Рабочая программа по предмету искусство для 9 класса
рабочая программа (9 класс) на тему

Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти( музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания. Художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon iskusstvo_9_klass.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                     Г.    Донецк

                                                        Муниципальное       бюджетное        общеобразовательное       учреждение

                                                                         Средняя    общеобразовательная    школа       №   13

                                                                                                                                                            «Утверждаю»

                                                                                                                                                        Директор МБОУ  СОШ №  13_________

                                                                                                                                                          Приказ    от_________№_______________

                                                                                                                                                          Подпись руководителя_____________ФИО

                 

                                  РАБОЧАЯ            ПРОГРАММА

            По                        предмету            Искусство  

Уровень   общего  образования       -  9

Количество  часов  -   34

Учитель  музыки   Кузнецова  Юлия  Александровна

Программа    разработана    на    основе     УМК     Д.Б. Кабалевского,   Г.П.Сергеевой,  Е. Д Критской

Пояснительная   записка

            Рабочая  учебная программа по  искусству для  9  классов разработана на основе следующих документов и материалов:

  • стандарта основного  общего образования  по искусству, 2004 г.;
  • примерной программы по музыке для основной школы;
  • программы  «Искусство». 8-9 классы» Е.Д.Критской,  Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой.

        Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

  1. Критская Е.Д., Сергеева Г.П., И.Э.Кашекова., «Искусство»: Учебник  для учащихся 8-9 класса, М., Просвещение, 2011г.

      Изучение искусства в основной школе направлено на достижение следующих целей:

  • формирование основ художественной культуры школьника как неотъемлемой части его общей духовной культуры; овладение культурой восприятия традиционных и современных видов искусства;
  • обобщение знаний об искусстве как самобытном явлении культуры, отражающем в образной форме нравственные ориентиры, эстетические идеалы и духовное начало всего человечества;
  • обогащение эмоционально-образной сферы школьников в процессе восприятия художественных ценностей, познавательной деятельности и самостоятельного художественного творчества;
  • разностороннее развитие растущего человека, его памяти( музыкальной, слуховой, зрительной, двигательной), творческого воображения и внимания. Художественного мышления и эстетического вкуса, способности к продуктивной художественной деятельности;
  • освоение ключевых знаний, художественных умений и навыков способов учебных действий в области различных видов традиционного и современного искусства;
  • расширение опыта художественно-творческой деятельности в области различных видов искусства, включая современные мультимедийные технологии.

Изучение предмета «Искусство» направлено на решение следующих задач:

  • обобщение  основных понятий изучаемой области знания, единых закономерностей развития жизни и искусства во взаимосвязи с историей отечественной и зарубежной художественной культурой;
  • углубление представлений о традиционных и современных видах искусства, их общности и различии, характерных чертах и основных специфических признаках;
  • воспитание эмоционально-ценностного, заинтересованного отношения к миру, художественно-эстетического вкуса, эмпатии и сопричастности к различным явлениям искусства и жизни;
  • овладение опытом разнообразной художественной деятельности для дальнейшего самообразования, организации содержательного культурного досуга;
  • освоение разнообразных видов художественного творчества в народном искусстве, музыке и литературе. Кино, театре и хореографии, живописи, скульптуре, графике, фотоискусстве. Архитектуре, дизайне, декоративно-прикладном и мультимедийном искусстве.

     Эффективность реализации приоритетных целей и задач определяется познанием искусства во взаимосвязи с жизнью, восприятием и рассмотрением художественных явлений в культурном контексте эпохи, едиными для всех искусств основными видами учебной деятельности учащихся.

Постижение мирового художественного наследия на примере произведений различных видов искусства ориентировано на формирование эстетического отношения к миру, любви к отечеству и родной природе, сопричастности к явлениям искусства и жизни, ответственности за будущее культурное наследии.

Общая характеристика курса.

Интегрированный курс «Искусство» ориентирован на развитие потребности в общении с миром прекрасного, осмысление значения искусства в культурно-историческом развитии человеческой цивилизации, понимание роли искусства в жизни и развитии общества, в духовном обогащении человека. Музыка и литература, народное искусство, кино, театр и хореография, живопись, графика и скульптура, фотоискусство, архитектура, декоративно-прикладное искусство и дизайн, мультимедийное искусство – рассматриваются в курсе как потенциал для гармоничного, интеллектуально-творческого, духовного и общего художественного развития школьников в многообразных видах деятельности.

        Учащиеся постигают своеобразие литературы на примере выдающихся художественных произведений, получивших «вторую жизнь»  в музыкальных произведениях Дж. Верди, Г. Берлиоза, Ж. Бизе, Н.А. Римского-Корсакова и др.; размышляют о проблемах современности в музыке и литературе, обращаясь к духовной (церковной) музыке, наследию И.С. Баха, В.А. Моцарта, Ф. Шопена и др.

Школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, представляющими эпоху, страну, город, получают общие сведения об их создателях; узнают основные стили и направления в живописи, графике и скульптуре на примере произведений русских и зарубежных художников. Учащиеся узнают о художественных стилях в искусстве XX века (модерн, авангард, соцреализм, постмодернизм).

Подростки получают представление о творчестве выдающихся деятелей киноискусства, театра, хореографии. Накапливают знания о всемирно известных исполнителях, актерах театра и кино, артистах балета и выдающихся танцовщиках, исполнительских коллективах современности.

тем жизни

Место учебного предмета «Искусство» в базисном учебном плане

          Федеральный базисный (образовательный) учебный план  для общеобразовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение курса «Искусство» на этапе основного общего образования в объеме 68 часов. В том числе, в 8 классе -  34 часов, в 9 классе  - 34 часа.

Содержание программы:

Раздел 1.Воздействующая сила искусства ( 7 часа).

Выражение  общественных идей в  художественных образах. Искусство ,как идеологический способ воздействия на людей.

Способность искусства внушать определённый образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства выразительности  разных искусств. Синтез искусств в  усилении эмоционального  воздействия  на человека. Знакомство с произведениями  разных  видов искусства, их оценка с позиции позитивных или негативных влияний на чувства  и сознание человека. Храмовый синтез искусства, монументальная скульптура, архитектура. Экранные искусства: кино, мюзикл, театр ,рок-опера, опера и т.д.  Художественно-творческая деятельность :подбор и анализ  различных художественных произведений ,создать эскиз, , нарисовать кадр из фильма и т. д.

 

^ Раздел 2. Искусство предвосхищает  будущее (8 часов).

Порождающая сила искусства- пробуждение чувств и сознания, способно  к пророчеству.  Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о различных опасностях. Предсказания  в искусстве. Художественное мышление в  авангарде науки.  Научный  прогресс и  искусство.  Предвидение  сложных коллизий  в  20-21 веков в творчестве художников , композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном  искусстве. Анализ явлений современного искусства  (изобразительного, музыкального, литературного, кино, театра).

^ Раздел 3. Дар созидания (19 часов).

Эстетическое формирование искусством  окружающей среды. Архитектура, планировка, строительство  городов.  Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного  человека. Произведения декоративно- прикладного искусства и дизайна, как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетика быта.  Функции  серьёзной и легкой музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино, телевидении. Музыка в  кино.  Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые общедоступные искусства.

^ Предметными результатами занятий по программе «Искусство» являются:

 - освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений; понимание значимости искусства, его места и роли в жизни человека; уважение культуры другого народа;

 - знание основных закономерностей искусства  усвоение специфики художественного образа, особенностей средств художественной выразительности, языка разных видов искусства;

 - устойчивый интерес к различным видам учебно-творческой деятельности, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры;

Выпускники основной школы научатся:

 - воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искусства;

 - понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, представленных в произведениях искусства, делать выводы и умозаключения;

 - описывать явления музыкальной, художественной культуры, используя для этого соответствующую терминологию;

 - структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников; применять умения и навыки в каком-либо виде художественной деятельности; решать творческие проблемы.

^ Метапредметными результатами изучения искусства являются освоенные способы деятельности, применяемые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

 - сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

 - работа с разными источниками информации, стремление к самостоятельному общению с искусством и художественному самообразованию;

 - культурно-познавательная, коммуникативная и социально-эстетическая компетентности.

Выпускники научатся:

 - ориентироваться в культурном многообразии окружающей действительности, наблюдать за разнообразными явлениями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельности, различать истинные и ложные ценности

 - организовывать свою творческую деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать и применять на практике способы достижения;

 - мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления

 - воспринимать эстетические ценности, высказывать мнение о достоинствах произведений высокого и массового искусства, видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности.

Личностными  результатами   изучения искусства являются:

 - развитое эстетическое чувство, проявляющее себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству и жизни;

 - реализация творческого потенциала в процессе коллективной (или индивидуальной) художественно-эстетической деятельности при воплощении (создании) художественных образов;

 - оценка и самооценка художественно-творческих возможностей; умение вести диалог, аргументировать свою позицию.

Выпускники научатся:

 - аккумулировать, создавать и транслировать ценности искусства и культуры (обогащая свой личный опыт эмоциями и переживаниями, связанными с восприятием, исполнением произведений искусства); чувствовать и понимать свою сопричастность окружающему миру

 - использовать коммуникативные качества искусства; действовать самостоятельно при индивидуальном исполнении учебных и творческих задач и работать в проектном режиме, взаимодействуя с другими людьми в достижении общих целей; проявлять толерантность в совместной деятельности;

 - участвовать в художественной жизни класса, школы, города и др.; анализировать и оценивать процесс и результаты собственной деятельности и соотносить их с поставленной задачей.

Требования к уровню подготовки учащихся  9 класса:

  • иметь представление о значении искусства в жизни человека;
  • понимать возможности искусства в отражении вечных тем жизни;
  • рассматривать искусство как духовный опыт человечества;
  • размышлять о произведениях различных видов искусства, высказывая суждения о их функциях (познавательной, коммуникативной, эстетической, ценностно-ориентирующей);
  • иметь представление о многообразии видов, стилей и жанров искусства, об особенностях языка изобразительных искусств, музыки, литературы, театра и кино;
  • использовать опыт художественно-творческой деятельности на уроках, во внеурочных и внешкольных занятиях искусством
  • представлять значение разнообразных явлений культуры и искусства для формирования духовно-нравственных ориентаций современного человека;
  • понимать функции искусства (социально-ориентирующая, практическая, воспитательная, зрелищная, внушающая, предвосхищающая будущее);
  • ориентироваться в окружающем культурном пространстве, понимать значимость народного, религиозного, классического искусства в их соотношении с массовой культурой;
  • понимать особенности художественного языка разных видов искусства;
  • осуществлять самостоятельный поиск и обработку информации в области искусства, используя современные технологии;
  • выражать собственные суждения и оценки о произведениях искусства прошлого и настоящего;
  • использовать приобретенные знания, практические умения и навыки общения с искусством в учебной деятельности, при  организации досуга, творчества, самообразования, при выборе направления своего культурного развитии.

 постигать многообразие жанров искусства, специфику художественного языка с точки зрения традиций и инноваций,

  • размышлять о единой образной природе и эмоциональном воздействии искусства на человека;
  • понимать национальное своеобразие фольклорных традиций мира;
  • рассуждать о художественной ценности различных произведений современного искусства;
  • анализировать и выявлять специфику основных средств выразительности в искусстве прошлого и настоящего;
  • освоят образовательное пространство сети интернет и научатся самостоятельно осуществлять поиск информации о различных событиях культурной жизни в стране и за рубежом;
  • овладеют разнообразными видами  художественного творчества;
  • научатся оценивать произведения искусства с позиции эстетических идеалов человечества, высказывать собственное мнение о сущности различных явлений культуры;
  • будут участвовать в многообразных видах художественного творчества

        Материально – техническое  оснащение : компьютер,  проектор, интерактивная  доска.

Тематическое планирование:

1.Воздействующая сила искусств-7 часов;

2.Искусство предвосхищает будущее-8 часов;

3.Дар созидания-19 часов.

Календарно-тематическое планирование :

1, 2

1.Воздействующая  сила  искусства.

Искусство  и  власть.

2

5.09

12.09

3,4

Какими  средствами  воздействует  искусство.

2

19.09

26.09

5,6

Храмовый  синтез  искусства.

2

03.10

10.10

7

Синтез  искусств  в  театре,  кино, на  телевидении.

1

17.10

8

2.Искусство  предвосхищает  будущее.

Дар предвосхищения.

1

24.10

9

Повторение  тем  четверти.

1

07.11

10

Такие  знания  даёт искусство.

1

14.11

11,12

Предсказания в  искусстве.

2

21.11

28.11

13

Художественное  мышление  в  авангарде  науки.

1

5.12

14

Художник  и  учёный.

1

12.12

15

Повторение тем четверти.

1

19.12

16

3 Дар созидания .                    Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

26.12

17

Архитектура  исторического  города.

1

16.01

18,19

Архитектура  современного  города.

2

23.01

30.01

20

Специфика  изображений  в  полиграфии.

1

6.02

21,.22

Развитие дизайна   и  его  значение  в  жизни  современного  общества.

2

13.02

20.02

23,24,25

Декоративно – прикладное  искусство.

3

27.02

6.03

13.03

26

Музыка   в   быту.

1

20.03

27,28,29

Массовые ,  общедоступные  искусства.

3

3.04

10.04

30

Изобразительная  природа  кино.

1

17.04

31

Музыка  в  кино.

1

24.04

32

Особенности  киномузыки.

1

8.05

33

Тайные  смыслы  образов  искусства.

1

15.05

34

Искусство и   открытие  мира  для  себя.

Повторение  тем года.

1

22.05

^ Критерии оценки художественно-творческой деятельности учащихся 8 – 9 классов:

 - эмоциональность восприятия разнообразных явлений культуры и искусства, стремление к познанию, интерес к содержанию уроков и внеурочных форм работы;

 - осознанность отношения к изучаемым явлениям, фактам культуры и искусства (усвоение основных закономерностей, категорий и понятий искусства, его стилей, видов, жанров, особенностей языка, интеграции художественно-эстетических представлений);

 - воспроизведение полученных знаний в активной деятельности,  сформированности практических умений и навыков, способов художественной деятельности;

 - личностно-оценочные суждения о роли и месте культуры и искусства в жизни, об их нравственных ценностях и идеалах, о современности звучания шедевров прошлого (усвоение опыта поколений) в наши дни;

 - перенос знаний, умений и навыков, полученных в процессе эстетического воспитания и художественного образования, в изучении других школьных предметов; их представленность в межличностном общении и создании эстетической среды школьной жизни, досуга .

   

  Согласовано                                                              Согласовано

Протокол  заседания                                        Заместитель директора по УВР

методического совета                                      _________________ФИО

МБОУ СОШ  №  13                                             __   ___________2014года

От_______2014года №____

________    ___________

                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 5 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство)  5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

Рабочая программа по предмету "Искусство" (изобразительное искусство) 6 класс.

Рабочая программа по предмету "Искусство" ( изобразительное искусство) 5 класс, включает:- Пояснительную записку;- Календарно - тематическое планирование....

рабочая программа по предмету Искусство 8 класс ФГОС

программа и календарно- тематическое планирование с требованиями ФГОС...

Рабочая программа по предмету искусство 8 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 8 классе составлена на основании следующих документов:Федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования...

Рабочая программа по предмету искусство 9 класс. По программе Г.П.Сергеевой, И.Э.Кашековой, Е.Д.Критской

Данная рабочая программа по ИСКУССТВУ в 9 классе составлена на основании следующих документов:·        Федерального компонента государственного Стандарта основного о...

Пояснительная записка к рабочей программе по предмету "искусство" для учащихся 8,9 классов по программе Г. П. Сергеевой, И. Э. Кашековой, Е. Д. Критской «Музыка 1-7 классы. Искусство 8-9 классы"

Рабочая программа соответствует  Федеральному компоненту государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (утверждённого приказом Министерств...

Рабочая программа по предмету Искусство 9 класс

Рабрчая программа по предмету "Искусство" 9 класс по программе Г.И.Даниловой 2017/2018 уч.год. Программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на 34 учебных ч...