Рабочая программа коррекционного развития для детей с нарушением зрения
рабочая программа на тему

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr._teoriya.docx38.66 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА……………………………...

 1.1. Нормативно-правовые и методические документы…………….

 1.2.Цели и задачи рабочей программы…...............................................

 1.3. Принципы и подходы к формированию программы…………....

 1.4. Характеристика детей с нарушением зрения…………………....

2. СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ…………..……………………………….....

 2.1.Основные направления коррекционно-развивающей

работы учителя-дефектолога……………. …………………………..

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Нормативно-правовые и методические документы

   Данная рабочая программа определяет основные направления работы учителя- дефектолога, условия и средства формирования коррекции, развития и профилактики нарушения зрения детей средней и старшей  к школе групп комбинированного вида. Рабочая программа разработана с учетом целей и задач основной образовательной программы дошкольного образования,разработанной и утвержденной образовательным учреждением с учетом примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования. На сегодняшний день актуальна проблема сочетаемости коррекционной и общеразвивающей программы с целью построения комплексной коррекционно- развивающей модели, в которой определено взаимодействие всех участников образовательного процесса в достижении целей и задач образовательной программы детского сада.Решение данной проблемы возможно через разработку рабочей программы, интегрирующей содержание комплексной и коррекционных программ.

Данная рабочая программа предназначена для работы с детьми младшего, среднего, старшего и подготовительного дошкольного возраста групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Программа составлена в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», соответствующими направлениями «Концепции дошкольного воспитания», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», «Конвенцией о правах ребенка» и разработками отечественных ученых в области общей и специальной педагогики и психологии.

 Программа определяет содержание и организацию образовательного процесса старшей групп компенсирующей направленности для детей с нарушением зрения. Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

 Программа:

 • соответствует принципу развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;

 • сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

 • соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

 • обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

 • строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и возможностями образовательных областей;

 • основывается на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

 • предусматривает решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

 • предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом их деятельности является игра.

 Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов является особенностью, основным принципом работы специализированного образовательного учреждения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе. Все это помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и образовательного процессов:

 • учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с нарушением зрения;

 • комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с нарушением зрения;

 • перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения познавательным возможностям детей;

 • дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и способов ориентации в познании окружающего мира;

 • создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения детей с учетом их интересов и потребностей.

 Коррекционная работа включает время, отведенное на:

 - непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;

 - образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов;

 - самостоятельную деятельность детей;

 - взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

 Основной формой организации коррекционной работы с детьми с нарушением зрения являются подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность, которую осуществляет учитель-дефектолог. Групповая работа проводится посредством интегрированной непосредственно образовательной деятельности с педагогом дополнительного образования, воспитателем и учителем–логопедом.

 Организация образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности строиться с учетом комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и воспитателей групп компенсирующей направленности осуществляется интегрировано.

Характеристика детей с нарушением зрения.

 Дети с нарушениями зрения представляют большую и очень разнообразную группу как по характеристике состояния их зрения, так и по происхождению заболеваний и условиям социального развития.

 У слабовидящих детей отмечаются различные состояния полей зрения, обусловленные характером и степенью зрительной патологии. Дети с глубокими нарушениями зрения в дошкольном возрасте начинают понимать свое отличие от нормально видящих детей, а в подростковом — по-настоящему переживать свое физическое несовершенство. Наличие у них недостатков зрения и осознание своего отличия от нормально видящих приобретает личностный смысл .

 Психическое развитие детей с нарушениями зрения, так же как и зрячих, подчинено общим законам возрастных изменений и протекает в условиях ведущей для каждого возраста деятельности, благодаря которой формируются новые психические образования и зона ближайшего развития ребенка. Для детей с глубокими нарушениями зрения характерно замедленное формирование различных форм деятельности. При этом требуется специально направленное обучение ее элементам и главным образом исполнительной ее стороны, так как двигательная сфера слепых и слабовидящих детей является наиболее уязвимой, влияние дефекта на двигательные акты оказывается наибольшим.

 В связи с этим, развивающее влияние ведущей деятельности растягивается во времени. Например, в дошкольном возрасте у слабовидящих сосуществующими формами ведущей деятельности являются предметная и игровая (Л.И.Солнцева), а в младшем школьном - игра и учение (Д.М.Маллаев).

 У детей с нарушением зрения отмечается также замедленный темп формирования предметных действий, трудности использования их в самостоятельной деятельности. В дошкольном возрасте в становление предметной деятельности активно включается речь, обеспечивающая ее мотивацию и понимание функционального назначения предметов.

 Наиболее трудным компонентом остается исполнительская функция. Причина этого кроется в несовершенстве предметных действий слепого ребенка. Наблюдается значительное расхождение между пониманием функционального назначения предмета, которое есть у ребенка, и возможностью выполнить конкретное действие с этим предметом.

 Учебная деятельность детей с нарушениями зрения имеет как черты, свойственные зрячим, так и особенности, обусловленные патологией зрения. Так, учебная мотивация при выполнении задания имеет место у всех детей, однако ее стойкость у слепых и слабовидящих детей значительно ниже. При трудностях выполнения деятельности они могут ее менять на другую. При этом, имея задание выполнить последовательный ряд упражнений, дети могут считать, что цель достигнута, выполнив только одно из них.

 Внимание детей с нарушением зрения также имеет свои особенности. Практически все качества внимания, такие как активность (произвольное и непроизвольное внимание), направленность (внешняя и внутренняя), его широта (объем, распределение), переключение (трудное, легкое), интенсивность, сосредоточенность (высокая, низкая), устойчивость (устойчивое или неустойчивое), оказываются под влиянием нарушенного зрения, но способны к высокому развитию, достигая уровня его развития у зрячих, а порой и превышая его.

 Процесс реабилитации и интеграции слепых и слабовидящих в современное общество с его техническими успехами требует от них большей самостоятельности и активности, что связано также с развитием таких качеств, как произвольность организации деятельности, устойчивость и интенсивность деятельности, широта объема внимания, умение его распределять и переключать в зависимости от условий и требований деятельности.

 Таким образом, развитие внимания у лиц этой категории связано, как и у нормально видящих, с формированием волевых, интеллектуальных и эмоциональных свойств личности в условиях активной деятельности и осуществляется в соответствии с теми же закономерностями, что и у нормально видящих. При направленном психолого-педагогическом сопровождении, осуществляемом в период преддошкольного и дошкольного возраста, многих негативных явлений в развитии внимания можно избежать или ослабить их влияние.

 У детей с нарушением зрения наблюдается низкая познавательная активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением зрения. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности.

 Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности  словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.

 Дети с нарушением зрения испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.

 Образовательная деятельность в группах компенсирующей направленности осуществляется на основе специальной коррекционно-развивающей программы:

 - Программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения). Под ред. Л.И. Плаксиной.- М.: Издательство «Экзамен»2003г

 Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением зрения приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Примерной основной образовательной программы;

При организации планировании работы тифлопедагог руководствуется

имеющимися коррекционными программами, методическими разработками и

рекомендациями, а также использует экспериментальные и авторские материалы.

 Программы для специальных (коррекционных) образовательных

 учреждений IV вида (для детей с нарушением зрения) под редакцией

 Л.И.Плаксиной;

 От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

 программа дошкольного образования (под редакцией Н.Е.Вераксы);

Л.И.Плаксина, Л.С.Сековец. Коррекционно-развивающая среда в

 дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида.

Подколзина Е.Н. Тифлопедагогическая диагностика дошкольника с

 нарушением зрения.

Л.А.Дружинина. Занятия по развитию зрительному восприятию у

 дошкольников с нарушением зрения.

 Л.А.Дружинина. Занятия по развитию ориентировки в пространстве у

 дошкольников с нарушениями зрения.

 Л.А.Дружинина. Занятия по развитию социально-бытовой

 ориентировки у дошкольников с нарушениями зрения.

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и компетенций.

Модернизация образования предусматривает комплексное, всестороннее обновление всех звеньев образовательной системы в соответствии с требованиями к обучению. Эти изменения касаются вопросов организации образовательной деятельности, технологий и содержания.Одной из ведущих линий модернизации образования является достижение нового современного качества дошкольного образования. Это вызывает необходимость разработки современных коррекционно-образовательных технологий, обновления содержания работы групп для детей с нарушением зрения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего и комбинированного видов.

Цели и задачи реализации рабочей программы

Необходимость коррекционной работы и еѐ цель определяется наличием особенностей развития детей с нарушениями зрения. Поэтому, основная цель Программы – создание тифлопедагогического сопровождения детей с нарушениями зрения в условиях комплексной коррекции отклонений в физическом и психическом развитии воспитанников, реализации взаимодействия между коррекционно-педагогическим и лечебным процессами в тесной взаимосвязи всех участников медико-педагогического процесса в рамках реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи

:-   реализовать требования ФГОС ДО;

 - формировать у детей умение пользоваться нарушенным зрением;

- развивать все психические (познавательные) процессы: память, мышление, речь,

воображение;

- развивать способы зрительного восприятия, зрительной ориентации при активном

упражнении и активизации зрительных функций;

- формировать умение получать информацию об окружающем мире с помощью

всех сохранных анализаторов;

- формировать пространственную ориентировку у детей;

- обучать детей использованию получаемой информации в предметно-

практической и познавательной деятельности;

- преодолевать недостатки физического развития;

- формировать у детей эмоционально-волевые, личностные качества, навыки

социально-адаптивного поведения;

- закреплять эффект лечения, снять побочные явления лечебного процесса;

- формироватьу детей устойчивое положительное отношение к лечебным

процедурам, снять негативные эмоционально-поведенческие проявления детей по

отношению к лечению и усилить эффекта лечебно-воспитательной работы.

Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Программа:

• соответствует принципу развивающего образования, целью которого является

развитие ребенка;

• сочетает принципы научной обоснованности и практической применимости;

• соответствует критериям полноты, необходимости и достаточности;

• обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников;

• строится с учетом принципа интеграции образовательных областей в

соответствии с возрастными возможностями и особенностями детей, спецификой и

возможностями образовательных областей;

• основывается на комплексно-тематическом принципе построения

образовательного процесса;

• предусматривает решение программных образовательных задач в совместной

деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности дошкольников не

только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при

проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного

образования;

• предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту

формах работы с детьми. Основной формой работы с дошкольниками и ведущим

видом их деятельности является игра.

Слияние коррекционно-педагогического и лечебно-восстановительного процессов

является особенностью, основным принципом работы специализированного

образовательного учреждения. Это позволяет с одной стороны, быстрее добиваться

лечебного эффекта в восстановлении зрительных функций, а с другой стороны

обеспечивает полноценное развитие детей и их подготовку к обучению в школе.

Все это помогает реализовывать принципы коррекционно-педагогического и

образовательного процессов:

• учет общих, специфических, индивидуальных особенностей развития детей с

нарушением зрения;

• комплексный подход к диагностике и коррекционной помощи детям с

нарушением зрения;

• перераспределение учебного материала и изменение темпа его прохождения при

соблюдении дидактических требований соответствия содержания обучения

познавательным возможностям детей;

• дифференцированный подход к детям в зависимости от состояния их зрения и

способов ориентации в познании окружающего мира;

• создание офтальмо-гигиенических условий в групповых комнатах и лечебных

кабинетах и специального распорядка жизни, лечения, воспитания и обучения

детей с учетом их интересов и потребностей.

 Коррекционная работа включает время, отведенное на:

- непосредственно образовательную деятельность, осуществляемую в

процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, трудовой,

коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-

художественной, чтения) с квалифицированной коррекцией недостатков в

физическом и (или) психическом развитии детей;

 - образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков

в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе

режимных моментов;

 - самостоятельную деятельность детей;

 - взаимодействие с семьями детей по реализации основной

общеобразовательной программы дошкольного образования для детей с

ограниченными возможностями здоровья.

Основной формой организации коррекционной работы с детьми с нарушением

зрения являются подгрупповая и индивидуальная образовательная деятельность,

которую осуществляет учитель-дефектолог. Групповая работа проводится

посредством интегрированной непосредственно образовательной деятельности с

педагогами дополнительного образования (воспитателя по ИЗО-деятельности,

воспитателя по физической культуре),воспитателями групп и учителем–

логопедом.

 Организация образовательной деятельности в группах компенсирующей

направленности строиться с учетом комплексно-тематического принципа

построения образовательного процесса. При этом деятельность специалистов и

воспитателей групп компенсирующей направленности осуществляется

интегрировано.

 Программа создана на основе общедидактических и тифлопедагогических

принципов, обеспечивающих всестороннее развитие ребенка с нарушением зрения

и успешную подготовку к обучению в школе.

1. Особенности организации коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

  Цели, задачи и принципы коррекционного обучения.

 Основная цель коррекционного обучения– формирование у детей знаний об окружающем мире, развитие элементарных математических представлений и всестороннее развитие психических процессов.

 Задачи:

 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.

 2.  Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.

 3. Всестороннее развитие всех психических процессов с учетом возможностей, потребностей и интересов дошкольников.

 Принципы коррекционного обучения:

1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.

 2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.

 3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ДОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов детского учреждения и родителей дошкольников.

 Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя является залогом успеха коррекционной работы. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. Воспитатель закрепляет сформированные умения, создает условия для активизации познавательных навыков.

 4. Принцип доступности предполагает построение обучения дошкольников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.

 5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Концентрированное изучения материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами ДОУ. В результате использования единой темы на занятиях дефектолога, воспитателя, логопеда, музыкального руководителя дети прочно усваивают материал и активно пользуются им в дальнейшем. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.

  Формы организации коррекционной работы.

 График организации образовательного процесса.

1-15 сентября – Мониторинг психического развития детей. Заполнение тифлопедагогических карт, документации дефектологического кабинета

15 сентября – 15 мая - Индивидуально-подгрупповые занятия с детьми

 Мониторинговая диагностика психического развития детей

15 мая – 31 мая -  Итоговая  (мониторинговая) диагностика психического развития детей. Заполнение документации.  

 В процессе обучения используются различные формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные.

 Индивидуальная форма работы является наиболее эффективной, продолжительность занятий составляет 15 минут. Спустя два месяца дети объединяются в подгруппы из трех – четырех человек, а время занятий увеличивается до 25 минут.

 1.3.Основные направления коррекционно-развивающей работы учителя-дефектолога

 Тифлопедагог в рамках общеразвивающего обучения решает следующие коррекционные задачи:

 • формирование у детей представлений о своих зрительных возможностях и умений пользоваться нарушенным зрением;

 • формирование умений получать информацию об окружающем мире с помощью всех сохранных анализаторов;

 • обучение детей использованию получаемой полисенсорной информации в предметно-практической, познавательной и коммуникативной деятельности, в пространственной ориентировке.

 Важнейшая задача, решаемая тифлопедагогом – формирование у детей навыков социально-адаптивного поведения. Это такое поведение, которое позволяет дошкольнику со зрительной патологией быть адекватным и самостоятельным в различных бытовых и простейших социальных ситуациях, а так же в общении со сверстниками и взрослыми.

 Целью работы тифлопедагога является:

 – формирование у детей с нарушением зрения социально-адаптивных форм общения и поведения, успешная подготовка к обучению в школе, интеграция ребенка в открытое общество.

 

Основные направления работы тифлопедагога:

 1) Тифлопедагогическое обследование детей

 2) Изучение медицинских и офтальмологических карт

 3) Наблюдение за детьми

 4) Исследование зрительного восприятия

 5) Проведение специальных коррекционных занятий:

 • Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию зрительного восприятия по следующим видам: формирование предметных представлений, формирование восприятия сенсорных эталонов, формирование восприятия сюжетных изображений;

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по развитию мелкой моторики;

• Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков ориентировки в пространстве;

 • Подгрупповые и индивидуальные занятия по формированию навыков социально-бытовой ориентировки.

 Методическая работа тифлопедагога:

 • посещение общеобразовательных занятий с целью изучения того, как дети усваивают программный материал, какие трудности испытывают, как овладевают приемами предметно-практической деятельности, что наиболее интересно и доступно. Каждому ребенку, насколько эффективны применяемые воспитателем методы коррекционного воздействия;

 • выступления на педагогических советах для ознакомления воспитателей с особенностями развития, воспитания и обучения детей со зрительной патологией, а также коррекционными программами и методиками;

 • организация и проведение семинарских занятий по той или иной проблеме, обсуждение опыта работы;

 • индивидуальное консультирование воспитателей по конкретным вопросам воспитания и обучения детей, методов коррекционной работы; показ занятий с детьми с целью ознакомления воспитателей с конкретными методами и приемами коррекционной работы;

  • показ открытых занятий с детьми

 Работа с родителями.

 Одним из важнейших направлений является работа с семьями детей с нарушениями зрения.

 • выступления на родительских собраниях по общим вопросам воспитания, обучения и развития детей с нарушением зрения;

 • консультации для отдельных групп родителей с учетом общих для них проблем, связанных с особенностями развития детей, трудностями в овладении определенными знаниями;

 • индивидуальное консультирование родителей;

 • проведение для родителей индивидуальных и подгрупповых коррекционных занятий, целью которых является обучение родителей приемам взаимодействия с ребенком; выставки специальной, доступной для понимания родителей, литературы с аннотациями тифлопедагога; выставки игр и специальных пособий, которые родители могут использовать в занятиях с детьми дома;

• рекомендации по закреплению и совершенствованию сформированных у детей навыков на занятиях, профилактике зрительных утомлений, развитию зрительных функций.

 Содержание коррекционной работы должно обеспечивать:

 1. выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и (или) психическом развитии;

 2. осуществление индивидуально ориентированной психолого-медики-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-психологической комиссии );

 3. возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы и их интеграции в образовательном учреждении.

Социально – бытовая ориентировка.

Месяц

Неделя

Тема

Сентябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Тифлопедагогическое обследование.

Выявление зон актуального и ближайшего развития

Овощи. Огород.

Фрукты. Сад.

Октябрь

1  неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Осень. Признаки осени.

Деревья.

Перелётные птицы. грибы.

Ноябрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Одежда.

Обувь.

Домашние птицы.

Кухня. Посуда.

Декабрь

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Зима. Признаки зимы.

Домашние животные и их зимой.

Дикие животные и их детёныши зимой.

Семья. Новогодний праздник.

Январь

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Зимующие птицы.

Транспорт грузовой и пассажирский.

Мебель. Части мебели.

Февраль

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Профессии.

Головные уборы.

Продукты питания.

Наша родина.

Март

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Весна. Приметы весны .Прилёт птиц

Инструменты.

Рыбы. Водоём.

Наш город.

Апрель

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Бытовая техника.

Дикие животные и их детёныши.

Домашние животные и их детёныши.

Ягоды.

Май

1  неделя

2неделя

3 неделя

4 неделя

Времена года.

Насекомые.

Лето. Признаки лета

Цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения

Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением письма и чтения

Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН  и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аг...

Рабочая программа по химии для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата 8 класс

  Рабочая программа учебного курса химии  для 8 класса  составлена на основе Примерной программы основного общего образования по химии и авторской программы О.С.Габриеляна, соотв...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР» для учащихся 5-6 классов

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА    «Предупреждение и коррекция нарушений чтения и письма обусловленное ОНР»   для учащихся 5-6 классов. Срок реализации...

Применение интерактивных технологий на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения

Интерактивные технологии - это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность по заданным правилам ...

Рабочая программа коррекционной работы для детей с задержкой психического развития

Проблема помощи детям с задержкой психического развития (ЗПР) приобрела в последние годы особую актуальность. В последние десятилетия особенно остро обозначилась проблема существенного роста числа дет...

Рабочая программа «Двигательное развитие» для детей с интеллектуальными нарушениями

Данная программа разработана  для обучающегося с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2) в соответствии с требованиями ФГОС для умственно отсталых детей....