Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов
рабочая программа (7 класс) на тему
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учреждений (2008) под редакцией Н.П. Смирновой, Ю.И. Буланого, М.М. Орловой.
Цель курса: сформировать осознанное отношение к жизни и здоровью как высочайшей ценности.
Программа предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Программа обучения состоит из пяти блоков: медико-гигиенический, психологический, правовой, семьеведческий, этический,
В процессе реализации программы у обучающихся формируются универсальные учебные действия:
- Предметные УУД;
- Метапредметные УУД: познавательные, коммуникативные, регулятивные;
- Личностные УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов | 58.68 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«ОСНОВЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ»
для 7 классов
Алишаускене Татьяны Михайловны
учителя ОЗОЖ, педагога-психолога
МОУ «СОШ р.п. Соколовый Саратовского района
Саратовской области»
Пояснительная записка
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 7 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учреждений (2001), а также дополненного и переработанного варианта этой программы ( 2008) под редакцией Н.П. Смирновой, Ю.И. Буланого, М.М. Орловой.
Цель курса: сформировать осознанное отношение к жизни и здоровью как высочайшей ценности.
Курс рассчитан на 34академических часа (1 час в неделю)
Содержание программы предполагает изучение вопросов философии, этики, морали, психологии, социологии, экономики, правоведения, семьеведения, сексологии, физиологии, анатомии и гигиены человека в аспекте пропаганды, обучения и воспитания здорового образа жизни.
Занятия проводятся в форме лекций, семинаров, бесед, дискуссий. Большое место уделяется практическим занятиям, на которых проводятся тренинги, анкетирование и тестирование, игровое моделирование. Предполагается широкое использование технических средств (аудио- и видеотехники), наглядных пособий (таблиц, схем, фотографий и др.) проведение индивидуальных и групповых консультаций.
Программа обучения состоит из пяти блоков.
Медико-гигиенический блок включает в себя вопросы: здоровье - нравственная категория. Воздействие стресса на организм. Возрастные особенности режима дня, труда и отдыха, питания подростка. Профилактика утомления у школьников. Переутомление. Гигиена сна. Гигиена одежды и обуви. Гигиенические аспекты работы на компьютере.
Психологический блок рассматривает способности человека, одаренность, талант, творчество. Развивает воображение, учит конструктивно реагировать на обиду.
Правовой блок раскрывает понятия : преступление, знакомит со статьями УК РФ, касающихся семьи и несовершеннолетних детей. Отрабатываются навыки противостояния давлению, умение сказать «нет» в критической ситуации.
Семьеведческий блокподнимает вопросы взаимоотношения юношей и девушек. Рассматривает женские и мужские особенности: мужественность и женственность,особенности современных форм знакомств.
В этическом блоке рассматриваются нравственные законы развития общества. Понятие чести, совести, порядочности. Понятие добра и зла. Моральные нормы и критерии поведения. Последствия наших поступков для жизни общества.
Требования к результатам обучения:
Предметные УУД: научатся правильно относиться к своему здоровью, правильно и грамотно вести себя в обществе добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари, СМИ.); сформируется потребность в самопознании, здоровом образе жизни, освоят навыки гигиены и профилактики заболеваний.
Метапредметные УУД
Познавательные будут знать: особенности развития подросткового организма. Усвоят понятия: способности человека, талант; преступление и ответственность; познакомятся с УК РФ; нравственность, мораль, этика, этикет, нравственные законы развития общества.
Коммуникативные умение слушать; высказывать своё мнение и ценить мнение других.
Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи, сдерживают свои желания, считаются с правами окружающих
Личностные УУД осмысливают гуманистические ценности современного общества, формируется мотивация к здоровому образу жизни, к самопознанию
ЛИТЕРАТУРА
- Абрамова Г.С. Возрастная психология: учебное пособие [Текст] / Г.С. Абрамов. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга,2000.- 624 с.- (Gaudeamus).
- БогатырёваТ.Л. Практическому психологу: цикл занятий с подростками (10-12 лет) Москва 2006 г.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. М., 1984.
- Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М.: 1987.
- Игры: обучение, тренинг, досуг. Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1992.
- Лысогорская М.В. Методические материалы проведения занятий с молодёжью по актуальным проблемам подготовки к семейной жизни. Саратов, 1999г.
- Михайлина М.Ю. Лысогорская М.В. Павлова М.А. Здоровый образ жизни учебное пособие для учщихся 9-х классов. Саратов 2006г.
- Немов Р.С. Психология М., 1995г
- Прутченков А.C. Социально-психологический тренинг межличностного общения. М.: Знание, 1991.
- Прозументов Л.М. Права несовершеннолетних и их охрана в Российском законодательстве Томск 1997г.
- Родионов В.А. Ступницкая М.А. Ступницкая К.Р. Прививка от стресса. Ярославль 2006г.
- Рогов Е.И. психология познания М., 1998г.
- Самоукина Н.В. Игры в школе и дома. М.: Новая школа, 1993.
- Словарь по этике. М., 2006г..
Электронные ресурсы:
Учебные пособия по ОБЖ для общеобразовательных школ http://www.bez.econavt.ru
Безопасность жизнедеятельности школы http://kuhta.clan.su
Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности» http://www.school-obz.org
Основы безопасности жизнедеятельности. Сайт Баграмян Э. http://theobg.by.ru/index.htm
Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ. Сайт Разумова В.Н. http://informic.narod.ru/obg.html
Основы безопасности жизнедеятельности http://0bj.ru/
Институт психологических проблем безопасности http://anty-crim.boxmail.biz
Искусство выживания http://www.goodlife.narod.ru
Первая медицинская помощь http://www.meduhod.ru
Портал детской безопасности http://www.spas-extreme.ru
Россия без наркотиков http://www.rwd.ru
Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека http://www.rospotrebnadzor.ru
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору http://www.gosnadzor.ru
Федеральный центр гигиены и эпидемиологии http://www.fcgsen.ru
Лига здоровья нации http://www.ligazn.ru
Всероссийский форум «Здоровье нации – основа процветания России» http://www.znopr.ru
Безопасность и здоровье: ресурсы, технологии и обучение http://www.risk-net.ru
Календарно-тематическое планирование по ОЗОЖ 7 класс
| ||||||||||
№ урока | Наименование разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Вид занятия | Хар-ка основных видов деятельности учащихся | Нагл пособия, технические средства, ИКТ | Задания для учащихся | Повто рение | Формирование УУД | |
Медико-гигиенический блок | 7 | |||||||||
1 | Здоровье– нравственная категория Здоровье и благополучие | 2 | Освоение нового материала | Повторяют определение здоровье; Рассуждаюто нравственности Воспринимают новую информацию; составляют конспект; Выполняют задание: закончить предложения «Я отвечаю за свое здоровье для того…», «Я буду вести здоровый образ жизни так, как…» Делают вывод о зависимости здоровья, благополучия от здорового образа жизни | ЗОЖ с.3-4 |
| Предметные УУД Научатся: относиться к здоровью как к нравственной категории: болезнь - результат безответственности и невежества Метапредметные УУД Познавательные: усвоят понятия: нравственность,здоровье, поисковая активность, адаптация, признаки благополучия Коммуникативныеумение слушать; высказывать своё мнение Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи Личностные УУД осмысливают гуманистические ценности современного общества, формируется мотивация здорового образа жизни и личная ответственность за собственное здоровье и благополучие | |||
| Режим учебы, отдыха и питания | 2 | Семинар | Рассказывают о своём режиме дня, о занятиях во внеурочное время Говорят о продуктах полезных и вредных для здоровья. Сравнивают свои представления с научными Анализируют «идеальный режим дня». Делают вывод о зависимости здоровья от соблюдения режима учебы, отдыха, питании. | TV DVD | Составить режим дня |
| Предметные УУД Научатся правильно распределять время труда и отдыха. Правильно питаться Метапредметные УУД Познавательные осуществляют поиск информации, анализируют, сравнивают, делают выводы Коммуникативные делятся своим опытом, высказывают мнение, слушают других Регулятивные: Проявляют самостоятельность и инициативность. Личностные УУД Осознание необходимости в соблюдении режима дня | ||
| Профилактика утомления у школьников. Гигиенические аспекты работы на компьютере | 2 | Освоение нового материала | Слушают информацию учителя Рассказывают о признаках утомления. О способах снятия утомления Выполняют упражнения для глаз, позвоночника. | Компьютер, мультимедиа | Подготовить сообщение на тему «Профилактика утомления при работе за компьютером»» |
| Предметные УУД Научатся контролировать своё состояние, освоят упражнения для снятия утомления при работе на компьютере Метапредметные УУД Познавательные: узнают современные методы снятия утомления при работе на компьютере, требования к техническому обеспечению рабочего места пользователя Коммуникативные: умение слушатьдругого, рассказывать о себе. Регулятивные: действуют соответственно поставленной учителем задачи Личностные УУД: осмысливают важность соблюдения гигиенических требований при работе на компьютере | ||
| Уход за кожей. Детская косметика | 1 | Тренинг практическое занятие | Размышляют о важности ухода за кожей в подростковом возрасте. Делятся своим опытом по уходу за кожей, выполняют задания из ЗОЖ | ЗОЖ с. 8-10 |
| Предметные УУД Научатся: правильно ухаживать за собой Метапредметные УУД Познавательные : узнают о детской косметике Коммуникативные: взаимодействует в группе Регулятивные: следят за своей кожей Личностные УУД: мотивация к выполнению гигиенических процедур | |||
Психологический блок | 8 | |||||||||
| Способности человека | 2 | Тренинг практическое занятие |
Слушают учителя, усваивают научные понятия, сравнивают житейское представление о способностях с научными; Выполняют тренинговые упражнения | Компьютер, мультимедиа | ЗОЖ с.17-22 |
| Предметные УУД Научатся навыкам развития воображения Метапредметные УУД Познавательные усваивают понятия:Способности, одаренность, талант, Коммуникативные: взаимодействует в группе Регулятивные: принимают правила поведения и следуют им в тренинговой группе ЛичностныеУУД: мотивация к самопознаниюотношение к способностям, как к возможности наиболее эффективного приспособления к реальности | ||
| Развитие способности к комбинированию Ассоциативный фундамент воображения | 2 | Тренинг | Выполняют упражнения: «Загадывание предмета с помощью пары других предметов», «Отгадывание предмета по паре других предметов». « Перехват закодированных сообщений». Упражнения: «Передача закодированных слов по испорченному телефону». «Передача ассоциаций по цепочке», самостоятельное составление ассоциативных цепочек. |
Рис. «Несущ.жив» |
| Предметные УУД Научатся: выделять наиболее характерные признаки предмета, сопоставлять их друг с другом, образовывать всевозможные их сочетания, создавать целостные образы и понятия по отдельным разрозненным характеристикам Метапредметные УУД Познавательные усваиваютпонятия: Характерные признаки предмета, целостные образы, комбинирование Коммуникативные. Навыки коллективного творчества. Регулятивные: выделяют индивидуальные особенности воображения и мышления других людей и учитывают их при построении собственных действий. Личностные УУД: развивается воображение | |||
| Ситуация обиды, конструктивное реагирование на обиду | 2 | Тренинг | Выполненяют упражнения: «Детские обиды». Обсуждают. Что такое обида? Как долго сохраняются обиды? Справедливые и несправедливые обиды и т.п Разыгрывание сценок: реагирование на обиду Анализируют ответы Делают выводы о конструктивном реагировании на обиду | Закончить предложение: «Я обижаюсь когда…», нарисовать выражение лица обиженного человека. |
| Предметные УУД : научатся конструктивно реагировать на обиду Метапредметные УУД Познавательные : узнают о психологической сущности обиды и причине её возникновения Коммуникативные: высказывают своё мнение, слушают других, рассказывают о своих чувствах Регулятивные: сдерживать свои желания, считаться с правами окружающих Личностные: эффективные или неэффективные способы выражения обиды, досады. | |||
|
Развитие навыков регулирования эмоционального состояния. Развитие навыков снятия раздражения. | 2 | Тренинг | Выполняют упражнения:«Чувствую себя хорошо». «Аукцион». «Вверх по радуге» Релаксация. Рефлексия | ЗОЖ с. 22-30 |
| Предметные УУД Научатся: осознавать своё состояние и регулировать его Метапредметные УУД Познавательные: узнают способы снятия напряжения и расслабления. Коммуникативные: развивается эмпатия Регулятивные: управление своими чувствами и желаниями Личностные: тренируют самообладание | |||
| Правовой блок | 6 |
|
|
|
|
| |||
| Понятие преступления. Преступления против морали | 2 | Освоение нового материала | Ведут конспект лекции учителя ,отвечают на вопрос:Какие преступления совершают подростки чаще всего? Работают с юридической литературой | Компьютер, мультимедиа | Повторить записи в тетради |
| Предметные УУД: научатся отличать преступление от правонарушения, проступка, Метапредметные УУД Познавательные: Повышение уровня правовой информированности понятие преступление, мораль, виды преступлений против морали. Состав преступления. Коммуникативные: участие в дискуссии, анализ ситуаций Регулятивные: управление своей деятельностью соответственно поставленной задачи Личностные: формирование осознанной потребности в специальной юридической и социально-психологической информации | ||
|
Возраст наступления правовой ответственности Преступление против семьи и несовершеннолетних | 2 | Освоение нового материала | Ведут конспект лекции учителя , приводят примеры из своей жизни, анализируют и оценивают свои поступки и поступки других | Определить понятия: ответственность, преступление, наказание, склонение к преступлению. |
| Предметные УУД Научатся видеть преступления, направленных против несовершеннолетнего и его семьи Метапредметные УУД Познавательные: усвоят юридическую информацию: возраст наступления правовой ответственности, вовлечение в совершение преступления; жестокое обращение Коммуникативные: обсуждение, рассуждение, использование юридической терминологии Регулятивные: действуют соответственно целям и задачам урока Личностные: формируется представление о правовой защищенности | |||
| Умение сказать «НЕТ» в критической ситуации. | 2 | Тренинг |
Тренируются сказать «нет» вситуациях принуждения, демонстрируя разные способы Рефлексия: «Я узнал, я понял…» | Компьютер, мультимедиа | Выполнение упражнений отказа от нежелательных действий |
| Предметные УУД Научатся уверенно вести себя в критической криминальной ситуации. Метапредметные УУД Познавательные: приёмы отказа от нежелательных действий Коммуникативные: ориентация в позиции другого, умение отказаться от нежелательных действий Регулятивные: действуют соответственно целям и задачам урока Личностные: Повышение самоценности и развитии навыков уверенного поведения. | ||
| Семьеведческий блок | 6 |
|
|
|
| ||||
Мужские и женские особенности | 2 | Актуализация знаний ролевая игра «Планета мужчин и планета женщин». | Учащиеся делятся на 2 группы: «планету мужчин» и «планету женщин». «парад» планет: каждая «планета» рассказывает о своих достоинствах, ценностях. Затем происходит смена планет. Планету мужчин представляют юноши, а планету женщин – девушки. Проводится «антипрезентация» планет: каждая планета говорит о своих недостатках слабостях. Далее «планеты» обсуждают, что мешает их сближению, взаимодействию. | ЗОЖ с.52-55 |
| Предметные УУД Научатся видеть и ценить психологические особенности мужчин и женщин, их социальные функции Метапредметные УУД Познавательные: усвоят понятия мужественность, женственность, мускулизация женщин, феминизация мужчин. Коммуникативные: взамодействие в группе Регулятивные: особенности женского и мужского поведения и общения Личностные половая идентификация | ||||
| Знакомство. Виды и формы знакомств | 2 | Семинар.тренинг |
Анализируют эффективность различных способов знакомств. Выполняют упражнение: «Мой идеал юноши (девушки)». разыгрывают ситуации знакомства | ЗОЖ с.60 | Предметные УУД научатся правилам знакомства с противоположным полом. Метапредметные УУД Познавательные: знания о взаимоотношениях полов: знакомство и ухаживание. Коммуникативные: навыки общения с противоположным полом Регулятивные: соблюдение правил этикета Личностные: усвоение половоролевых форм поведения | ||||
| Взаимоотношения юношей и девушек | 2 | Тренинг практическое занятие |
Выполняют тест «Взаимоотношения юношей и девушек» Сравнивают свои ответы с правильными, анализируют результаты | ЗОЖ С.56-58 |
| Предметные УУД Научатся этикету взаимоотношений юношей и девушек Метапредметные УУД Познавательные: правила этикета, нравственная сторона взаимоотношений Коммуникативные: навыки общения с противоположным полом Регулятивные: действуют соответственно усвоенным правилам Личностные формируется уважительное отношение к противоположному полу | |||
| Этический блок | 6 |
|
|
|
|
| |||
Нравственные законы развития общества. Этика. Этикет Моральные нормы и критерии поведения. | 2 | Усвоение нового материала | Обсуждают основные понятия темы рассуждают: «Если мы с вами сделаем так, то тогда …»; «Ведь в наших же силах …»; «Представим, каково человеку при таких обстоятельствах…». мозговой штурм о соотношении личностного и общественного в поведении и жизнедеятельности человека | ЗОЖ с.41-43 Сообщение по теме: « Нравственность, этика, этикет» | Предметные УУД Научатся регулировать своё поведение соответственно нравственным законам общества Метапредметные УУД Познавательные усвоят понятия: нравственность, мораль, ценностный базис общества, культура межчеловеческих взаимоотношений, этика, этикет. Коммуникативные: учатся рассуждать, высказывать свою точку зрения Регулятивные: определяют цель и личностно значимую проблему урока Личностные:усвоят нравственные законы | |||||
Культура межличностных отношений | 2 | Ролевая игра | Выступают с сообщениями. Делятся на группыи выполняют задания: описать поведение культурного человека: в общественных местах; с незнакомыми людьми, со стариками, малышами, инвалидами; на лоне природы; наедине с собой; в общении с книгой и т.п. Обсуждают материалы, представленные группами, делают общий вывод о культуре человека. | Примеры из лит произведений о поведении культурного человека | Предметные УУД Научатсяоценивать отношения с т.з. морали Метапредметные УУД Познавательные усвоят понятия: моральные нормы; критерии поведения; культура поведения. Коммуникативные взамодействие в группе Регулятивные: действуют соответственно усвоенным нормам морали Личностные нравственно-этическая личностная позиция к миру | |||||
Понятие чести, совести, порядочности Понятие добра и зла Последствия наших поступков для жизни общества. | 2 | Ролевая игра | Обсуждают домашнее задание Разыгрывают ситуации Обсуждают, принимают решение, аргументируют свою позицию Рассуждают и делают вывод: было ли поведение достойным. | ЗОЖ с. 46-51 | Предметные УУД Научатся общепринятым формам ценностного отношения к истине, добру, красоте Метапредметные УУД Познавательные усвоят понятия:честь; совесть; порядочность; добро; зло. Коммуникативные действуют соответственно выбранным ролям Регулятивные: управление своей деятельностью соответственно правилам игры Личностные формируется потребность в постоянном осмыслении своих связей с миром, своего «Я» и объектов взаимодействия. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО здоровому образу жизни (ЗОЖ) (факультатив) на 2013-2014 учебный год 6 класс
Программа расчитана на 18 часов...
Рабочая программа учебного курса Основы здорового образа жизни для 6-го класса
Рабочая программа «Основы здорового образа жизни» для 6 классов составлена на основе региональной образовательной программы «Основы здорового образа жизни» для общеобразовательных учрежден...
Электронный учебник "Основы здорового образа жизни" 8 класс
Электронное пособие к учебнику "Основы безопасности жизнедеятельности": учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / Э.Н. Аюбов, Д.З. Прищепов, М. В. Муркова. – М.: ООО «...
Программа "Основы здорового образа жизни. Здоровая семья - здоровый ребёнок".
В данный момент актуальность и общенациональный характер проблемы здоровья граждан России очевидны. Цель программы: развитие у обучающихся бережного отношения к своему здоровью, через формирование осн...
Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для 6 класса на 2020/2021 учебный год
Рабочая программа кружка «Здоровый образ жизни» для 6 класса на 2020/2021 учебный год...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности Класс: 6 Раздел: учебной программы: «Основы здорового образа жизни». Тема "Здоровый образ жизни и профилактика утомления"
Формулировка нашей темы «Здоровый образ жизни и профилактика утомления»Целью нашего сегодняшнего урока является расширение представления о здоровом образе жизни, (в 5 классе мы уже касалис...