НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ
статья по географии

Правдина Наталия Аликовна

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

 

 

Н.А. Правдина,

 

учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

 

Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. «Развитие личности предполагает развитие следующих личных качеств: эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других людей…» [4, с. 21]. Большую роль в формировании этих качеств играет учитель. Учитель передаёт детям свой опыт и знания, умеет заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеет найти общий язык и подход к ребёнку. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе...» [5]

В нашей школе большое значение уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые позволяют развивать творческие способности личности. Одна из таких технологий - исследовательская и проектная деятельность.

Эта образовательная технология служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. По утверждению А.И. Савенкова: «Обучение учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшим условием активизации познания и творчества» [1, с. 23]. Невозможно представить работу с одарёнными детьми без этой образовательной технологии. Включаясь в исследовательскую деятельность, ученик получает возможность проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление.

Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения нетрадиционных форм внеурочной работы. Это могут быть:

  • занятия по исследовательской деятельности;
  •  конкурсы различного уровня (внутришкольные, региональные, всероссийские, международные);
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах (внутришкольные, окружные, региональные, всероссийские)

 В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики   участвовали в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях районного и окружного уровней и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Формирование исследовательских навыков и становление исследовательской деятельности на уроках биологии происходит постепенно.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора исследовательской деятельности своих учеников. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель превращается в  организатора деятельности по решению проблемы, на заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.         Уже с 7 класса ребята выполняют проекты и защищают их на школьном уровне. Это проекты на тему: «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые»,  « Мир невидимок» (о простейших).

С 8 класса мои ученики принимают активное участие в научно-практических конференциях районного, окружного и областного уровней. Тема научно-исследовательской работы на тему «Глутамат натрия – великий и ужасный» была посвящена популярной пищевой добавке Е621,  потому что проблема присутствия большого количества данной пищевой добавки в продуктах питания на сегодняшний день стоит очень остро.  Тема «Кожа – зеркало здоровья» тоже была выбрана не случайно. Девятиклассник решил исследовать   основные подростковые проблемы, связанные со здоровьем кожи, и пути их устранения. Большое количество противоречивой информации о вреде сотового телефона на здоровье человека навело учащегося 9 класса на мысль об исследовании влияния сотового телефона на здоровье человека. Результатом стала научно-исследовательская работа «Сотовый телефон – мифы и реальность».

Благодаря внедрению ИКТ мои учащиеся получают дополнительную возможность для реализации своих творческих способностей. Ребёнок может попробовать свои силы в интернет - олимпиадах, конкурсах, как региональных, всероссийских, так и международных. Ежегодно мы принимаем участие в международных дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок» по биологии и географии, в международном конкурсе по основным школьным предметам «Я – Энциклопедия».

Таким образом, такие формы работы  с одаренными детьми,  как проектная и исследовательская деятельность, ведет к активному познанию мира,  развивает  творческие способности,  выявляет и развивает таланты, помогает ребенку раскрыть и развивать свои творческие способности, самоутвердиться в жизни, выбрать профессию по душе.

Список использованных источников

  1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под редакцией А.С. Обухова// – Москва: НИИ школьных технологий, 2006 – С. 256 .
  2. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы/ Н. С. Генералова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
  3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя/ под редакцией Н.Б. Шумяковой// – М.: Просвещение, 2006 – С. 178
  4. Галанов А. Б. Самореализация одаренных школьников в исследовательской деятельности /А. Б. Галанов // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №4. – С. 21.
  5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]: [Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271]. // http://минобрнауки.рф/документы/1450

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

Н.А. Правдина,

учитель географии и биологии ГБОУ ООШ с. Нижняя Быковка

Во всем мире проблема выявления одаренных детей вызывает все больший интерес в связи с тем, что одаренные дети являются ресурсом развития страны. Воспитание и обучение одарённых детей – трудная задача. «Развитие личности предполагает развитие следующих личных качеств: эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности в себе, позитивного отношения к миру и принятия других людей…» [4, с. 21]. Большую роль в формировании этих качеств играет учитель. Учитель передаёт детям свой опыт и знания, умеет заинтересовать, повести за собой, сделать учебный процесс интересным и увлекательным, умеет найти общий язык и подход к ребёнку. «Необходимо развивать творческую среду для выявления особо одаренных ребят в каждой общеобразовательной школе...» [5]

В нашей школе большое значение уделяется внедрению новых педагогических технологий, которые позволяют развивать творческие способности личности. Одна из таких технологий - исследовательская и проектная деятельность.

Эта образовательная технология служит средством комплексного решения задач воспитания, образования, развития личности в современном социуме. По утверждению А.И. Савенкова: «Обучение учащихся умениям и навыкам исследовательского поиска становится важнейшим условием активизации познания и творчества» [1, с. 23]. Невозможно представить работу с одарёнными детьми без этой образовательной технологии. Включаясь в исследовательскую деятельность, ученик получает возможность проявить поисковую активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. У него начинает развиваться творческое воображение и критическое мышление.

Работа с одаренными детьми в условиях обычных классов складывается на основе «внутренней» дифференциации, внедрения нетрадиционных форм внеурочной работы. Это могут быть:

  • занятия по исследовательской деятельности;
  •  конкурсы различного уровня (внутришкольные, региональные, всероссийские, международные);
  • научно-практические конференции;
  • участие в олимпиадах (внутришкольные, окружные, региональные, всероссийские)

 В рамках поддержки одаренных детей я стараюсь, чтобы мои ученики   участвовали в конкурсах разного уровня, научно-практических конференциях районного и окружного уровней и, конечно, в предметных олимпиадах. По моему мнению, предметная олимпиада – один из способов определения глубины интереса ребенка к предмету, выявления особых способностей к изучению определенной предметной области. Формирование исследовательских навыков и становление исследовательской деятельности на уроках биологии происходит постепенно.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора исследовательской деятельности своих учеников. На подготовительном этапе она состоит в том, чтобы создать условия для появления идеи проекта, а также оказать помощь в первоначальном планировании. На этапе реализации проекта учитель превращается в  организатора деятельности по решению проблемы, на заключительном этапе возрастает роль контрольно-оценочной функции, так как учителю следует принять участие в подведении итогов работы в качестве независимого эксперта.         Уже с 7 класса ребята выполняют проекты и защищают их на школьном уровне. Это проекты на тему: «Пчёлы и муравьи – общественные насекомые»,  « Мир невидимок» (о простейших).

С 8 класса мои ученики принимают активное участие в научно-практических конференциях районного, окружного и областного уровней. Тема научно-исследовательской работы на тему «Глутамат натрия – великий и ужасный» была посвящена популярной пищевой добавке Е621,  потому что проблема присутствия большого количества данной пищевой добавки в продуктах питания на сегодняшний день стоит очень остро.  Тема «Кожа – зеркало здоровья» тоже была выбрана не случайно. Девятиклассник решил исследовать   основные подростковые проблемы, связанные со здоровьем кожи, и пути их устранения. Большое количество противоречивой информации о вреде сотового телефона на здоровье человека навело учащегося 9 класса на мысль об исследовании влияния сотового телефона на здоровье человека. Результатом стала научно-исследовательская работа «Сотовый телефон – мифы и реальность».

Благодаря внедрению ИКТ мои учащиеся получают дополнительную возможность для реализации своих творческих способностей. Ребёнок может попробовать свои силы в интернет - олимпиадах, конкурсах, как региональных, всероссийских, так и международных. Ежегодно мы принимаем участие в международных дистанционных олимпиадах проекта «Инфоурок» по биологии и географии, в международном конкурсе по основным школьным предметам «Я – Энциклопедия».

Таким образом, такие формы работы  с одаренными детьми,  как проектная и исследовательская деятельность, ведет к активному познанию мира,  развивает  творческие способности,  выявляет и развивает таланты, помогает ребенку раскрыть и развивать свои творческие способности, самоутвердиться в жизни, выбрать профессию по душе.

 

Список использованных источников

  1. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей /Под редакцией А.С. Обухова// – Москва: НИИ школьных технологий, 2006 – С. 256 .
  2. Генералова Н. С. Методы работы с одаренными детьми в условиях общеобразовательной школы/ Н. С. Генералова // Управление современной школой. Завуч для администрации школ. - 2009. - № 8. - С.78-81.
  3. Одаренный ребенок: особенности в обучении: пособие для учителя/ под редакцией Н.Б. Шумяковой// – М.: Просвещение, 2006 – С. 178
  4. Галанов А. Б. Самореализация одаренных школьников в исследовательской деятельности /А. Б. Галанов // Теория и практика дополнительного образования. – 2008. – №4. – С. 21.
  5. Национальная образовательная инициатива "Наша новая школа" [Текст]: [Указ Президента РФ. от 04 февраля 2010 г. № Пр-271]. // http://минобрнауки.рф/документы/1450


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектно - исследовательская деятельность как форма организации работы с одаренными детьми

В настоящее  время все больше педагогов и школ занимаются со школьниками проектно -  исследовательской деятельностью, справедливо считая, что собственные исследования, - это наиболее эффекти...

Научное общество как одна из форм организации работы с одарёнными детьми

Статья рассказывает об эффектифных формах работы с одарёнными детьми...

Формирование и развитие УУД обучающихся во внеурочной деятельности: организация работы с одарёнными детьми

В работе рассказывается об организации работы по формированию и развитию универсальных учебных действий во внеурчное время....

Проект на тему: «Модель индивидуальной деятельности обучающихся при организации работы с одарёнными детьми».

Цель проекта: изучение особенностей развития личности одаренного ребенка, разработка психологических основ и практических мер, направленных на развитие потенциала обучающихся со скрытой формой одаренн...

Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"

В работе описывается опыт учителя  в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....