Проектно-исследовательская деятельность на основе ИКТ в работе с одарёнными детьми
статья по теме

Бубенцова Татьяна Евгеньевна

Статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bubentsova_t.e._statya.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Бубенцова Татьяна Евгеньевна,

заместитель директора по ИР,

учитель иностранных языков

Место работы: МОУ «Средняя школа № 4"

г.Ртищево Саратовской области

«Три качества – обширные знания, привычка мыслить и

благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле этого слова».

(Н.Г.Чернышевский)

Проектно-исследовательская деятельность на основе ИКТ

 в работе с одарёнными детьми

Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности.

 Говорят, что каждый человек талантлив! И это так. У кого-то математические способности, кто-то талантлив в спорте, кто-то прекрасно поёт или танцует, из кого-то мог получиться прекрасный актёр и т.д. Главная цель учителя, воспитателя - распознать и помочь раскрыть талант, помочь ребёнку стать настоящей Личностью, подготовить подрастающее поколение к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде.

 Одним из способов достижения данной цели является организация в школе проектной и исследовательской деятельности учащихся .Исследовательская деятельность учащихся – деятельность, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением. Эта деятельность предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение. Проектно – исследовательская деятельность – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определение ожидаемых результатов, определение необходимых результатов.

 Проектная и исследовательская деятельность – одна из технологий воспитания мотивированных детей. Одаренные дети, работая над проектами, овладевают методами научной творческой работы и принимают участие в экспериментах, исследованиях, что позволяет им почувствовать уверенность в себе,  самоутвердиться, ощутить радость успеха. Занимаясь проектной деятельностью, одаренные дети развивают самостоятельное мышление, умение добывать информацию, прогнозировать, принимать нестандартные ситуации.

 Сегодня организовать проектно-исследовательскую деятельность учащихся без применения информационно - коммуникативных технологий просто невозможно. С помощью знаний основ информатики учащиеся могут эффективно осуществлять поиск информации в Интернете, создавать и качественно оформлять проектно- исследовательскую работу, её презентацию и продукт проектной работы (статью, рекомендации, электронные и печатные пособия, буклеты и т. д.), обрабатывать результаты исследования. На сегодняшний день Интернет - это глобальная сеть, представляющая собой межсетевое объединение региональных, корпоративных и локальных сетей, и работа которой поддерживается рядом сервисов в едином мировом информационном пространстве. Интернет включает в себя совокупность сервисов. К наиболее распространённым и популярным сервисам относятся следующие: WWW - это самая популярная служба. WWW предназначена для поиска, сбора информации на Web-серверах. Электронная почта - это служба позволяет быстро пересылать письма в электронном виде. FTP - это служба обеспечивает пересылку файлов с файловых архивов FTP - серверов на другой компьютер. Телеконференции - эту службу иначе называют ещё Группой новостей. Она специально предназначена для сбора сообщений, связанных с обсуждением какой-либо темы. Chat - это служба, предназначенная для общения людей в виде диалога в режиме Online. Форумы - это служба, предназначенная для тематического общения людей в режиме Offline. Telnet - протокол, позволяющий использовать вычислительные ресурсы удаленного компьютера. Gopher - Gopher позволяет не только просмотреть списки ресурсов, но и перешлет нужный материал. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: страноведческий материал, новости из жизни молодёжи, статьи из газет и журналов. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.

В своей работе не один год я использую проектную методику. Надо отметить, что учебники немецкого языка под редакцией И.Л. Бим предусматривают создание проектов по различным темам. Например, работа учащихся 11 класса над проектом «Die Kunst Deutschlands” способствовала развитию поисковой и самостоятельной деятельности учащихся, совершенствованию их умений и навыков в использовании информационно-коммуникативных технологий, развитию творческих способностей. В ходе совместной работы учащиеся и учитель создают разнообразные проекты: практико-ориентированные, социальные, информационные, межпредметные, творческие, мини, моно –проекты и др .Для поиска необходимой информации учащиеся чаще всего используют поисковые системы www.google.com( всеобъемлющая поисковая система для академических целей), www.yandex.ru, www.mail.ru, www.rambler.ru( популярные российские поисковые системы с быстрым поиском), http.//kinds.yahoo.com/ ( материал для учащихся I- XI классов общеобразовательных школ), http.//yahoo.com/(тематическая организованная поисковая система); активно используют электронную почту и Chat  для обмена информацией между учащимися, учащимися и учителем. При работе над проектом учителю отводится роль организатора и координатора, и поэтому ему необходимо учить учащихся правильно использовать сервисы сети Интернет, обращая внимание на содержание сайта, источник информации, структуру сайта. Роль учителя: научить ученика критически подходить к оценке материала и правильно использовать Интернет-ресурсы. Использование проектно-исследовательской технологии на основе умелого использования сервисов сети Интернет, информационно-компьютерных технологий способствует формированию и развитию ключевых компетентностей учащихся.

 В нашей школе № 4 г.Ртищево Саратовской области работа педагогического коллектива  в области «Проектная и исследовательская  деятельность учащихся на основе использования ИКТ» осуществляется на протяжении  многих лет. Второй год коллектив работает в составе муниципальной научной лаборатории , которая  является  структурным  подразделением МУ "Методический кабинет" Ртищевского муниципального района  региональной   научно-консультационной службы «Педагогический поиск», созданной на базе научно-исследовательского отдела  ГОУ ДПО «Саратовский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по направлению « Проектно-исследовательская деятельность  на основе ИКТ как средство формирования ключевых компетентностей учащихся». В проектную деятельность с использованием ИТК  вовлечены различные возрастные группы учащихся . (1-4, 5-7, 8-11). Совместная работа педагогов и учащихся даёт свои положительные результаты: победы учащихся на научно-практических конференциях различного уровня, победы на разнообразных интеллектуальных и творческих  конкурсах. (напр.  первые места на региональном туре конкурса юношеских  исследовательских работ им.В.И. Вернадского, успешное выступление учащихся в Москве на данном конкурс, победа в региональной  конференции исследовательских работ «Права человека глазами ребёнка»,  в международной научно-практической конференция «От школьного проекта – к профессиональной карьере» и др.)

Сетевые дистанционные проекты прочно входят в практику школ. В прошлом учебном году по инициативе нашей школы был организован муниципальный сетевой проект «Я лиру посвятил народу своему». В этом учебном году мы планируем провести два сетевых дистанционных проекта: муниципальный сетевой проект «Книги-юбиляры», и межрегиональный сетевой проект, « Вернадский: жизнь, мысль, бессмертие» , посвящённого  150 -летию со дня рождения великого русского учёного естествоиспытателя, мыслителя и общественного деятеля В.И.Вернадского. К проектам подобного рода педагоги школы стараются  привлекать как можно больше учащихся. Сетевые проекты являются  одной из удачных форм организации дистанционной проектной и исследовательской  деятельности школьников; способствуют формированию и развитию коммуникативных, творческих, исследовательских компетентностей учащихся.

 Действительно, проектно- исследовательская деятельность на основе ИКТ является средством формирования компетентностной подготовки школьников, развития одарённых детей.  Несомненно, исследовательский навык, приобретённый   в школе, владение ИКТ поможет выпускнику быть успешным  в дальнейшей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Проектно-исследовательская работа по физике как одна из форм работы с одарёнными детьми

В статье описан опыт применения технологии учебных проектов в преподавании физики в сельской школе. Приведены аргументы в пользу данной педагогической технологии. Обоснован выбор тематики проект...

«Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» (на основе изучения опыта работы Быковой М.И., педагога-психолога, руководителя школьного научного общества «Эврика» МБОУ «Прутская СОШ», Павловский район).

В представленной работе «Система работы с одарёнными детьми в рамках школьного научного общества» рассматривается педагогический опыт работы Быковой Марии Игнатьевны, педагога – психолога, руководител...

Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».

Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...

Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"

В работе описывается опыт учителя  в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬКАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ  Н.А. Правдина, учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка Во всем мире проблема ...

Программа "Основы исследовательской деятельности" работа с одарёнными детьми

Современные развивающие программы основного общего образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности.Актуальность также обусловлена ее методологическо...