Сущность и значение военной присяги и боевого знамени воинской части.
Занятие №3 Дни воинской славы России. Праздники в честь Вооруженных Сил.
Тема 2. Особенности военной службы. Воинская обязанность.
Занятие №1 Основные понятия. Правовые основы воинской обязанности.
Занятие №2 Воинский учет, его организация и предназначение. Обязательная и добровольная подготовка граждан к военной службе. Профессионально-психологический отбор. Медицинское освидетельствование. Призыв на военную службу.
Занятие №3 Правовые основы военной службы. Военная присяга.
Занятие №4 Прохождение военной службы по призыву и по контракту.
Занятие №5 Права и ответственность военнослужащих. Основные обязанности при прохождении военной службы.
Занятие №6 Статус военнослужащих, особенности, законодательные гарантии прав и социальной защиты.
Тема 3. Основы военного законодательства.
Занятие №1 Общие положения. Закон, правопорядок, воинский правопорядок, правонарушение. Воинская дисциплина. Преступление и происшествие.
Занятие №2 Ответственность за преступление против военной службы. Административная и уголовная ответственность военнослужащих.
Тема 4. Сущность, принципы и методы воспитания.
Занятие №1 Сущность и принципы воспитания. Методы воспитания.
Занятие №2 Направления работы сержантов по укреплению дисциплины.
Тема 5. Работа сержантов по поддержанию уставного порядка.
Занятие №1 Задачи сержантов по выполнению требований общевоинских уставов Вооруженных сил Российской Федерации; по организации выполнения личным составом распорядка дня и поддержанию внутреннего порядка; по обеспечению безопасности военной службы, сохранению и укреплению здоровья личного состава, заботе о его быте и нуждах.
Раздел II. Педагогика и психология.
Тема 1. Межличностные отношения.
Занятие №1 Общение. Перцепция. Аттракция. Общение и речь.
Тема 2. Я – концепция и самооценка.
Занятие №1 Формирование и поддержание я концепции. Восприятие себя. Реакции других людей. Развитие и поддержание самооценки. Правильность я концепции и самооценки. Самоисполняющиеся пророчества. Фильтрация сообщений. Изменение я концепции и самооценки. Представление себя. Я концепция, самооценка и коммуникация. Восприятие себя снижает конкуренцию внутренних сообщений. Восприятие себя влияет на то, как мы говорим о себе с другими. Культурные и гендерные различия.
Тема 3. Развитие коммуникативных способностей.
Занятие №1 Определение и характеристика коммуникативных способностей. Развитие коммуникативных навыков.
Тема 4. Лидерство и его роль в развитии коллектива.
Занятие №1 Лидерство и руководство. Функции и роль лидера в коллективе. Стиль лидерства. Теории происхождения лидерства.
Тема 5. Темперамент и его особенности.
Занятие №1 Общие сведения о темпераменте. Краткая характеристика типов темперамента. Сопоставление различных типологий темперамента.
Тема 6. Конфликты и стратегия поведения в конфликте.
Занятие №1 Понятие конфликта, его сущность. Поведение в конфликтах. Стратегия поведения в конфликтной ситуации.
Тема 7. Структура и развитие коллектива.
Занятие №1 Ученический коллектив: понятия, признаки, структура и функции. Этапы развития ученического коллектива. Законы развития коллектива. Механизмы управления ученическим коллективом. Личность и коллектив.
Тема 8. Психология самообразования и самовоспитания.
Занятие №1 Педагогическое руководство самовоспитанием и самообразованием учащихся. Мотив, источники и результаты самообразования и самовоспитания.
Тема 9. Психология руководства подразделением.
Занятие №1 Управление. Механизмы управленческой деятельности. Функции управления. Психология управления.
Раздел III. Уставы Вооруженных сил Российской Федерации.
Тема 1. Устав внутренней службы ВС РФ.
Занятие №1 Воинские звания и знаки различия в ВС РФ. Старшие и младшие. Должностные лица Ставропольского ПКУ.
Занятие №2 Права, обязанности и ответственность военнослужащих (кадет СПКУ).
Занятие №3 Единоначалие. Командиры (начальники, старшие) и подчиненные (младшие). Приказ (приказание), порядок его отдачи и выполнения. Воинское приветствие. О воинской вежливости и поведении кадет.
Занятие №4 Размещение военнослужащих (кадет). Общие положения. Содержание помещений и территории. Отопление, проветривание и освещение помещений.
Занятие №5 Распределение времени и внутренний порядок в повседневной деятельности военнослужащих (кадет). Распорядок дня части (Ставропольского ПКУ).
Занятие №6 Охрана здоровья военнослужащих (кадет). Закаливание военнослужащих, занятия физической подготовкой и спортом. Санитарно-противоэпидемиологические (профилактические мероприятия). Лечебно-профилактические мероприятия.
Занятие №7 Выполнение элементов распорядка дня: подъем, утренняя физическая зарядка, утренний осмотр, прием пищи (организация дежурства в столовой), порядок передвижения по территории Училища, развод на занятия дополнительного образования, вечерняя прогулка, вечерняя поверка, отбой.
Тема 2. Дисциплинарный устав ВС РФ.
Занятие №1 Воинская дисциплина, её сущность и значение. Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины. Правила поведения кадет.
Занятие №2 Виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
Тема 3. Устав гарнизонной и караульной службы.
Занятие №1 Назначение и задачи караульной службы. Понятия «караул», «часовой», «пост». Неприкосновенность часового. Бдительность часового.
Занятие №2 Обязанности часового. Действия часового на посту. Порядок применения оружия.
Раздел IV. Основы военно-медицинской подготовки.
Тема 1. Обеспечение кадетом личной безопасности в повседневной жизни.
Занятие №1 Опасные и вредные факторы современного жилища. Обеспечение безопасности в различных бытовых ситуациях. Безопасное обращение с электричеством, бытовым газом и средствами бытовой химии. Обеспечение пожарной безопасности. Первичные средства пожаротушения. Правила личной безопасности при пожаре. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях. Наиболее вероятные ситуации криминогенного характера на улице, в транспорте, в общественном месте, в подъезде дома, в лифте.
Раздел VI. Строевая подготовка.
Тема 1. Строевые приёмы и движение без оружия.
Занятие №1 Строи подразделений и управление ими. Обязанности командиров кадет перед построением и в строю. Правила ношения военной формы одежды. Методика обучения строевым приемам «Смирно», «Вольно», «Становись».
Занятие №2 Методика обучения строевым приемам «Строевая стойка», «Строевой и походный шаг», «Движение бегом».
Занятие №3 Методика обучения строевым приемам «Повороты на месте», «Повороты в движении».
Занятие №4 Методика обучения строевым приемам «Выполнение воинского приветствия на месте и в движении», «Выход из строя и возвращение в строй», «Подход к начальнику и отход от него».
Раздел VI. Методическая подготовка.
Тема 1. Методика огневой подготовки.
Занятие №1 Организация и методика проведения занятия на учебном месте при проведении стрелковой тренировки.
Тема 1. Методика физической подготовки.
Занятие №1 Организация и методика проведения занятия на учебном месте при проведении спортивно-массовой работы.
Прогнозируемые результаты и способы их проверки
Основными результатами выполнения программных требований являются:
- подготовка воспитанников к военной и государственной службе;
- воспитание в кадетах стремление к здоровому образу жизни, самодисциплине, уважения законности и правопорядка.
По окончании обучения воспитанники достигнут следующих результатов освоения программы:
личностные:
готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию,
социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности; патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
готовность к служению Отечеству, его защите;
формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем.
метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение ориентироваться в прикладных науках;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии в области военной службы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
формирование компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
понимание ими важности защиты Отечества, ответственности за оборону рубежей Родины;
уяснение и принятие учащимися достижений в военно-патриотическом воспитании.
предметные:
1. В познавательной сфере:
знания об основах строевой подготовки, ОВУ ВС РФ, военно-медицинской подготовки, общественно-государственной подготовки, педагогике и психологии управления подразделением, о их значении для достижения военного преимущества перед противником и для защиты общества и государства.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
умения предвидеть возникновение военной опасности на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников;
умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной боевой обстановки с учетом индивидуальных возможностей.
3. В коммуникативной сфере:
умения докладывать о результатах своих действий, ставить задачи, отдавать приказы.
4. В трудовой сфере:
знания устройства и принципов действия основного стрелкового, инженерного и другого вооружения, используемого в современной армии.
6. В сфере физической культуры:
формирование установки на здоровый образ жизни;
развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
Требования к уровню подготовки обучающихся
По Общественно-государственной подготовке.
Знать:
- назначение и организационную структуру ВС РФ, виды ВС РФ и рода войск (силы и средства флота); сущность и значение военной присяги, государственного флага и боевого знамени воинской части;
- дни воинской славы России, значение государственных наград; роль офицеров и младшего командного состава ВС РФ; порядок поступления в высшие военно-учебные заведения; сущность и особенности воинского коллектива; основные качества защитника Родины.
По Уставам Вооруженных сил Российской Федерации.
Знать:
- общие обязанности военнослужащих, обязанности солдата и обязанности лиц суточного наряда; воинские звания и знаки различия; порядок выполнения приказов и обращения к начальникам и старшим, воинского приветствия и правила воинской вежливости и поведения; порядок размещения военнослужащих, содержания помещений, хранения имущества и порядок действий по распорядку дня; виды ответственности военнослужащих, виды поощрений и дисциплинарных взысканий.
- назначение и задачи караульной службы, обязанности караульного и часового; порядок несения караульной службы;
Уметь:
- практически выполнять действия по распорядку дня и обязанности дневального по роте;
- практически выполнять обязанности караульного и часового.
По Военно-медицинской подготовке.
Знать:
- порядок и правила оказания первой медицинской помощи; правила личной гигиены и коллективной гигиены и предупреждения инфекционных заболеваний; правила применения штатных средств медицинского обеспечения.
Уметь:
- применять штатные средства оказания первой медицинской помощи; останавливать артериальные кровотечения при помощи жгута и других подручных средств; накладывать повязки при различных видах ранений; производить иммобилизацию при переломах; выполнять реанимационные мероприятия.
По Строевой подготовке.
Знать:
- элементы строя и обязанности командира перед построением и в строю, порядок выполнения строевых приемов и методику обучения строевым приемам;
- инструкцию о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Уметь:
- выполнять одиночные строевые приемы без оружия и с оружием, слаженно действовать в составе подразделения;
- обучать кадет строевым приемам согласно требований Строевого устава ВС РФ;
- управлять строем подразделения при передвижениях и при прохождении торжественным маршем.
По Методической подготовке.
Знать:
- меры безопасности при проведении занятий по огневой и физической подготовке;
- организацию и порядок проведения занятий по огневой и физической подготовке.
Уметь:
- лично проводить занятия по огневым (стрелковым) тренировкам и спортивно-массовую работу с подразделением.
Достижение указанных уровней обученности осуществляется выбором оптимальных педагогических технологий, структура которых содержит набор видов учебных занятий, форм, методов и средств обучения.
IV. Методическое обеспечение учебного процесса
Методы достижения уровней обученности:
«иметь представление» достигается в ходе проведения теоретических видов учебных занятий, как правило, лекций, бесед, которые в начальный период изучения предмета могут занимать максимальный объем от общего бюджета времени.
«знать» достигается, в основном, в ходе проведения групповых занятий и самостоятельной работы воспитанников. Групповые занятия проводятся в целях изучения вооружения и военной техники, отдельных вопросов теории, которые впоследствии будут отрабатываться на практических занятиях. Самостоятельная работа воспитанников является составной частью учебной работы и имеет целью закрепление и углубление полученных в ходе учебных занятий с преподавателем знаний и умений.
«уметь» достигается в ходе практических видов занятий, которые составляют основу обучения. На них отводится максимальный объем времени. Практические виды занятий проводятся в целях выработки практических умений и приобретения навыков солдата, отработки упражнений, приемов и нормативов. Основной метод проведения практического вида занятия – тренировка (упражнение).
Кроме указанных методов обучения могут быть применены и другие. Выбор вида занятия и метода обучения зависит от уровня подготовки воспитанников, темы и цели занятия, наличия и состояния учебно-материальной базы.
Таким образом, помимо вышеуказанных методов обучения могут использоваться:
устное изложение учебного материала;
обсуждение изучаемого материала;
показ (демонстрация);
упражнение (тренировка);
практическая работа;
самостоятельное изучение учебного материала.
Средства реализации дополнительной образовательной программы:
- демонстрационные и раздаточные;
- визуальные, аудийные, аудиовизуальные;
- естественные и искусственные;
- реальные и виртуальные.
Учебная программа реализуется с учётом возрастных особенностей обучающихся. Задача формирования у кадетов командирских и методических навыков решается на протяжении всего обучения в Училище, на всех проводимых занятиях, а также в повседневной жизни.
Каждое занятие должно проводиться образно и поучительно, в ходе его кадеты должны перенимать опыт организации и проведения занятий, учиться правильному применению наиболее эффективных форм и методов обучения.
В основу формирования командирских и методических навыков должно быть положено практическое командование отделением, самостоятельное проведение занятий по строевой, физической подготовке.
При обучении кадетов следует соблюдать логическую последовательность в изучении тем и предметов обучения. Существующая в Вооруженных Силах РФ методика проведения занятий должна творчески использоваться с учетом задач кадетских классов и возрастных особенностей кадетов.
Часть занятий по Вооруженным Силам РФ, службе Отечеству и медицинской подготовке (охрана здоровья кадетов) проводится интегрированно с ОБЖ.
В целях предупреждения несчастных случаев и аварий на всех занятиях, стрельбах, выполнении работ и проведении спортивных мероприятий должны строго соблюдаться правила и меры безопасности. Накануне всех практических занятий должны быть организованы инструктажи по мерам безопасности
V. Список литературы и средств обучения
1. Инструкция об организации обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и их подготовка по основам военной службы. 2011.
2. Апакидзе В.В. Строевая подготовка М. Просвещение 1991г.
3. Военная доктрина Российской Федерации.
4. Инструкция о порядке проверки и оценки строевой подготовки в Вооруженных Силах Российской Федерации (от 12.4.96 г. № 205/2/202).
5. Конституция Российской Федерации (последняя редакция).
6. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.
7. Общевоинские уставы Вооруженных Сил Российской Федерации.
8. Смирнов А. Т. Основы военной службы, учебное пособие, М. Дрофа, 2007
9. Учебник сержанта мотострелковых войск. Воениздат – 20157 г.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
11. Федеральный закон Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе».
12. Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне».
13. Федеральный закон Российской Федерации «О статусе военнослужащего».
14. Федеральный закон Российской Федерации «Об обороне».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Основы статистики и вероятности" для 5 класса
Элективный курс «Основы теории вероятностей и математической статистики» разработан для обеспечения учеников занятиями по выбору из вариативного компонента базисного учебного плана в школе.Курс позвол...
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", 7 класс.
Рабочая программа, 7 класс по внеурочной деятельности. ...
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 5 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планиерование....
Рабочая программа "Основы безопасности жизнедеятельности" (ФГОС) для 6 класса, составлена на основе программы ОБЖ А.Т.Смирнова
Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование....
Рабочая программа, "Основы военной подготовки", с 5 по 11 класс
Рабочая программа по предмету "Основы военной подготовки" 5 - 11 класс, внеурочная деятельность....
Рабочая программа "Основы военной службы"
Презентация по ОБЖ Рабочая прграмма "Основы военной службы"...