Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
план-конспект занятия по литературе (9 класс)

Хачатурян Галина Владимировна

Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_slovu.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

9 класс

ТЕМА. ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА

Цель урока:

  • развивать умение анализировать художественное произведение, находить средства художественной выразительности;
  • помочь учащимся открыть своеобразие, музыкальность и эмоциональность «Слова…», его лиричность;
  • раскрыть живую связь “Слова” с литературой и другими видами искусства;
  • развивать навыки  выразительного чтения лирического произведения;
  • воспитывать любовь к родному языку и литературе.

Оборудование: картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, «Боян»; картина К.Васильева «Плач Ярославны», гравюра В.А. Фаворского “Золотое слово Святослава”, фотография памятника Бояну в г.Трубчевске, фрагмент оперы А.П. Бородина “Князь Игорь”

ХОД УРОКА:

I. Организационный  момент.

II. Объявление темы. Постановка цели.

Слово учителя.

        Ребята, сегодня на уроке мы продолжим изучение замечательного образца древнерусской литературы – «Слова о полку Игореве». На предыдущем занятии вы познакомились с содержанием, композицией, идейной направленностью произведения. Сегодня же мы поговорим о поэтических особенностях языка великого произведения, а также о связи «Слова…» с литературой и другими видами искусства.

III. «Слово…»  и  древнерусская литературная традиция

1.Слово учителя.

Сколько гармонии звучит в ликующей музыке строк «Слова о полку Игореве». Общение с ним всегда рождает в человеке глубокие мысли, сильные переживания, будит душу и воображение. И это понятно. Возникшее в пору юности русской литературы, оно необыкновенно свежее, как дикий полевой цветок, «благоухающий, свежий, и яркий». И поэтому неудивительно, что уже более двух веков “Слово” находится в поле зрения переводчиков, поэтов, художников, композиторов.

2.Чтение подготовленным учеником вступления «Слова…» 

(Приложение 1)

(Слайд1: картина работы В. М. Васнецова, «Боян», 1880 г)

3.Вопрос к классу:

 - Кому посвятил автор «Слова» вступительную часть? Кто же такой Боян?

 ( Боян — историческое лицо, придворный певец ряда русских князей XI века. Выдвигалась гипотеза о том, что Боян был связан с Черниговским  и зависимым от него Тмутараканским княжеством )

4. Слово учителя.

(слайд 2: фотография памятника Бояну в г.Трубчевске)

Автор поэмы об Игоревом походе представляется нам одиноким певцом памятных страниц русской старины. Кажется, будто у него не было предшественников и сверстников в его поэтическом деле. А между тем сам он с уважением и восторгом говорит о "соловье старого времени" Бояне, песенный дар которого ценит так высоко, что не решается идти по его стопам, чувствуя себя бессильным сравняться с ним в искусстве поэзии. Наш автор не прочь был бы уступить свое место Бояну, чтобы он своим соловьиным щекотом воспел Игоревы полки, но, сам принимаясь за свою песнь, автор "Слова" то и дело говорит не "по былинам сего времени", как он обещал это делать, а "по замышлению Бояню". Красочность и гиперболичность образов "Слова", стремительность и напряженность повествования, взволнованность речи - все это, нужно думать, подсказано было ему песенным стилем Бояна. Он идет по следам Бояна и тогда, когда изображает богатство добычи Игоря при его победе над половцами, и тогда, когда рисует картину битвы русских с половцами. С Бояном автора «Слова…» роднит ритмичность и музыкальность речи. Он говорит о песнях и струнах не потому только, что Боян пел с их аккомпанементом, а потому, что сам был полон песенного ритма и речевой музыки.

Таким образом, своим поэтическим искусством наш автор был обязан мастерству певца, в свою очередь воспитавшего свой дар на лучших образцах народно-песенного творчества.

II. Фольклорные традиции в «Слове…».

1. «Плач Ярославны» - выразительное чтение отрывка подготовленным учеником.         (Приложение 2)

(Слайд 3: картина К.Васильева «Плач Ярославны»,

Слайд 4: картина В.Г.Перова  «Плач Ярославны»,)

2. Слово учителя.

Яркий, лиричный образ Ярославны помогает автору «Слова...» усилить эмоциональность поэмы, выразить отношение всей русской земли к произошедшей трагедии.

Важно отметить, что именно в этом эпизоде отчетливо заметна связь произведения с устно-поэтическими традициями Руси.

Свойственные народной поэзии плачи проходят через всю поэму. Когда князь Игорь терпит поражение, плачет природа (“Никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось”), плачет родная земля.

И застонал, братья, Киев от горя,

А Чернигов от напастей.

Тоска разлилась по Русской земле.

Плачут русские жёны: “Уж нам своих милых лад ни мыслью не осмыслить, ни думою не сдумать, ни глазами не повидать...” А на самом Дунае слышится плач жены Игоря — княгини Ефросинии Ярославны, обращённый и к ветру, и к Днепру Словутичу, и к светлому солнцу.

3. Вопрос к  классу:

 - Какие же средства выразительности народной поэтической речи известны вам, ребята?

(ученики называют постоянные эпитеты, образы-символы, сравнения, метафоры, олицетворения)

4. Работа над языковым анализом отрывков  из произведения. Задание классу:

 - Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:

(Раздаточный материал. Приложение 3)

5.Слово учителя.

Так же, как плачи, характерны для русского фольклора и прославления: ведь в сказках, как знаем мы с детства, добро всегда побеждает зло. Игорь Святославич врага не победил, но родная земля ждала его и радовалась возвращению из плена. И, отдавая дань глубокого уважения отваге и смелости русских князей и дружины, Автор завершает поэму прославлением.

Слава Игорю Святославичу,
буй туру Всеволоду,
Владимиру Игоревичу!

Здравы будьте, князья и дружины,
борясь за христиан
против нашествий поганых!
Князьям слава и дружине!
Аминь.

III. Оригинальность произведения.

1.Слово учителя.

Глубокое идейное содержание "Слова о полку Игореве" гармонически воплотилось в изумительной поэтической форме, какой мы не встретим ни в одном памятнике старинного славянского эпоса. Богатство образно-символических элементов - отличительная черта "Слова". Поэтическое олицетворение, сравнение, параллелизмы - все это в изобилии находим мы в нем. Художественные средства поэтической речи автор "Слова" использовал так, что придал своему произведению глубокую лирическую взволнованность и большое эмоциональное напряжение, то и дело высказывая свое субъективное отношение к событиям и лицам, принимавшим в событиях участие. Это делает "Слово" памятником насквозь публицистическим, агитационным, призывающим к действию, к борьбе за сплочение всех русских сил против кочевников-разорителей Русской земли. Призыв постоять "за землю Русскую", забыв личные счеты и личные временные эгоистические выгоды, звучит у нашего автора значительно энергичнее и убедительнее, чем он звучит даже у древнего летописца, также стоящего на страже интересов Русской земли в ее целом. "Слово", является сугубо прогрессивным для своего времени литературным памятником, обнаружившим силу национального самосознания наиболее передовых людей Киевской Руси.

Велика и познавательная ценность "Слова". Оно дает живую и правдивую картину феодальной обстановки старой Руси.

   "Слово о полку Игореве", конечно, много выше того, что создала до него русская литература. Но не нужно забывать, что такое произведение не могло возникнуть на почве, не подготовленной всем предшествующим литературным развитием. "Слово о полку Игореве" ценно не только само по себе, но и как органический продукт нашей хотя и молодой, но уже в ту пору талантливой культуры, быстрыми шагами догонявшей более старую и значительно раньше себя проявившую культуру средневековой Европы.

(Слайд 5. Приложение 4.)

V. Тестирование.

 «Слово о полку Игореве» в искусстве.

1. «Слово…» в живописи. 

(заранее подготовленные ученики готовят презентацию по теме и рассказ. Приложение 5)

2. «Слово…» в музыке 

1. Рассказ заранее подготовленного ученика об опере А.П.Бородина. (Приложение 6)

2.Звучит отрывок из оперы “Князь Игорь”.

VI. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя.

Умирая, человек продолжает жить, - он живёт в своих делах. И важно отметить, что в человеке жило, живёт и будет жить только лучшее. Лучшее в человеке бессмертно. Ещё более это относится к памятникам искусства. Великие произведения искусства продолжают участвовать в жизни народа. Вот почему “Слово”, продолжающее жить в произведениях XIX–XX веков, мы вправе считать произведением не только древней, но и в известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает поэтической энергией, учит литературному мастерству и любви к родине.

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

Прочитав отрывки из поэмы, определите средство выразительности речи:

Всеслав – князь

Людей судил,

Князьям города рядил,

А сам в ночи

Волком рыскал  

(сравнение)

А половцы

Дорогами ненаезженными

Побежали к Дону великому:

Телеги в полуночи

Криком кричат.

(олицетворение)

Если вещий Боян,

Кому хотел песнь творить,

То носилася мысль его…

Серым волком по земи,

Сизым орлом под облаки…  

(постоянные эпитеты)

А как Игорь соколом полетит,

Так Овлур волком бежит,

Отрясая собою

Студёную росу      

(сравнение)

Дремлет в поле

Олегово

Хороброе гнездо:

Залетело далече!

Не было оно

Обиде обречено:

Ни соколу, ни кречету,

Ни тебе –

Черный ворон,

Половчанин поганый!..    

 (постоянные эпитеты)

Приложение 4. Ценность «Слова о полку Игореве»

  1. Глубокое идейное содержание
  2. Публицистическая взволнованность
  3. Отражение силы самосознания передовых людей Киевской Руси
  4. Богатство образно-символических элементов
  5. Познавательная ценность

Приложение 5.

Литература 9 класс. Тестирование по теме

«Художественные особенности «Слова о полку Игореве».

  1. Предположительное время создания памятника

А) IX в

Б) XII в

В)XV в

  1. В основе произведения лежит

А) историческая реальность

Б) художественный вымысел

В) фантастика

  1. Главная тема произведения

А) бесславный поход князя Игоря

Б) ответственность за совершаемые действия

В) мужество и героизм русских воинов

  1. Идея произведения:

А) призыв к единению против общего врага

Б) сравнение двух битв князя Игоря

В) плач Ярославны

  1. Какие особенности повествования Бояна отражены в «Слове…»?

А) фантастичность образов

Б) плавность и размеренность повествования

В) музыкальность и красочность речи

  1. Почему автор «Слова…» отказывается вести повествование в духе Бояна?

а) он акцентирует внимание на необходимости иной манеры изложения;

б) он не хочет никому подражать;

в) он считает Бояна великим мастером слова и скромно оценивает собственное дарование

  1. «Золотое слово Святослава» в «Слове о полку Игореве»:

а) предшествует описанию похода Игоря на половцев и содержит призыв объединить силы для него;

б) завершает произведение и отражает радость по поводу возвращения Игоря на родину;

в) является идейно-композиционным центром повествования.

  1. Жанр фольклора, использованный в «Слове о полку Игореве».

а) былина;

б) плач;

в) песня

Приложение 6.  «СЛОВО О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ» В ЖИВОПИСИ.

“Слово о полку Игореве” стало живым явлением не только литературы древней, но и новой – XIX-XX веков. Поэты не только переводили, но и использовали его образы в своих произведениях. Поэтические инкрустации из “Слова” вносили в свою поэзию В. Жуковский (в “Певце во стане русских воинов”), А.С. Пушкин (в поэме “Руслан и Людмила”), К. Рылеев (в стихах “Боян”, “Владимир Святой”, “Рогнеда”), А. Островский (в драме-сказке “Снегурочка”). С удивительным искусством использованы образы “Слова” в стихах о России А. Блока и в произведениях И. Бунина. Поэтическим переводом произведения занимались многие художники слова: В.А.Жуковский, А.Г.Майков, К.Д.Бальмонт, Н.А.Заболоцкий.

«Слово о полку Игореве» оставило глубокий след и в русской живописи. Среди тех, кто иллюстрировал его, наибольшую известность имеют гравюры В.А. Фаворского. Сердцем и разумом приблизился мастер к тому былинному времени и услышав в самом себе чудный голос автора “Слова”, обогатил поэтическую сущность помы в полные величавой красоты зримые образы. Люди, живущие на гравюрах, полны человеческих страстей и в лучшем смысле психологичны. Как писал К.Федин, “сказочная жизнь наших праотцов понятна, близка, трогательна нам, как будто она произошла на нашей памяти и вполне реальна”. Рассказ о трагедии Игоря воспринимается как нетленная сказка, исполненная песенной прелести и возвышенная.

Среди исторических полотен замечательного художника Виктора Михайловича Васнецова есть картина «После побоища Игоря Святославича с половцами". Будучи художником лирического склада и горячо любя родину, Васнецов нашёл в “Слове” поэтические мотивы для будущего своего произведения. Его картина – эпически величественное произведение, вызывающее глубокое преклонение перед героической гибелью павших за родину героев. «Торжественное безмолвие царит на поле брани. Степь покрыта телами убитых воинов – русских и половцев. Величественно покоятся русские богатыри. Они пали смертью героев. Глубокое впечатление оставляет могучий богатырь, упавший с широко раскинутыми руками, и прекрасный юноша, пронзённый стрелой в сердце». Эти образы определяют идею картины – величие, благородство и красоту совершённого подвига.

К теме этого произведения обращался и другой известный русский художник — «сказочник» И. Билибин. Его эскизы к опере Бородина «Князь Игорь» отличает яркая декоративность, образность, зрелищность, умение раскрыть национальный характер оперы.

Картина другого известного русского художника Николая Рериха «Поход князя Игоря» скорее похожа на сказку, хотя и написана на историческую тему — сражение русского князя с половцами. Выразительны силуэты воинов, неудержимо движущихся вперед, их красные, червленые« щиты (по ним в Х11 веке узнавали русичей) озарены солнечным сиянием. Тревожная тень, падающая на войско с другой стороны, напоминает нам о солнечном затмении, предвещавшем войску неудачу.

Широко известны также работы художников: В. Перова «Плач Ярославны», Е. Лося Боян«, Н.Гончаровой «Плач», И.Глазунова «Отправление войск», К.Васильева «Плач Ярославны», палехских художников И.Голикова, Смирновой, Р.Белоусова и многих других.

Приложение7. «СЛОВО…» В МУЗЫКЕ.

Александр Порфирьевич Бородин, был и гениальным композитором, известным химиком и выдающимся педагогом. Много и научных открытий принадлежит Бородину, и много написано им музыкальных произведений, но самой заветной мечтой Бородина, по его признанию, было написание эпической русской оперы.

Этой мечте суждено было осуществиться. Но прежде чем приступить к созданию оперы он переработал множество исторических источников. Здесь и различные переводы “Слова”, и все фундаментальные исследования по истории России. Мало этого – Бородин изучал русские летописи, исследования о половцах, русские народные песни и сказания, песни тюркских народов и многое другое. Но верность исторической правде не заслонила от Бородина высокую поэзию основного источника, по которому он сам создавал либретто. Литературный памятник и лег в основу оперы “Князь Игорь”.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»

Тема «Слово о полку Игореве» как мифопоэтическое осмысление русской истории»...

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"»

Учебно-методическая разработка урока литературы «Безымянный автор "Слова о полку Игореве"» представляет собой эвритсическую беседу с учащимися, анализ текста памятника древней Руси, благодаря которым ...

Интегрированный урок литературы и МХК «Образы «Слова о полку Игореве» в музыке и изобразительном искусстве»

В конспекте представлен материал для обобщения и закрепления изученного по теме "Слово о полку Игореве", использована информация, полученная в результате индивидуальной и групповой исследова...

«9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве». «Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»

laquo;9 класс Урок №4 Центральные образы «Слова о полку Игореве».«Система образов в «Слове»: образы-персонажи, образ-пейзаж, образы-животных»Цели:1. Определить тем...