Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением письма и чтения
рабочая программа на тему

Светлана Валерьевна Соковых

Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН  и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аграмматической, моторной, акустической, оптической и на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_sokovyh_disgrafiya.docx85.33 КБ

Предварительный просмотр:

Логотип3

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное учреждение города Москвы

«Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции «Крестьянская застава»

г. Москва ул. Ставропольская         тел.(499)350-14-55        E-mail: cpmss-zastava@ edu.mos.ru

Согласовано                                                                                                   Утверждаю

Заместитель директора                                                                                 Директор

____________________                                                                                 ______________________

                                                                                                                         Сагалов М.В.    

Рабочая программа учителя-логопеда для детей с нарушением письма и чтения.

Срок реализации программы 36 академических часов (занятий)

                                                                                                          Автор-составитель: Соковых С.В.

                                                      Пояснительная записка.

        Программа предназначена для работы с детьми 8-18 лет, имеющими нарушения навыков чтения и письма, обусловленных ОНР, ФФН, ФН  и направленных на коррекцию различных видов дисграфии и дислексии (аграмматической, моторной, акустической, оптической и на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

        Программа направлена на формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, на работу над темпо-ритмом в процессе чтения и письма, на развитие графо-моторных функций, на устранение специфических ошибок при чтении и письме, на закрепление орфографических и пунктуационных правил, на формирование понимания прочитанного, умения передавать содержание прочитанного на письме без «смысловых скважин», пропусков и перестановки событий.

        В устной речи программа направлена на автоматизацию звукопроизношения, фонетико-фонематических процессов, совершенствование лексико-грамматического строя речи, умения читать с применением темпа, ритма, мелодики, паузации и ударения.

Цель:

  • Устранение ошибок чтения и письма, выработка «языкового чутья», совершенствование процессов звуко-буквенного анализа и синтеза слов, дифференциация групп букв, сходных по звучанию, написанию, предупреждение пропуска букв, их смешения и перестановки.
  • Профилактика и устранение ошибок на уровне предложения.  Совершенствование и выработка умения излагать в письменной форме (изложение, сочинение) мысли четко, ясно, с использованием различных видов предложений (от простого нераспространенного к простому распространенному, у сложно-сочиненным и сложно-подчиненным).

Категория воспитанников: дети от 8 до 18 лет.

Срок обучения: для детей 1,5 часа в неделю (18 недель).

Режим занятий:  45 минут.

Форма обучения: индивидуальные и подгрупповые коррекционно-развивающие занятия.

Количество занятий в неделю: 2.

Количество занятий в год: 36.

Диагностика: 2 (первичная и заключительная).

        В итоге логопедической работы у ребенка сформируется умение различать и не путать буквы при чтении и на письме, умение выполнять звуко-буквенный и слоговой анализ и синтез слов и предложений, увеличится словарный запас, устранятся аграмматизмы, повысится скорость чтения, появятся умения и навыки свободно и адекватно пользоваться этими средствами, улучшиться успеваемость в школе.

Принципы:

  1. Индивидуализация – изучение структурного нарушения речи и особенности речевого развития ребенка.
  2. Разносторонность – обязательный учет в коррекционной процессе не только речевых, но и индивидуальнотипологических особенностей школьников, которые мешают развитию речи.
  3. Комплексность – использование в развитии речи различных видов деятельности: игровой, учебно–познавательной и др., учитывая общие и специфические закономерности развития детей.
  4. Систематичность – продуктивное изучение речи, процесс ее развития и коррекции нарушений предполагает воздействия на все компоненты и стороны речевой функциональной системы.
  5. Принцип обходного пути – формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена.
  6. Дидактические – наглядный, достаточный, индивидуальный подход.
  7. Принцип развития – принцип поэтапного формирования речи и высших психических функций от младшей группы до подготовительной с учетом индивидуальных особенностей и развития ребенка, с учетом онтогенеза и зоны ближайшего развития.  

Методы и формы реализации.

        Программа реализуется в форме индивидуальных и подгрупповых коррекционно-развивающих занятий с детьми.

Основные методы.

  1. Наглядный:
  • Демонстрируемые действия
  • Просмотр предметных картинок
  • Просмотр сюжетных картинок
  • Просмотр серии сюжетных картинок
  • Наблюдение
  • Символы
  • Опорные схемы
  • Образцы
  • Муляжи
  • Фото
  • Пиктограммы
  • Жесты
  • Мимика
  • Изографы
  • Игрушки и предметы окружающей действительности.
  1. Словесный:
  • Прослушивание образца правильных словоформ
  • Беседа
  • Рассказывание
  • Чтение
  • Рассуждение.
  1. Практический:
  • Упражнения
  • Подражательно-исполнительный (выполнение инструкций)
  • Моделирование
  • Конструирование
  • Игры.

Формы подведения итогов.

        В начале и конце коррекционного процесса проводится диагностика уровня чтения и письма по методикам Л.Н. Ефименковой, И.Н. Садовниковой. Диагностика проводится в форме тестовой письменной работы и прочтения специально подготовленного текста по апробированной методике Т.А. Фотиковой.

Механизм проведения занятия.

С детьми младшего школьного возраста 8 – 12  проводятся занятия, включающие работу по развитию и коррекции устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи) и письменной речи (формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, работа над темпом и ритмом чтения и письма, развитие графо-моторных функций, работа по устранению специфических ошибок при чтении и письме, работа по закреплению орфографических и пунктуационных правил, работа над пониманием прочитанного, пересказом текста). Занятия с этой группой детей содержат 5-ти минутный  перерыв (физкультурная минутка), куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, гимнастики для пальчиков и т.п.

С детьми среднего школьного 12-15 лет и старшего 15 – 18 лет  возраста проводятся занятия, включающие работу по развитию и коррекции устной речи (коррекция звукопроизношения, развитие лексико-грамматического строя, фонетических процессов и связной речи) и письменной речи (формирование звуко-буквенного анализа и синтеза, работа над темпом и ритмом чтения и письма, работа по устранению специфических ошибок при чтении и письме, работа по закреплению орфографических и пунктуационных правил,  работа над пониманием прочитанного, пересказом текста, составлением рассказа, выделением главной мысли и темы в тексте, членении текста на части и т.п. ). Занятия с этой группой детей содержит два  5-ти минутных  перерыва (физкультурная минутка), куда могут входить комплексы общеукрепляющих упражнений, гимнастики для глаз, упражнения в занимательной форме для развития высших психических функций и т.п.

Характеристика детей, страдающих нарушением чтения и письма.

Проблемы  усвоения навыков письменной речи во многом объясняются особенностями учебной деятельности школьников: им свойственны недостаточная целенаправленность действий, неумение анализировать и соблюдать последовательность выполнения задания на уроке. Без напоминания учителя дети не стремятся себя контролировать, выявлять и исправлять допускаемые ошибки.

Для учащихся с нарушением письменной речи характерными являются и недостатки психомоторного развития: общая неловкость, неточность в координации движений. В результате недостатков в формировании  графомоторных навыков дети оказываются неготовыми к овладению письмом. Формируется плохой почерк, дети не могут ориентироваться в пространстве листа, путают строчки и клетки. Отмечается повышенный мышечный тонус, который мешает ребенку постоянно писать на уроке.

У детей со стойкой школьной  неуспеваемостью страдает как ипрессивная, так и экспрессивная речь. Развитие импрессивой речи характеризуется недостаточностью дифференциации речевых звуков, что затрудняет  понимание смысла отдельных слов, предложений.  Наиболее сложным является усвоение развернутых логико-грамматических конструкций.

Экспрессивной речи свойственны грамматические неточности в сочетании с ограниченностью словарного запаса. Дети не могут свободно пересказать текст, составить рассказ по серии сюжетных картин, описать конкретную жизненную ситуацию, им недоступен творческий пересказ.

Динамические нарушения  могут проявляться   монологической речи, что связано с незрелостью механизма внутреннего программирования и грамматического структурирования речевых высказываний. У учащихся при беседах на заданную тему легко теряется общий смысл. Вместо образных выражений они часто пользуются готовыми словесными штампами.

У школьников в обычные возрастные сроки бывают несформированными фонематический анализ и синтез, что приводит к затруднению в понимании устной речи, ошибкам при чтении и письме. Неполностьюсформированным  является умение самостоятельно, с  помощью интонации, делить речевой поток на предложения.

Дети с нарушением чтения и письма  затрудняются  в понимании сюжета  рассказа,  пересказе его содержания. Смысл прочитанного  для них не всегда понятен из-за наличия в тесте причинно-следственных связей, пространственно-временных представлений, художественных образов. Учащиеся  сНЧиП испытывают трудности  в понимании содержания рассказов со скрытым смыслом.

У школьников наблюдаются  многочисленные  варианты  трудностей овладения чтением: замедленный темп формирования навыка чтения, нарушение смысловой стороны речи, разнообразные ошибки.

Акустическая дисграфия.

Распространены ошибки, связанные  с   недостаточностью  фонематического восприятия: замены  букв,  обозначающих твердые и мягкие,  звонкие и глухие звуки. Встречаются ошибки, связанные с несформированностью фонематического и слогового  анализа: пропуски гласных и согласных; добавление букв; перестановка букв; пропуски слогов; перестановки и   добавления слогов.  Также существуют ошибки, связанные с несформированностью анализа предложения: слитное написание слов, раздельное написание слова, пропуск слова, пропуски и замены предлогов.

Оптическая дисграфия.

В логопедической практике известны замены графически сходных букв на письме: замены букв, состоящих из различного количества сходных элементов; замены букв, отличающихся пространственным  расположением элементов (д-в); замены букв , в которых один из элементов отличается по изображению и направлению в написании отдельных составляющих частей (б-д, и-у).

Аграмматическаядисграфия.

Данный вид дисграфии обычно проявляется с третьего года обучения, когда ребенок приступает к изучению грамматических правил.  Ребенку не  удается овладеть правилами изменения слов по числам, падежам, родам и т.д. это выражается в неправильном написании окончании слов, в неумении согласовании слов между собой.

Артикуляторно-аккстическаядисграфия.

В основе этого вида дисграфии лежит тот вид неправильного произношения ребенком звуков речи, когда один звук полностью заменяется другим (шапка – «сапка», рыба – «лыба»).

Отдельно выделяются орфографические ошибки: затруднения при правописании безударных гласных, написании гласных после шипящих, при правописании

непроверяемых слов и т.д.

Логопедическая работа с детьми с недостатками чтения и письма, обусловленными

 общим недоразвитием речи.

I этап

Коррекция звукопроизношения и развитие фонетических процессов.

Содержание работы

Формируемые учебные навыки

Задачи

Кол-во занятий.

Рекомендации родителям

Текст, предложение, слово. Дифференциация понятий: текст-предложение, предложение-слово.

Уточнение представлений о предложенных словах, отвечающих на вопросы: кто?, что?, какой?, что делает?…

Совершенствование умений:

  • отвечать на вопросы;
  • применять инструкцию;
  • употреблять терминологию.

1

Использовать графическую запись слов и предложений

Звуки и буквы. Гласные звуки и буквы.

Алфавит. Дифференциация гласных и согласных.

3

Выучить алфавит, дифференцировать гласные и согласные буквы

Слоговой анализ и синтез слогов.

Перенос слов.

2

Делить на слоги двух- и трехсложные слова  

Твердые и мягкие согласные перед гласными.

Гласные I и II ряда в слогах-слияниях

2

Записывать слова «бусинами». Придумывать слова с заданным количеством звуков

Мягкий знак. Функция смягчения.

Выделение твердых и мягких согласных.

2

Выучить стихотворение «Ь». Повторить правило о функции мягкого знака

Соотношения между буквами и звуками в словах с гласными я,ё,ю,е

Разделительный мягкий знак.

1

Выписать из орфографического словаря 10 слов по теме

Звонкие и глухие согласные. Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Правописание парных звонких и глухих согласных.

6

Повторить правило правописания парных звонких и глухих согласных. Написание предложений, насыщенных буквами по теме.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков и букв.

Правописание гласных букв после шипящих и ц

2

Повторить правило правописания гласных букв после шипящих и Ц. Написание предложений, насыщенных буквами по теме.

II этап

Морфологический состав слова

Образование слов префиксальным способом. Суффиксальное образование слов. Формообразующая роль окончания.

Корень, однокоренные слова. Правописание приставок. Схема состава слова.

  • планирование работы;
  • осуществление самоконтроля;
  • организация своей деятельности по времени.

2

Разбирать слова по составу. Записывать однокоренные слова в рабочую тетрадь

Ударение, его роль.

Безударные гласные.

2

Проговаривать слова различной слоговой структуры, выделяя ударный слог.

Практические упражнения по переносу ударения в словах.

Правописание безударных гласных, проверяемых ударением.

1

Написание слов различной слоговой структуры. Закрепить умение постановки ударения в словах.

Синонимы, антонимы, многозначные слова.

Существительное, прилагательное, глагол.

2

Работа с орфографическим словарем: выписать по 10 слов по каждой теме.

III этап

Предложение и текст.

Словосочетания. Согласование (существительное+прилагательное), (существительное+глагол)

Окончания прилагательных.

Развивать умения:

  • вести диалог по ходу учебной работы;
  • рассказывать о последовательности выполненной работы;
  • подводить итоги.

2

Придумывать словосочетания по сюжетным картинкам, записывать их в рабочую тетрадь

Управление. Предлоги.

Падежные конструкции

2

Работа по дидактическим карточкам

Дифференциация предлогов и приставок.

Состав слова.

2

Работа по дидактическим карточкам Токарь И.Е.

Диалоги.

Конструирование сложных предложений союзных и бессоюзных).

2

Использовать графическую запись слов и предложений. Придумывать слова с заданным количеством слов.

Пересказ с опорой. Рассказ (краткий, выборочный). Описание, рассуждение.

Интонация, темп речи, логическое ударение, пауза.

2

Описывать окружающие предметы 2-3 предложениями

Логопедическая работа с детьми с недостатками чтения и письма  с недостатками чтения и письма, обусловленными фонетическим или фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Содержание работы

Грамматические понятия и правила

Примечание

Кол-во занятий

Рекомендации родителям

Коррекция недостатков произношения.

Логопедический массаж, постановка звуков, автоматизация звуков в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, связной речи.

Весь этап

На этапе автоматизации звуков в словах – просить ребенка правильно произнести слово

Звуки русской речи.

Текст, предложение

Использовать при анализе и синтезе слов цветовые фишки, символы, схемы и выборочную транскрипцию.

Закрепление орфографических правил согласно требованиям школьной программы по русскому языку.

2

Выучить алфавит, дифференцировать гласные и согласные буквы

Графические схемы.

Слово, слог, звук.

2

Использовать графическую запись слов и предложений

Гласные звуки и буквы.

Деление слов на слоги.

2

Записывать слова «бусинами». Придумывать слова с заданным количеством звуков

Слогообразующая роль гласных.

Перенос слов. Ударение.

2

Делить на слоги двух- и трехсложные слова, выделяя интонационно ударный слог

Согласные звуки и буквы.

Звуко-буквенный анализ.

2

Записывать слова «бусинами». Придумывать слова с заданным количеством звуков

Конструирование слов по заданным звукам и буквам.

Синтез слов. Лексическое значение слов.

2

Делить на слоги двух- и трехсложные слова.

Твердые и мягкие согласные звуки перед гласными.

Обозначение мягких согласных звуков гласными я,ё,ю,е,и.

4

Записывать слова «бусинами».

Мягкий знак. Функция смягчения.

Правописание мягкого знака на конце и в середине слов.

4

Выучить стихотворение «Ь». Повторить правило о функции мягкого знака

Непарные твердые и мягкие согласные звуки.

Анализ и синтез слогов слияний с [ж], [ш], [ц] и [ч] [щ], [й].

4

Выучить правило написания гласных с буквами Ж, Щ, Ш, Ч, Ц

Мягкий знак. Разделительная функция.

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Приставки.

2

Повторить стихотворение «Ь». Повторить правило о функции мягкого знака

Дифференциация парных звонких и глухих согласных.

Правописание парных звонких и глухих согласных букв.

2

Повторить правило правописания парных звонких и глухих согласных. Написание предложений, насыщенных буквами по теме.

Оглушение и озвончение парных звонких и глухих согласных.

2

Дифференциация соноров [р]-[л],[р`]-[л`]

По необходимости.

2

Работа по дидактическим карточкам Ефименковой Л.Н.

Дифференциация шипящих и свистящих звуков [с]-[ш], [з]-[ж] ,[с`]-[щ`],[с]-[ц], [ч`]-[т`],[ч`]-[щ`],[ч`]-[ц]

Правописание гласных букв после шипящих и ц

Выборочно.

1

Работа по дидактическим карточкам Ефименковой Л.Н.

Соотношения между буквами и звуками в слове.

Удвоенные и непроизносимые согласные.

1

Работа с орфографическим словарем: выписывать слова по теме

Ударение. Ритмический рисунок слов.

Роль ударения в слове.

1

Делить на слоги двух- и трехсложные слова, выделяя интонационно ударный слог

Перенос ударения.

Правописание безударных гласных. Состав слова.

1

Работа с орфографическим словарем: выписывать слова по теме

Методическое обеспечение программы.

«Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников»: методическое пособие \ Т.А.Фотекова.

     «Коррекция устной и письменной речи» Л.Н.Ефименкова, Л.Г. Парамонова, Р.И. Лалаева, Ф.Д. Костенко, И.Н. Садовникова.

  "Развитие речи" - О.В. Узорова, Е.А. Нефедова, Е.М. Косинова, О.С Яцель, С.А. Васильева, Т.А.Шорыгина, О.А Безрукова.

 «Развитие фонематического анализа и синтеза» – Т.А Ткаченко, Р.И. Лалаева, Л.В Лопатина, Козырева Л.Г.

«Развитие и коррекция навыков чтения» – В.В. Воронкова, И.В. Коломыткина , Н.С. Жукова , И.Л. Калинина

"Развитие и коррекция познавательной деятельности" – Л.Ф Тихомирова, Е.А Стребелева, Ю.А Соколова, С.В Коноваленко, А.З Зак, Н.К. Винокурова, Н.Я. Семага. М.М.

"Развитие графических навыков" . – Е.В. Новикова, М.М. Безруких

 "Коррекция звукопроизношения, развитие дыхания, фонации" – В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, Б.И. Айзенберг, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, И.Ю Левченко. О.Г. Приходько.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учителя – логопеда по коррекции нарушений письменной речи у школьников 2 – 4 классов

  Данная программа рассчитана на два года обучения. Система коррекционного обучения разделена на три этапа: фонетический, лексический и синтаксический. В начале обучения проводятся д...

Рабочая программа учителя-логопеда "Программа коррекционно-развивающей работы в группе для детей с общим недоразвитием речи III ур. (с 5 до 7 лет)"

Данная программа разрабатывалась с учётом концептуальных положений общей и коррекционной педагогики и исходя из результатов обследования детей с логопедическим диагнозом «Общее недоразвитие речи».Прог...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда по исправлению речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учителя-логопеда  по исправлению речевых нарушений  у детей старшего дошкольного возраста  в условиях логопункта (по ФГОС) на 2014 - 2015 учебный год....

Рабочая программа учителя - логопеда в подготовительной группе для детей с ФФНР

Рабочая программа учителя-логопеда Биктимировой С.В. предназначена для детей с 6 до 7 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи с простой, сложной дислалией, со стёртой формой дизартрии, подгот...

Рабочая программа учителя-логопеда логопункта для детей с диагнозом:"Фонетическое недоразвитие речи"

Пример адаптированной рабочей программа для учителя-логопеда логопункта для детей с ФНР....

ТРАДИЦИОННЫЕ И ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА С СЕМЬЕЙ ДЕТЕЙ, ИМЕЮЩИХ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ

В настоящее время взаимодействие учителя - логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной. В Концепции дошкольного воспитания подчеркивается: «Семья и детский...

Рабочая программа учителя-логопеда с воспитанниками седьмого года жизни с тяжелыми нарушениями речи

Рабочая программа учителя-логопеда в группе комбинированной направленности с воспитанниками седьмого года жизни с общим недоразвитием речи...