Рабочая программа по предмету искусство для 9 класса
рабочая программа (9 класс) на тему
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
- обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
- разностороннее развитие растущего человека, его памяти( музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания. Художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
- освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
- расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iskusstvo_9_klass.doc | 95.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Г. Донецк
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 13
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 13_________
Приказ от_________№_______________
Подпись руководителя_____________ФИО
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По предмету Искусство
Уровень общего образования - 9
Количество часов - 34
Учитель музыки Кузнецова Юлия Александровна
Программа разработана на основе УМК Д.Б. Кабалевского, Г.П.Сергеевой, Е. Д Критской
Пояснительная записка
Рабочая учебная программа по искусству для 9 классов разработана на основе следующих документов и материалов:
- стандарта основного общего образования по искусству, 2004 г.;
- примерной программы по музыке для основной школы;
- программы «Искусство». 8-9 классы» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Критская Е.Д., Сергеева Г.П., И.Э.Кашекова., «Искусство»: Учебник для учащихся 8-9 класса, М., Просвещение, 2011г.
Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
- обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
- обогащение эмоционально-образной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
- разностороннее развитие растущего человека, его памяти( музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания. Художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
- освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
- расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.
Изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих задач:
- обобщение основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культурой;
- углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
- воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
- овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
- освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе. Кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве. Архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.
Эффективность реализации приоритетных целей и задач определяется познанием искусства во взаимосвязи с жизнью, восприятием и рассмотрением художественных явлений в культурном контексте эпохи, едиными для всех искусств основными видами учебной деятельности учащихся.
Постижение мирового художественного наследия на примере произведений различных видов искусства ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к отечеству и родной природе, сопричастности к явлениям искусства и жизни, ответственности за будущее культурное наследии.
Общая характеристика курса.
Интегрированный курс «Искусство» ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство – рассматриваются в курсе как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности.
Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших «вторую жизнь» в музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе, Н.А. Римского-Корсакова и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шопена и др.
Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основные стили и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских и зарубежных художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм).
Подростки получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства, театра, хореографии. Накапливают знания о всемирно известных исполнителях, актерах театра и кино, артистах балета и выдающихся танцовщиках, исполнительских коллективах современности.
тем жизни
Место учебного предмета «Искусство» в базисном учебном плане
Федеральный базисный (образовательный) учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса «Искусство» на этапе основного общего образования в объеме 68 часов. В том числе, в 8 классе - 34 часов, в 9 классе - 34 часа.
Содержание программы:
Раздел 1.Воздействующая сила искусства ( 7 часа).
Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство ,как идеологический способ воздействия на людей.
Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства выразительности разных искусств. Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека. Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных или негативных влияний на чувства и сознание человека. Храмовый синтез искусства, монументальная скульптура, архитектура. Экранные искусства: кино, мюзикл, театр ,рок-опера, опера и т.д. Художественно-творческая деятельность :подбор и анализ различных художественных произведений ,создать эскиз, , нарисовать кадр из фильма и т. д.
^ Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (8 часов).
Порождающая сила искусства- пробуждение чувств и сознания, способно к пророчеству. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о различных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий в 20-21 веков в творчестве художников , композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве. Анализ явлений современного искусства (изобразительного, музыкального, литературного, кино, театра).
^ Раздел 3. Дар созидания (19 часов).
Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура, планировка, строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного человека. Произведения декоративно- прикладного искусства и дизайна, как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетика быта. Функции серьёзной и легкой музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые общедоступные искусства.
^ Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:
- освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;
- знание основных закономерностей искусства усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;
- устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;
Выпускники основной школы научатся:
- воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;
- понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;
- описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;
- структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.
^ Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:
- сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;
- работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;
- культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.
Выпускники научатся:
- ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности
- организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;
- мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления
- воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.
Личностными результатами изучения искусства являются:
- развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;
- реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;
- оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.
Выпускники научатся:
- аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру
- использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;
- участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса:
- иметь представление о значении искусства в жизни человека;
- понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
- рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
- размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
- иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных искусств, музыки, литературы, театра и кино;
- использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством
- представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
- понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее);
- ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
- понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
- осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
- выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
- использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развитии.
постигать многообразие жанров искусства, специфику художественного языка с точки зрения традиций и инноваций,
- размышлять о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека;
- понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира;
- рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства;
- анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусстве прошлого и настоящего;
- освоят образовательное пространство сети интернет и научатся самостоятельно осуществлять поиск информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом;
- овладеют разнообразными видами художественного творчества;
- научатся оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества, высказывать собственное мнение о сущности различных явлений культуры;
- будут участвовать в многообразных видах художественного творчества
Материально – техническое оснащение : компьютер, проектор, интерактивная доска.
Тематическое планирование:
1.Воздействующая сила искусств-7 часов;
2.Искусство предвосхищает будущее-8 часов;
3.Дар созидания-19 часов.
Календарно-тематическое планирование :
1, 2 | 1.Воздействующая сила искусства. Искусство и власть. | 2 | 5.09 12.09 |
3,4 | Какими средствами воздействует искусство. | 2 | 19.09 26.09 |
5,6 | Храмовый синтез искусства. | 2 | 03.10 10.10 |
7 | Синтез искусств в театре, кино, на телевидении. | 1 | 17.10 |
8 | 2.Искусство предвосхищает будущее. Дар предвосхищения. | 1 | 24.10 |
9 | Повторение тем четверти. | 1 | 07.11 |
10 | Такие знания даёт искусство. | 1 | 14.11 |
11,12 | Предсказания в искусстве. | 2 | 21.11 28.11 |
13 | Художественное мышление в авангарде науки. | 1 | 5.12 |
14 | Художник и учёный. | 1 | 12.12 |
15 | Повторение тем четверти. | 1 | 19.12 |
16 | 3 Дар созидания . Эстетическое формирование искусством окружающей среды | 1 | 26.12 |
17 | Архитектура исторического города. | 1 | 16.01 |
18,19 | Архитектура современного города. | 2 | 23.01 30.01 |
20 | Специфика изображений в полиграфии. | 1 | 6.02 |
21,.22 | Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. | 2 | 13.02 20.02 |
23,24,25 | Декоративно – прикладное искусство. | 3 | 27.02 6.03 13.03 |
26 | Музыка в быту. | 1 | 20.03 |
27,28,29 | Массовые , общедоступные искусства. | 3 | 3.04 10.04 |
30 | Изобразительная природа кино. | 1 | 17.04 |
31 | Музыка в кино. | 1 | 24.04 |
32 | Особенности киномузыки. | 1 | 8.05 |
33 | Тайные смыслы образов искусства. | 1 | 15.05 |
34 | Искусство и открытие мира для себя. Повторение тем года. | 1 | 22.05 |
^ Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 – 9 классов:
- эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;
- осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);
- воспроизведение полученных знаний в активной деятельности, сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;
- личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;
- перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга .
Согласовано Согласовано
Протокол заседания Заместитель директора по УВР
методического совета _________________ФИО
МБОУ СОШ № 13 __ ___________2014года
От_______2014года №____
________ ___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.
Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....
рабочая программа по предмету Искусство 8 класс ФГОС
программа и календарно- тематическое планирование с требованиями ФГОС...
Рабочая программа по предмету искусство 8 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской
Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования...
Рабочая программа по предмету искусство 9 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской
Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 9 классе составлена на основании следующих документов:· Федерального компонента государственного Стандарта основного о...
Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"
Рабочая программа соответствует Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...
Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс
Рабрчая программа по предмету "Искусство" 9 класс по программе Г.И.Даниловой 2017/2018 уч.год. Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 34 учебных ч...