Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов
рабочая программа (7 класс) на тему

Алишаускене Татьяна Михайловна

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учреждений (2008) под редакцией Н.П. Смирновой, Ю.И. Буланого, М.М. Орловой.

Цель курса: сформировать осознанное отношение к жизни и здоровью как высочайшей ценности.

Программа предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Программа обучения состоит из пяти блоков: медико-гигиенический, психологический, правовой, семьеведческий, этический,

В процессе реализации программы у обучающихся формируются универсальные учебные действия:

- Предметные УУД;

- Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные;

- Личностные УУД.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»

для 7 классов

Алишаускене Татьяны Михайловны

учителя ОЗОЖ, педагога-психолога

МОУ «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района

Саратовской области»


Пояснительная записка

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учреждений (2001), а также дополненного и переработанного варианта этой программы ( 2008) под редакцией Н.П. Смирновой, Ю.И. Буланого, М.М. Орловой.

Цель курса: сформировать осознанное отношение к жизни и здоровью как высочайшей ценности.

Курс рассчитан на 34академических часа (1 час в неделю)

Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.

Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.

Программа обучения состоит из пяти блоков.

Медико-гигиенический блок включает в себя вопросы: здоровье - нравственная категория.  Воздействие стресса на организм. Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Профилактика утомления у школьников. Переутомление. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические аспекты работы на компьютере.

Психологический блок   рассматривает способности человека, одаренность, талант, творчество. Развивает воображение, учит конструктивно  реагировать на обиду.

Правовой блок раскрывает понятия : преступление, знакомит со статьями УК РФ, касающихся семьи и несовершеннолетних детей. Отрабатываются навыки противостояния давлению, умение сказать «нет» в критической ситуации.

Семьеведческий блокподнимает вопросы взаимоотношения юношей и девушек. Рассматривает женские и мужские особенности: мужественность и женственность,особенности современных форм знакомств.

В этическом  блоке рассматриваются нравственные законы  развития общества. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.

Требования к результатам обучения:

Предметные УУД: научатся правильно относиться к своему здоровью, правильно и грамотно вести себя в обществе добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ.); сформируется потребность в самопознании, здоровом образе жизни, освоят навыки гигиены и профилактики заболеваний.

Метапредметные УУД

Познавательные будут знать: особенности развития подросткового организма. Усвоят понятия: способности человека, талант; преступление и ответственность; познакомятся с УК РФ; нравственность, мораль, этика, этикет, нравственные законы развития общества.

Коммуникативные умение слушать; высказывать своё мнение и ценить мнение других.

Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи, сдерживают свои желания, считаются с правами окружающих

Личностные УУД осмысливают гуманистические ценности современного общества, формируется мотивация к здоровому образу жизни, к самопознанию

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / Г.С. Абрамов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.- 624 с.- (Gaudeamus).
  2. БогатырёваТ.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет) Москва    2006 г.
  3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
  5. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
  6. Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
  7. Лысогорская М.В. Методические материалы проведения занятий с молодёжью по актуальным проблемам подготовки к семейной жизни. Саратов, 1999г.
  8. Михайлина М.Ю. Лысогорская М.В. Павлова М.А. Здоровый образ жизни учебное пособие для учщихся 9-х классов. Саратов 2006г.
  9. Немов Р.С. Психология М., 1995г
  10. Прутченков А.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
  11. Прозументов Л.М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве Томск 1997г.
  12. Родионов В.А. Ступницкая М.А. Ступницкая К.Р.  Прививка от стресса. Ярославль 2006г.
  13. Рогов Е.И. психология познания  М., 1998г.
  14. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.
  15. Словарь по этике. М., 2006г..

Электронные ресурсы:

Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ http://www.bez.econavt.ru

Безопасность жизнедеятельности школы http://kuhta.clan.su

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.school-obz.org

Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. http://theobg.by.ru/index.htm

Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н. http://informic.narod.ru/obg.html

Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/

Институт психологических проблем безопасности http://anty-crim.boxmail.biz

Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru

Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru

Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru

Россия без наркотиков http://www.rwd.ru

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru

Федеральный центр гигиены и эпидемиологии http://www.fcgsen.ru

Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru

Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru

Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru

Календарно-тематическое планирование по ОЗОЖ 7 класс



Календарно-тематическое планирование по ОЗОЖ в 7 классе

№ урока

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Календарные  сроки

Вид занятия

Хар-ка основных видов деятельности учащихся

Нагл пособия, технические средства, ИКТ

Задания

  для учащихся

Повто

рение

Формирование УУД

Медико-гигиенический блок

7

 1

Здоровье– нравственная категория

Здоровье и благополучие

2

Освоение нового материала

Повторяют определение  здоровье;

Рассуждаюто нравственности

Воспринимают новую информацию; составляют конспект;

Выполняют задание: закончить предложения «Я отвечаю за свое здоровье для того…», «Я буду вести здоровый образ жизни так, как…»

Делают вывод о зависимости здоровья,  благополучия от здорового образа жизни

 ЗОЖ с.3-4

 

Предметные УУД

Научатся: относиться к здоровью как к нравственной категории: болезнь - результат безответственности и невежества

Метапредметные УУД

Познавательные: усвоят понятия: нравственность,здоровье, поисковая активность, адаптация, признаки благополучия

Коммуникативныеумение слушать; высказывать своё мнение

Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи

Личностные УУД осмысливают гуманистические ценности современного общества, формируется мотивация здорового образа жизни и личная  ответственность за собственное здоровье и благополучие

 

Режим учебы, отдыха и питания

 2

 Семинар

 Рассказывают о своём режиме  дня, о занятиях во внеурочное время

Говорят о продуктах полезных и вредных для здоровья. Сравнивают свои представления с научными

Анализируют  «идеальный режим дня».

Делают вывод о зависимости здоровья от соблюдения режима учебы, отдыха, питании.

TV DVD

Составить режим дня

 

 Предметные УУД

Научатся правильно распределять время труда и отдыха. Правильно питаться

Метапредметные УУД

Познавательные осуществляют поиск информации, анализируют, сравнивают, делают выводы

Коммуникативные делятся своим опытом, высказывают мнение, слушают других

 Регулятивные:  Проявляют самостоятельность и инициативность.

Личностные УУД Осознание необходимости в соблюдении режима дня

 

Профилактика утомления у школьников.

Гигиенические аспекты работы на компьютере

 2

 Освоение нового материала

Слушают информацию учителя

Рассказывают о признаках утомления. О способах снятия утомления

Выполняют упражнения для глаз, позвоночника.

Компьютер, мультимедиа

 Подготовить сообщение на тему «Профилактика утомления при работе за компьютером»»

 

 Предметные УУД

Научатся контролировать своё состояние, освоят упражнения для снятия утомления при работе на компьютере

Метапредметные УУД

Познавательные: узнают современные методы снятия утомления при работе на компьютере, требования к техническому обеспечению рабочего места пользователя

Коммуникативные: умение слушатьдругого, рассказывать о себе.

Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи

Личностные УУД: осмысливают важность соблюдения гигиенических требований при работе на компьютере

 

 Уход за кожей. Детская косметика

 1

 Тренинг практическое  занятие

Размышляют о важности  ухода за кожей в подростковом возрасте.

Делятся своим опытом по уходу за кожей,   выполняют задания из ЗОЖ

  ЗОЖ

 с. 8-10

 

Предметные УУД

Научатся: правильно ухаживать за собой

Метапредметные УУД

Познавательные : узнают о детской косметике

Коммуникативные: взаимодействует в группе

Регулятивные: следят за своей кожей

Личностные УУД: мотивация к выполнению гигиенических процедур

Психологический блок

8

 

 Способности человека

 2

 Тренинг  практическое занятие

 

Слушают учителя, усваивают научные понятия, сравнивают житейское представление о способностях с научными;

Выполняют тренинговые упражнения

Компьютер, мультимедиа

 ЗОЖ с.17-22

 

 Предметные УУД

Научатся навыкам развития воображения Метапредметные УУД

Познавательные усваивают понятия:Способности, одаренность, талант, Коммуникативные: взаимодействует в группе

Регулятивные: принимают правила поведения и следуют им в тренинговой группе

ЛичностныеУУД: мотивация к самопознаниюотношение к способностям, как к возможности наиболее эффективного приспособления к реальности

 

Развитие способности к комбинированию

Ассоциативный фундамент воображения

 2

 Тренинг

Выполняют упражнения: «Загадывание предмета с помощью пары других предметов», «Отгадывание предмета по паре других предметов». « Перехват закодированных сообщений».

Упражнения: «Передача закодированных слов по испорченному телефону». «Передача ассоциаций по цепочке», самостоятельное составление ассоциативных цепочек.

 

Рис. «Несущ.жив»

 

 Предметные УУД

Научатся: выделять наиболее характерные признаки предмета, сопоставлять их друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разрозненным характеристикам

Метапредметные УУД

Познавательные  усваиваютпонятия: Характерные признаки предмета, целостные образы, комбинирование

Коммуникативные. Навыки коллективного творчества.

Регулятивные: выделяют индивидуальные особенности воображения и мышления других людей и учитывают их при построении собственных действий.

Личностные УУД: развивается воображение

 

 Ситуация обиды, конструктивное реагирование на обиду

 2

 Тренинг

 Выполненяют упражнения:

 «Детские обиды».

Обсуждают.

Что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т.п

Разыгрывание сценок: реагирование на обиду

Анализируют ответы

Делают выводы о конструктивном реагировании на обиду

 Закончить предложение: «Я обижаюсь когда…», нарисовать выражение лица обиженного человека.

 

Предметные УУД : научатся конструктивно реагировать на обиду

Метапредметные УУД

Познавательные : узнают о психологической сущности обиды и причине её возникновения

Коммуникативные: высказывают своё мнение, слушают других, рассказывают о своих чувствах

Регулятивные: сдерживать свои желания, считаться с правами окружающих

Личностные: эффективные или неэффективные способы выражения обиды, досады.

 

 

Развитие навыков регулирования эмоционального состояния. Развитие навыков снятия раздражения.

 2

 Тренинг

 Выполняют упражнения:«Чувствую себя хорошо».

«Аукцион».

«Вверх по радуге»

Релаксация.

Рефлексия

 ЗОЖ

 с. 22-30

 

  Предметные УУД

Научатся: осознавать своё состояние и регулировать его

Метапредметные УУД

Познавательные: узнают способы снятия напряжения и расслабления.

Коммуникативные: развивается эмпатия Регулятивные: управление своими чувствами и желаниями

Личностные: тренируют самообладание

 

 Правовой блок

 6

 

 

 

 

 

 

Понятие преступления. Преступления против морали

 2

 Освоение нового материала

 Ведут конспект лекции учителя ,отвечают на вопрос:Какие преступления совершают подростки чаще всего?

Работают с юридической литературой

Компьютер, мультимедиа

 Повторить записи в тетради

 

 Предметные УУД:  научатся отличать преступление от правонарушения, проступка,

Метапредметные УУД

Познавательные: Повышение уровня правовой информированности понятие преступление, мораль, виды преступлений против морали. Состав преступления.

Коммуникативные: участие  в дискуссии, анализ ситуаций

Регулятивные:  управление своей деятельностью соответственно поставленной задачи

Личностные: формирование осознанной потребности в специальной юридической и социально-психологической информации

 

 

Возраст наступления правовой ответственности

Преступление против семьи и несовершеннолетних

 2

 Освоение нового материала

 Ведут конспект лекции учителя ,

приводят примеры из своей жизни, анализируют и оценивают свои поступки и поступки других

Определить понятия: ответственность, преступление, наказание, склонение к преступлению.

 

 Предметные УУД

Научатся  видеть преступления, направленных против несовершеннолетнего и его семьи

Метапредметные УУД

Познавательные: усвоят юридическую информацию: возраст наступления правовой ответственности, вовлечение в совершение преступления; жестокое обращение

Коммуникативные: обсуждение, рассуждение, использование юридической терминологии

Регулятивные: действуют соответственно целям и задачам урока

Личностные: формируется представление о правовой защищенности

 

 Умение сказать «НЕТ» в критической ситуации.

 2

 Тренинг

 

Тренируются сказать «нет» вситуациях принуждения, демонстрируя разные способы

Рефлексия: «Я узнал, я понял…»

Компьютер, мультимедиа

 Выполнение упражнений отказа от нежелательных действий

 

 Предметные УУД

Научатся уверенно вести себя в  критической криминальной ситуации.

Метапредметные УУД

Познавательные:  приёмы отказа от нежелательных действий

Коммуникативные:  ориентация в позиции другого, умение отказаться от нежелательных действий

Регулятивные: действуют соответственно целям и задачам урока

Личностные:  Повышение самоценности и развитии навыков уверенного поведения.

 

 Семьеведческий блок

 6

 

 

 

 

 Мужские и женские особенности

 2

Актуализация знаний ролевая игра «Планета мужчин и планета женщин».

Учащиеся   делятся  на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». «парад» планет: каждая «планета» рассказывает  о своих достоинствах, ценностях. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют юноши, а планету женщин – девушки. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит о своих недостатках слабостях. Далее «планеты»  обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию.

 ЗОЖ с.52-55

 

 Предметные УУД

Научатся видеть  и ценить психологические особенности мужчин и женщин, их социальные функции

Метапредметные УУД

Познавательные: усвоят понятия мужественность, женственность, мускулизация женщин, феминизация мужчин.

Коммуникативные: взамодействие в группе

Регулятивные: особенности женского и мужского поведения и общения

Личностные половая идентификация

 

Знакомство. Виды и формы знакомств

 2

Семинар.тренинг

 

Анализируют эффективность различных способов знакомств.

Выполняют упражнение:  «Мой идеал юноши (девушки)».

разыгрывают ситуации знакомства

 ЗОЖ с.60

 Предметные УУД  научатся

правилам знакомства с противоположным полом.

Метапредметные УУД

Познавательные: знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание.

Коммуникативные: навыки общения с противоположным полом

Регулятивные:  соблюдение правил этикета

Личностные: усвоение половоролевых форм поведения

 

Взаимоотношения юношей и девушек

 2

 Тренинг практическое занятие

 

Выполняют тест «Взаимоотношения юношей и девушек»

Сравнивают свои ответы с правильными, анализируют результаты

 ЗОЖ

С.56-58

 

 Предметные УУД

Научатся этикету взаимоотношений юношей и девушек

Метапредметные УУД

Познавательные: правила этикета, нравственная сторона взаимоотношений

Коммуникативные:  навыки общения с противоположным полом

Регулятивные:  действуют соответственно усвоенным правилам

Личностные формируется уважительное отношение к противоположному полу

 

 Этический блок

 6

 

 

 

 

 

Нравственные законы развития общества.

Этика. Этикет Моральные нормы и критерии поведения.

2

Усвоение нового материала

Обсуждают основные понятия темы рассуждают: «Если мы с вами сделаем так, то тогда …»;

«Ведь в наших же силах …»; «Представим, каково человеку при таких обстоятельствах…».

мозговой штурм о соотношении личностного и общественного в поведении и жизнедеятельности человека

ЗОЖ с.41-43

Сообщение по теме: « Нравственность, этика, этикет»

Предметные УУД

Научатся регулировать своё поведение соответственно нравственным законам общества

Метапредметные УУД

Познавательные

усвоят понятия: нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межчеловеческих взаимоотношений, этика, этикет.

Коммуникативные: учатся рассуждать, высказывать свою точку зрения

Регулятивные: определяют цель и личностно значимую проблему урока

Личностные:усвоят  нравственные законы 

Культура межличностных отношений

2

Ролевая игра

Выступают с сообщениями.

Делятся на группыи выполняют задания: описать поведение культурного человека: в общественных местах; с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами; на лоне природы; наедине с собой; в общении с книгой и т.п.

Обсуждают материалы, представленные группами, делают общий вывод о культуре человека.

Примеры из лит произведений о поведении  культурного человека

Предметные УУД

Научатсяоценивать отношения с т.з. морали

Метапредметные УУД

Познавательные усвоят понятия: моральные нормы; критерии поведения; культура поведения.

Коммуникативные взамодействие в группе

Регулятивные: действуют соответственно усвоенным нормам морали

Личностные нравственно-этическая личностная позиция к миру

Понятие чести, совести, порядочности

Понятие добра и зла

Последствия наших поступков для жизни общества.

2

Ролевая игра

Обсуждают домашнее задание

Разыгрывают ситуации

Обсуждают, принимают решение, аргументируют свою позицию

Рассуждают и делают вывод: было ли поведение достойным.

ЗОЖ с. 46-51

Предметные УУД

Научатся общепринятым формам ценностного  отношения  к истине, добру, красоте

Метапредметные УУД

Познавательные усвоят понятия:честь; совесть; порядочность; добро; зло.

Коммуникативные действуют соответственно выбранным ролям

Регулятивные:  управление своей деятельностью соответственно правилам игры

Личностные формируется потребность в постоянном осмыслении своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса

Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе  региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни»  для общеобразовательных учрежден...

Электронный учебник "Основы здорового образа жизни" 8 класс

Электронное пособие к учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности": учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М. В. Муркова. – М.: ООО «...

Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".

В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...

Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для 6 класса на 2020/2021 учебный год

Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для   6  класса на 2020/2021 учебный год...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...

Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"

Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...