Применение интерактивных технологий на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения
консультация
Интерактивные технологии - это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность по заданным правилам и условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tehnologii.docx | 23.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Применение интерактивных технологий на коррекционных занятиях для детей с нарушениями зрения.
из опыта работы тифлопедагога, Яковлевой Е.С.
Интерактивные технологии – это ряд педагогических методик, обеспечивающих необходимый образовательный эффект, посредством включения учащихся в совместную с педагогом деятельность, по заданным правилам и условиям. Применение «активных методов и форм обучения» всегда было восребовано в педагогической практике. Активные методы и формы обучения объединяют группу педагогических технологий, которые позволяют достигнуть высокого уровня объектной активности в учебной деятельности. Педагог использует те технологии, которые позволяют создать наиболее комфортные условия для обучения, взаимодействия между участниками учебного процесса и саморазвития учащихся. Одними из таких технологий являются интерактивные технологии.
Интерактивные технологии один из вариантов коммуникативных технологий. Использование интерактивных технологий на коррекционных занятиях является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации обучения детей с ОВЗ, развития у них творческих способностей и создания благоприятного эмоционального фона. Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.
При использовании интерактивных технологий в работе с детьми решаются одновременно нескольких педагогических задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков.
Любой человек, имеющий ту или иную патологию физического развития, при создании соответствующих условий может стать полноценной личностью.
Коррекционные занятия для слепых и слабовидящих, как правило проходит в подгруппе учащихся, имеющих различные патологии зрения и связанные с этим вторичные нарушения. У незрячих и слабовидящих учащихся снижены скорость и точность восприятия, недостаточно сформированы полнота и целостность образов, в следствии чего возникают трудности в формировании и оперировании понятиями, трудности в концентрации внимания. В качестве ведущей учебно-познавательной ориентировочной деятельности выступает осязательное и слуховое восприятие. Отдельное коррекционное занятие можно представить так:
Коррекционное занятие по курсу:
Тема:
Класс:
Тип занятия: (например) Изучение нового материала. Отработка на практической части занятия.
Цель занятия:
умение воспринимать информацию и применять ее в практической деятельности, развитие критического мышления;
Задачи занятия:
закрепление представлений учащихся, формирование представлений учащихся о круге задач, связанных с полученными знаниями, развитие практических навыков.
Планируемые результаты:
предметные: усвоение конкретного материала по теме коррекционного занятия;
метапредметные: развитие коммуникативной компетенции; развитие исследовательских учебных действий, осуществление самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности.
межпредметные: знание приемов применения полученных знаний и практических навыков в учебной деятельности, в жизни;
личностные: владение умениями совместной деятельности (согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения).
Формирование УУД компетенций:
Личностные УУД: умение организовать свое рабочее время, распределить силы; получать знания и навыки, выходящих за рамки преподаваемой темы.
Познавательные УУД: формирование информационной культуры; умение искать информацию вне занятия; умение оформить результаты своей деятельности .
Регулятивные УУД: формирование умений находить пути достижения поставленной задачи, делать выводы; направлять свою работу на результат.
Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении вопроса, планировать свою деятельность.
Техническое оснащение урока: компьютер учителя, интерактивная доска и т.д, увеличительные устройства и т.д (по необходимости)
В структуре занятия выделены 6 этапов:
1 этап. Организационный момент.
Занятие начинается с приветствия. Задается положительный эмоциональный настрой. Рабочие места готовы для работы. Собдюдаются все нормы и требования к рабочему месту, к режиму освещения, к зрительной нагрузке и т.д
2 этап. Обеспечение мотивации. Опрос обучающихся по ранее изученному материалу.
Создается проблемная ситуация для подведения к теме занятия. В ходе беседы, с помощью наводящих вопросов ученики самостоятельно формулируют тему;
Проводится опрос обучающихся для проверки их знаний и готовности к занятияю.
По итогам проводится рефлексия – ученики самостоятельно определяют свою готовность к занятию.
3 этап. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Открытие нового знания.
С помощью наводящих вопросов выявляется проблема - для выполнения следующего задания недостаточно полученных ранее знаний. В процессе изложения нового материала учителем, учащиеся обобщают полученные знания и делают вывод. Сначала при помощи учителя, затем самостоятельно
Физкультминутка.
С помощью занимательной физкультминутки создаются условия для снятия психологического напряжения и смены статической позы. Происходит эмоциональная разрядка.
4 этап. Организация деятельности по закреплению и применению знаний и умений.
На этом этапе для закрепления полученных знаний учащиеся по обговоренному алгоритму подбирают необходимые для работы материалы самостоятельно и помогают друг другу. А также применяют знания, полученные ранее. Проговаривают свои действия и выполняют практическую часть. Тифлопедагог находится постоянно рядом контролирует и направляет действия учащихся.
Учащиеся оценивают себя, проводят краткий анализ знаний и умений по теме.
5 этап. Домашнее задание.
Дается с учетом индивидуальных особенностей ребенка. Учитывается обеспечение необходимыми средствами обучения в домашних условиях. Если есть возможность тифлопедагог может выдать эти средства для пользования дома на определенный срок.
Домашнее задание имеет оптимальный объем и доступность, поэтому не должен вызывать затруднения у учащихся.
6 этап. Итог урока. Рефлексия.
Подводится итог по теме занятия посредством диалога. Выполняется самооценка учащихся, получение учащимися информации о реальных результатах работы на занятии и сравнение с самооценкой.
К методам оценочной деятельности УУД компетенций, используемым коррекционных занятиях, можно отнести наблюдение и практическую работу. Обучающиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану, учитель консультирует процесс. Формами контроля можно считать индивидуальный и фронтальный устные опросы. Применяются также формы самоконтроля. Учащиеся дают оценку своей деятельности по её результатам. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся.
В ходе занятия в обязательном порядке организуется индивидуальная работа с учащимися.
Соотношение деятельности учитель-ученик соответствует реализации личностно ориентированного подхода в обучении: (применение диалоговых форм общения, практико – ориентированное задание по курсу, объем и характер практической работы).
Индикатором, по которым можно проследить, достигнута ли цель занятия, может являться рефлексия.
Изучение любой темы коррекционных курсов в дальнейшем способствует более успешной социальной адаптации учащихся.
Список литературы:
- Толыпина, Ю. А. Использование интерактивных технологий в образовательном процессе / Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 300-301.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения
Конспект коррекционного занятия для детей с нарушением зрения старшей группы "Домашние помощники" (бытовые приборы)...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения
Забота о здоровье ребенка в настоящее время стала занимать приоритетные позиции, так как в любой стране нужны личности творческие, гармонично развитые, активные и здоровые....
Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми с нарушениями зрения.
ГБОУ школа-интернат № 1 им. К.К.Грота, Санкт-Петербург, 2018 г.Учитель-дефектолог Магина Юлия Михайловна Особенности подготовки и проведения открытого коррекционного занятия с детьми ...
Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий для детей с нарушениями зрения.
Основные рекомендации к подбору дидактического материала, методам, приемам и организации занятий будут полезны педагогам, работающим с детьми с нарушением зрения....
Конспект занятия для детей с нарушением зрения (младший школьный возраст)
Цель: Развитие тактильных ощущений, развитие осязанияЗадачи:развитие тактильной чувствительностиразвитие тактильной памятиразвитие вниманияразвитие мелкой моторикиразвитие мышления, речи...
Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми с нарушениями зрения
Здоровьсберегающие технологии - это система мер, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития....